В XX веке мир пережил множество изменений и испытаний: Первая и Вторая Мировые войны, новые научные открытия в электронике, технике, видах вооружения, перераспределение сил и влияния между странами. Изменения затронули каждую отдельную страну на планете, создавая современные общества с современными потребностями. Новая система международных отношений приобретает новых акторов, к которым относятся не только суверенные страны и международные организации, но и субнациональные структуры (автономии, штаты, провинции и другие субъекты федеральных государств), транснациональные корпорации, банки (транснациональным характером обладают также и многочисленные, и все более угрожающие существованию международного сообщества группировки организованной преступности, террористические организации). Увеличилось также число, или же изменился характер различных региональных межнациональных (НАТО) и наднациональных (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР) организаций. Нельзя не упомянуть и о возросшем влиянии на международные отношения также и отдельных выдающихся личностей (в том числе, бывших глав государств и правительств, крупных бизнесменов, духовных лидеров, либо иных авторитетных деятелей высокого уровня), а также временных объединений частных лиц[1].
Наиболее всеобъемлющий процесс, который характеризует международные отношения в настоящий период времени – это глобализация. Глобализация – это широкое понятие, которое задевает все аспекты жизни общества, это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации[2]. Происходит интенсификация движения товаров, капитала, людей и информации между миром и ранее обособленными зонами, увеличение их взаимовлияния. Повышается бюрократизация на международном уровне, формализация подвижных элементов, разработка "схем" по которым эти элементы передвигаются в пределах как определенной местности, так и по всей планете, происходит стандартизация многих аспектов передвижения, что способствует международной мобильности, формируется многоуровневая система глобального управления, складываются наднациональные центры регулирования, продолжается процесс усиления производственной специализации различных местностей.[3] Размывается суверенитет национальных государств, в результате чего они фактически теряют возможности и ресурсы для осуществления самостоятельной внутренней и внешней политики, растет взаимозависимость, а вследствие этого и взаимоуязвимость участников международных отношений, характерная как для сферы военнополитической безопасности, так и для экономической, культурной, демографической и других областей жизнедеятельности мирового сообщества в целом и отдельных его компонентов, в частности.
Наряду с глобализацией, все еще существует деление мира на регионы. Это условное деление территории планеты на области, согласно их историческо-культурными особенностям. Регионализация становится своеобразной реакцией на процессы глобализации, приводя к образованию зон, существенно различающихся по протяженности и масштабам[4]. Глобализация и регионализм тесно связаны. Благодаря глобализации более быстро происходит решение региональных проблем, но также происходит постепенный отход региональной самобытной культуры в прошлое, а на ее место встают глобальные интересы. То же самое происходит и со странами в пространствах регионов. Государству зачастую не под силу охватить весь спектр существующих в обществе проблем. Это вынуждает его передавать часть своих полномочий, с одной стороны, наднациональным организациям (например, Европейскому Союзу), а с другой - регионам. Глобализация и регионализация в сфере мировой экономики возникают как две взаимосвязанные, но в то же время противоречащие друг другу тенденции, так как все страны являются одновременно и объектами, и субъектами этого процесса,[5] однако региональные проблемы все еще очень актуальны.
Сегодня мир борется с разного рода проблемами, которые делятся на глобальные, макрорегиональные и региональные, наднациональные и государственные. Ко глобальным проблемам относятся экологические проблемы, такие, как катастрофическое загрязнение окружающей среды, снижение биоразнообразия, исчерпание природных ресурсов, глобальное потепление, озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, загрязнение морей и океанов, загрязнение атмосферы, радиоактивного загрязнения окружающей среды. Помимо экологии человечество волнуют проблемы, связанные с человеческим здоровьем и жизнью, проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, СПИДа и других неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний, демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный массовый голод. Также существует угроза военной безопасности: термоядерная война, терроризм. Все эти проблемы в разной степени распространены в разных частях земли и некоторые из них становятся актуальными региональными проблемами.
Существует множество социальных проблем, к которым относятся разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность, социальное неравенство, возрастающая безработица, насилие и организованная преступность. Более 3 миллиардов человек живут менее чем на 2,5 доллара в день, и, по оценкам, 1,3 миллиарда человек живут в условиях крайней нищеты, обходясь ежедневно в 1,25 доллара или меньше. Бедность по-прежнему остается большой проблемой в современном мире. В 2010 году только 18% населения мира жили за чертой бедности по сравнению с 36% в 1990 году.[6]
Организация экономического сотрудничества и развития отмечает, что разрыв между богатыми и бедными продолжает увеличиваться. В 34 государствах-членах самые богатые 10% населения зарабатывают в 9,6 раза больше, чем самые бедные 10%. ОЭСР предупреждает, что такое неравенство является угрозой для экономического роста. В отчете говорится, что это отчасти потому, что в большинстве неравных стран наблюдается более широкий разрыв в образовании, что приводит к снижению эффективности рабочей силы.[7]
К сожалению, качество дошкольного образования, которое получает ребенок, часто определяется его экономическим статусом. Дети, живущие в бедности, менее готовы к школе, чем те, кто живут достатке. Это отрицательно влияет не только на их успеваемость в классе, но также может повлиять на их социальные навыки, здоровье и экономический статус в дальнейшей жизни. И эта проблема распространяется и на наше общество и экономику. Мало того, что малограмотные взрослые испытывают большие проблемы со здоровьем, они часто испытывают трудности в рабочей силе. Почти половина этого населения живет в бедности и поэтому изо всех сил пытается обеспечить жизнь своей семье. Работодатели реже нанимают лиц, которые не закончили среднюю школу, что приводит к более длительным периодам безработицы. Высокий уровень безработицы и связанная с этим потеря налоговых поступлений в конечном итоге обойдутся США в 225 миллиардов долларов в год.[8]
По оценкам Международной организации труда, в 1994 году 30% рабочей силы в мире, а именно 820 миллионов человек, в настоящее время не имеют работы или работают неполный рабочий день. Впервые с 1930-х годов промышленно развитые страны, а также развивающиеся страны столкнулись с долгосрочной устойчивой безработицей. Число официально зарегистрированных безработных насчитывало 120 миллионов, хотя реальные цифры, включая тех, кто никогда не регистрировался или прекратил искать работу, почти наверняка были выше. Кроме того, около 700 миллионов человек были заняты неполностью, а именно занимались экономической деятельностью, которая не позволяла им достичь минимального уровня жизни.[9]
Таким образом, в современном мире актуальны как проблемы, связанные с глобализацией, так и более региональные и локальные проблемы. К тем и/или другим относятся экологические, связанные с глобальной безопасностью, со здоровьем населения, такие, как голод, экономические, такие, как нищета, социальные, такие, как неграмотность, а также организованная преступность.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.