Кафедра экономики и управления на предприятии лесохимического комплекса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Белорусский Государственный Технологический Университет

 

Кафедра экономики и управления на предприятии лесохимического комплекса

 

Курсовой проект

По теме: «Бизнес-план АО «Минский Дрожжевой Комбинат» по производству 20000 т дрожжей в год»

 

Студента 5 курса 6 группы

Кайданова Дмитрия Александровича

Руководитель:

Доцент Макарова З.Д

 

Г. Минск

2002

Реферат

БИЗНЕС-ПЛАН, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ, РЫНОК, ДРОЖЖИ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, МАРКЕТИНГ

 

В курсовой работе содержится 17 таблиц, 3 рисунка.

 

В данной работе составлен бизнес план для Минского Дрожжевого комбината по производству 20 000 т дрожжей/г. Произведены расчеты количества рабочих и управляющего состава, заработной платы трудящихся, себестоимости производства и прибыли предприятия за год.

 

 

Введение

Современная экономическая ситуация, связанная с рыночными взаимоотношениями, диктует предприятиям новый подход к внутризаводскому планированию. Предприятия вынуждены искать такие формы моделирования и планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

 

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая форма плана – бизнес-план.

 

Бизнес-план – это технико-экономическое обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который позволяет эффективно управлять предприятием. Цель его разработки – спланировать деятельность предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностью получения необходимых ресурсов. Значение бизнес-плана состоит в том, что он дает возможность определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, содержит ориентиры направлений, в соответствии с которыми предприятие будет действовать на этапе развития и становления. Он является важным инструментом в получении инвестиций и кредитов. Правильно составленный бизнес-план показывает перспективы развития предприятия.

 

Бизнес-план включает описание предприятия, его потенциал, оценку внешней и внутренней среды на рынке, конкретные данные о стратегии и тактике маркетинга, описание конкурентов, и многое другое. Он также включает описание возможных рынков и меры, позволяющие снижать эти риски.

 

Всего можно выделить 4 основные функции бизнес-плана:

 

· Связано с возможностью использования бизнес-плана для разработки концепции стратегии развития предприятия. Эта функция необходима как для создания, так и для модернизации, расширения.

· Позволяет оценить возможности развития нового направления, контролировать процессы развития и выполнение самого бизнес-плана.

· Позволяет привлекать дополнительные средства (кредиты и ссуды)

· Позволяет привлечь к реализации плана потенциальных партнеров

 

Процедура разработки бизнес-плана

 

· первым этапом в разработке бизнес-плана является определение источников необходимой информации. Такими источниками могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения, консалтинговые и аудиторские фирмы, отраслевые издания и т.п.

· второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Для большей привлекательности проекта имеет смысл совмещение внутренних и внешних проблем деятельности предприятия, например, предложение потенциальным инвесторам (коммерческим банкам, например) не просто выступать кредитором, а полноправно участвовать в предпринимательском проекте, то есть иметь долю в акционерном капитале, участвовать в распределении прибыли и т.д. Это не просто привлечет дополнительное внимание к проекту, но и значительно поможет в его реализации, так как привлечет к его осуществлению не только финансовые вливания инвесторов, но и их профессионализм, опыт в оценке будущих перспектив бизнеса и определении оптимальных направлений развития предприятия.

· третий этап – определение целевых читателей бизнес-плана: будущих инвесторов, которыми могут выступать акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты и т.д. В зависимости от контингента читателей в бизнес-плане необходимо выделить те или иные стороны деятельности фирмы, дабы убедить инвесторов в том, что вложенные средства будут рационально использованы и принесут видимые результаты.

· четвертый этап – установление общей структуры создаваемого документа.

 

Бизнес-план содержит разделы:

 

· Возможности фирмы

· Виды товаров (услуг)

· Рынки сбыта товара (услуги)

· Конкуренция на рынке сбыта

· План маркетинга

· План производства

· Организационный план

· Правовое обеспечение деятельности фирмы

· Оценка риска

· Финансовый план и стратегию финансирования

 

Для получения различного рода кредитов и ссуд составляется бизнес-план несколько отличающийся по составу от основного:

 

· Титульный лист

· Вводная часть (резюме)

· Анализ положения дел в отрасли

· Суть проекта

· Производственный план

· План маркетинга

· Организационный план

· Финансовый план

 

Он абсолютно необходим для участия в конкурсе на распределение кредитов. Составляется сроком на 1 год превышающий срок окупаемости проекта. Иногда может включать перечень рисков и их описание.

 

Содержание

 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

История Минского дрожжевого комбината начинается с 1891 г. Тогда братья Раковшик основали небольшое собственное предприятие, которое выпускало спирт и дрожжи. ОАО *Дрожжевой Комбинат* создано приказом министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ от 30.12.1995 г №383 путем преобразования предприятия МДК в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ.

 

Сегодня МДК является единственным производством данной продукции на территории РБ. Предприятие включено в государственные реестры хозяйственных субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

 

Уставной фонд общества 102549300 рублей разделен на 146499 простых именных акций, стоимостью 700 рублей.   

