БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины»
Кафедра теории и истории государства и права
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
Курс лекций по спецкурсу
Гомель 2009
Автор - составитель: Н.В. КОПЫТКОВА
Рецензент:
Кафедра теории и истории государства и права учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Рекомендован к изданию научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» марта 2009 года, протокол №
Курс лекций по спецкурсу «Международное гуманитарное право» включает требования государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по специальности 1 – 24 02 01 – «Правоведение», тематику лекционных занятий, тексты рассматриваемых вопросов, вопросы для самоконтроля, рекомендуемую литературу и адресован студентам юридического факультета.
© Н.В. Копыткова
© Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
Тема 1 Становление и развитие международного гуманитарного права. | |
Тема 2 Международное гуманитарное право как отрасль международного публичного права. | |
Тема 3 Сфера применения международного гуманитарного права. | |
Тема 4 Международно - правовая регламентация ведения вооруженной борьбы | |
Тема 5 Международно - правовая защита жертв войны и гражданских объектов | |
Тема 6 Ответственность за нарушение международного гуманитарного права | |
Литература |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время было бы полной утопией утверждать о полном исключении из жизни человеческого общества такого явления как война. Но ограничить трагические последствия вооруженных конфликтов человечество может. В силу этого стремления возникло и получает все большее развитие международное гуманитарное право.
Если в отдельных регионах мира применение международного гуманитарного права носит эпизодический характер, то в масштабах всей планеты данное право приходится применять постоянно. Невыполнение требований международного гуманитарного права ведет к ситуациям, когда воюющие стороны поддаются соблазну считать себя свободными от всяких обязательств и принимают во внимание только требования военной необходимости.
Знание норм права вооруженных конфликтов различными категориями населения является одним из условий его повсеместного применения. Невозможно добиться применения международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта без всемерного распространения знаний о нем в мирное время и формирования на этой основе соответствующего правосознания.
Международное гуманитарное право преподается в учебных заведениях большинства стран мира. Правительством Республики Беларусь разработаны практические меры, направленные на обеспечение более эффективного применения норм международного гуманитарного права. Одной из таких мер явилось включение в учебные планы юридических факультетов специальной дисциплины «Международное гуманитарное право».
Целью данного курса лекций является оказание помощи студентам в усвоении норм международного права в сфере защиты прав человека в период вооруженного конфликта, положений международных соглашений, направленных на ограничение государств в выборе средств и методов ведения войны; формирование умений и навыков применения норм международного гуманитарного права к конкретным ситуациям.
При разработке данного курса лекций использовались материалы, предоставленные региональным Представительством Международного Комитета Красного Креста, а также учебные пособия белорусских ученых: Калугина В.Ю, Павловой Л.В., Фисенко И.В. и др.
Настоящий курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов юридического факультета, а также других факультетов, учебными планами которых предусмотрена дисциплина «Международное публичное право». Курс лекций может использоваться по дисциплине «Права человека» при изучении темы «Международная защита прав человека в период вооруженных конфликтов».
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте периодизацию истории развития международного гуманитарного права.
2. Охарактеризуйте законы и обычаи ведения войны в древности.
3. Назовите ученых Средневековья, взгляды которых оказали воздействие на формирование права войны.
4. Дайте характеристику развития права войны в XVII — первой половине XIX вв.
5. Какие идеи были сформулированы А. Дюнаном в книге «Воспоминания о битве при Сольферино» и каково их значение для развития международного гуманитарного права?
6. В чем заключается значение Гаагских конференций мира 1899 и 1907 гг.?
7. Каковы основные результаты Дипломатической конференции 1949 г.?
8. Дайте характеристику процессов кодификации и прогрессивного развития международного гуманитарного права на современном этапе.
Литература
Арцибасов, И.Н. Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975.
Баскин, Ю.Я., Фельдман, Д.И. История международного права. М., 1990.
Гроций, Г. О праве войны и мира: репринт с изд. 1956 г. М., 1994.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Дюнан, А. Воспоминание о битве при Сольферино. М., 1995.
Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гуманитарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн., 1999.
Мартенс, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов / под ред. Л.Н. Шестакова: в 2 т. М., 1996.Международное гуманитарное право. М., 1993.
Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М„ 1993.
Пустогаров, В.В. Мартенс-юрист, дипломат. 2-е изд., доп. М., 1999.
9.
Международное гуманитарное право – это система принципов и норм, применяемых как в международных так и в немеждународных вооруженных конфликтах, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения военных действий, обеспечивающие защиту жертв войны в период вооруженного конфликта и определяющих ответственность за нарушение этих принципов и норм.
Общие принципы МГП:
1.1. принцип гуманности, запрещающий применение такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны, обязывает всегда относится к человеку с уважением. На этом принципе базируются все остальные.
1.2. принцип недопустимости дискриминации по причине расы, пола, религии, имущественного положения
1.3. принцип ответственности за нарушение норм и принципов МГП, который предполагает международную ответственность государств и физических лиц.
Вопросы для самоконтроля
1.Что является предметом правового регулирования международного гуманитарного права?
2. Кто относится к субъектам международного гуманитарного права?
3. Перечислите основные функции международного гуманитарного права и раскройте их содержание.
4. Какие направления международно-правового регулирования существуют в международном гуманитарном праве и каковы их основные задачи?
5. Дайте определение международного гуманитарного права.
6. Охарактеризуйте роль и место договорных и обычных источников международного гуманитарного права.
Литература
Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
Гассер, X.-II. Международное гуманитарное право. Введение. М., 1995.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гуманитарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн„ 1999.
Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.
Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 1993.
Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Пустогаров, В.В. Международное гуманитарное право. М., 1997.
Свинарски, К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека. М., 1997.
Нормы МГП регулируют отношения между сторонами вооруженного конфликта, следовательно нормы МГП могут применяться только в период вооруженного конфликта или во время войны. Понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война». В случае объявления войны предполагаются широкомасштабные действия с применением различных видов вооружения и с всеобщей мобилизацией. Вооруженный конфликт включает в себя собственно войну и ситуации на грани войны как то: пограничные инциденты, рейды вооруженных банд, массовые мятежи без контроля определенной территории.
МГП может применяться как в ситуации международного вооруженного конфликта, так и вооруженного конфликта немеждународного характера.
Под международным вооруженным конфликтом понимается любой спор между двумя или более государствами, повлекший введение в действие вооруженных сил. Кроме того, согласно ДП I, определение межгосударственной войны распространяется на ряд конфликтов, не выходящих за пределы территории одного государства, но по своей природе имеющих международный характер:
- народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации;
- борьба против расистского режима в осуществлении своего права на самоопределение.
В случае международного вооруженного конфликта применяются все четыре Женевские конвенции 1949 г. и ДП I, что вытекает из ст. 2 ЖК. Данные конвенции будут применяться во всех случаях оккупации всей или части территории государства, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления и даже если одна из сторон оспаривает наличие войны. Если обе стороны не признают состояние войны, тем не менее, ЖК должны применяться, так как они заключены в интересах жертв, а не в интересах государств, это нормы jus cogens.
Существуют разные типы вооруженных конфликтов немеждународного характера в зависимости от степени их интенсивности: 1) вооруженный конфликты, которые подпадают под действие ДП II и ст. 3 ЖК ;
2) вооруженный конфликты, которые подпадают под действие только ст. 3 ЖК.
К первым относятся конфликты, которые происходят на территории одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными силами или другими вооруженными группировками, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения ДП II . (п.1 ст. 1)
Фактически это гражданская война, когда повстанцы обладают частью территории и эффективно осуществляют на ней квазигосударственную власть (есть элементы государственности), в том числе планирование и осуществление согласованных военных действий.
Отдельные спорадические антиправительственные действия, внутренние беспорядки не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера.
