Особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дальнейшее углубление интеграционных процессов России со странами СНГ неразрывно связано с необходимостью развития их сотрудничества на региональном уровне.

Созданная Россией в этой сфере нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, международным договорам и другим направлениям позволила в свою очередь субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами СНГ. При этом субъекты Российской Федерации сегодня имеют большую, чем раньше, возможность активно участвовать в формировании внешней политики России, которая должна отражать экономические, научные, культурные и другие интересы жителей конкретных регионов и территорий.

С повышением открытости страны в мировой экономике в 1990-е годы внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации значительно расширилась, однако потенциал внешних связей распределился между регионами страны крайне неравномерно. Более половины российского экспорта приходится на 10 субъектов РФ, одновременно 33 региона страны остаются слабо интегрированными в систему мирохозяйственных связей.

Внешнеторговые связи разной интенсивности с партнерами из стран СНГ имеют все регионы России, за исключением Чукотского автономного округа. Однако подавляющее большинство крупных регионов России преимущественно ориентировано на торговлю со странами вне Содружества. Например, в экспорте Карелии страны СНГ занимают лишь 1,5%, Ленинградской и Липецкой областей - по 3%, Тюменской области -7,6%, Самарской области - 7,9%. Вместе с тем во внешнеторговом обороте половины регионов страны доля стран СНГ превышает 20%. К ним относятся субъекты федерации с развитой обрабатывающей промышленностью, а также приграничные регионы. В частности на СНГ приходится почти 65% экспортных поставок Новосибирской области, 32% - экспорта Омской области. Во внешнеэкономических связях Белгородской области 44% экспортной продукции вывозится в страны Содружества и 77% импортных товаров ввозится из государств СНГ.

В 2003 году регионы России - крупнейшие экспортеры продукции в страны СНГ демонстрировали устойчивый рост внешнеторгового оборота. Более всего вырос экспорт продукции в страны Содружества из Белгородской области - на 127%, Омской области - на 123%, Самарской области - на 107%, Новосибирской области - на 85%. Благополучная динамика объясняется ростом внешнеторговых цен, а также повышением платежеспособного спроса, как в РФ, так и в странах СНГ. Колебания экспорта намного превосходят темпы изменения производства и спроса на внутреннем рынке и отличаются неустойчивостью во времени.

Если сравнивать отраслевую структуру экспорта регионов России в страны СНГ и дальнее зарубежье, то характерным является относительно более высокая доля готовых изделий и меньший удельный вес сырья в экспортных поставках в государства Содружества, что стало важным фактором поддержания жизнеспособности регионов страны с развитой пищевой и легкой промышленностью, машиностроительных центров. Более гибкими в построении взаимовыгодных связей со странами СНГ оказались субъекты Российской Федерации, для которых необходимость возобновления контактов обусловлена влиянием факторов исторического порядка, а также экономической целесообразностью, вытекающей из объективных различий в природных ресурсах и запасах, отраслевой ориентации экономики, географических и климатических условий и т.д.

По степени влияния на интеграционные связи со странами СНГ в сфере торговли можно выделить несколько групп регионов России.

Первая группа: субъекты федерации - посредники в развитии интеграционных связей. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, имея столичный статус, развитую рыночную, банковскую, транзитную, коммуникационную и складскую инфраструктуру, выполняют посреднические функции в осуществлении внешнеэкономических связей многих экспортно-ориентированных регионов и предприятий страны. С большим отрывом от других субъектов Российской Федерации по уровню внешней открытости лидирует Москва, на которую приходится 1/3 внешнеторгового оборота страны и половина накопленных иностранных инвестиций. Через столицу проходит 18% экспорта РФ в страны СНГ и 15% импорта (без учета неорганизованной торговли). Обладая скромным экспортным потенциалом, но значительным политическим и финансовым весом, Москва играет важную роль в обеспечении внешнеторговых связей регионов Урала, Сибири и европейской части страны. Зона внешнего влияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области значительно уже и охватывает регионы Балтики и Европейского Севера России преимущественно в торговле со странами вне СНГ.

Вторая группа: старопромышленные экспортно-ориентированные регионы располагают мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, имеют крупные экспортные ресурсы, относительно развитую рыночную инфраструктуру и являются основными производителями продукции для рынков СНГ: Иркутская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская, Омская, Кемеровская, Томская, Ярославская, Тульская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Удмуртская Республика, Красноярский край. Экспортный профиль данной группы регионов составляют несколько товаров, среди которых: металлы, химическая продукция, нефть, газ, нефтепродукты, уголь, электроэнергия, лесная и бумажная продукция, машины и оборудование.

