А.А. Горяшко. Кандалакшский ГПЗ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задача пропаганды экологических знаний и участия в подготовке научных кадров стоит перед всеми заповедниками. Однако решается она везде по-разному. Благодаря целенаправленной деятельности в этой области и, отчасти, удачному стечению обстоятельств сложилось так, что Кандалакшский заповедник давно и плодотворно работает со студентами и юннатами. В предлагаемой статье мы хотим поделиться с коллегами опытом нашей работы, соображениями о ее специфике и планами на будущее.

Сотрудничество заповедника с различными вузами и юннатскими организациями началось давно. Первые практики студентов-биологов проходили здесь еще в довоенные годы, а в первое послевоенное десятилетие в заповеднике начали бывать и юннаты. Принятые сейчас принципы организации работы студентов и юннатов начали складываться в середине 50-х годов. Тогда же посещение заповедника молодежью с целью помощи в сборе научного материала и повышения эффективности учебного и воспитательного процесса стало явлением регулярным, массовым. Таким образом, описываемый нами опыт насчитывает более чем 40-летнюю историю.

За это время в заповеднике прошли практику свыше 3000 студентов 54 вузов различных городов России и стран ближнего зарубежья. У нас работали студенты из Москвы, Петербурга, Петрозаводска, Твери, Тулы, Пскова, Калининграда, Курска, Рязани, Воронежа, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Свердловска, Ижевска, Новосибирска, Иркутска, ряда городов Украины и Прибалтики (Карпович и др., 1987). Студенты (индивидуально или небольшими группами) приезжают по предварительной договоренности с заповедником для работы по заранее намеченным темам. Тема студенческой работы может быть самостоятельной либо включенной в плановые исследования сотрудников заповедника. В любом случае это - конкретная практическая работа, результаты которой поступают в распоряжение заповедника. Контроль за организацией работы и жизни студентов осуществляет научный сотрудник, в русле тематики которого ведется работа.

Регулярное сотрудничество заповедника и юннатских групп началось с 1953 г. За этот период у нас побывали более 2000 юннатов из 18 городов (Чавгун, 1995). Принципы организации юннатских работ близки к студенческим, с той лишь разницей, что юннаты принимаются организованными, заранее подготовленными группами со своим руководителем. Условие предварительной договоренности с заповедником и выполнение конкретной практической работы по тематике, интересной для заповедника, остается неизменным.

О том, насколько интересной, полезной и запоминающейся оказывается для молодежи практика в Кандалакшском заповеднике и какую пользу она приносит ему, красноречивее всего скажут факты:

- штатные научные сотрудники заповедника, которые впервые приехали сюда студентами, составляют на сегодняшний день половину всего научного отдела: В.В.Бианки, Н.С.Бойко, Ю.В.Краснов, Н.Г.Николаева, Ф.Н.Шкляревич, Е.В.Шутова;

- юннатские группы, руководимые бывшими студентами, проходившими практику в заповеднике, составляют более половины от числа всех работающих у нас юннатов. Это группы под руководством Л.С.Ладыжева(Славутич), Т.А.Воробьева (Москва), А.В.Полоскина (Петербург), О.А.Парфей (Кандалакша), Е.В.Набоковой (Мурманская область);

- экспедиции юннатских кружков под руководством Е.А.Нинбурга (Петербург) и В.И.Кудрявцевой (Москва) являются ежегодными, начиная соответственно с 1964 и 1967 гг. и по настоящее время. Огромное количество выпускников этих кружков посещали заповедник уже будучи студентами биологических вузов, а некоторые продолжают регулярные посещения в качестве руководителей собственных юннатских групп (И.Коршунова, В.Хайтов, А.Полоскин);

- целый ряд необходимых заповеднику работ не мог бы быть выполнен без участия юннатов и студентов и планируется с расчетом на их помощь. Таковы работы по учетам численности и кольцеванию птиц, изучению суточной активности и картированию гнезд и т.д. Результаты этих работ составляют существенную часть “Летописи природы”.

Принципы работы

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что с участием заповедника сложилось некое научно-педагогическое сообщество. Оно не имеет официального статуса (да он и не нужен), но существует вполне реально, объединяя как начинающих исследователей, так и сложившихся специалистов различных возрастов, направлений, живущих в разных городах. Естественно, что плотное и постоянное сотрудничество столь многих людей стало возможным благодаря изначальной общности взглядов, развивавшихся и уточнявшихся на протяжении многих лет. Таким образом, говоря о принципах просветительской работы Кандалакшского заповедника, мы выражаем точку зрения не только его штатных сотрудников, но и педагогов, и ученых-биологов различных уровней, чья работа тесно связана с заповедником.