 

Минский дрожжевой комбинат расположен по адресу: г Минск ул. Октябрьская д. 14 . Имеется филиал комбината в Ошмянах.

 

Структура МДК

2.2 АНАЛИЗ ПРОИЗОЙ ДЕТрисуноЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Рисунок 2.1

 

Таблица 2.1.

Рисунок 2.2.

 

За 2001 год произведено 17500 тонн дрожжей.

На заводе сложилась сложная ситуация большинство оборудования работает уже много лет и не является прогрессивным. Износ оборудования колеблется в пределах 40-70%. Имеет место высокий моральный износ. Но нужно отметить, что постепенно проводится модернизация оборудования.

 С начала 2001 года предприятием было закуплено новое оборудование: стерилизатор, два фасовочных аппарата, компьютер, принтер, ксерокс, автомобиль, кондиционер, насос, сушильный шкаф, стерилизатор. На них было израсходовано 46583606 руб. Завод работает в три смены. Коэффициент использования оборудования во времени 0,96. Некоторое оборудование постепенно устарело, поэтому его необходимо менять.

Качество продукции достаточно высокое и успешно конкурирует с Украинскими и Российскими производителями. В большинстве своём даже превосходя их продукцию по качеству, но проигрывая в подаче (т.е. в оформлении). Заработная плата на предприятии в отличии от многих в наши дни достаточно высокая. Но поскольку работа посменная – по 4 дня в каждую смену и 2 выходных, то совмещение профессий невозможно. Условия труда рабочих необходимо улучшать, т.к. помещения в своём большинстве требуют капитального ремонта, не хватает места для хранения инвентаря обслуживающего персонала.

Необходимо автоматизировать некоторые линии производства. Уровень автоматизации и механизации работ очень низок фактически все работы производятся вручную.

Из табл. 2.А видно, что на предприятии как и на многих других предприятиях РБ производственное оборудование загружено не на полную мощность. Так по всем цехам предприятия имеет место уменьшение времени работы по сравнению с запланированным. Это же показывают и коэффициенты экстенсивного использования оборудования.

Таблица 2.1А

Цех

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.

 

На основании анализа состояния технического уровня, организации производства и труда на предприятии можно разработать следующие организационно - технические мероприятия, предусматривающие повышение эффективности производства. К этим мероприятиям относятся:

 

1. Замена сепаратора, введенного в эксплуатацию в апреле 1991, имеющего износ 96,5%, на новый, что позволит снизить потребность энергоресурсов путем сокращения нормы расхода теплоэнергии на 5 % от 258060 млн. руб. до 245157 млн. руб., и электроэнергии на 2 % от 574660 тыс. руб. до 563166.8 тыс. руб.

 

Рассчитаем годовой эффект от внедрения этого мероприятия в натуральном и стоимостном выражении:

 

Эг=(Н12)*В*Цс,

Где Н1 – норма расхода сырья до введения нового мероприятия

Н2 – норма расхода после принятия мероприятия

В – выпуск продукции в т.

Цс – планово-заготовительная цена сырья, руб.

 

Эг1=(330 – 313.5)*20000*39100 + (590 – 578.2)*20000*48.7 = 12914.49 млн. руб.

 

Т. о. Покупка сепаратора обеспечивает суммарную экономию тепло- и электроэнергии на сумму 12914.49 млн. руб.

 

2. Использовать новый штамм дрожжей, заменить им ранее использованный, что позволит снизить норму расхода солей на 5 % от 366000 кг. до 347700 кг. и повысить выпуск продукции на 1 т. сырья

 

Годовая экономия при внедрении этого мероприятия определяется по ранее использованной формуле:

 

Эг2 =(18.3 – 17.385)*20000*12063 = 220.75 млн. руб.

 

Замена штамма потребует инвестиций в размере 1297 млн. руб.

Срок окупаемости равен 1297 / 220.75 = 5.87 лет

 

3. Повысить технический уровень производства дрожжей путем автоматизации поточной линии серной кислоты.

 

В результате автоматизации поточной линии серной кислоты не требуется проведения приготовления среды вручную. Объем работ, выполняемых, оператором по выращиванию дрожжей уменьшится. Поэтому можно уменьшить численность операторов 5-го разряда с 3 чел. в смену до 2 чел. При этом высвобождается 5 чел. рабочих данной профессии, которые могут быть переведены в другие цеха. Тогда экономия по основной и дополнительной заработной плате и отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды составит:

 

Э3 = п *[ С1 * Тэф * (1 + 0,4) + Двр + 0,2 * ( С1 * Тэф + Двр)],

 

где п - количество высвобожденных рабочих, чел.;

С1 - тарифная ставка 5-го разряда, руб.;

Тэф - годовой эффективный фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего, ч; (см. табл.7.)

Двр - доплата за вредные условия труда, руб.

 

Эг3 = 5 * [ 745,5 * 1714 *(1+0,4) + 40975 + 0,2 *(745,5* 1714 +

+40975)] = 10468146руб. или 10,47 млн. руб.

