Содержание
Введение. 3
1. Особенности экономической интеграции СНГ. 6
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ. 6
1.2 Этапы сближения стран СНГ. 9
1.3 Состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ. 12
1.4 Принципиальные особенности сближения стран СНГ. 17
2. Краткий экономический обзор стран СНГ. 20
2.1 Украина. Беларусь. Молдова. 20
2.1.1 Украина. 20
2.1.2 Беларусь. 21
2.1.3 Молдова. 22
2.2 Грузия. Азербайджан. Армения. 23
2.2.1 Грузия. 23
2.2.2 Азербайджан. 24
2.2.3 Армения. 25
2.3 Казахстан. Таджикистан. Узбекистан. 26
2.3.1 Казахстан. 26
2.3.2 Таджикистан. 27
2.4 Туркменистан. Кыргызстан. 28
2.4.1 Туркменистан. 28
2.4.2 Кыргызстан. 29
3. Проблемы и возможности сближения стран СНГ. 31
3.1 Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы государств-участников. 31
3.2 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ. 33
3.3 Особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ. 37
3.4 Оценка возможности сотрудничества со странами СНГ Ханты-Мансийского автономного округа. 43
Заключение. 47
Список литературы.. 49
Введение
В течение пятнадцати последних лет различные аспекты экономической эволюции СНГ обсуждались на страницах печати. Естественно, что мнения ученых, работающих в данной области, имеют существенные расхождения. Одна из причин состоит в том, что научных исследований по этому вопросу явно недостаточно, и экономика СНГ как самостоятельная дисциплина только формируется. К тому же данная проблема излишне политизирована.
Так, сторонники восстановления СССР негативно оценивают итоги деятельности Содружества в связи с его, на их взгляд, аморфностью и недостаточной интегрирующей ролью, отсутствием реальных надгосударственных институтов. Многие западные ученые и политики, напротив, считают, что СНГ восстанавливает "империю", угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Эти крайние позиции сходятся, поскольку их сторонники не видят объективной необходимости и возможности сотрудничества России с другими независимыми государствами постсоветского региона, не предполагающей их обязательное объединение в "экономический союз" и не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях.
Но при образовании какого-либо международного союза на первый план выдвигается, прежде всего, взаимная экономическая выгода каждого его участника. А поодиночке странам СНГ очень сложно выдерживать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными объединениями.
Основой интеграционного процесса являются совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе этническо-религиозные и социокультурные менталитеты народов объединяющихся стран. Эффективная экономическая интеграция имеет следствием:
ускорение темпов взаимной торговли, экономического роста и сокращение трансакционных издержек;
повышение конкурентоспособности товаров, фирм и национальных экономик, рост инновационного потенциала в результате усиления конкуренции на внутренних рынках государств;
увеличение притока иностранных инвестиций, как из стран-участниц интеграционного объединения, так и из третьих стран;
сглаживание межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения.
В мировой практике сложились следующие формы региональной интеграции государств:
зона свободной торговли, в рамках которой устанавливается свободный от торговых ограничений режим торговли товарами между странами-участницами; при этом каждая страна имеет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран;
таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
общий рынок: таможенный союз дополняется согласованной экономической и научно-технической политикой; для координации экономической политики создаются межгосударственные или наднациональные институты, которым передается часть национального суверенитета государств;
единый внутренний рынок: обеспечивается свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется национальное законодательство государств-членов; усиливаются наднациональные органы контроля и управления;
экономический и валютный союз: создается единое экономическое, валютно-финансовое, правовое и информационное пространство при обязательном соблюдении межгосударственных договоров;
политический союз: осуществляется переход стран-участниц к общей внешней политике, политике безопасности, вводится единое гражданство, усиливается сотрудничество в правосудии и внутренних делах.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос не столько ускоренного осуществления интеграционного процесса на территории СНГ, сколько поиска качественных “точек соприкосновения”, которые позволят более объективно оценить перспективы развития как государств-участников, так и СНГ в целом. Только общими усилиями, направленными на противостояние негативным мировым тенденциям, можно повысить конкурентоспособность национальных экономик и благосостояние проживающих на территории стран-участниц граждан.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность исследуемой темы.
Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.
Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:
изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;
выявляются этапы сближения стран СНГ;
рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;
проводится краткий экономический обзор стран СНГ;
исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;
выявляются особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ.
В работе использованы данные Госкомстата РФ, международных аналитических агентств, учебники, книги, учебные пособия, публикации по исследуемой теме.
Этапы сближения стран СНГ
За прошедшее десятилетие в интеграционных процессах Содружества Независимых Государств можно выделить несколько этапов интеграции.
1991-1993 годы можно назвать первым этапом - появления национальных экономик, - который охарактеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР, делением национального богатства, соревнованием за получение внешних кредитов, отказом от уплаты долгов бывшего СССР, резким сокращением взаимного товарообмена (приложение 1), что привело к экономическому кризису на всем постсоветском пространстве.
Такое развитие событий сделало очевидным необходимость построения отношений в рамках СНГ на рыночной основе, по принципу экономической целесообразности интеграционных процессов национальных экономик.
Второй этап (1994-1995 годы) - так называемый, этап становления правового пространства - охарактеризовался интенсивным созданием нормативной базы межгосударственных отношений. Основой формирования правового поля в рамках СНГ можно считать принятие Устава СНГ.
В целом ретроспективный анализ второго этапа дает возможность говорить о развитии взаимных экономических связей стран СНГ по двум направлениям. Так, в общей массе разрозненных соглашений в сфере регулирования взаимоотношений между государствами можно выделить ряд наиболее значимых, которые выступают как попытки объединить усилия всех участников СНГ на достижении общих целей. Это, в первую очередь, Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 года), Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 года), Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 года), Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 года).
Третий этап (1996 год - 2006 год) отличает появление субрегиональных образований. Характерной чертой этого этапа стало заключение двусторонних соглашений. Здесь наибольший интерес с точки зрения дальнейшей перспективы представляет развитие связей между Россией и Республикой Белоруссия, которые первыми пошли по пути создания таможенного союза. В дальнейшем к ним присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, создав Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Углубляется интеграционное сотрудничество в соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года. Договор закрепляет конкретные мероприятия по формированию общей транспортной и объединенной энергетической систем, по составлению совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию, по унификации денежно-кредитных и бюджетных систем и созданию предпосылок для введения общей валюты, по унификации социальных условий и т.д. Доказательством положительного влияния предпринятых шагов на развитие экономических связей России и Беларуси служит неуклонный (почти в 2,5 раза) рост доли Республики Белоруссия в товарообороте России со странами СНГ (приложение 2) и существенный (почти в 1,5 раза) рост товарооборота между этими двумя странами (приложение 3).
В целом на некогда едином постсоветстком пространстве возникли и функционируют 5 субрегиональных группировок. Среди экономических группировок, помимо Союза Белоруссии и России (СГБР) и Евразийского экономического сообщества, можно выделить Восточно-Европейский Союз (Украина, Молдова), переросший затем в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), кавказская “четверка” (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).
Сотрудничество в рамках субрегиональных объединений является закономерным поиском государствами-участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия и в целом не противоречит участию государств в Содружестве, поскольку такие объединения являются взаимно транспарентными, а их цели и практическая деятельность лежат в общем русле развития СНГ.
Украина. Беларусь. Молдова
Украина
Площадь - более 600 тыс. км2. Население - 52 млн. человек.
Выгодное географическое положение. Благоприятные почвенно-климатические условия для развития различных отраслей (зоны лесов, лесостепей, степей и субтропиков). Территория в основном равнинная, только на юге - Крымские годы и на западе - Карпаты. Леса занимают 1/3 территории. Рек много (22 тысячи), но большинство из них маловодные, исключение составляет Днепр. Крупные каналы (Крымский, Днепр - Донбасс), около десятка крупных водохранилищ. Однако южные регионы испытывают недостаток в водных ресурсах.
Природные ресурсы разнообразны. Уголь - в Донецком и Львовско-Волынском бассейнах. Нефть и газ - в Предкарпатье, Днепровско-Донецком, Причерноморском и Харьковском месторождениях. Но в целом топливно-энергетическая база недостаточная. До распада СССР 85% нефти и 52% газа Украина получала из России.
