Реферат
на тему
«Культурное общение в клубных объединениях»
Подготовила: ст. гр. 4Д2
Бабушкина Я.В.
Проверила: Шагурова Т.А.
Пенза 2003
Содержание:
Содержание: 1
Общая характеристика процесса общения. 2
Сущность и особенности клубного общения. 2
Структура процесса общения. 3
Основные компоненты межличностного общения. 5
Функции культурного общения. 7
Формы организации общения. 9
Свободное общение. 9
Общение в клубных стабильных объединениях. 9
Общее формирование личности. 12
Обусловленность процесса общения. 12
Взаимосвязь общения и воспитания. 12
Информационно-познавательные возможности общения. 14
Общение и формирование ценностных установок. 14
Механизмы формирующего влияния людей друг на друга. 15
Педагогическое управление общением.. 18
Особенности управления культурным общением.. 18
Структура процесса управления. 19
Список литературы: 23
Общая характеристика процесса общения
Структура процесса общения
Неразрывно связанное с деятельностью, общение имеет аналогичную с ней структуру. Однако структурные элементы этого процесса обладают и целым рядом особенностей.
В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом, на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии здесь не одного, а двух или нескольких субъектов. Таким образом, в общении мы сталкиваемся с субъектно-субъектными отношениями.
Как и любое проявление личной активности, общение имеет определенные побудители. Они могут быть внутренними и внешними.
Внутренние побудители – это наши личностные потребности. Они осознаются – и как осознанные потребности становятся мотивами практического поведения. Потребности и мотивы отражают стремление личности вступить в контакт с другими людьми, для того чтобы удовлетворить какие-то духовные запросы: обменяться информацией, выработать единую линию поведения, включиться в групповую деятельность и т. д.
К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны активизировать наши потребности, привести в деятельное состояние соответствующие мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.
Посредниками между взаимодействующими субъектами являются предметы общения. В условиях клуба это могут быть: научные знания и концентрированный человеческий опыт – в их различных проявлениях; результаты ценностно-ориентационной деятельности (мнения, суждения, оценки, идеи); процессы и продукты творческой деятельности; коллективные занятия, самоценные процессуально (система клубного отдыха и развлечений).
В сфере культурного досуга предмет деятельности и предмет общения могут совпадать (хотя в ряде случаев дело обстоит иначе). Нередко общение абстрагируется от предметных занятий и превращается в самостоятельную деятельность, – в этой ситуации его основным «предметом» становится передача той или иной информации. Передача информации выполняет здесь не подсобную, а ведущую роль.
В клубе функция общения резко повышает свой удельный вес. Деятельность в утилитарно-практическом смысле довольно часто начинает здесь служить лишь поводом для общения, а само общение, понимаемое прежде всего как речевое взаимодействие, превращается в деятельность. На этой основе существуют многие виды большой и перспективной области клубной работы, именуемой «свободным, нерегламентируемым общением».
Таким образом, особенностью клубного общения является то, что в целом ряде случаев оно совершается ради общения, т. е. становится не сопутствующей, а основной деятельностью.
В клубных занятиях и мероприятиях, представляющих собой органическое единство двух относительно самостоятельных компонентов – предметно-практической деятельности и общения между ее участниками, – соотношение и удельный вес этих компонентов может быть самым различным. Такое положение обусловлено рядом факторов.
Прежде всего соотношение зависит от вида занятий. В ряде занятий для людей важен в первую очередь результат их деятельности. Так в просветительно-образовательной работе человека в основном привлекают те новые знания, которые он получает.
В занятиях другого вида результат и процесс деятельности имеют примерно одинаковую значимость. К таким занятиям можно отнести большинство культурно-творческих занятий.
Для третьего вида занятий характерно то, что результат не представляет для участников самостоятельной ценности, важен и привлекателен сам процесс деятельности. К такому виду относятся развлекательно-игровые формы занятий. Нетрудно заметить, что с увеличением значимости «процессуальной стороны» увеличивается и удельный вес общения между людьми, вовлеченными в то или иное занятие.
Отмечая важную роль отношений, нельзя умалять и формирующего влияния предметной деятельности. Важно не только то, с кем человек общается, но и то, на какой практической основе развертывается это общение. В этом смысле деятельность выступает в качестве средства воспитания и оказывает влияние на всех, кто является ее субъектом. Однако она воспитывает прежде всего как деятельность коллективная, т. е. как совокупность человеческих отношений.
При всей своей близости деятельность и общение не должны идентифицироваться. Сколь бы широко мы ни трактовали предметно-практическую сторону занятий, она, никогда не заменит собой их социально-психологической стороны. Более того, игнорирование межличностного аспекта приводит к искаженному пониманию и самой практической деятельности. Даже хорошо зная реальные действия организаторов клубной работы, нельзя только по этим действиям судить об их влиянии и об эффективности того или иного воспитательного фактора.
Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен информацией для установления определенных взаимоотношений, общение имеет свою систему средств.