Как уже было отмечено, Кандалакшский заповедник принимает студентов и юннатов только для выполнения реальных работ, в результатах которых заинтересован (общебиологическая практика в форме экскурсий, не включающая исследовательские работы, допускается только в весьма ограниченных масштабах в форме разовых выездов на заповедную территорию). Отчасти такая позиция, безусловно, связана с тяжелыми бытовыми и материальными условиями заповедника, большой загруженностью научных сотрудников, дефицитом жилых помещений, дороговизной эксплуатации морского транспорта и т.п. Учитывая все это, заповедник просто не может позволить себе роскошь приема экскурсантов, сколь бы ни был искренен и похвален их интерес к жизни северной природы. Однако есть и другая, более существенная в данном случае сторона вопроса, и здесь наше мнение уже не зависит от степени суровости материальных условий. Мы полагаем ( и эта точка зрения подтверждается практикой), что нет ничего более эффективного как в образовательном, так и в воспитательном плане, чем выполнение настоящего Дела, в конкретных результатах и нужности которого можно убедиться своими глазами.

Мы не оспариваем того факта, что хорошо проведенная лекция или экскурсия могут произвести большое впечатление на юные души, а грамотно выстроенная экологическая игра оказаться увлекательной и познавательной. Однако только в ходе выполнения конкретной, не надуманной, а по-настоящему нужной работы запоминается самое большое количество информации, приобретаются практические исследовательские навыки, умение работать с научной документацией и формируется настоящее экологическое сознание.

Не стоит думать, что если мы имеем дело с детьми, то надо максимально облегчить им жизнь, придумать что-нибудь попроще и повеселее. Конечно, при определении задач необходим учет возрастных возможностей, но лучше исходить из верхнего предела этих возможностей. Следует иметь в виду, что дети вообще крайне чутки к фальши и даже при полном отсутствии биологической подготовки прекрасно распознают, насколько серьезна и нужна порученная им работа. Кроме того, современные, а особенно городские дети, с которыми в основном мы и сталкиваемся, почти лишены в жизни серьезных обязанностей. Между тем, их тяга к настоящему Делу весьма велика, хотя и не всегда очевидна для взрослых. Этот момент будет понятнее, если вспомнить, что юннаты, как правило, начинают работать в заповеднике в 13-14 лет, то есть в подростковом возрасте, когда на первый план выходит потребность в самоутверждении, самореализации, осознании своих возможностей и своего места в мире, в признании своей значимости окружающими. Естественно, что уровень мотивации и степень ответственности во много раз возрастают при выполнении подростком взрослой работы по сравнению с игрой в работу.

    Наши соображения подтверждаются, например, тем, что абсолютное большинство юннатов, особенно уже побывавших в заповеднике хотя бы один раз, не раздумывая, предпочитают поездку в экспедицию спокойному летнему отдыху. Более того, поскольку юннатские кружки не могут выезжать к нам в полном составе, то в ходе подготовки к экспедиции возникает необходимость в достаточно жестком отборе кандидатур. И дело часто доходит до слез и личных трагедий для тех, кого по каким-либо причинам взять не могут. Учитывая величину нагрузки во время экспедиции, тяжесть бытовых условий и строгость требований к ребятам, вряд ли такую ситуацию можно объяснить только тягой к романтике путешествий.

Очень важно также, что практика работы в заповеднике является превосходным средством профориентации и для юннатов, и для студентов. Выполнение реальной работы, причем часто однообразной, тяжелой физически, требующей длительной и непрерывной концентрации и не обещающей быстрых эффектных результатов, обнаруживает (в первую очередь для самого исполнителя) степень соответствия реальности будущей профессии его романтическим ожиданиям. Юннатам это помогает определиться в выборе будущей специальности (интересно, что большинство юннатов из постоянно работающих у нас экспедиций становятся биологами либо выбирают профессии, так или иначе связанные с природой); студентам дает возможность скорректировать область интересов (начиная от смены темы курсовой работы и заканчивая полной переориентацией с полевой на лабораторную деятельность). В любом случае понятно, что возможность ранней профориентации крайне важна для будущего специалиста.

Вторым принципом Кандалакшского заповедника в работе с молодежью является предпочтение, отдаваемое долговременному сотрудничеству перед разовыми посещениями. Полевая работа одних и тех же людей или групп в течение ряда сезонов имеет огромные преимущества как для заповедника, так и для практикантов. Заповедник получает возможность не тратить дефицитное в полевой период время на обучение новых людей необходимым процедурам и правилам поведения на заповедной территории. Кроме того, широко практикуется заключение договоров на выполнение долговременных исследований по определенной тематике между заповедником и вузами и даже юннатскими группами. Решая собственные задачи, участники таких договоров одновременно оказывают неоценимую помощь заповеднику, выполняя работы, которые мы не можем провести самостоятельно из-за отсутствия нужных специалистов или по другим причинам. Наиболее яркий тому пример - сотрудничество с Лабораторией гидробиологии Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных (руководитель Е.А. Нинбург). Юннаты Лаборатории на протяжении многих лет ведут работы по изучению экологии обитателей Белого моря, результаты которых существенно пополнили базу данных заповедника, а многие выполнены по его прямому заказу.

