Особенности управления культурным общением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эффективность управления общением во многом зависит от того, в каком соотношении находятся внешнее регулирование и саморегулирование процесса.

Управляющий субъект, подстраиваясь к управляемому объек­ту, всегда искусственно сокращает его разнообразие. Но регули­руются при этом не все, а лишь наиболее важные компоненты общения. Происходит это, прежде всего потому, что отдельные элементы принципиально не поддаются внешнему регулированию. К тому же чрезмерно жесткое управление и не может считаться рациональным. В сфере свободного времени и свободного поведе­ния человека действуют свои объективные закономерности, игно­рирование которых всегда приводит к отрицательным последст­виям. Здесь особенно важно чувство меры. Излишне робкое вме­шательство в процесс общения увеличивает в нем долю стихий­ности. Слишком энергичные управленческие действия ограничи­вают возможности саморегулирования и лишают людей чувства свободы, раскованности, столь важного в отдыхе.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить об управлении оптимальном и неоптимальном. При неоптимальном управлении стихийные факторы оказывают на процессы общения большее влияние, чем факторы целенаправленные. Это может вызывать­ся тем, что управление плохо приспособлено к объекту воздейст­вия, не учитывает личностные особенности взаимодействующих людей и в результате вступает в противоречие с внутренними дви­жущими силами процесса общения.

При оптимальном уровне управления целенаправленные влия­ния равномерно регулируют действие стихийных факторов, уси­ливая, нейтрализуя или ослабляя их. Это обеспечивается преж­де всего знанием и учетом внутренних особенностей объекта, что придает процессу саморегуляции наилучшую направлен­ность.

Наиболее важные характеристики общения – это: содержа­ние лежащей в основе общения деятельности; организационная структура группы, внутри которой развертывается общение; структура самого общения.

В современной социологии и социальной психологии выделяют обычно четыре формы общения в зависимости от его содержания: общение в процессе отдыха и развлечений; общение в ходе осво­ения духовных ценностей; общение на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятельностью по распростране­нию духовных ценностей.

Организационная структура группы, внутри которой протека­ет общение, может иметь следующие формы.

Группа-конгломерат: ранее незнакомые люди впервые собра­лись или собраны; между ними еще нет устойчивых взаимосвязей, группа не оформлена организационно.

Группа-кооперация: группа уже действует и оформилась орга­низационно, но отношения в ней носят сугубо деловой характер, по существу она имеет только формальную структуру.

Группа-корпорация: у группы есть четко сформулированные общие цели, она успешно функционирует, крепко спаяна органи­зационно, но ее деятельность и общение замкнуты на самой себе, все подчинено удовлетворению личных потребностей и интересов, внешние связи практически отсутствуют.

Группа-коллектив: группа имеет все основные признаки со­циалистического коллектива – единство целей, общую деятель­ность, устойчивое организационное оформление, гармоничное раз­витие внутренних и внешних связей.

Структура самого общения также может быть охарактеризова­на по ряду параметров. К ним относятся: взаимосвязь формаль­ной и неформальной систем; круги непосредственного общения; степень психологической близости возникающих межличностных отношений.

Эффективное управление воспитанием людей в процессе их общения требует не только досконального знания всех элементов системы общения, но и понимания социальной ситуации формиро­вания личности. Речь идет не просто о воздействии окружающей среды на человека, а о взаимодействии его со средой, о сочетании внешних и внутренних условий развития.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.