Оценка возможности сотрудничества со странами СНГ Ханты-Мансийского автономного округа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ханты-Мансийский автономный округ относится к экспортно-ориентированным регионам нового освоения. В них сосредоточено производство одного-двух важнейших товаров специализации России (нефти, газа, черных или цветных металлов, древесины), экспортируемые как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Монопродуктовая структура экспорта обусловливает высокую зависимость региональной экономики от внешнеторговой конъюнктуры.

Ханты-Мансийский автономный округ является субъектом Федерации относительно нового промышленного освоения, во внешнеэкономических связях которого страны СНГ играют незначительную роль.

В целом сегодня стало очевидным, что интеграционный процесс необходимо строить как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. И здесь главную роль призваны играть регионы, что является отличительной чертой нашего времени. Прямое взаимодействие субъектов Российской Федерации со странами СНГ является ускорителем интеграционных процессов.

Сдерживающим фактором в развитии межрегионального сотрудничества кроме причин общеэкономического характера (неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений, высокий уровень долгов этих стран и др.) являются и сугубо специфические причины - это несогласованность проводимой ими таможенной и налоговой политики, высокий уровень бартерных операций, тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, неконвертируемость национальных валют, высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги и т.д.

Например, высокие тарифы на перевозку грузов и транспортные услуги приводят к вытеснению третьими странами российских товаров с внутренних рынков стран СНГ, поскольку в настоящее время доля транспортных расходов в цене российской продукции составляет 40-60%.

Это явилось одной из причин сокращения внешнеторговых операций между отдельными регионами Дальнего Востока и удаленными территориями Сибири со странами СНГ.

На 01.01. 2005 года Правительством автономного округа подписано 2 Протокола о намерениях с министерствами Республики Беларусь (Министерство промышленности и Министерство архитектуры и строительства) и Протокол о намерениях с Минским городским исполнительным комитетом.

В рамках Протокола о намерениях между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа (Российской Федерации) и Минским городским исполнительным комитетом (Республики Беларусь) 16 января 2004 года в г. Минске подписан Протокол рабочей встречи представителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Российская Федерация) и г. Минска (Республика Беларусь).

24-26 февраля состоялся визит представителей крупных промышленных заводов и компаний г. Минска в автономный округ.

Республика Молдова. Согласован с Членами Президиума Правительства автономного округа и направлен в министерство экономики Республики Молдова проект Соглашения между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Министерством экономики республики Молдова о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве.

Республика Казахстан. Подготовлена и направлена информация Уполномоченному Торгового Представителя по Уральскому региону г. Екатеринбурга Н.Ф. Эпингеру о внешнеторговом обороте автономного округа с Республикой Казахстан за период с 01.01. 2003г. по 9 месяцев 2004года.

6-7 декабря 2004 года в городах Сургут, Нижневартовск организованы круглые столы на тему: "Вопросы консульских служб стран СНГ" с участием Генерального Консула Украины в г. Тюмени и представителя Посольства Республики Беларусь в России.

Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2004 году составил 16 953,2 млн. долл. США. В 2004 году экспорт составил 16 618,2 млн. долл. США, импорт - 335,0 млн. долл. США. Характерной чертой внешней торговли является положительное сальдо торгового баланса.

 

Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (млн. долл. США)

  2000 2001 2002 2003 2004
Оборот 6 860,9 11 419,0 15 794,5 18 125,6 16 953,2
Экспорт товаров, услуг 6 330,8 10 833,0 15 384,6 17 804,0 16 618,2
Импорт товаров, услуг 530,1 586,0 409,9 321,6 335,0
Сальдо 5 800,7 10 247,0 14 974,7 17 482,4 16 283,2

 

Снижение показателей экспорта товаров и услуг объясняется изменением методологии расчетов и заменой статистической формы отчетности "Сведения о движении средств в иностранной валюте" на "Сведения о поступлении валютных средств от поставки нефти, нефтепродуктов и природного газа на экспорт" Тюменского областного Комитета государственной статистики.

Основные виды экспортируемых товаров: нефть, нефтепродукты, деловая древесина. Нефть составляет 98% от общего объема экспорта региона. Продукция поставляется более чем в 30 стран мира. Главными внешнеторговыми партнерами являются: Польша, Кипр, Франция, Нидерланды, Германия, из стран СНГ - Украина, Казахстан.

Крупнейшие добывающие компании - поставщики нефти на экспорт: ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "ЛУКойл", ОАО "Юганскнефтегаз", НК "Славнефть".

Географическая направленность экспорта нефтедобывающей отрасли связана с основными магистралями нефтепроводов, пролегающих по территории России и европейских стран.

В лесной промышленности действуют предприятия с участием компаний из Германии, Украины, Грузии. Крупнейшие их них - ТОО "Кремень", ТОО "Букорос", ТОО "Тугр".

В настоящее время деловое сотрудничество ведется с предприятиями - партнерами и с организациями около 70 стран мира. Установлены плодотворные контакты со многими зарубежными компаниями, предпринимателями Канады, США, Германии, Финляндии, Франции и других стран.