Вопрос о пользе долговременного сотрудничества трудно (а часто невозможно) рассматривать отдельно для студентов и юннатов, так как очень многие из наших ребят приезжают в обоих этих качествах, да и психологическая разница между студентами младших курсов и старшими юннатами крайне несущественна. И для тех, и для других возможность проведения многолетних исследований намного повышает их ценность и информативность, дает возможность более широкого видения проблем, позволяет открыть для себя (а бывает, что и для нас) новые стороны жизни Природы, оценить степень влияния на нее различных факторов. Такой способ работы обуславливает и необходимость обучения серьезной обработке полевых данных, повышает чувство ответственности и заинтересованности в работе. Результатом многолетних исследований часто являются публикации, весьма интересные для специалистов соответствующих областей.

В постоянно приезжающих юннатских группах складываются свои порядки и традиции, возникает преемственность поколений. Даже оказываясь в заповеднике впервые, ребята из таких групп не являются новичками в полном смысле слова, так как уже достаточно хорошо знакомы и с заповедником, и со спецификой работ по опыту старших товарищей, что существенно облегчает задачу и для их руководителя, и для сотрудников заповедника. Для участников многолетних экспедиций характерен профессиональный интерес к работе и определенная, часто весьма высокая квалификация.

Существенен также и следующий, чисто психологический момент. Когда человек приезжает неоднократно на одно место, у него возникают с этим местом глубокие внутренние связи, оно становится “своим” и в качестве “своего” вызывает гораздо более внимательное, бережное, даже трепетное отношение, необходимое при жизни в Природе (тем более - в условиях заповедника). Для ребят, которые видят, как прилетает гнездиться на то же место птица, окольцованная ими в прошлом сезоне, как снова начинает зеленеть трава там, где они помогали тушить лесной пожар, - экологическое сознание становится естественным и единственно возможным.

Настоящее и будущее

Таким образом, эффективность ориентации Кандалакшского заповедника на долговременное сотрудничество с вузами и юннатскими организациями в форме совместного выполнения научно-исследовательских работ представляется нам вполне доказанной. И производственная, и педагогическая результативность такой формы работы не подлежат сомнению. Вместе с тем, заповеднику приходится встречаться и с абсолютно неопытными группами, когда нельзя рассчитывать не только на передачу опыта ребятами предыдущих поколений, но даже на достаточную квалификацию педагога. Опыт работы с такими группами привел нас последовательно к необходимости написания и написанию методики наших работ сначала для юннатов, потом - для юннатских руководителей. Однако практика показала, что, используя только письменные методики, невозможно решить проблему организации работ таким образом, чтобы отдача от них и для заповедника, и для юннатов достигла известного нам высокого уровня.

Долговременное сотрудничество с целым рядом замечательных юннатских организаций, внимательное наблюдение за стилем и способами их работы, беседы с руководителями этих групп и самими юннатами (нынешними и бывшими) привели к достаточно очевидному выводу: эффективность работы группы на 99% зависит от личности и квалификации ее руководителя. И наоборот - бездарный руководитель способен практически свести к нулю и ту пользу, которую ребята могут принести заповеднику, и тот уникальный научный и человеческий опыт, который они могут здесь приобрести.

    В результате на первый план вышла необходимость подготовки педагогов. Естественно, цель такой подготовки значительно шире, чем приобретение заповедником удобных помощников. Не секрет, что люди, работающие с детьми, увы, не всегда занимают свое место либо могут иметь явные педагогические способности, но не владеть необходимыми навыками научной (и полевой, в частности) работы. Между тем, влияние педагога слишком велико, чтобы им можно было пренебречь. В конечном итоге экологизация общественного сознания, к которой мы так стремимся, будет зависеть от того, какими вырастут нынешние дети. В связи с вышесказанным заповедник в настоящее время рассматривает возможность проведения на своей базе ежегодных полевых школ для педагогов внешкольного, школьного и, возможно, вузовского образования. Не поделиться с коллегами нашим опытом было бы просто грешно. Заповедник, с нашей точки зрения, является идеальным местом для передачи такого опыта не только из-за наличия нужных специалистов, но и потому, что некие “эталонные” отношения человека с Природой являются здесь нормой, а полевая жизнь - один из лучших индикаторов профессиональных и человеческих качеств.


При подготовке статьи использованы следующие материалы:

1. Опыт привлечения студентов биологических вузов и школьников-юннатов к изучению природы Севера в Кандалакшском заповеднике / В.Н. Карпович, В.И. Кудрявцева, Е.Ф. Куликова, Е.А. Нинбург // Проблемы изучения и охраны природы Прибеломорья. Мурманск, 1987. С. 157-164.

2. Нинбург Е.А. Тридцать лет работы лаборатории морского бентоса (гидробиологии) Санкт-Петербургского Дворца творчества юных на Белом море // Аничковский вестник. 1997. №1. Биология Белого моря. С. 5-8.

3. Нинбург Е.А. Внешкольное образование: от идеологического придатка к системе сверхбазового обучения // С. 69-72.

4. Чавгун А.С. Основные аспекты эколого-просветительской деятельности Кандалакшского государственного заповедника //Экологическое просвещение и работа с населением в государственных природных заповедниках и национальных парках России: Материалы конференции, Сочи, ноябрь 1994. М., 1995. С. 49-56.

 




Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.