Культурное общение предполагает взаимодействие людей и их личностное развитие. В этом смысле культурное общение демонстрирует обусловленность формирования личности влиянием окружающей среды.
Участие в разнообразных клубных занятиях и мероприятиях объединяет в себе удовлетворение потребности в знаниях, эстетическом наслаждении, творчестве, отдыхе с удовлетворением потребности в общении. Такая потребность есть у каждого человека, ибо он по своей природе является существом социальным. Но применительно к клубу мы должны вести речь не о воспитании потребности в общении как таковой, а о воспитании потребности в культурном общении, т.е. о переводе потребности с относительно низкого уровня на более высокий.
Роль общения в жизни людей трудно переоценить. Без него был бы невозможен сам процесс становления человека как личности и превращения его в «общественного человека». В ходе общения реализуются общественные отношения: только в общении они могут стать «действительными отношениями». Общение является одной из основных форм перехода индивидуального сознания в общественное и общественного в личное.
Ситуация общения всегда является проблемной. Стремление к общению возникает, например, в том случае, если человек испытывает затруднение: налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без помощи других людей, он не в состоянии. Так возникает стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодействие.
По признаку содержания той деятельности, которая порождает общение, можно выделить несколько типичных его видов: общение на уровне удовлетворения познавательных, эстетических, творческих, развлекательных, рекреационных потребностей.
В сфере внерабочего времени человек довольно часто входит в общение с другими людьми безотносительно к какой-либо целенаправленной деятельности. Так возникает вид общения, получивший название «свободного» общения. Это общение выступает уже не в форме условия какой-то деятельности, а становится самостоятельной субъектно-субъектной деятельностью.
Применительно к клубной практике следует различать два самостоятельных вида общения: социально ориентированное и личностно ориентированное.
Социально ориентированное общение – это тот случай, когда один или несколько человек вступают в контакт с относительно большой группой людей'. Наладить связь по принципу «тет-а-тет» субъекты общения в этом случае не могут. Инициатива здесь распределена неравномерно: субъектно-субъектная связь имеет много элементов субъектно-объектного взаимодействия. Одни находятся в более активной, другие в менее активной позиции. Типичным примером такого общения является общение в массово-аудиторных формах клубной работы.
Личностно ориентированное общение строится иначе. Оно направлено на формирование сознания и поведения отдельной личности. Здесь не может быть установки на «среднего» субъекта. Это процесс, предполагающий передачу сообщений вполне определенным людям и требующий их обязательной ответной реакции. Личностно ориентированное общение бывает как «свободным» (установление контакта не связано с какой-либо деятельностью), так и «деятельным» (контакт устанавливается в ходе предметно-практической деятельности).
По признаку организации также следует различать два самостоятельных вида общения. Первый из них происходит в рамках непостоянных групп, второй – в рамках стабильных объединений. Во втором случае контакты отличаются большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Члены группы связаны единой, регулярной деятельностью. Поскольку люди хорошо знают друг друга, уменьшается действие случайных факторов.
По сравнению со свободным нерегламентированным общением общение внутри постоянной группы – более продуктивный вид клубных контактов, обладающий большими воспитательными возможностями. Однако это не означает необходимости обязательного подтягивания одного вида общения до уровня другого. Каждое из них выполняет свою общественно полезную функцию и имеет право на самостоятельное существование.
Общение в условиях клуба, в каких бы конкретных формах оно ни развивалось, всегда представляет собой разновидность культурного общения. Оно имеет четко выраженную общественно полезную направленность: люди стремятся к расширению своих взаимосвязей и к сознательному использованию совместной культурной деятельности для самосовершенствования.
Клубное общение является формой неофициальных и нормативно нерегламентируемых взаимодействий. Здесь человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность общения – высокий уровень эмоциональности. Во всяком случае, эмоциональная насыщенность тут гораздо больше, чем в сфере делового общения.
Клубное общение обусловлено не внешней необходимостью, а внутренними личностными импульсами.
Важное качество клубного общения – его добровольный характер. Человек включается в контакты по собственному желанию и сам, добровольно обязуется подчиняться установленным правилам. Понятно, что в таких ситуациях люди легче поддаются воспитательному влиянию, охотнее принимают выдвигаемые группой требования. Сравнивая клубное общение с другими типами коммуникаций, следует отметить, что в клубе возникают поистине идеальные условия в отношении свободы выбора партнеров, вида и формы коллективных занятий.
Клубное общение доставляет людям глубокое удовлетворение тем, что при этом снимается целый ряд так называемых «личностных напряжений». Устраняется и неопределенность, зачастую возникающая в сфере индивидуального существования: человек получает ответы на интересующие его вопросы (информационно-познавательный аспект); утверждается или разуверяется в истинности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностный аспект); удовлетворяет свои эмоциональные потребности, и прежде всего потребность в эмоциональном сопереживании (эмоциональный аспект); получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект); удовлетворяет потребность в общении с людьми, которых он сам выбрал и от общения с которыми получает наслаждение (гедонический аспект); включается в сферу коллективного отдыха и развлечений (рекреационный аспект).
