Структура процесса управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Управление клубным общением – это система, состоящая из ряда структурных элементов. Прежде всего, в ней есть субъект управления. Субъектом управления в клубе могут быть: клубные работники; люди, выбранные в клубные руководящие органы; клубные активисты; профессиональные и непрофессиональные пропагандисты; посетители клуба; самодеятельные коллективы. Объектом управления также могут выступать и отдельные посе­тители, и коллективы. Субъект и объект управления находятся в весьма специфических отношениях, основной особенностью кото­рых является тенденция и способность к взаимовлиянию и взаи­мопереходу.

Управление общением эффективно только в том случае, если оно представляет логически цельный и завершенный цикл. Этот цикл включает в себя:

· выдвижение общих целей педагогического регулирования с учетом задач и специфики клубного общения;

· тщательное изучение объекта управления: его состава, уров­ня развития, компонентов, требующих неотложного регулиро­вания;

· отбор средств, с помощью которых можно осуществить пере* вод системы общения из одного состояния в другое;

· организацию управляющего воздействия;

· корригирование (внесение поправок) воздействий на основе контроля за ходом процесса;

· итоговый учет достигнутых результатов, соотнесение их с по­ставленными целями и определение в соответствии с этим пла­на дальнейших действий.

 

Клубное общение – исключительно подвижный процесс. Это объясняется рядом обстоятельств. Начнем с того, что здесь очень часто меняется состав взаимодействующих лиц. Постоян­ной трансформации подвержена лежащая в основе общения дея­тельность: обогащаются ее , содержание, состав, движущие силы.

Управление общением в воспитательных целях имеет собст­венную систему методов. По своей природе они являются педа­гогическими методами. В теоретическом осмыслении и использо­вании этих методов мы должны исходить из природы и общест­венной сути человека, из единства воспитания и практического поведения людей.

Что ка­сается педагогической цели управления, то она может быть сформулирована как превращение межличностного общения в инструмент направленного формирования коммунистических ка­честв личности.

Система управления межличностным общением в условиях клуба складывается из следующих методов:

1. Метод формирования и совершенствования деятельной ос­новы культурного общения. Используя этот метод, клубные ра­ботники организуют коллективные занятия так, чтобы они по­буждали людей вступать во взаимодействия педагогически ценного типа.

2. Метод переключения из одного круга общения в другой. Суть его заключается в торможении нежелательных взаимосвя­зей и взаимодействий и в практической помощи человеку по из­менению структуры его контактов.

3. Метод стимулирования общественного мнения. Через об­щественное мнение, как важный регулятор отношений личности к процессам и объектам окружающего мира, можно эффективно влиять на самое главное в системе этих отношений — на отноше­ние человека к человеку.

4. Метод направленной работы с лидерами досуга. Педаго­гическая эффективность этого метода основана на подражатель­ной способности человека и формирующем влиянии людей друг на друга.

5. Метод прямой педагогической корректировки межличност­ных отношений: показ ущербных сторон сложившейся системы общения, организация усилий на ее совершенствование, участие в урегулировании конфликтных ситуаций, помощь в изменении статуса отдельных членов группы и т. д.

 

Самым существенным элементом во всех перечисленных ме­тодах, как и в методике управления, общением в целом, является стимулирование. И это вполне закономерно. Во-первых, регуля­ция столь специфического объекта управления связана в основном с использованием косвенных педагогических воздействий, так как мы имеем дело с динамической саморегулирующейся системой, которую можно только побуждать, но не принуждать. Кроме то­го, объект воспитания выступает в данном случае и в роли актив­ного субъекта, строящего свое поведение в соответствии с соб­ственными потребностями, интересами и мотивами.

Взаимодействие невозможно без сформировавшейся внутрен­ней установки и определенного уровня практической активности. У любого человека существует объективная потребность в обще­нии, которая так или иначе реализуется. Однако стихийность отнюдь не всегда ведет к педагогически ценным результатам. Практика подтверждает необходимость целенаправленного побуждения людей к контактам определенного типа. Сделать это можно только через направленное формирование системы внутренних побудителей. Посредством стимулирования его организационного подкрепления обеспечивается выбор людьми наиболее ценных в личностном и социальном плане видов общения. По их внутренней сути применяемые в данном случае стимулы представляют специфическое побуждение личностных интересов.

