Кафедра теории и истории государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

Кафедра теории и истории государства и права

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Курс лекций по спецкурсу

Гомель 2009

Автор - составитель: Н.В. КОПЫТКОВА

Рецензент:

Кафедра теории и истории государства и права учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

      

Рекомендован к изданию научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» марта 2009 года, протокол №

 

 

Курс лекций по спецкурсу «Международное гуманитарное право» включает требования государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по специальности 1 – 24 02 01 – «Правоведение», тематику лекционных занятий, тексты рассматриваемых вопросов, вопросы для самоконтроля, рекомендуемую литературу и адресован студентам юридического факультета.

 

                                                                             

                                  

 

© Н.В. Копыткова

                                                                                      © Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины», 2009

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
Тема 1 Становление и развитие международного гуманитарного права.    
Тема 2 Международное гуманитарное право как отрасль международного публичного права.    
Тема 3 Сфера применения международного гуманитарного права.      
Тема 4 Международно - правовая регламентация ведения вооруженной борьбы      
Тема 5 Международно - правовая защита жертв войны и гражданских объектов    
Тема 6 Ответственность за нарушение международного гуманитарного права      
Литература  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   В настоящее время было бы полной утопией утверждать о полном исключении из жизни человеческого общества такого явления как война. Но ограничить трагические последствия вооруженных конфликтов человечество может. В силу этого стремления возникло и получает все большее развитие международное гуманитарное право.

   Если в отдельных регионах мира применение международного гуманитарного права носит эпизодический характер, то в масштабах всей планеты данное право приходится применять постоянно. Невыполнение требований международного гуманитарного права ведет к ситуациям, когда воюющие стороны поддаются соблазну считать себя свободными от всяких обязательств и принимают во внимание только требования военной необходимости.

   Знание норм права вооруженных конфликтов различными категориями населения является одним из условий его повсеместного применения. Невозможно добиться применения международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта без всемерного распространения знаний о нем в мирное время и формирования на этой основе соответствующего правосознания.

   Международное гуманитарное право преподается в учебных заведениях большинства стран мира. Правительством Республики Беларусь разработаны практические меры, направленные на обеспечение более эффективного применения норм международного гуманитарного права. Одной из таких мер явилось включение в учебные планы юридических факультетов специальной дисциплины «Международное гуманитарное право».

Целью данного курса лекций является оказание помощи студентам в усвоении норм международного права в сфере защиты прав человека в период вооруженного конфликта, положений международных соглашений, направленных на ограничение государств в выборе средств и методов ведения войны; формирование умений и навыков применения норм международного гуманитарного права к конкретным ситуациям.

При разработке данного курса лекций использовались материалы, предоставленные региональным Пред­стави­тель­ством Международного Комитета Красного Креста, а также учебные пособия белорусских ученых: Калугина В.Ю, Павловой Л.В., Фисенко И.В. и др.

Настоящий курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов юридического факультета, а также других факультетов, учебными планами которых предусмотрена дисциплина «Международное публичное право». Курс лекций может использоваться по дисциплине «Права человека» при изучении темы «Международная защита прав человека в период вооруженных конфликтов».

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте периодизацию истории развития международного гуманитарного права.

2. Охарактеризуйте законы и обычаи ведения войны в древности.

3. Назовите ученых Средневековья, взгляды которых оказали воздействие на формирование права войны.

4. Дайте характеристику развития права войны в XVII — первой полови­не XIX вв.

5. Какие идеи были сформулированы А. Дюнаном в книге «Воспоминания о битве при Сольферино» и каково их значение для развития междуна­родного гуманитарного права?

6. В чем заключается значение Гаагских конференций мира 1899 и 1907 гг.?

7. Каковы основные результаты Дипломатической конференции 1949 г.?

8. Дайте характеристику процессов кодификации и прогрессивного развития международного гуманитарного права на современном этапе.

 

Литература

Арцибасов, И.Н. Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975.

Баскин, Ю.Я., Фельдман, Д.И. История международного права. М., 1990.

Гроций, Г. О праве войны и мира: репринт с изд. 1956 г. М., 1994.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Дюнан, А. Воспоминание о битве при Сольферино. М., 1995.

Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гумани­тарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн., 1999.

Мартенс, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных на­родов / под ред. Л.Н. Шестакова: в 2 т. М., 1996.Международное гуманитарное право. М., 1993.

Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М„ 1993.

Пустогаров, В.В. Мартенс-юрист, дипломат. 2-е изд., доп. М., 1999.

9.

 

Международное гуманитарное право – это система принципов и норм, применяемых как в международных так и в немеждународных вооруженных конфликтах, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения военных действий, обеспечивающие защиту жертв войны в период вооруженного конфликта и определяющих ответственность за нарушение этих принципов и норм.

Общие принципы МГП:

1.1. принцип гуманности, запрещающий применение такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны, обязывает всегда относится к человеку с уважением. На этом принципе базируются все остальные.

1.2. принцип недопустимости дискриминации по причине расы, пола, религии, имущественного положения

1.3. принцип ответственности за нарушение норм и принципов МГП, который предполагает международную ответственность государств и физических лиц.

Вопросы для самоконтроля

1.Что является предметом правового регулирования международного гу­манитарного права?

2. Кто относится к субъектам международного гуманитарного права?

3. Перечислите основные функции международного гуманитарного права и раскройте их содержание.

4. Какие направления международно-правового регулирования существу­ют в международном гуманитарном праве и каковы их основные задачи?

5. Дайте определение международного гуманитарного права.

6. Охарактеризуйте роль и место договорных и обычных источников международного гуманитарного права.

 

 

Литература

Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, полити­ка, дипломатия. М., 1989.

Гассер, X.-II. Международное гуманитарное право. Введение. М., 1995.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гумани­тарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн„ 1999.

Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.

Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 1993.

Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и междуна­родное право. М., 1976.

Пустогаров, В.В. Международное гуманитарное право. М., 1997.

Свинарски, К. Основные понятия и институты международного гумани­тарного права как система защиты человека. М., 1997.



Нормы МГП регулируют отношения между сторонами вооруженного конфликта, следовательно нормы МГП могут применяться только в период вооруженного конфликта или во время войны. Понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война». В случае объявления войны предполагаются широкомасштабные действия с применением различных видов вооружения и с всеобщей мобилизацией. Вооруженный конфликт включает в себя собственно войну и ситуации на грани войны как то: пограничные инциденты, рейды вооруженных банд, массовые мятежи без контроля определенной территории.

    МГП может применяться как в ситуации международного вооруженного конфликта, так и вооруженного конфликта немеждународного характера.

Под международным вооруженным конфликтом понимается любой спор между двумя или более государствами, повлекший введение в действие вооруженных сил. Кроме того, согласно ДП I, определение межгосударственной войны распространяется на ряд конфликтов, не выходящих за пределы территории одного государства, но по своей природе имеющих международный характер:

- народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации;

- борьба против расистского режима в осуществлении своего права на самоопределение.

В случае международного вооруженного конфликта применяются все четыре Женевские конвенции 1949 г. и ДП I, что вытекает из ст. 2 ЖК. Данные конвенции будут применяться во всех случаях оккупации всей или части территории государства, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления и даже если одна из сторон оспаривает наличие войны. Если обе стороны не признают состояние войны, тем не менее, ЖК должны применяться, так как они заключены в интересах жертв, а не в интересах государств, это нормы jus cogens.

    Существуют разные типы вооруженных конфликтов немеждународного характера в зависимости от степени их интенсивности: 1) вооруженный конфликты, которые подпадают под действие ДП II и ст. 3 ЖК ;        

2) вооруженный конфликты, которые подпадают под действие только ст. 3 ЖК.

    К первым относятся конфликты, которые происходят на территории одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными силами или другими вооруженными группировками, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения ДП II . (п.1 ст. 1)

    Фактически это гражданская война, когда повстанцы обладают частью территории и эффективно осуществляют на ней квазигосударственную власть (есть элементы государственности), в том числе планирование и осуществление согласованных военных действий.

    Отдельные спорадические антиправительственные действия, внутренние беспорядки не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера.