Крупные запасы железной руды (Криворожское, Керченское месторождения), марганца (Никополь). Имеются месторождения никеля, титана, ртути. Химическое сырье - каменная и калийная соли, сера. Разнообразные строительные материалы. Богата рекреационными ресурсами.
Многонациональный состав; украинцы составляют 75%, 20% - русские. Средняя плотность - 85 человек на 1 км2. Наиболее заселены юго-восточные и юго-западные районы. В городах проживает около 70% населения. Основные религии - православие, католицизм, в Крыму - мусульманство. В 1995 г. безработица составляла 12,5%. Индустриально-аграрная страна. Важнейшие отрасли промышленности:
ТЭК базируется на добыче угля, нефти, газа, переработке импортируемых ресурсов. ТЭС дают 90% электроэнергии, 5% - ГЭС, 5% - АЭС (Чернобыль, Ровен екая. Запорожская). На развитие АЭС негативное влияние оказала трагедия Чернобыля;
черная металлургия (Донецк, Макеевка, Мариуполь, Запорожье, Кривой Рог);
цветная металлургия (Запорожье, Донбасс, Кировоградская область);
машиностроение многоотраслевое, преобладают металлоемкие отрасли. Производство металлургического оборудования (Новокраматорск), тракторов (Харьков), автомобилестроение (Запорожье, Кременчуг, Львов), судостроение (Николаев, Херсон, Одесса); производство тепловозов и вагонов (Луганск, Днепропетровск, Кадиевка, Кременчуг), шахтного оборудования, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектроника;
химическая и нефтехимическая промышленность;
лесная и деревообрабатывающая;
пищевая промышленность (сахарная, масложировая, консервная, мясная, рыбная, мукомольно-крупяная и др.).
Площадь сельхозугодий - более 40 млн. га.50% всех посевов - зерновые (пшеница, кукуруза, рис, ячмень, просо, гречиха), 12% - технические (лен, подсолнечник, сахарная свекла), 33% - кормовые культуры. Развито овощеводство, садоводство, виноградарство.
В животноводстве - крупный рогатый скот, свиноводство, птицеводство, на юге - овцеводство и козоводство, шелководство, пчеловодство, коневодство.
Беларусь
Беларусь. Площадь - более 200 тыс. км2, население - около 10 млн. человек. Страна лесов, озер, болот. Бедна полезными ископаемыми. Главные богатства - калийные и поваренные соли, торф Есть нефть, стройматериалы.
На демографическую ситуацию Беларуси негативное влияние оказала вторая мировая война. Высокая плотность - 45 человек на км2. Белорусы составляют 80% населения, 10% - русские, 4% - поляки.
Индустриально-аграрная страна. ТЭК базируется на импортном сырье.
Важнейшие отрасли:
машиностроение (производство автомобилей, тракторов, вычислительно" техники, станков, сельхозмашиностроение, приборостроение);
химическая и лесохимическая промышленность;
лесная и деревообрабатывающая;
легкая промышленность.
В сельском хозяйстве по стоимости продукции преобладает животноводство (молочно-мясное скотоводство, свиноводство, звероводство, прудовое рыбоводство). Пашня - 1/3 сельхозугодий, 25% - осушенные земли. Зерновые культуры - пшеница, рожь, ячмень; 60% посевов технических культур - лен-долгунец. Развито картофелеводство. Пригородное хозяйство.
Молдова
Площадь - около 34 тыс. км2, население - 4,5 млн. человек. Из всех стран СНГ эта республика располагает наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития АПК.80% территории составляют сельхозугодья. Однако минеральные ресурсы практически отсутствуют. Леса занимают 9%.
Население - многонациональное (молдаване, русские, гагаузы, украинцы, румыны). В городах проживает 50% населения. Плотность высокая около 125 человек на 1 км2.
После распада СССР Молдова оказалась в сложной ситуации. Экономические трудности были усугублены политическими конфликтами (война в Приднестровье).