Третья группа: экспортно-ориентированные регионы нового освоения. В них сосредоточено производство одного-двух важнейших товаров специализации России (нефти, газа, черных или цветных металлов, древесины), экспортируемые как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Монопродуктовая структура экспорта обусловливает высокую зависимость региональной экономики от внешнеторговой конъюнктуры. К данной группе относятся субъекты федерации относительно нового промышленного освоения, во внешнеэкономических связях которых страны СНГ играют незначительную роль: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Коми, Карелия.

Четвертая группа: экспортно-ориентированные регионы, имеющие общие границы со странами СНГ, близкие к международным транспортным артериям. В регионах получили развитие челночная торговля, транспортные услуги. Это - Калининградская, Ростовская, Белгородская, Новосибирская области, Краснодарский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края. Регионы характеризуются узкой географией торговых связей с доминированием фирм пограничных государств.

К основным направлениям развития взаимоотношений регионов со странами СНГ можно отнести заключение соглашений и договоров о взаимовыгодном сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности. В целом двусторонние встречи представителей субъектов РФ и стран-соседей или их регионов имеют огромное значение с точки зрения расширения рамок общения на уровне отдельных предприятий и организаций.

В настоящее время субъекты РФ подписали с административно-территориальными образованиями стран СНГ более 950 соглашений о сотрудничестве в различных сферах деятельности. С Республикой Белоруссия взаимодействуют более 80 субъектов России, с Украиной - 75, Казахстаном - 72, Азербайджаном и Арменией - по 40, Грузией - 38 и Киргизией - 31.

Региональные связи имеют огромное значение для развития интеграционных процессов.

Активная политика интеграции, проводимая руководством России и Белоруссии, с одной стороны, инициирует, а с другой, во многом обусловлена широкими связями регионов. В настоящее время на рынках Республики Белоруссии активно присутствуют 60 субъектов федерации, а во взаимных поставках продукции участвуют 79 российских регионов. За шестилетний период становления Союзного государства подписано около 200 соглашений, договоров и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве Белоруссии с администрациями областей, краев и республик России. При этом на уровне местных органов власти деловые связи выходят далеко за рамки простого товарного сотрудничества. Организуется обмен экономической информацией, проводятся выставки-ярмарки, совместные мероприятия в области культуры, образования и спорта.

Одним из положительных примеров взаимодействия на уровне региона является Свердловская область, где накоплен значительный позитивный опыт построения тесных взаимоотношений со странами СНГ. Так, начиная с 1996 года заключено 24 соглашения почти со всеми странами СНГ, в том числе и с их регионами (на сегодня действуют 22 соглашения).

В России образованы и активно работают более 3 тыс. предприятий с привлечением капитала из стран СНГ, около 40 торговых домов и 20 представительств регионов в государствах СНГ. К примеру, в Свердловской области функционируют 148 совместных предприятий с участием капитала из стран СНГ. Это позволяет удержать рынок сбыта, с одной стороны, и обеспечить сырьем местные предприятий, с другой.

Одним из крупных торговых партнеров стран СНГ среди российских регионов является г. Москва, доля которой в общем товарообороте с этими государствами составила в прошедшем году 23,4%.

По состоянию на 1 января 2002 года ею подписано со странами СНГ и их административно-территориальными образованиями почти 40 соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах. Осуществляется подготовка к подписанию еще 12 подобных соглашений с Украиной, Белоруссией, Узбекистаном и Таджикистаном.

В Московской области во взаимосвязях с регионами стран СНГ применяется и многосторонняя форма сотрудничества. В настоящее время осуществляется реализация подписанного в октябре 2000 года трехстороннего соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Московской области, Минским областным исполнительным комитетом Республики Белоруссии и Киевской областной государственной администрацией Украины.

Важным направлением развития межрегиональных связей со странами СНГ является приграничное сотрудничество. Общую границу со странами СНГ имеют 25 регионов РФ (приложение 4).

Большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам России. У подавляющей части приграничных субъектов РФ объем валового регионального продукта на душу населения ниже среднего по стране. Ситуация осложняется тем, что большая часть приграничных территорий стран СНГ также является менее развитыми частями этих стран. Социально-экономические показатели смежных районов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки.

Приграничное сотрудничество осуществляется в условиях, когда процесс международно-правового оформления сухопутных границ между странами СНГ только начался. Особенностью последнего десятилетия стало увеличение барьерности границ с СНГ. Наиболее либерализованы они с Белоруссией. Вместе с тем двусторонняя торговля приграничных регионов России и СНГ возросла, и увеличение барьерности границ негативно скажется на внешнеэкономическом сотрудничестве соседних регионов граничащих государств. Дальнейшее расширение связей возможно с реализацией новых инвестиционных проектов, созданием финансово-промышленных групп, обустройством приграничной инфраструктуры.

Реализация подписанной в феврале 2000 года Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины до 2007 года должна способствовать развитию экономики прилегающих регионов, решению многих приграничных проблем.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 187.