старшеклассников А.А. Егоров. ГПЗ “Воронинский”
Тестовые вопросы
1. Экология - это наука:
· о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
· об эволюции живых организмов;
· об охране окружающей среды.
2. Термин “экология” был введен в науку:
· Ломоносовым;
· Дарвиным;
· Геккелем;
· Вернадским.
3. Основным следствием “парникового эффекта” является:
· разрушение озонового слоя;
· появление кислотных дождей;
· потепление климата;
· исчезновение живых организмов.
4. Основной причиной разрушения озонового слоя являются:
· фреоны;
· соединения серы;
· пестициды;
· углекислый газ.
5. Для чего создаются ООПТ (заповедники, НП)?
· Для охраны от воздействия человека животного и растительного мира.
· Для того чтобы наши потомки смогли увидеть природу в ее естественном состоянии.
· Для ведения экологического мониторинга (сравнительного анализа состояния окружающей среды, т. е. сравнивать состояние экосистем под воздействием человека с состоянием экосистем, в которых это воздействие исключено).
· Только для ведения научных исследований.
6. Вы обнаружили загрязнение окружающей среды у себя в селе, что Вы сделаете?
· Обратитесь к директору школы.
· Обратитесь к главе администрации.
· Найдете человека, который произвел это загрязнение и попросите его убрать за собой.
· Предпримете что-либо сами.
7. Что такое “стратегия устойчивого развития нашей цивилизации”?
· Развитие экономики каждой страны.
· Программа сохранения природных ресурсов и природных экосистем для будущих поколений.
· Программа одновременного, равномерного развития каждой страны.
· Программа ядерного разоружения.
· Программа выживания человечества в условиях развития цивилизации при существующей опасности деградации природной среды.
Дополнительный вопрос
· Какие животные нашей местности занесены в Красную книгу России? Почему некоторые виды животных и растений заносят в Красную книгу?
Анализ результатов
В конце прошлого 1997 г. отдел экологического просвещения заповедника “Воронинский” совместно с Инжавинским районным отделом образования Тамбовской области провел олимпиаду среди школьников по вопросам экологии и природоохраны. Всего было выбрано семь тестовых вопросов. Приняло участие 39 учащихся из 11 школ района (8-11 кл.)
Первый вопрос наглядно показал, что слово экология сейчас применяют к месту и не к месту. Так, мы слышим отовсюду совершенно неуместные употребления этого слова, например, - заболела голова, а мы говорим: “О! - это экология виновата”. Понятно, конечно, что мы имеем в виду загрязнение окружающей среды и не более того. Поэтому в экологических вопросах необходимо разграничивать такие понятия, как экология, охрана природы, загрязнение окружающей среды, экологическое образование и воспитание. Правильно ответили на этот вопрос только 43,6% учащихся. На второй вопрос правильно ответили 53,9% детей. На третий вопрос было дано правильных ответов в 74,6% случаев. На четвертый вопрос - 59%.
Первые четыре вопроса были чисто научного плана, т.е. из области экологии как науки. Остальные три можно отнести к практическим. На пятый вопрос было получено 10,2% правильных ответов. Показатель, характерный для нашего времени. Пресса, телевидение постоянно поднимают вопросы о загрязнении окружающей среды, о методах защиты животных и растений, но ни в школьной программе, ни в прессе не уделяется достаточно внимания работе заповедников. А ведь сейчас у нас в стране сложилась целая система заповедников и НП, которая является гарантом сохранения нетронутых уголков нашей природы, которые будут сравнительным эталоном для территорий, подвергающихся сильной антропогенной нагрузке.
Шестой вопрос показал, что только 23% детей знают, что нужно делать и куда следует обратиться в случае обнаружения в своем населенном пункте загрязнения окружающей среды. Сейчас, в условиях демократического общества, дети должны знать, чем занимается та или иная властная структура, что они могут сделать сами, а в каких случаях к такой деятельности нужно привлекать чиновников, спонсоров.
На седьмой вопрос правильно ответили 84,6% учащихся.
Особое удивление вызвал ответ на вопрос о том, какие животные занесены в Красную книгу России. Только 28% смогли назвать 3-4 вида животных, а на вопрос, почему их туда заносят, ответило менее 10%.
В целом получилось, что чисто научные знания - на приличном уровне, но вот практические несколько хуже. В процессе обучения экологии нужно треть времени уделять непосредственно практике, каким-то природоохранным действиям, стремиться следовать девизу всех людей, которые берегут природу - “Думать глобально, а действовать локально”.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.