Существенным тормозом на пути развития межрегионального сотрудничества является несовершенство информационных процессов. Зачастую администрации субъектов России практически не владеют сведениями о законодательстве стран СНГ, спросе и предложениях по товарам, производимым в этих государствах, проводимых в них тендеров и конкурсах по реализации различных инвестиционных проектов и осуществляемых процессов приватизации.



Заключение

 

В целом итоги развития большинства стран СНГ последних лет свидетельствуют о достаточно благоприятной экономической конъюнктуре. Однако говорить об устойчивой тенденции экономического роста преждевременно. Длительный и стабильный подъем экономики возможен в первую очередь на основе коренного обновления производственного потенциала, существенного повышения эффективности его использования и интенсификации экономической интеграции в рамках Содружества.

Страны Содружества, умело используя свое уникальное геополитическое положение, могут надежно защищать национальные интересы и активно оперировать на мировых рынках. Для этого имеются все необходимые предпосылки. Государства СНГ располагают широчайшим спектром и огромными объемами природных ресурсов, мощным научно-техническим потенциалом, квалифицированными специалистами и рабочими кадрами. Являясь геополитическим и социокультурным звеном между объединившейся Западной Европой и стремительно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, интегрирующееся Содружество Независимых Государств в состоянии активно влиять в своих интересах на взаимодействие основных мировых экономических центров и тем самым - на всю систему международных экономических и политических отношений конца XX - начала XXI столетий

Сегодня в СНГ нет ярко выраженного "статистического" лидера; многие важнейшие показатели государств близки, а подъемы и спады деловой активности совпадают по времени. Все это подтверждает, что спустя десять лет неустанного поиска собственного пути развития и наиболее подходящих деловых партнеров между странами СНГ по-прежнему сохраняется глубокая экономическая взаимозависимость. Как остается, к сожалению, и дефицит доверия между молодыми суверенами. Хотя, в сущности, это нормальный, в меру напряженный, переход от этапа становления Содружества к его трансформации в новый тип региональной организации. Идет поиск такой модели интеграционного объединения, которая соответствовала бы природе СНГ, его реальному месту в структуре глобального сообщества и была бы способной стать эффективной формой реализации совокупного потенциала его участников.

В настоящее время складываются благоприятные предпосылки для достижения конструктивного диалога в рамках СНГ: наметилось оживление в экономике, что позволяет расширить масштабы их хозяйственного взаимодействия, переломить тенденцию падения взаимного товарооборота и обеспечить его устойчивый рост.

Для стран-участниц СНГ эффективное функционирование режима свободной торговли и формирование общего рынка можно рассматривать как переходный этап к более высоким формам сотрудничества, который позволит провести структурную перестройку национальных экономик, завершить экономические реформы, создать развитую рыночную инфраструктуру, обеспечить выравнивание условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности.

Основой единого экономического пространства является зона свободной торговли, создание которой займет определенный период времени. Однако модель разноскоростной интеграции должна сменить дифференцированная интеграция вокруг “ядра” СНГ - Союзного Государства Белоруссии и России как зоны свободной торговли с дальнейшей интеграцией в нее остальных стран.

Интеграция стран СНГ является одним из оптимальных способов сохранения производственных, кооперационных связей по технологическому принципу, принципу недопущения вытеснения продукции стран СНГ с их внутреннего рынка. Интеграционное сближение государств, скорее всего, будет протекать на основе локальных интеграционных образований, двигающихся к созданию единого, однородного экономического пространства, общему рынку товаров, услуг, рабочей силы.



Список литературы

 

1. Агапова Т.А. Макроэкономика, 4-е изд. "ДиС-МГУ", Учебник, 2001

2. Архипов А.И. Экономика, "Проспект / Кнорус" Учебник, 1999

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., Юрайт, 2000

4. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения, 2-е изд., "ДиС", 1998

5. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика, "КноРус"Учебник, 2000

6. Макконелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер. с анг., "Инфра-М" Учебник, 1997

7. Райзберг Б.А. Основы экономики, "Инфра-М" Учеб. пособ. 2001

8. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 1997. Части II, III.

9. Тарануха Ю.В. Микроэкономика, "ДиС-МГУ", Учебник, 2002

10. Экономическая теория / под ред. И.П. Николаевой, учебник, М., Финстатинформ, 2003

11. Бляхман Л. Россия и СНГ: уроки первого десятилетия. Российский Экономический Журнал, № 8, 2003. - М: "Финансы и Статистика"

12. Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. - 2005. - № 9. - С.3-8.

13. Зиядуллаев Н.Ж. Современная экономическая ситуация в СНГ. Экономист, №1, 2004. - М: "Медиа-Пресса"

14. Зиядуллаев Н. Экономика стран содружества в условиях глобализации. Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001г. Вопросы Экономики, №3, 2004. - М: Изд-во НП "Редакция журнала Вопросы Экономики".

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 213.