Принципиальные особенности сближения стран СНГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Интеграция государств СНГ, таким образом, имеет ряд принципиальных особенностей. Во-первых, объединяются страны с существенно различным уровнем экономического развития (реальные доходы населения России, Казахстана, Беларуси во много раз превышают реальные доходы жителей Таджикистана и Грузии). Мировой опыт показывает, что такие страны не могут создать объединение типа Европейского союза и обычно ограничиваются образованием зоны свободной торговли и движения капиталов (примеры - НАФТА, а также североамериканское соглашение о зоне свободной торговли США, Канады и Мексики).

Во-вторых, в СНГ объединены страны, основной объем торговли которых приходится на государства остального мира. Так, доля СНГ во внешнеторговом обороте России и Азербайджана составляет 19%, Казахстана - 37, Украины - 44, Кыргызстана - 48, Беларуси и Таджикистана - 65%. Мировой опыт знает объединения развивающихся стран, ключевыми партнерами которых являются развитые государства, не входящие в это объединение (например, в МЕРКОСУР интегрированы Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай, доля взаимной торговли которых в несколько раз меньше доли их торговли с США). Однако эта форма интеграции никогда не поднимается до уровня экономического союза.

В-третьих, в СНГ есть страны, как располагающие мощным сырьевым потенциалом (Россия, Казахстан, Азербайджан и др.), так и не обладающие богатыми природными ресурсами (Грузия, Молдова, Беларусь, Украина и др.). В мире аналогов такого объединения нет (так, ЕС - это объединение развитых, но бедных природными ресурсами стран; Норвегия не вступила в ЕС - ее нефть и газ находят сбыт и без интеграции).

В-четвертых, в рамках СНГ объединяются страны-должники, зависимые от мировых кредиторов, причем МВФ, Мировой банк и США негативно относятся как к интеграции государств Содружества с РФ, так и к развитию в этих странах высоких технологий, особенно двойного назначения. В то же время активно пропагандируются и финансово поддерживаются интеграционные объединения без России - такие, как Центрально-азиатское экономическое сообщество, "Кавказский парламент", "Тюркский парламент", ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдова).

Важнейшая проблема СНГ - экономическое сотрудничество России и Украины. В отличие от России, ТЭК которой обеспечивает более 40% поступлений в бюджет страны и почти 50% ВВП, Украина менее зависима от сырьевых отраслей и потому более заинтересована в сбыте своей промышленной продукции на рынках СНГ. Только в 2002 г. производство легковых автомобилей сократилось в Украине более чем на 70%, электродвигателей переменного тока - более чем на 40%, и т.д. В то же время благодаря российскому рынку в 2003 г. нашли сбыт около 700 тыс. т труб, изготовленных в Украине. Следовательно, она должна быть не меньше России заинтересована в таможенном или даже в экономическом союзе СНГ. По оценкам Совета по изучению производительных сил Украины, ближайшие пять лет республика будет покрывать за счет импорта из СНГ 85,4% своих потребностей в сырой нефти, 45,7 - в нефтепродуктах, 61,7 - в природном газе, 8% - в угле. Поэтому вряд ли коренным интересам украинской экономики соответствует установка, ограничивающая интеграцию в СНГ достижением режима свободной торговли.

Таким образом, перспективы развития СНГ во многом обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Например, успех Союза России и Беларуси и Евразийского экономического сообщества будет способствовать привлекательности интеграции экс-республик СССР. Вовлечение же членов СНГ в другие межгосударственные объединения мира чревато серьезными изменениями в составе Содружества (некоторые страны могут из него выйти, а какие-то - войти). Намечается и появление новых межгосударственных объединений с участием наших стран: начал развиваться Транспортный союз России, Ирана и Индии, к которому присоединился Казахстан; развернуть экономическое взаимодействие намеревается и "Шанхайская пятерка" (Китай, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан). Но в любом случае необходимость в экономическом сотрудничестве России с другими постсоветскими государствами в рамках СНГ сохранится.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 180.