Эффективность управления общением во многом зависит от того, в каком соотношении находятся внешнее регулирование и саморегулирование процесса.
Управляющий субъект, подстраиваясь к управляемому объекту, всегда искусственно сокращает его разнообразие. Но регулируются при этом не все, а лишь наиболее важные компоненты общения. Происходит это, прежде всего потому, что отдельные элементы принципиально не поддаются внешнему регулированию. К тому же чрезмерно жесткое управление и не может считаться рациональным. В сфере свободного времени и свободного поведения человека действуют свои объективные закономерности, игнорирование которых всегда приводит к отрицательным последствиям. Здесь особенно важно чувство меры. Излишне робкое вмешательство в процесс общения увеличивает в нем долю стихийности. Слишком энергичные управленческие действия ограничивают возможности саморегулирования и лишают людей чувства свободы, раскованности, столь важного в отдыхе.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить об управлении оптимальном и неоптимальном. При неоптимальном управлении стихийные факторы оказывают на процессы общения большее влияние, чем факторы целенаправленные. Это может вызываться тем, что управление плохо приспособлено к объекту воздействия, не учитывает личностные особенности взаимодействующих людей и в результате вступает в противоречие с внутренними движущими силами процесса общения.
При оптимальном уровне управления целенаправленные влияния равномерно регулируют действие стихийных факторов, усиливая, нейтрализуя или ослабляя их. Это обеспечивается прежде всего знанием и учетом внутренних особенностей объекта, что придает процессу саморегуляции наилучшую направленность.
Наиболее важные характеристики общения – это: содержание лежащей в основе общения деятельности; организационная структура группы, внутри которой развертывается общение; структура самого общения.
В современной социологии и социальной психологии выделяют обычно четыре формы общения в зависимости от его содержания: общение в процессе отдыха и развлечений; общение в ходе освоения духовных ценностей; общение на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятельностью по распространению духовных ценностей.
Организационная структура группы, внутри которой протекает общение, может иметь следующие формы.
Группа-конгломерат: ранее незнакомые люди впервые собрались или собраны; между ними еще нет устойчивых взаимосвязей, группа не оформлена организационно.
Группа-кооперация: группа уже действует и оформилась организационно, но отношения в ней носят сугубо деловой характер, по существу она имеет только формальную структуру.
Группа-корпорация: у группы есть четко сформулированные общие цели, она успешно функционирует, крепко спаяна организационно, но ее деятельность и общение замкнуты на самой себе, все подчинено удовлетворению личных потребностей и интересов, внешние связи практически отсутствуют.
Группа-коллектив: группа имеет все основные признаки социалистического коллектива – единство целей, общую деятельность, устойчивое организационное оформление, гармоничное развитие внутренних и внешних связей.
Структура самого общения также может быть охарактеризована по ряду параметров. К ним относятся: взаимосвязь формальной и неформальной систем; круги непосредственного общения; степень психологической близости возникающих межличностных отношений.
Эффективное управление воспитанием людей в процессе их общения требует не только досконального знания всех элементов системы общения, но и понимания социальной ситуации формирования личности. Речь идет не просто о воздействии окружающей среды на человека, а о взаимодействии его со средой, о сочетании внешних и внутренних условий развития.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 234.