К вооруженным конфликтам, которые подпадают под действие только ст. 3 ЖК. – ситуации при которых враждебные действия направлены против законного правительства, носят коллективный характер и отличаются минимумом организованности.
Вооруженный конфликт немеждународного характера может перерасти в международный вооруженный конфликт в результате:
- военной интервенции других государств;
- интервенция иностранного государства в поддержку одной стороны может вынудить другую сторону конфликта прибегнуть к такой же внешней поддержке;
- оказание иностранным государством военной помощи правительству воюющего государства на основе договора;
- введение международных вооруженных сил.
Таким обоазом, любое военное вмешательство иностранных государств в вооруженный конфликт немеждународного характера интернационализирует его и влечет за собой применение всей совокупности норм МГП, т.е. все четыре ЖК, ДП I и ДП II.
3.3 Применимость международного гуманитарного права во времени ( ratione temporis )
Рассматривая применимость международного гуманитарного права во времени { ratione temporis ), можно выделить случаи, которым соответствуют различные группы норм, содержащиеся в договорных источниках, регулирующих ведение вооруженной борьбы и защиту жертв вооруженных конфликтов.
Во-первых — группа норм, начало применения которых соответствует началу военных действий между сторонами в конфликте, а окончание — прекращению активных военных действий. Большинство положений гуманитарных договоров относится к этой категории. Также следует отметить объективный характер применимости во времени Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. Независимо от квалификации сторонами конфликта возникающих ситуаций сам факт военных действий обязывает противников применять нормы международного гуманитарного права до их окончания в активной форме.
Во-вторых — положения, которые независимо от воли государств, участвовавших в подготовке договоров, не имеют временных ограничений. Имеются в виду нормы, которые применяются постоянно с момента вступления в силу договоров. Примером таких положений могут служить нормы, предусматривающие обязательства государств-участников «как в мирное, так и в военное время распространять возможно шире текст настоящей конвенции в своих странах и, в частности, включить ее изучение в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования» (ст. 47 I, ст. 48 II, ст. 127 III, ст. 144 IV Женевских конвенций; ст. 83 I, ст. 19 II Дополнительных протоколов).
В-третьих — группа норм, которые в силу своего юридического предназначения действуют до тех пор, пока не будет выполнена соответствующая задача. К такой категории положений относятся, например, нормы, регулирующие деятельность Центрального справочного агентства, целью которого является сохранение или восстановление семейных и общественных связей жертв вооруженных конфликтов (ст.ст. 122, 123 III, ст. 140 IV Женевских конвенций и ст.ст. 33, 34 Дополнительного протокола I).
Как видим большинство норм (первая и третья группы) вышеперечисленных норм (составляющих в своей совокупности собственно jus in bello начинают применяться в полном объеме или частично в какой-то определенный момент, когда возникает вооруженный конфликт, и прекращают в основном свое действие после решения вопроса об юридическом оформлении окончания вооруженной борьбы.
Вопросы для самоконтроля
1. Влияют ли на применение международного гуманитарного права факторы, которые вызвали или оправдывают применение силы в международных отношениях?
2. В чем проявляются взаимосвязь и различия между международным гуманитарным правом и правом прав человека?
3. Почему понятие «вооруженный конфликт» шире понятия «война»?
4. Какие ситуации подпадают под признаки международного вооруженного конфликта, сформулированные в международном гуманитарном праве?
5. Назовите типы вооруженных конфликтов немеждународного характера. Охарактеризуйте их признаки.
6. Как определяется момент прекращения вооруженного конфликта в соответствии с нормами международного гуманитарного права?
7. Дайте определение жертв войны. Какие категории лиц признаются ими в соответствии с международным гуманитарным правом?
8. Как строится система защиты покровительствуемых лиц в международном гуманитарном праве?
9. Какие территории и объекты не могут использоваться для ведения военных действий в соответствии с положениями международного права?
10. Дайте определение нейтралитета и охарактеризуйте особенности его регулирования в международном гуманитарном праве.