Энергетика базируется на привозном сырье (Молдавская ТЭС (ГРЭС)), часть энергии дает Дубоссарская ГЭС. Важнейшие отрасли:
АПК с высоким развитием садоводства и виноградарства, зернового хозяйства (пшеница, кукуруза), технических культур (подсолнечник, сахарная свекла, табак, эфиромасличные), развито овощеводство, молочно-мясное скотоводство. Важной составной частью АПК является переработка сельхозпродуктов - виноделие, сахарная, мукомольно-крупяная, консервная, маслобойная промышленность;
машиностроение (электротехника, станкостроение, приборостроение, сельхозмашиностроение);
химическая промышленность;
деревообрабатывающая;
легкая.
Грузия
Площадь - около 70 тыс. км2. Население - 5 млн. человек. В состав входят Абхазская и Аджарская республики, Юго-Осетинская автономная область. После распада СССР обострились межнациональные отношения, вызванные сепаратистскими тенденциями в национальных регионах.
Горы и предгорья занимают 2/3 территории. Плодородные равнины (Колхидская, Аяазанская). Леса - 30% площади. Богата водными ресурсами, много озер, реки обладают значительными гидроэнергоресурсами.
Минеральные ресурсы: уголь, нефть, марганец, медь.
Многонациональный состав. Плотность - более 70 человек на 1 км2; основная часть населения проживает в долинах и на Черноморском побережье. Преобладает городское население - около 60%. Важнейшие отрасли:
энергетика (ТЭС, ГЭС на реках Ингури, Риони);;
металлургия (Рустави); 1
машиностроение (грузовые автомобили - Кутаиси, электровозы - Тбилиси, чаеуборочные комбайны - Кутаиси, судостроение - Поти, Сухуми; электроника, приборостроение, станкостроение);
пищевая промышленность (виноделие, чайная, табачная, консервная, розлив минеральных вод);
легкая.
В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Развито орошение. Главные отрасли - чаеводство, плодоводство (субтропические культуры), зерновые (пшеница, кукуруза, зернобобовые), виноградарство. Выращиваются табак и эфиромасличные культуры. В животноводстве - крупный рогатый скот, овцеводство и козоводство, пчеловодство, шелководство. Рыболовство.
Развита сеть курортов. Однако их эксплуатация ограничена.
Азербайджан
Площадь - 87 тыс. км2, население - около 7 млн. человек. После распада СССР обострились межнациональные отношения из-за Нагорного Карабаха. В состав входит также Нахичеванская автономия. Сочетание гор и предгорий (70% территории) и обширных равнин (Куринская, Ленкоранская). Леса занимают 11%.
Главные ресурсы - нефть и газ, в т. ч. на континентальном шельфе. Имеются железная руда, полиметаллы, алуниты.
Население но национальному составу в последние годы стало более однородным - преобладают азербайджанцы. Плотность высокая - более 80 человек на 1 кв.км. Более половины живет в городах. Важнейшие отрасли:
ТЭК (более 70% основных фондов) базируется главным образом на нефтяной промышленности, причем 2/3 нефти добывается в Каспийском море. Преобладают ТЭС (90% электроэнергии);
химическая и нефтехимическая;
машиностроение (судостроение, оборудование для нефтедобывающей промышленности, электроника, приборостроение);
АПК (рис, пшеница, кукуруза, хлопчатник, чаеводство, виноградарство, плодоводство; овцеводство и козоводство, шелководство).
Армения
Площадь - около 30 тыс. км2, население - 3 млн. человек. Горная страна (90% площади лежит выше 1000 метров), зона сейсмичности. Леса занимают лишь 10% территории. Наиболее благоприятны для сельского хозяйства долины рек. На реке Раздан построен каскад ГЭС.
Бедна топливно-энергетическими ресурсами. Имеются запасы железной руды, цветных металлов, строительных материалов.
Высокая плотность населения - более 100 человек на 1 км2. Национальный состав однородный: 90% - армяне. В городах проживает более 65% населения.
Важнейшие отрасли промышленности:
цветная металлургия;
машиностроение и металлообработка;
химическая промышленность;
промышленность стройматериалов;
пищевая и легкая промышленность.
Энергетика базируется на ТЭС, работающих на привозном топливе, АЭС и ГЭС на р. Раздан.
АПК развит слабее, чем в других республиках Закавказья. Земледелие дает 60% продукции сельского хозяйства. Зерновые (кукуруза, пшеница, просо), технические (табак, сахарная свекла), виноградарство, плодоводство, овощеводство, бахчевые. Животноводство мясо-шерстного направления.
