Особенности современного западного мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сам термин «западная цивилизация» был изобретен всего сто лет назад, и он на самом деле не сопоставим с терминами, обычно используемыми для других цивилизаций. Большинство других цивилизаций (например, исламская цивилизация, индуистская цивилизация и православная цивилизация)[10] сохранили религиозную принадлежность; до Просвещения термин, который люди на Западе обычно использовали для своей цивилизации, также был «христианским миром». Просвещение привело к секуляризации большей части интеллектуальной элиты христианского мира. Французская революция и промышленная революция распространили идеи Просвещения среди важных слоев населения.

После второй мировой войны концепция «западной цивилизации» была переопределена. Новая концепция была описана как «союзническая схема истории»[11]. Новым содержанием западной цивилизации стало американское кредо. И наоборот, новым контекстом американского вероучения стала западная цивилизация в целом. Сочетание американской энергетики и европейского наследия дало идее западной цивилизации и силу, и легитимность как в Америке, так и в Европе. Холодная война прояснила и установила политическое и интеллектуальное разделение между Западом и Востоком. «Союзническая схема истории», являющаяся продуктом двух мировых войн, была разработана и институционализирована в то, что мы могли бы назвать «схемой истории НАТО», которая прекрасно сочетается с «холодной войной». Почти все члены Североатлантического альянса являются наследниками западных традиций. В классической традиции ценились аристократия и иерархия, честь и долг.

Противоположности классическому духу являются как демократический и коммерческий духи, которые были значительно укреплены Просвещением. Они были особенно распространены в Соединенных Штатах. Всю независимую историю большая часть Америки была полностью демократичной и коммерческой. Политическая и экономическая элиты Америки, а также европейские элиты, которые во многих отношениях следовали за американским лидерством, проникнутым демократическим и коммерческим духом, уже перестали верить в классическую традицию. Основами Просвещения всегда были разум и наука как средства осмысления мира. Менталитет Просвещения проник в большую часть элиты в начале индустриальной эпохи. Теперь, в начале информационного века, он расширил свое господство над большей частью молодежи в массе. Эти интеллектуальные и культурные достижения были подкреплены развитием технологий (появление новых методов контрацепции) и экономики (появление большого числа женщин на новых рабочих местах с полной занятостью, созданных информационной экономикой). Это, в свою очередь, привело к важному политическому развитию: появлению мощного феминистского движения и, когда противозачаточных технологий оказалось недостаточно, его продвижение абортов в качестве основного проекта. Каждое из этих событий, которое вспыхнуло в 1960-х годах и продолжается сегодня, противоречило некоторому учению или практике христианской религии. В Соединенных Штатах ряд решений Верховного суда разделил церковь и государство, фактически вытеснив христианство с общественной площади. Это было одной из причин широкомасштабной иммиграции в Европу из мусульманских стран, которая началась в 1960-х годах и продолжается до сих пор. Следствием этого стало создание крупных мусульманских общин, которые в настоящее время составляют от пяти до десяти процентов населения многих европейских стран. Это усиливает тенденцию вытеснения европейскими политическими элитами христианства с публичной площади.

Хотя христианство дискредитировали по всему Западу, последствия были разными в Европе и Америке. В Европе христианские церкви были связаны с традиционными политическими и общественными властями. По мере того как эти власти приходили в упадок с распространением либеральной демократии и свободных рынков - из-за развития демократического и коммерческого духа - христианские церкви отказывались от власти вместе с ними. В отличие от этого, в Америке появилось большое количество различных «деноминаций», которые были независимы от государства и независимы друг от друга. Это означало, что случилась своего рода религиозная демократия и религиозный рынок.

Сегодня единственная западная традиция, которой пользуются политические, интеллектуальные и экономические элиты Запада, - это Просвещение. Для американской политической и экономической элиты это в значительной степени означает Британское Просвещение с его акцентом на свободу отдельных лиц, институционализированных в условиях либеральной демократии и свободных рынков. Для европейских политических, интеллектуальных и экономических элит (а также для американской интеллектуальной элиты, расположенной в академических кругах и средствах массовой информации), это в значительной степени означает французское (или континентальное) просвещение с его акцентом на рационализм элит, институционализированных в бюрократической власти и дипломированное общество. Вместе эти элиты продвигают современную версию Просвещения. Они намерены распространить это как можно шире и устранить остатки других западных традиций, классических и христианских, в самой Америке и Европе.

Кеннет Миноуг определил современную религию Запада как веру в то, что «к человеческому улучшению должны привести объединение народов мира в глобальном масштабе в единую общность, основанную на всеобщем пользовании соответствующими правами человека»[12]. Как показывает Миноуг, каждая из этих светских религий определила христианство как своего врага. Действительно, господствующий в наше время олимпийский взгляд рассматривает саму идею западной цивилизации как препятствие для ее грандиозного глобального и универсалистского проекта. Универсальная идеология олимпийских элит в значительной степени согласуется и, возможно, отражает растущие интересы глобальных корпораций. В течение первой половины холодной войны американские корпорации нашли свои наиболее привлекательные возможности для бизнеса в Европе или других западных странах. Это более или менее соответствовало определенному определению американской системы союзничества и западной цивилизации. Однако во время второй половины холодной войны американские транснациональные корпорации расширились до незападных регионов. Наконец, с распадом советского блока и окончанием холодной войны предпочтительной ареной для американских многонациональных корпораций стал весь мир: отсюда и «глобализация». Для многонациональных, а теперь и глобальных корпораций она стала важно отождествлять себя с идеями и идеалами, которые казались прогрессивными и глобальными, даже неизбежными и универсальными, а не отождествляться с идеями и идеалами, которые были западными и традиционными. Результатом этих идеологических и экономических изменений стало переопределение идеальной экономической арены от западной до глобальной, идеального общества от западного до мультикультурного и идеальной политической системы от западного конституционализма до «правления» транснациональных НПО.

Современная эра также может рассматриваться как западная эра. Все великие движения, которые определили современную эпоху, возникли в Европе, и европейцы затем распространили их по всему земному шару. Современная версия Просвещения сделала Запад уязвимым для нападок с Востока, особенно со стороны ислама. Это нападение может быть вызвано продолжительными или катастрофическими атаками транснациональных сетей исламских террористов. Или это может быть вызвано аналогичными нападениями со стороны представителей крупных и отчужденных мусульманских общин, которые сейчас проживают на Западе, особенно в Европе. [13]

Таким образом, современная концепция запада – это доминирующая цивилизация с идеологией Просвещения, в которой доминируют разум, наука и права человека, а религия уходит в прошлое. Современная западная цивилизация стремится расширить свою идеологию за пределы Запада.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 166.