    К вооруженным конфликтам, которые подпадают под действие только ст. 3 ЖК. – ситуации при которых враждебные действия направлены против законного правительства, носят коллективный характер и отличаются минимумом организованности.     

    Вооруженный конфликт немеждународного характера может перерасти в международный вооруженный конфликт в результате:

- военной интервенции других государств;

- интервенция иностранного государства в поддержку одной стороны может вынудить другую сторону конфликта прибегнуть к такой же внешней поддержке;

- оказание иностранным государством военной помощи правительству воюющего государства на основе договора;

- введение международных вооруженных сил.

Таким обоазом, любое военное вмешательство иностранных государств в вооруженный конфликт немеждународного характера интерна­циона­лизи­рует­ его и влечет за собой применение всей совокупности норм МГП, т.е. все четыре ЖК, ДП I и ДП II. 

 

 

3.3 Применимость международного гуманитарного права во времени ( ratione temporis )

Рассматривая применимость международного гумани­тарного права во времени { ratione temporis ), можно выделить случаи, которым соответствуют различные группы норм, со­держащиеся в договорных источниках, регулирующих веде­ние вооруженной борьбы и защиту жертв вооруженных конфликтов.

Во-первых — группа норм, начало применения которых соответствует началу военных действий между сторонами в конфликте, а окончание — прекращению активных военных действий. Большинство положений гуманитарных договоров относится к этой категории. Также следует отметить объек­тивный характер применимости во времени Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. Независимо от квалификации сторонами конфликта возникающих ситуаций сам факт военных действий обязыва­ет противников применять нормы международного гумани­тарного права до их окончания в активной форме.

Во-вторых — положения, которые независимо от воли го­сударств, участвовавших в подготовке договоров, не имеют временных ограничений. Имеются в виду нормы, которые применяются постоянно с момента вступления в силу догово­ров. Примером таких положений могут служить нормы, пре­дусматривающие обязательства государств-участников «как в мирное, так и в военное время распространять возможно шире текст настоящей конвенции в своих странах и, в частности, включить ее изучение в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования» (ст. 47 I, ст. 48 II, ст. 127 III, ст. 144 IV Женевских конвенций; ст. 83 I, ст. 19 II Дополнительных протоколов).

В-третьих — группа норм, которые в силу свое­го юридического предназначения действуют до тех пор, пока не будет выполнена соответствующая задача. К такой категории положений относятся, например, нормы, регулирую­щие деятельность Центрального справочного агентства, целью которого является сохранение или восстановление семейных и общественных связей жертв вооруженных конфликтов (ст.ст. 122, 123 III, ст. 140 IV Женевских конвенций и ст.ст. 33, 34 Дополнительного протокола I).

Как видим большинство норм (первая и третья группы) вышеперечисленных норм (составляющих в своей совокупности собственно jus in bello начинают применяться в полном объеме  или частично в какой-то определенный момент, когда возникает вооруженный конфликт, и прекращают в основном свое действие после решения вопроса об юридическом оформлении окончания вооруженной борьбы.

Вопросы для самоконтроля

1. Влияют ли на применение международного гуманитарного права факторы, которые вызвали или оправдывают применение силы в международных отношениях?

2. В чем проявляются взаимосвязь и различия между международным гу­манитарным правом и правом прав человека?

3. Почему понятие «вооруженный конфликт» шире понятия «война»?

4. Какие ситуации подпадают под признаки международного воору­женного конфликта, сформулированные в международном гуманитарном праве?

5. Назовите типы вооруженных конфликтов немеждународного характера. Охарактеризуйте их признаки.

6. Как определяется момент прекращения вооруженного конфликта в соответствии с нормами международного гуманитарного права?

7. Дайте определение жертв войны. Какие категории лиц признаются ими в соответствии с международным гуманитарным правом?

8. Как строится система защиты покровительствуемых лиц в международном гуманитарном праве?

9. Какие территории и объекты не могут использоваться для ведения во­енных действий в соответствии с положениями международного права?

10. Дайте определение нейтралитета и охарактеризуйте особенности его регулирования в международном гуманитарном праве.

 

 

Литература

Апраксин, П. Международное гуманитарное право и право прав человека: сходства, различия, взаимодополняемость // Белорус, журн. междунар. права и междунар. отношений. 1999. № 1.