Казахстан
Самая крупная по размерам территории республика СНГ - 2,7 млн. км2, население - 16,5 млн. человек.
Большая часть территории - равнины и низменности, на юге - горы. Климат резко континентальный, засушливый, для успешного развития земледелия требуется орошение. Лесом занято только 3% территории. Северный Казахстан - зона послевоенного освоения целинных и залежных земель.
Республика богата полезными ископаемыми. Уголь (Караганда и Экибастуз), нефть и газ (Тенгиз, Мишбулак, Шатлык, Даваза), медь (Джезказган, Коунрад), железная руда (Атасу), полиметаллы, бокситы, золото, соли.
Население размещено неравномерно - в основном в северных и южных районах. Низкая плотность - 5 чел. на 1 км2. Состав много национальный, но преобладают русские и казахи.
Важнейшие отрасли:
горнодобывающая промышленность;
черная и цветная металлургия;
машиностроение;
химическая и нефтехимическая;
легкая и пищевая.
Основой энергетики являются ТЭС, ГЭС на Иртыше, АЭС.
В сельском хозяйстве преобладает животноводство (60% продукции). Ведущие отрасли: тонкорунное овцеводство, мясомолочный крупный рогатый скот, пчеловодство, верблюдоводство, на севере - птицеводство и свиноводство. В земледелии преобладают зерновые (рис, пшеница, просо), технические (хлопок, сахарная свекла). Развиты садоводство, овощеводство, бахчеводство, виноградарство.
Таджикистан
Площадь - более 140 тыс. км2, население - 5 млн. человек. Горная страна. Важную роль в земледелии играю: Вахшская и Ферганская долины. Реки обладают значительными гидроэнергоресурсами. Полезные ископаемые: бурый уголь, небольшие запасы нефти и газа, цветные металлы, соли.
Население многонациональное. В городах живет менее половины населения.
Основой хозяйства является АПК. Главная культура - длинноволокнистый хлопчатник. Развито садоводство, виноградарство, высокогорное зерновое хозяйство. Развито каракулеводство, шелководство, верблюдоводство, коневодство.
С хлопководством связаны хлопкоочистительная и хлопкобумажная промышленность, сельхозмашиностроение.
Важную роль играет ковроткацкое производство.
Ведется добыча полезных ископаемых.144
В энергокомплексе большое место занимает крупнейшая в Средней Азии Нурекская ГЭС (мощность 2,7 млн кВт).
Узбекистан
Площадь - 1,7 млн. кв.км. Население - 35 млн. человек. Расположен в северной и центральной частях Средней Азии. Большую часть территории занимают равнины, в основном Туранская низменность, в пределах которой расположены плато Устюрт и пустыня Кызылкум. На востоке и юге - горы Тянь-Шань. Климат резко континентальный, засушливый.2/3 территории орошается. В пределах республики расположена южная часть Аральского моря. Республика располагает значительными запасами нефти и природного газа (месторождения Газли, Мубарек, Фергана, Мынбулак), цветными металлами (медь, цинк, свинец, золото), есть бурый уголь, строительные материалы.
В состав Узбекистана входит Каракалпакская автономия.
Большая часть населения проживает в главных оазисах: Ташкентском, Самаркандском, в Ферганской долине. Средняя плотность - более 30 человек на 1 кв.км. Состав населения - многонациональный: узбеки (50%), русские, татары, каракалпаки, казахи, корейцы и др. Более 120 городов, Ташкент - самый крупный город Средней Азии.
Индустриально-аграрная республика. Главные отрасли хозяйства связаны с нефтегазовым комплексом и хлопководством. Ведущие отрасли промышленности - электроэнергетика (Ташкентская, Сырдарьинская, Ангренская, Навоийская ТЭС, Чарвакская ГЭС), машиностроение (хлопкоуборочные комбайны, строительно-дорожная техника, электротехника, станкостроение), химическая и нефтехимическая (особенно производство минеральных удобрений), черная и цветная металлургия, хлопкоочистительная и хлопкоперерабатывающая промышленность, промышленность стройматериалов. Пищевая промышленность включает маслобойно-жировую, мясную, консервную, мукомольно-крупяную отрасли.
