Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В начале третьего тысячелетия укрепление демократической государственности и рыночные реформы в корне меняют взаимоотношения в рамках Содружества. В результате проведенной в его странах приватизации основными участниками хозяйственных связей становятся предприятия частной или смешанной форм собственности (в 2002 г. в Казахстане и Кыргызстане доля последних по численности занятого на них населения составила 77%, в Таджикистане - 63%, России - 61%, Беларуси - 35%). Это резко ослабило административные возможности стимулирования экономической интеграции: государства СНГ не в состоянии обязать национальные корпорации продавать свою продукцию в рамках Содружества по заниженным ценам, в долг или по бартеру. Более того, продажа по заниженным ценам дефицитных ресурсов в другие страны СНГ справедливо рассматривается госорганами как форма ухода от налогов. В условиях приватизации государства Содружества должны создать экономические условия, заинтересовывающие хозяйствующих субъектов в сохранении и развитии связей. Так, отсутствие таможенных и экспортных пошлин, отмена НДС на экспортируемую продукцию, льготные условия кредитования, лицензирования, квотирования и другие меры, присущие "экономическому союзу", стимулируют страны СНГ участвовать в развитых формах экономической интеграции. Например, "Газпром" продает газ в России по 12 долл. за 1000 куб. м, в Беларусь - по 25 - 30 долл., а в страны, не являющиеся членами Таможенного союза, - по ценам, приближающимся к мировому уровню (около 100 долл.). Однако очевидные преимущества участия в Экономическом союзе стран СНГ сталкиваются с интересами международных корпораций, дочерними фирмами которых стали многие хозяйственные субъекты постсоветских стран.

В ходе разгосударствления наиболее эффективные предприятия оказались в руках иностранных инвесторов. Российскому капиталу на первоначальном этапе приватизации не удалось выступить стратегическим инвестором в странах Содружества. В таких крупных проектах, как например, освоение Тенгизского нефтяного месторождения в Казахстане и развертывание деятельности Каспийского нефтяного консорциума в Азербайджане, российскому капиталу из-за дефицита финансовых средств удалось стать лишь одним из инвестиционных партнеров. Впрочем, преобладающее влияние иностранных инвесторов было вызвано не только финансовой слабостью отечественного капитала, но и политизацией приватизационного процесса - стремлением любой ценой не допустить российского инвестора на рынок капиталов стран СНГ (в некоторых из них наши предприятия не допускались к открытым инвестиционным конкурсам или их результаты отменялись, в других преобладала закрытая приватизация). Так, в Казахстане получила широкое распространение практика передачи крупнейших отечественных предприятий в доверительное управление иностранным фирмам с последующей приватизацией, причем в результате применения закрытой ее формы ведущие предприятия базовых отраслей были по сути за бесценок выкуплены управляющими фирмами. Так Соколово-Сарбайский горно-обогатительный комбинат оказался приватизированным за сумму, равную его годовому доходу. И хотя позже ситуация была исправлена (и в ходе открытых конкурсов Казахстану удалось получить значительные поступления в бюджет), ведущие предприятия металлургии, химии и энергетики оказались в руках иностранного капитала, который переориентировал их продукцию (железную руду, глинозем, хром, уран, уголь), ранее направлявшуюся в основном в Россию, на рынки за пределы СНГ.

К сожалению, и в самой России лучшие приватизационные условия предоставлялись не отечественным, а зарубежным инвесторам, которые переориентировали приобретаемые ими Предприятия на "дальнезарубежные" рынки.

Постсоветская интеграция - процесс взаимовыгодный для всех его участников. Тем не менее, в странах Запада и СНГ сохраняется ошибочное мнение, согласно которому РФ более других членов Содружества заинтересована в его укреплении. На самом же деле Россия, как и любой другой член СНГ, исходит в интеграционных процессах из своих национальных экономических и политических интересов. Вот почему она не стала форсировать в 2000 г. вступление в зону свободной торговли и любой ценой сохранять общий рынок труда СНГ со странами, не являющимися членами Таможенного союза.

Серьезное влияние на интеграционные процессы оказало и произошедшее за последнее десятилетие истекшего века изменение отраслевой структуры народного хозяйства. Промышленное производство стран СНГ сократилось более чем вдвое, в результате чего доля Содружества в мировом ВВП уменьшилась до 3 - 4%. При этом спад в 1992-2002 гг. был неравномерным. С одной стороны, наибольшие потери понесли именно наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, которые в современном мире определяют конкурентоспособность национальных экономик. Государства СНГ утратили более 300 технологических направлений и производств: аэрокосмическое, робототехники, информатики, биотехнологии, новых материалов, и др. Практически остановлено большинство заводов по производству оптики и электронных приборов. Примерно в 10 развалился" выпуск тканей, обуви, швейных изделий и бытовой техники; три четверти потребительского рынка Содружества занято импортной (причем далеко не всегда высококачественной) продукцией.

Промышленность, таким образом, распалась на два комплекса: сырьевой, ориентированный в основном на экспорт, и обрабатывающий, не имеющий надежного рынка сбыта. Исключение составляет военная продукция, но она также ориентирована (и в России, и в Украине) главным образом за пределы Содружества (в Индию, Китай, Пакистан, и др.).

Экономика СНГ за время своего существования прошла путь от единого народнохозяйственного комплекса до группы взаимосвязанных экономик независимых государств. Региональная экономическая интеграция в этих условиях отражает закономерное движение форм межгосударственного сотрудничества от простого к сложному - от создания "зоны свободной торговли" к "полному экономическому союзу" (предполагающему конфедеративное устройство входящих в него государств). Создание "зоны свободной торговли" означает отмену в ее пределах таможенных тарифов и экспортно-импортных квот. Сегодня можно смело утверждать, что большинство государств Содружества голосуют за введение режима свободной торговли, видя в нем реальный поворот к реализации давно продекларированного курса на тесную экономическую интеграцию. Соглашение о создании режима свободной торговли подписали 11 государств Содружества (все, кроме Туркменистана). "Таможенный союз" предполагает создание единой таможенной службы, установление единых тарифов, квот, а также мер нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Участниками Договора о Таможенном союзе являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

"Общий рынок" в целом означает свободное перемещение между странами-участницами не только товаров и услуг, но и всех факторов производства - труда, капиталов, технологий и информации. "Экономический союз" предполагает также согласование макроэкономической (бюджетной, денежной, инвестиционной, налоговой) политики и соответствующего законодательства. Создание такого союза и провозгласили своей целью страны-члены Таможенного союза, образовавшие Евразийское экономическое сообщество.

Наконец, полная экономическая интеграция ("полный экономический союз"), как показывает опыт Евросоюза, означает проведение не просто согласованной, а единой экономической политики, включая унификацию контрактного, финансового, налогового, трудового, антимонопольного и других видов законодательства, единые технические и экологические стандарты, а также единую валюту, общий эмиссионный центр, самостоятельный бюджет, наличие надгосударственных исполнительных, законодательных и судебных органов.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.