Арцибасов, И.Н., Егоров, С,А. Вооруженный конфликт: право, полити­ка, дипломатия. М., 1989.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гумани­тарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн ., 1999.

Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и междуна­родное право. М., 1976.

Свинарски, К. Основные понятия и институты международного гумани­тарного права как система защиты человека. М., 1997.

Шиндлер, Д. Международный Комитет Красного Креста и права челове­ка. М, 1994.

 

Участники военных действий

Участники военных действий

Значительное количество положений международного гуманитар­ного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связан­ные с участием в военных действиях. Термин «комбатант» является одним из ключевых в международном гуманитарном праве. Несмотря на то, что право войны существует много веков, понятие «комбатант» было определено лишь в Дополнительном протоколе I 1977 г. Согласно смыслу пункта 2 статьи 43 Дополнительного протокола I комбатанты (от франц.combattant — воин, боец) — это «лица, входя­щие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях». Таким об­разом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта:

во-первых, лицо должно входить в состав признанных воору­женных сил государства, за исключением медицинского и ду­ховного персонала. Данные лица не обладают статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;

 во-вторых, наличие права принимать непосредственное участиев военных действиях.

Как видим, одним из составляющих термина «комбатант» являет­ся понятие «вооруженные силы». Пункт 1 статьи 43 Дополнительного протокола I определяет эту категорию следующим образом:

«Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».

Значение статуса комбатанта состоит в том, что только такие лица «имеют право принимать непосредственное участие в военных дей­ствиях». Наличие данного права указывает, что комбатант может при­менять силу и даже убивать, и при этом он не несет персональной правовой ответственности за свои действия, как это имело бы место, если бы совершил те же действия будучи обычным гражданином. Иначе говоря, комбатант имеет право применять так называемое «дозволенное насилие». И в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это «дозволенное насилие». Он получит статус во­еннопленного и будет содержаться в лагере военнопленных до оконча­ния военных действий. Безусловно, свобода применения «дозволенного насилия» не является полной, она ограничивается международным правом, регулирующим защиту жертв вооруженных конфликтов, запре­щение либо существенное ограничение использования, применения оп­ределенных средств и методов ведения войны. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими между­народного гуманитарного права.

С 1949 г. комбатантами признаются партизаны. Признание членов «организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной террито­рии или вне ее, даже если эта территория оккупирована» (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК) комбатантами наконец позволило сохра­нять жизнь бойцам сопротивления и предотвращать жестокие наказа­ния за участие в партизанском движении. Согласно Женевским конвенциям партизаны признаются комба­тантами, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих под­чиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличи­тельный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК).

В целях усиления защиты гражданского населения основной нор­мой осталась обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав вооруженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие ха­рактера военных действий вооруженный комбатант не может отли­чать себя от гражданского населения». Но и в таких ситуациях комбатанты должны открыто носить свое оружие:

а) во время каждого военного столкновения;

б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе
развертывания в боевые порядки, предшествующие началу нападения,
в котором они должны принять участие (п. 3 ст. 44 ДП I).

Высказывается опасение, что послабления в отношении обязанности комбатантов быть всегда отличимыми от гражданского населения могут способ­ствовать терроризму. Однако следует учитывать, что данные положе­ния касаются только международных вооруженных конфликтов и со­ответственно террористы не принадлежат к каким-либо признанным вооруженным силам. И наконец, самое главное, данная норма, относя­щаяся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситу­ациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает этих лиц от обя­занности соблюдать международное гуманитарное право, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях

Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с одной сто­роны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграниче­ние между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., а, с другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, кораблекрушения или пленения позволяет автоматически получать статус покровительствуемого лица и защиту, предусматрива­емую «женевским правом».

Комбатанты сохраняют свой статус, даже если они допустили нару­шения международного гуманитарного права, в том числе и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоко­лов к ним 1977 г. В этих случаях комбатанты должны привлекаться к уголовной ответственности как военные преступники, а их дела рас­сматриваться судом.

Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредствен­но в боевых действиях не участвующие. Это — медицинский персонал и духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых дей­ствиях они становятся комбатантами. При захвате неприятелем как ком­батанты, так и некомбатанты пользуются правом военного плена

В период вооруженного конфликта часто возникает потребность в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный развед­ чик, доброволец и наемник.

Военный шпион, согласно статье XXIX Приложения к IV Га­агской конвенции 1907 г. — это «такое лицо, которое, действуя тай­ным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». В пункте 1 статьи 46 Дополнительного протокола I уточняется статус военного шпиона, согласно которому лицо из состава воору­женных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военноп­ленного, и с ним могут обращаться как со шпионом». Вместе с тем в пунктах 2, 3 статьи 46 указанного документа содер­жатся уточнения этого общего правила, в соответствии с которыми если комбатант собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом «форменную одежду своих вооружен­ных сил» или «не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам», то он не считается шпионом.

Пункт 3 статьи 46 Дополнительного протокола I регулирует преж­де всего положение партизан и позволяет бойцам сопротивления сох­ранять статус комбатанта. Шпион же наказывается в случае его по­имки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за прошлую свою деятельность.

В соответствии со статьей XXX IV Гаагской конвенции шпион, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Шпион, возвратившийся в свою воинскую часть и уже после этого попавший в руки неприятеля, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия (ст. XXXI IV Гаагской конвенции). Таким образом, военным шпион нака­зывается только в случае его поимки при совершении действий в рас­положении противника и не подлежит наказанию за свою прежнюю деятельность. Данной Конвенцией была запрещена внесудебная рас­права над военными шпионами.

Нормы, предусматривающие минимальную защиту в отношении шпионов, получили дальнейшее развитие в Дополнительном протоко­ле I. Так, пункт 3 статьи 45 Дополнительного протокола I закрепляет положение о том, что лицо, принимавшее участие в военных действи­ях, которое не имеет право на статус военнопленного и не пользуется более благоприятным обращением в соответствии с четвертой Женев­ской конвенцией, имеет право во всех случаях на защиту, предусмот­ренную статьей 75 Дополнительного протокола I.

В статье 75 Дополнительного протокола закрепляются основные гарантии, которые могут получить отдельные категории лиц (в том числе и шпионы), не обладающие правом на общую и специальную за­щиту. С такими лицами необходимо обращаться при всех обстоятель­ствах гуманно, и предоставление гарантий, предусматриваемых данной статьей, должно осуществляться без какого-либо различия, основанно­го на «признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероиспо­ведания, политических или иных убеждений, социального происхожде­ния, имущественного положения, рождения или иного статуса».

Таким образом, исходя из вышесказанного, под военным разведчи­ ком понимается лицо, собирающее сведения в районе действия против­ника в форме своих вооруженных сил, т.е. не скрывая своего подлинно­ го положения. В случае, если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец — это лицо, которое добровольно поступило в дей­ствующую армию одной из воюющих сторон. В соответствии со стать­ей VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных дер­жав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить на службу одного из воюю­щих». Кроме того, в пункте «б» статьи XVII данной Конвенции уста­навливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.

Понятие «наемник» содержится в статье 47 Дополнительного про­токола I 1977 г. Согласно ему наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Одновременно наемник — это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, что­
бы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных
действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь глав­ным образом желанием получить личную выгоду, и которому в дей­ствительности обещано стороной или по поручению стороны, находя­щейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно
превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооружен­ных сил данной стороны;

г)  не является ни гражданином стороны, находящейся в конфлик­те, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируе­мой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находя­щейся в конфликте;

е)  не послано государством, которое не является стороной, находя­щейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в ка­честве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Значительным шагом в борьбе с таким явлением, как наемничес­тво, стало подписание восьмью государствами, включая и Республику Беларусь (подписала 13 декабря 1990 г., ратифицировала в феврале 1997 г.), Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использо­ванием, финансированием и обучением наемников 1989 г. К сожале­нию, данная Международная конвенция еще не вступила в силу.

В положениях Международной конвенции 1989 г. содержится зап­рет на внесудебную расправу над наемниками и лицами, которые вер­буют, используют, финансируют или обучают их.