Хотя в сельском хозяйстве используется почти половина земельного фонда, пашни мало, главное - пастбища. Развито орошаемое земледелие. Земледелие дает 75% продукции сельского хозяйства. Главные посевы - хлопчатник. Зерновые занимают 30% всех посевов (рис, пшеница, кукуруза). Развито бахчеводство, овощеводство, виноградарство, садоводство. Производство кенафа. Главная отрасль животноводства - каракулеводство. Одна из старейших отраслей - шелководство.
Туркменистан. Кыргызстан
Туркменистан
Площадь - 488 тыс. кв.км. Население - более 3,5 млн. человек. Расположена республика на юго-западе Средней Азии, на западе омывается водами Каспийского моря.90% территории занимают пустыни. На юге - горы Копетдаг. Климат резко континентальный, засушливый. Условия для земледелия благоприятны по долинам рек Амударья, Теджен, Мургаб, вдоль Каракумского канала.
Республика богата нефтью и природным газом (Котурдепе, Шатлык, Ачак, Барса-Гельмес и др.). В заливе Кара-Богаз-Гол - запасы глауберовой соли. Есть сера, калийные соли.
Население размещено неравномерно, средняя плотность - менее 8 человек на 1 кв.км. Многонациональный состав: около 70% - туркмены; значительное число русских (наблюдается отток русского населения), узбеки, татары, казахи.
Ведущие отрасли промышленности: добыча и переработка нефти и газа, химическая, машиностроение, текстильная, ковроткацкая, пищевая. Основа энергетики - тепловые станции, крупнейшие - Марыйская, Ашхабадская.
В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Площадь пашни мала - 3% сельхозугодий. Развито орошаемое земледелие. Основная отрасль - хлопководство.15% посевов занято зерновыми культурами. Развито также бахчеводство, садоводство, овощеводство, виноградарство.
Кыргызстан
Площадь - около 200 тыс. кв.км. Население - более 4 млн. Горная страна. Значительные площади занимают высокогорные долины - Чуйская, Ферганская, Иссык-Кульская. Имеются запасы каменного и бурого угля, нефти и газа (небольшие), руд цветных металлов.
Население многонациональное, более 60% - киргизы. Уровень урбанизации невысокий. Основная часть населения размещена в Ферганской долине и вокруг озера Иссык-Куль.
Основа энергетики - ТЭС, Токтогульская, Курпсайская, Учкур-ганская ГЭС.
Ведущая отрасль хозяйства - АПК. Преобладает животноводство (по стоимости продукции) - овцеводство, коневодство. В земледелии - пшеница, ячмень, сахарная свекла, хлопчатник, табак. Развито садоводство и виноградарство. Переработка сельскохозяйственного сырья.
Из других отраслей отметим цветную металлургию и машиностроение, легкую и пищевую промышленность.
Заключение
В целом итоги развития большинства стран СНГ последних лет свидетельствуют о достаточно благоприятной экономической конъюнктуре. Однако говорить об устойчивой тенденции экономического роста преждевременно. Длительный и стабильный подъем экономики возможен в первую очередь на основе коренного обновления производственного потенциала, существенного повышения эффективности его использования и интенсификации экономической интеграции в рамках Содружества.
Страны Содружества, умело используя свое уникальное геополитическое положение, могут надежно защищать национальные интересы и активно оперировать на мировых рынках. Для этого имеются все необходимые предпосылки. Государства СНГ располагают широчайшим спектром и огромными объемами природных ресурсов, мощным научно-техническим потенциалом, квалифицированными специалистами и рабочими кадрами. Являясь геополитическим и социокультурным звеном между объединившейся Западной Европой и стремительно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, интегрирующееся Содружество Независимых Государств в состоянии активно влиять в своих интересах на взаимодействие основных мировых экономических центров и тем самым - на всю систему международных экономических и политических отношений конца XX - начала XXI столетий
Сегодня в СНГ нет ярко выраженного "статистического" лидера; многие важнейшие показатели государств близки, а подъемы и спады деловой активности совпадают по времени. Все это подтверждает, что спустя десять лет неустанного поиска собственного пути развития и наиболее подходящих деловых партнеров между странами СНГ по-прежнему сохраняется глубокая экономическая взаимозависимость. Как остается, к сожалению, и дефицит доверия между молодыми суверенами. Хотя, в сущности, это нормальный, в меру напряженный, переход от этапа становления Содружества к его трансформации в новый тип региональной организации. Идет поиск такой модели интеграционного объединения, которая соответствовала бы природе СНГ, его реальному месту в структуре глобального сообщества и была бы способной стать эффективной формой реализации совокупного потенциала его участников.