           

Таблица 2.1Б

ПЛАН МАРКЕТИНГА

Потребители продукции: Минский дрожжевой комбинат выпускает продукцию с очень высоким качеством, поэтому недостатков в потребителях комбинат не испытывает. Начиная с 1997 года, редприятие отпускает продукцию в страны СНГ. Например: Москву, Санкт-Петербург, Смоленск, Псков, Брянск. В 2001 году были подписаны договора на поставку своей продукции:

 

· Комбинат общепита МТЗ.

· Гастроном «Дивный» .

· Мозырьский РАЙНО.

· Слонимский ОАО «Свитанок».

· Предприятие общепита «Борисов».

· Добрушское торгово-заготовительное объединение

Поставщики ресурсов:

· Мелассу – от Слуцкого, Скидельского, Городейского, Жабинского районов.

· Диаммоний фосфат - Тольятти, Речицы, Дзержинска.

· Сернокислый аммоний – из ОАО Азот

· КСL из производственного объединения «Беларуськалий»

· NH4OH – из «Сельхозхимия»

Конкуренты:

Польские и российские производители. На территории Беларуси предприятие является монополистом.

 

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ.

2.5.1 Описание продукции и технологии её производства

Таблица 2.2.

ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В данном разделе рассчитывается потребность в материальных и энергетических ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы; определяются затраты на оплату труда работающих; составляется смета общепроизводственных расходов. В результате расчётов составляются смета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Этот раздел бизнес-плана в курсовой работе рассчитывается не в полном объеме и сводится к определению:

 

· балансовой прибыли (прибыли от реализации продукции) и ее распределению;

· рентабельности продукции и производства.

 

Расчет условий достижений безубыточности производства новой продукции (точки безубыточности) осуществляется по формуле:

В=Зп/Ц-Зпер,

Где В-объем производства продукции , обеспечивающий безубыточность производства или сбыта, т.е. при котором финансовые поступления от продажи равняются издержкам ее производства; Зп-сумма постоянных издержек; Зпер-переменные затраты на единицу продукции; Ц-отпускная цена единицы продукции.

 

Расчет прибыли от реализации продукции и ее рентабельности осуществляется согласно форме таблицей 2.15

      

Таблица 2.15

ОЦЕНКА РИСКА

В этом разделе бизнес-плана ставится задача оценить и обосновать меру неопределенности достижения целей предприятия, а также проанализировать основные виды риска, его источники и разработать мероприятия по снижению ущерба от предполагаемого риска.

 

Технологические риски

ОАО “Дрожжевой комбинат ” использует оборудование, аналогов которого на сегодняшний день в республике мало, поэтому нельзя абсолютно исключить технологические риски. Для их уменьшения постоянно привлекаются специалисты фирм-поставщиков для обучения персонала предприятия работе на новом оборудовании. Снижению этого риска способствует тот факт, что иностранные партнеры предприятия имеют большой опыт работы на таком оборудовании, и постоянно поддерживаемое сотрудничество позволит белорусским специалистам получить хорошие навыки работы в максимально сжатые сроки.

 

Уменьшению технологических рисков будет также способствовать работа заводской лаборатории, которая ведет строгий контроль проверки качества вводимых в производство ресурсов, промежуточных продуктов и выпускаемой продукции.

 

Риски по поставке сырья.

 

Управление сырьевыми рисками осуществляется предприятием на достаточно высоком уровне. Практика последних 5-ти лет показывает, что возникающий риск, как правило минимален, и не приводит к срыву поставок сырья. В целях нейтрализации фактора роста издержек на сырье опытными менеджерами заключаются форвардные контракты, контракты с отсрочкой платежа (на внутреннем рынке), контракты с дисконтом. Таким образом, риски в этой области будут сведены к минимуму.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сопоставив технико-экономические показатели бизнес-плана с отчетными данными предприятия за предыдущий год, дадим экономическую оценку бизнес-плана.

 

За счет увеличения выпуска продукции с 7185 до 18000 тыс. тонн с одной стороны возрастет коэффициент использования производственной мощности с 0,96 до 0,97, а с другой стороны увеличится объем продаж с 6158 до 6210 млн. руб. За счет уменьшения численности работающих на 5 чел. И увеличения объема продаж производительность труда одного работающего возрастет на 4129,42млн. руб.

 

Полная себестоимость продукции снизится на 52,3 руб. при уменьшении материалоемкости продукции с 45,6% до 39,5%. Снижение себестоимости продукции вызовет рост прибыли балансовой (с 347,83 до 1107,2 млн. руб.) и чистой. В результате рентабельность производства, несмотря на некоторое увеличение основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, возрастет.

 

 

Белорусский Государственный Технологический Университет

 

Кафедра экономики и управления на предприятии лесохимического комплекса

 

Курсовой проект

По теме: «Бизнес-план АО «Минский Дрожжевой Комбинат» по производству 20000 т дрожжей в год»

 

Студента 5 курса 6 группы

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.