Особый правовой статус имеют парламентеры. Парламентером на­зывается лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Как сам парламентер, так и сопровождаю­щие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и пере­водчик пользуются правом неприкасаемости. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположения своих войск. Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство являются видом военных преступлений, которое совершали в годы второй мировой войны немецко-фашистские войска (например, убий­ство советских парламентеров в районе Будапешта в 1944 г.).






Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «комбатант».

2. Кто признается комбатантом?

3. Какие лица не признаются законными участниками вооруженной борьбы?

4. Какие объекты в соответствии с международным гуманитарным правом признаются военными?

5. Какие средства и методы ведения войны являются незаконными и по­чему?

6. Дайте определения бактериологического (биологического) и токсинного оружия.

7. Применение каких видов обычного оружия запрещается или ограничи­вается международным правом?

8. Какие запрещенные методы ведения войны Вы знаете?

9. Дайте характеристику международно-правового регулирования веде­ния войны на море.

10.    Раскройте особенности международно-правового регулирования воздушной войны.

 

Литература

Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, полити­ка, дипломатия. М„ 1989.

Блищенко, И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Кальсховен, Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. М., 1994.

Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.

Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.

Паенсон, И. Руководство по терминологии права вооруженных конфлик­тов. Брюссель, 1989.

Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и междуна­родное право. М., 1976. 

 

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение понятий: «раненые и больные», «лица, потерпевшие кораблекрушение», «медицинский персонал» и «духовный персонал».

2.Почему раненые и больные, медицинский и духовный персонал, другие категории покровительствуемых лиц ни в коем случае не могут отказываться, полностью или частично, от прав, которые им предоставляются в соответ­ствии с положениями международного гуманитарного права?

3.Для каких целей предоставляется усиленная защита медицинскому персоналу?

4.Какие категории лиц обладают нравом на получение статуса военно­пленного? Почему?

5.К каким видам работ могут быть принудительно привлечены военнопленные в соответствии с положениями III Женевской конвенции 1949 г.?

 

Литература

Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: сб. ст. и док. М., 1999.

Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М, 2003.

Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М, 1988.

Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и междуна­родное право. М., 1976.

Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.

Фуркало, В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каков характер системы пресечения и наказания за совершение серьез­ных нарушений международного гуманитарного права?

2. Какие принципы индивидуальной уголовной ответственности за во­енные преступления Вы знаете?

3.Охарактеризуйте содержание принципа неприменимости срока давнос­ти к военным преступлениям.

4.Какие основания освобождения от уголовной ответственности сформу­лированы в Римском статуте 1998 г.?

5.В чем проявляется взаимосвязь и взаимозависимость международных и
внутригосударственных элементов системы пресечения и наказания за совер­шение военных преступлений?

6.Какие деяния относятся к числу серьезных нарушений Женевских
конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г.?

7.Назовите серьезные нарушения, определяемые в статье 15 Протокола II
1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г.

8.Какие нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного
протокола I 1977 г., в отношении которых не имеется специального указания в этих международно-правовых актах, могут признаваться серьезными наруше­ниями в силу их характера и степени общественной опасности?

9.За какие нарушения международных договоров и международно-право­вых обычаев в национальном законодательстве может быть установлена уго­ловная ответственность?

10.Дайте характеристику военных преступлений, определяемых статьей 8
Римского статута 1998 г.

 






Литература

Баччино-Астрада, А. Права и обязанности медицинского персонала в во­оруженных конфликтах. М., 1995.

Давид, Э. Принципы нрава вооруженных конфликтов / МККК. М, 2000.

Костенко, Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002.

Международное уголовное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999.

Калугин, В.Ю., Акулов, Д.В. Пресечение нарушений в механизме имилементации международного гуманитарного права / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн., 2004.

Фисенко, И.В. Борьба с международными преступлениями в междуна­родном уголовном праве. Мн., 2000.

Флорес, Х.Ф. Пресечение нарушений права войны, совершаемых отдель­ными лицами // Пресечение нарушений международного гуманитарного пра­ва/МККК. М., 1998.

 

 

 


 


БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

Кафедра теории и истории государства и права

Дата: 2019-04-23, просмотров: 249.