Военные обычаи средневековья отличались жестокостью, не делалось
различие между военными и гражданским населением. Пленные обращались в рабство, раненые оставались на произвол судьбы, захваченные города грабились. Свидетельством этого являются крестовые походы. Существовали определенные военные обычаи у арабов, которые по-разному применялись к арабскому (мусульманскому) государству-противнику и к «неверным». Шариат предписывал стремиться к перемирию с мусульманским государством, щадить жилища, поля, скот, в священные четыре месяца Рамадан соблюдалось перемирие. В отношении «неверных» объявлялась «священная война» - опустошались города и страны, население обращалось в рабство, но запрещалось убивать стариков, женщин и детей.
Вигаят 1280 – (8-15 в. шло отвоевание у арабов территорий коренным населением Пиренейского полуострова – Реконкиста, к концу 13 в. у арабов остался лишь гранадский эмират, который пал в 1492 г.) свод законов войны в Испании запрещал убивать женщин, детей, стариков, сумасшедших, больных и парламентеров; запрещал наносить увечья побежденным, отравлять стрелы, и источники воды.
В средние века стали формироваться тенденции ограничения военного насилия – заключаются соглашения о гуманном обращении с ранеными и больными, формируются права нейтральных государств по отказу в помощи воюющим, обмен военнопленными. В 16 в. заключаются соглашения о капитуляции, запрещается участие женщин в войне, сделаны попытки запретить огнестрельное оружие. Существенное влияние на гуманизацию законов и обычаев войны оказала религия. Соборы католической церкви провозглашали неприкосновенность и иммунитет церквей, монастырей, торговцев, бедняков, землевладельцев и их имущества – правила Божьего мира.
В Средние века формировались и взгляды о том, что военные отношения необходимо подчинять определенному правовому режиму и война должна иметь цивилизованный характер, основанием для войны может быть или возврат законной собственности или защита отечества. Эти взгляды нашли выражение в доктрине так называемой «справедливой» «законной» войны – jus ad bellum – право прибегать к войне и силе.
Работы средневековых ученых обосновали необходимость правового регулирования ведения вооруженной борьбы. Несомненная заслуга в формировании права войны и вообще международного права принадлежит голландскому юристу Гуго Гроцию (1583-1645). В своем труде «О праве войны и мира» он систематизировал и обобщил международно-правовую практику, разработал законы войны как юридические нормы, разработал принцип неприкосновенности частной собственности во время войны, гуманитарные нормы в отношении военнопленных и раненых, наказаний за преступления на войне. Гроций утверждал, что насилие сверх пределов необходимых для победы не может быть оправдано. Постепенно происходит отход от концепции войны как справедливого действия и зарождается концепция прав и обязанностей в войне, диктуемых гуманными соображениями – jus in bello - регламентирует поведение воюющих сторон во время войны.
В средние века во внутреннем праве начинают формироваться зачатки системы пресечения нарушений законов и обычаев войны, происходят первые судебные процессы по делам о совершении военных преступлений. Статут ВКЛ 1529 г. включал раздел «Об обороне земской», предусматривавший ответственность за совершение военнослужащими преступлений: присвоение найденного в походе имущества, незаконное пользование и порча имущества мирных жителей, убийство, насилие и др. Статутом предписывалось приобретать имущество у населения по соответствующей таксе.
Формирование регулярных армий способствовало гуманизации войны. Гражданское население стало меньше вовлекаться в военные действия.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 345.