В настоящее время складываются благоприятные предпосылки для достижения конструктивного диалога в рамках СНГ: наметилось оживление в экономике, что позволяет расширить масштабы их хозяйственного взаимодействия, переломить тенденцию падения взаимного товарооборота и обеспечить его устойчивый рост.
Для стран-участниц СНГ эффективное функционирование режима свободной торговли и формирование общего рынка можно рассматривать как переходный этап к более высоким формам сотрудничества, который позволит провести структурную перестройку национальных экономик, завершить экономические реформы, создать развитую рыночную инфраструктуру, обеспечить выравнивание условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности.
Основой единого экономического пространства является зона свободной торговли, создание которой займет определенный период времени. Однако модель разноскоростной интеграции должна сменить дифференцированная интеграция вокруг “ядра” СНГ - Союзного Государства Белоруссии и России как зоны свободной торговли с дальнейшей интеграцией в нее остальных стран.
Интеграция стран СНГ является одним из оптимальных способов сохранения производственных, кооперационных связей по технологическому принципу, принципу недопущения вытеснения продукции стран СНГ с их внутреннего рынка. Интеграционное сближение государств, скорее всего, будет протекать на основе локальных интеграционных образований, двигающихся к созданию единого, однородного экономического пространства, общему рынку товаров, услуг, рабочей силы.
Список литературы
1. Агапова Т.А. Макроэкономика, 4-е изд. "ДиС-МГУ", Учебник, 2001
2. Архипов А.И. Экономика, "Проспект / Кнорус" Учебник, 1999
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., Юрайт, 2000
4. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения, 2-е изд., "ДиС", 1998
5. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика, "КноРус"Учебник, 2000
6. Макконелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер. с анг., "Инфра-М" Учебник, 1997
7. Райзберг Б.А. Основы экономики, "Инфра-М" Учеб. пособ. 2001
8. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 1997. Части II, III.
9. Тарануха Ю.В. Микроэкономика, "ДиС-МГУ", Учебник, 2002
10. Экономическая теория / под ред. И.П. Николаевой, учебник, М., Финстатинформ, 2003
11. Бляхман Л. Россия и СНГ: уроки первого десятилетия. Российский Экономический Журнал, № 8, 2003. - М: "Финансы и Статистика"
12. Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. - 2005. - № 9. - С.3-8.
13. Зиядуллаев Н.Ж. Современная экономическая ситуация в СНГ. Экономист, №1, 2004. - М: "Медиа-Пресса"
14. Зиядуллаев Н. Экономика стран содружества в условиях глобализации. Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001г. Вопросы Экономики, №3, 2004. - М: Изд-во НП "Редакция журнала Вопросы Экономики".
Содержание
Введение. 3
1. Особенности экономической интеграции СНГ. 6
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ. 6
1.2 Этапы сближения стран СНГ. 9
1.3 Состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ. 12
1.4 Принципиальные особенности сближения стран СНГ. 17
2. Краткий экономический обзор стран СНГ. 20
2.1 Украина. Беларусь. Молдова. 20
2.1.1 Украина. 20
2.1.2 Беларусь. 21
2.1.3 Молдова. 22
2.2 Грузия. Азербайджан. Армения. 23
2.2.1 Грузия. 23
2.2.2 Азербайджан. 24
2.2.3 Армения. 25
2.3 Казахстан. Таджикистан. Узбекистан. 26
2.3.1 Казахстан. 26
2.3.2 Таджикистан. 27
2.4 Туркменистан. Кыргызстан. 28
2.4.1 Туркменистан. 28
2.4.2 Кыргызстан. 29
3. Проблемы и возможности сближения стран СНГ. 31
3.1 Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы государств-участников. 31
3.2 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ. 33
3.3 Особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ. 37
3.4 Оценка возможности сотрудничества со странами СНГ Ханты-Мансийского автономного округа. 43
Заключение. 47
Список литературы.. 49
Введение
В течение пятнадцати последних лет различные аспекты экономической эволюции СНГ обсуждались на страницах печати. Естественно, что мнения ученых, работающих в данной области, имеют существенные расхождения. Одна из причин состоит в том, что научных исследований по этому вопросу явно недостаточно, и экономика СНГ как самостоятельная дисциплина только формируется. К тому же данная проблема излишне политизирована.