Структура процесса общения
Неразрывно связанное с деятельностью, общение имеет аналогичную с ней структуру. Однако структурные элементы этого процесса обладают и целым рядом особенностей.
В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом, на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии здесь не одного, а двух или нескольких субъектов. Таким образом, в общении мы сталкиваемся с субъектно-субъектными отношениями.
Как и любое проявление личной активности, общение имеет определенные побудители. Они могут быть внутренними и внешними.
Внутренние побудители – это наши личностные потребности. Они осознаются – и как осознанные потребности становятся мотивами практического поведения. Потребности и мотивы отражают стремление личности вступить в контакт с другими людьми, для того чтобы удовлетворить какие-то духовные запросы: обменяться информацией, выработать единую линию поведения, включиться в групповую деятельность и т. д.
К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны активизировать наши потребности, привести в деятельное состояние соответствующие мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.
Посредниками между взаимодействующими субъектами являются предметы общения. В условиях клуба это могут быть: научные знания и концентрированный человеческий опыт – в их различных проявлениях; результаты ценностно-ориентационной деятельности (мнения, суждения, оценки, идеи); процессы и продукты творческой деятельности; коллективные занятия, самоценные процессуально (система клубного отдыха и развлечений).
В сфере культурного досуга предмет деятельности и предмет общения могут совпадать (хотя в ряде случаев дело обстоит иначе). Нередко общение абстрагируется от предметных занятий и превращается в самостоятельную деятельность, – в этой ситуации его основным «предметом» становится передача той или иной информации. Передача информации выполняет здесь не подсобную, а ведущую роль.
В клубе функция общения резко повышает свой удельный вес. Деятельность в утилитарно-практическом смысле довольно часто начинает здесь служить лишь поводом для общения, а само общение, понимаемое прежде всего как речевое взаимодействие, превращается в деятельность. На этой основе существуют многие виды большой и перспективной области клубной работы, именуемой «свободным, нерегламентируемым общением».
Таким образом, особенностью клубного общения является то, что в целом ряде случаев оно совершается ради общения, т. е. становится не сопутствующей, а основной деятельностью.
В клубных занятиях и мероприятиях, представляющих собой органическое единство двух относительно самостоятельных компонентов – предметно-практической деятельности и общения между ее участниками, – соотношение и удельный вес этих компонентов может быть самым различным. Такое положение обусловлено рядом факторов.
Прежде всего соотношение зависит от вида занятий. В ряде занятий для людей важен в первую очередь результат их деятельности. Так в просветительно-образовательной работе человека в основном привлекают те новые знания, которые он получает.
В занятиях другого вида результат и процесс деятельности имеют примерно одинаковую значимость. К таким занятиям можно отнести большинство культурно-творческих занятий.
Для третьего вида занятий характерно то, что результат не представляет для участников самостоятельной ценности, важен и привлекателен сам процесс деятельности. К такому виду относятся развлекательно-игровые формы занятий. Нетрудно заметить, что с увеличением значимости «процессуальной стороны» увеличивается и удельный вес общения между людьми, вовлеченными в то или иное занятие.
Отмечая важную роль отношений, нельзя умалять и формирующего влияния предметной деятельности. Важно не только то, с кем человек общается, но и то, на какой практической основе развертывается это общение. В этом смысле деятельность выступает в качестве средства воспитания и оказывает влияние на всех, кто является ее субъектом. Однако она воспитывает прежде всего как деятельность коллективная, т. е. как совокупность человеческих отношений.
При всей своей близости деятельность и общение не должны идентифицироваться. Сколь бы широко мы ни трактовали предметно-практическую сторону занятий, она, никогда не заменит собой их социально-психологической стороны. Более того, игнорирование межличностного аспекта приводит к искаженному пониманию и самой практической деятельности. Даже хорошо зная реальные действия организаторов клубной работы, нельзя только по этим действиям судить об их влиянии и об эффективности того или иного воспитательного фактора.
Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен информацией для установления определенных взаимоотношений, общение имеет свою систему средств.
Первостепенную роль здесь играет язык, речь. Существование двух основных видов культурного общения в клубе – «деятельного» и «свободного» – обусловливает соответствующие функции речевого воздействия. В первом случае оно является частью более-сложной деятельности и выступает в качестве средства достижения какой-то внеречевой цели. Во втором система речевых воздействий становится самоценной и функционирует как самостоятельная деятельность со всеми присущими ей атрибутами.
В процессе клубного общения большой удельный вес имеют диалогические формы речи. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаимовнимание: собеседники должны слушать и «слышать» друг друга.
Живое слово в процессе культурного общения опирается на переживаемые людьми чувства, эмоции. Эмоции могут выражаться интонационно, мимически и пантомимически. Для межличностного общения характерна богато интонированная речь. Лишенная интонации, она ничего не говорит об отношении человека к ее содержанию. Интонирование помогает лучше передать сообщение, акцентирует наиболее важные его части, т. е. по-своему руководит восприятием. Жесты и мимика тоже входят в «язык чувств» и помогают сделать общение более действенным.
Поскольку культурное общение в конечном счете представляет собой своеобразную «обработку людей людьми», его результат следует искать в тех изменениях, которые происходят во взаимодействующих субъектах. Изменяться может и сознание и поведение личности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 222.