Действенность стимулирования в значительной степени опре­деляется тем, насколько организаторы общения принимают в расчет социальную природу человека. С этой точки зрения мож­но выделить несколько групп стимулов, побуждающих людей к совместной деятельности в условиях клуба.

К первой группе относятся стимулы, обусловленные потреб­ностью в новых, знаниях, и в текущей событийной осведомленно­сти (используя групповую информированность, можно воспол­нить свои информационные пробелы; есть сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному обще­нию можно быть в курсе всех местных дел).

Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизненно-практической значимостью коллективного досуга (общаясь, расширяешь и укрепляешь дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно ориентироваться в текущих событиях).

Третья группа включает стимулы, имеющие своей основой ориентировку на общественное мнение (общественное одобрение коллективистской направленности личности, осуждение нелюди­мости, замкнутости; высокий общественный престиж коллектив­ных форм свободного времяпрепровождения).

Четвертая группа – стимулы, связанные с самосознанием, самооценкой личности (в общении можно показать себя; обща­ясь, получаешь возможность проверить себя в сравнении с дру­гими людьми; через свободные контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).

К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экс­прессивно-эмоциональными ценностями, и прежде всего с по­требностью в совместных переживаниях.

И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением к культурно-творческому развитию (в клубе соби­раются знающие, интересные люди, и, общаясь с ними, можно многому научиться; интересующий вид любительства возможен, только в коллективе и т. п.).

Включение в культурное общение предполагает осознание себя как члена общества. Необходимо, чтобы каждый отчетливо понимал, что люди объединяются не только ради собствен­ного удовольствия, но и для решения конкретных общественно ценных задач, и прежде всего для переустройства окружающей жизни на коммунистических началах.

Совершенно необходимо обеспечить каждому из вовлеченных в орбиту клубного общения активную самостоятельную пози­цию. Здесь не должно быть второстепенных ролей. Общение ста­новится формирующим фактором, когда участники его четко осо­знают свою значимость в общем деле, когда они лично заинте­ресованы в достижении поставленных целей и имеют реальную возможность для самоутверждения, для реализации своих по­требностей и способностей.

Межличностное общение должно иметь и собственные, неза­висимые от деятельности привлекательные стороны. Важно, что­бы общение вызывало у людей положительные эмоции, достав­ляло им удовлетворение, удовольствие, наслаждение. По-настоя­щему крепким и сплоченным является лишь то объединение, члены которого воспринимают каждую очередную встречу как радост­ное событие.

Непременное требование к управлению общением – обеспе­чение «обратной связи». Клубный работник должен отчетливо видеть, к чему приводят его организационно-педагогические дей­ствия, прослеживать характер реальных изменений в сфере меж­личностного взаимодействия, улавливать намечающиеся тенден­ции. Первостепенное значение имеет владение методами диагно­стики наблюдаемого объекта: знание признаков, умение выявить показатели этих признаков, проанализировать полученные дан­ные и сделать выводы в отношении дальнейших регулирующих действий.

Не менее важную роль играет управление общением через корректировку его структуры. Поскольку контакты в сфере нерабочего времени складываются в большинстве случаев стихийно, они далеко не всегда удовлетворяют самих людей и еще чаще не являются для них оптимальными. При правильной организации клубной работы способствуют завязыванию новых знакомств, возникновению новых товарищеских связей. Предлагая и организуя различные виды культурной деятельности, клубы не только сознательно формируют предметную основу контактов, но и влияют на структуру непосредственного общения.

 

Список литературы:

 

1. Ю.А. Стрельцов. «Методика воспитательной работы в клубе». М: «Просвящение», 1979 г.

2. Н.К. Бакланов. «Профессиональное мастерство работников культуры». М: «Московкий Государственный Институт», 1994 г.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.