Общение и формирование ценностных установок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как уже отмечалось выше, в ходе общения не только обмениваются событийной информацией, знанием и опытом, но и вырабатывают ко всему этому то или иное отношение. Оценивая объекты, мы размышляем над ними и осознаем их значимость для себя, для группы и для общества в целом. Совместное осмысливание информации и формирование на этой основе оценок и установок существенно активизирует процесс перехода сложившихся в обществе идей, взглядов, норм поведения во внутренний мир личности. Вот почему, рассматривая роль общения в системе формирования личности, мы не можем обойти вопрос об общении как условии и процессе выработки систем ценностей.

Духовные ценности, прежде чем они будут приняты личностью, обязательно соотносятся с ее потребностями, идеалами и устремлениями. Этот процесс может иметь не только личностный, но и групповой характер.

Важное достоинство коллективного осмысления событий и фактов связано с особым характером мышления, развертывающегося в клубном объединении. Можно сказать, что личность обретает здесь новые, дополнительные свойства. Если при индивидуальном размышлении результаты интеллектуальной деятельности целиком зависят от уровня знаний и степени развития познавательных сил индивида, то при коллективном анализе процесс осмысления активизируется и углубляется за сет взаимодополнения знаний и мнений.

Культурное общение помогает людям правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях внутренней и международной жизни.

Всякое общение и взаимодействие, как мы уже знаем, вызывают заражение чувствами друг друга и подражание друг другу. В результате эмоциональных взаимовлияний происходит своеобразная «разгонка» переживаний. Посредством положительных или отрицательных эмоций, возникающих в ходе обсуждения информации, закрепляется и углубляется воздействие этой информации на личность.

В социологии и социальной психологии существует понятие «внутренней комфортности». Суть его сводится к податливости индивида психическому давлению группы. Уступая такому давлению, человек меняет свое первоначальное мнение и разделяет мнение окружающих не из-за убедительности представленных ему аргументов (их может и не быть), а лишь из боязни остаться в изоляции, обнаружить свою некомпетентность, неосведомленность относительно господствующих оценок и мнений.

При умелом использовании групповая солидарность может сыграть очень важную роль в распространении духовных ценностей. «Мы принимаем для себя многое из того, что установлено до нас, кем-то проверено, пользуемся понятиями, выработанными не нами лично, усваиваем традиции, обычаи, социальные нормы. Вследствие постоянного общения между собой каждому из нас прививаются суждения, взгляды, привычки окружающих. Мы иногда придерживаемся общего мнения, не принимая участия в его общей выработке и не задумываясь над его происхождением.

Влияние группы совершенно незаменимо в ситуациях, когда необходимо перестроить отрицательные установки человека, сложившиеся на основе прошлого опыта.

Сопереживание всегда было одним из фундаментальных факторов общения. Забвение этого обстоятельства может самым отрицательным образом сказаться на результативности нашей работы. Не менее важное значение имеет эта сторона общения и в чисто личном плане. Душевная черствость, сознательное сдерживание эмоциональных реакций или бедность их заметно ограничивают возможности вступления в контакт, мешают достижению психологической близости между людьми, лишают общение глубины и значимости. В конце концов, это может стать тормозом на пути общего духовного развития личности.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.