Первостепенную роль здесь играет язык, речь. Существование двух основных видов культурного общения в клубе – «деятельного» и «свободного» – обусловливает соответствующие функции речевого воздействия. В первом случае оно является частью более-сложной деятельности и выступает в качестве средства достижения какой-то внеречевой цели. Во втором система речевых воздействий становится самоценной и функционирует как самостоятельная деятельность со всеми присущими ей атрибутами.
В процессе клубного общения большой удельный вес имеют диалогические формы речи. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаимовнимание: собеседники должны слушать и «слышать» друг друга.
Живое слово в процессе культурного общения опирается на переживаемые людьми чувства, эмоции. Эмоции могут выражаться интонационно, мимически и пантомимически. Для межличностного общения характерна богато интонированная речь. Лишенная интонации, она ничего не говорит об отношении человека к ее содержанию. Интонирование помогает лучше передать сообщение, акцентирует наиболее важные его части, т. е. по-своему руководит восприятием. Жесты и мимика тоже входят в «язык чувств» и помогают сделать общение более действенным.
Поскольку культурное общение в конечном счете представляет собой своеобразную «обработку людей людьми», его результат следует искать в тех изменениях, которые происходят во взаимодействующих субъектах. Изменяться может и сознание и поведение личности.
Функции культурного общения
Разобравшись в том, что представляет собой культурное общение по своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстроить систему его основных функций.
Прежде всего, следует вычленить познавательную функцию. Только в процессе общения люди взаимно познают друг друга, осмысливают взаимную информацию и программируют в соответствии с нею свое практическое поведение.
Общение выполняет и объединяющую функцию. Когда люди не могут осуществить свои цели индивидуально, общение способствует объединению усилий и придает деятельности коллективную форму.
В непосредственной связи с объединяющей функцией находится функция дифференциации личностного поведения. Каждый выступит в наиболее выигрышной для него самого и для всего коллектива роли.
Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит информационной функции. Основным содержанием культурного взаимодействия является обмен определенными ценностями, и, прежде всего – осведомительной, эмоциональной и регулятивной (направляющей, вносящей порядок) информацией.
Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией: в процессе общения всегда происходит взаимный контроль и исправление поведения. Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет свое поведение установленным в ней правилам.
В условиях клуба культурное общение имеет еще одну специфическую функцию – рекреационную.
Чтобы обеспечить выполнение этого условия, очень важно учитывать и сознательно использовать объективный закон единства общения и обособления личности, видеть его конкретные проявления.
Обособление идет как в уединении, так и в общении, и сводится к определению личной позиции, позволяющей человеку утвердить собственную индивидуальность. Это – отличие себя от других, выделение себя из общности. Практически обособление и общение составляют неразрывный процесс: обособление формирует особенности личности – общение проявляет и развивает их.
Обособление является необходимым условием не только для саморазвития, но и для самоутверждения личности в группе. Благодаря ему человек занимает активную позицию в микросреде, где всегда перекрещиваются функции объекта и субъекта.
Формы организации общения
Свободное общение
В условиях современного клуба культурное общение может выступать в самых разнообразных организационно-методических формах.
Свободное общение – это вполне самостоятельный компонент клубной жизни; его нельзя подключать к другим видам занятий в виде некоего дополнения.
Свободное общение тесно связано с развлекательно-игровыми занятиями. В том виде деятельности общение занимает такое большое место, что само по себе развлечение становится зачастую не более чем поводом к удовлетворению потребностей в общении.
Развлекательно-игровое общение обладает некоторым специфическими и даже уникальными чертами. Прежде всего, ему свойственны особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных связей. Игровые контакты снимают застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность, чопорность, и другие качества, не редко мешающие завязыванию новых знакомств и закреплению дружеских отношений.
Как специфический вид общения, игровые контакты обладают информационно-воспитательными возможностями.
В очень многие игры ограниченно вплетается бытовая беседа. Несмотря на ее кажущуюся мимолетность и некоторою легковесность, она зачастую позволяет обменяться интересными новостями и обсудить значительные события.
Игровая компания, особенно в устойчивом, постоянном составе, – это микроколлектив людей, объединенных общей целью и деятельностью. Вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы могут стать весьма влиятельными и авторитетными.
Общее формирование личности
Реферат
на тему
«Культурное общение в клубных объединениях»
Подготовила: ст. гр. 4Д2
Бабушкина Я.В.
Проверила: Шагурова Т.А.
Пенза 2003
Содержание:
Содержание: 1
Общая характеристика процесса общения. 2
Сущность и особенности клубного общения. 2
Структура процесса общения. 3
Основные компоненты межличностного общения. 5
Функции культурного общения. 7
Формы организации общения. 9
Свободное общение. 9
Общение в клубных стабильных объединениях. 9
Общее формирование личности. 12
Обусловленность процесса общения. 12
Взаимосвязь общения и воспитания. 12
Информационно-познавательные возможности общения. 14
Общение и формирование ценностных установок. 14
Механизмы формирующего влияния людей друг на друга. 15
Педагогическое управление общением.. 18
Особенности управления культурным общением.. 18
Структура процесса управления. 19
Список литературы: 23
Общая характеристика процесса общения
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.