Так, сторонники восстановления СССР негативно оценивают итоги деятельности Содружества в связи с его, на их взгляд, аморфностью и недостаточной интегрирующей ролью, отсутствием реальных надгосударственных институтов. Многие западные ученые и политики, напротив, считают, что СНГ восстанавливает "империю", угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Эти крайние позиции сходятся, поскольку их сторонники не видят объективной необходимости и возможности сотрудничества России с другими независимыми государствами постсоветского региона, не предполагающей их обязательное объединение в "экономический союз" и не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях.
Но при образовании какого-либо международного союза на первый план выдвигается, прежде всего, взаимная экономическая выгода каждого его участника. А поодиночке странам СНГ очень сложно выдерживать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными объединениями.
Основой интеграционного процесса являются совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе этническо-религиозные и социокультурные менталитеты народов объединяющихся стран. Эффективная экономическая интеграция имеет следствием:
ускорение темпов взаимной торговли, экономического роста и сокращение трансакционных издержек;
повышение конкурентоспособности товаров, фирм и национальных экономик, рост инновационного потенциала в результате усиления конкуренции на внутренних рынках государств;
увеличение притока иностранных инвестиций, как из стран-участниц интеграционного объединения, так и из третьих стран;
сглаживание межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения.
В мировой практике сложились следующие формы региональной интеграции государств:
зона свободной торговли, в рамках которой устанавливается свободный от торговых ограничений режим торговли товарами между странами-участницами; при этом каждая страна имеет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран;
таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
общий рынок: таможенный союз дополняется согласованной экономической и научно-технической политикой; для координации экономической политики создаются межгосударственные или наднациональные институты, которым передается часть национального суверенитета государств;
единый внутренний рынок: обеспечивается свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется национальное законодательство государств-членов; усиливаются наднациональные органы контроля и управления;
экономический и валютный союз: создается единое экономическое, валютно-финансовое, правовое и информационное пространство при обязательном соблюдении межгосударственных договоров;
политический союз: осуществляется переход стран-участниц к общей внешней политике, политике безопасности, вводится единое гражданство, усиливается сотрудничество в правосудии и внутренних делах.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос не столько ускоренного осуществления интеграционного процесса на территории СНГ, сколько поиска качественных “точек соприкосновения”, которые позволят более объективно оценить перспективы развития как государств-участников, так и СНГ в целом. Только общими усилиями, направленными на противостояние негативным мировым тенденциям, можно повысить конкурентоспособность национальных экономик и благосостояние проживающих на территории стран-участниц граждан.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность исследуемой темы.
Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.
Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:
изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;
выявляются этапы сближения стран СНГ;
рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;
проводится краткий экономический обзор стран СНГ;
исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;
выявляются особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ.
В работе использованы данные Госкомстата РФ, международных аналитических агентств, учебники, книги, учебные пособия, публикации по исследуемой теме.
Особенности экономической интеграции СНГ
После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ. Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, необходимо отметить особенности их развития после получения политической независимости:
введено президентство;
прошли выборы законодательных органов на многопартийной основе;
вступление в ООН;
укрепление политических и экономических связей с Западом;
вступление в ряд международных организаций.
Но приобретение политической независимости не привело к экономическому и социальному благополучию. Скорее, наоборот, для многих стран СНГ стала реальностью политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние.
На экономическую ситуацию в государствах СНГ оказали влияние не только политические вопросы, но и переход к рынку. Оказалось, что потенциальные и реальные возможности в странах СНГ далеко не одинаковы. Да и само стремление к рынку правящих структур было различным. Отсюда и разные темпы рыночных преобразований.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.