Литература
Апраксин, П. Международное гуманитарное право и право прав человека: сходства, различия, взаимодополняемость // Белорус, журн. междунар. права и междунар. отношений. 1999. № 1.
Арцибасов, И.Н., Егоров, С,А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гуманитарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн ., 1999.
Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Свинарски, К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека. М., 1997.
Шиндлер, Д. Международный Комитет Красного Креста и права человека. М, 1994.
Участники военных действий
Участники военных действий
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях. Термин «комбатант» является одним из ключевых в международном гуманитарном праве. Несмотря на то, что право войны существует много веков, понятие «комбатант» было определено лишь в Дополнительном протоколе I 1977 г. Согласно смыслу пункта 2 статьи 43 Дополнительного протокола I комбатанты (от франц.combattant — воин, боец) — это «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях». Таким образом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта:
во-первых, лицо должно входить в состав признанных вооруженных сил государства, за исключением медицинского и духовного персонала. Данные лица не обладают статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;
во-вторых, наличие права принимать непосредственное участиев военных действиях.
Как видим, одним из составляющих термина «комбатант» является понятие «вооруженные силы». Пункт 1 статьи 43 Дополнительного протокола I определяет эту категорию следующим образом:
«Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».
Значение статуса комбатанта состоит в том, что только такие лица «имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях». Наличие данного права указывает, что комбатант может применять силу и даже убивать, и при этом он не несет персональной правовой ответственности за свои действия, как это имело бы место, если бы совершил те же действия будучи обычным гражданином. Иначе говоря, комбатант имеет право применять так называемое «дозволенное насилие». И в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это «дозволенное насилие». Он получит статус военнопленного и будет содержаться в лагере военнопленных до окончания военных действий. Безусловно, свобода применения «дозволенного насилия» не является полной, она ограничивается международным правом, регулирующим защиту жертв вооруженных конфликтов, запрещение либо существенное ограничение использования, применения определенных средств и методов ведения войны. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими международного гуманитарного права.
С 1949 г. комбатантами признаются партизаны. Признание членов «организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована» (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК) комбатантами наконец позволило сохранять жизнь бойцам сопротивления и предотвращать жестокие наказания за участие в партизанском движении. Согласно Женевским конвенциям партизаны признаются комбатантами, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК).
В целях усиления защиты гражданского населения основной нормой осталась обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав вооруженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения». Но и в таких ситуациях комбатанты должны открыто носить свое оружие:
а) во время каждого военного столкновения;
б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе
развертывания в боевые порядки, предшествующие началу нападения,
в котором они должны принять участие (п. 3 ст. 44 ДП I).
Высказывается опасение, что послабления в отношении обязанности комбатантов быть всегда отличимыми от гражданского населения могут способствовать терроризму. Однако следует учитывать, что данные положения касаются только международных вооруженных конфликтов и соответственно террористы не принадлежат к каким-либо признанным вооруженным силам. И наконец, самое главное, данная норма, относящаяся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситуациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает этих лиц от обязанности соблюдать международное гуманитарное право, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях
Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., а, с другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, кораблекрушения или пленения позволяет автоматически получать статус покровительствуемого лица и защиту, предусматриваемую «женевским правом».
Комбатанты сохраняют свой статус, даже если они допустили нарушения международного гуманитарного права, в том числе и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. В этих случаях комбатанты должны привлекаться к уголовной ответственности как военные преступники, а их дела рассматриваться судом.
Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это — медицинский персонал и духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами. При захвате неприятелем как комбатанты, так и некомбатанты пользуются правом военного плена
В период вооруженного конфликта часто возникает потребность в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный развед чик, доброволец и наемник.
Военный шпион, согласно статье XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. — это «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». В пункте 1 статьи 46 Дополнительного протокола I уточняется статус военного шпиона, согласно которому лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом». Вместе с тем в пунктах 2, 3 статьи 46 указанного документа содержатся уточнения этого общего правила, в соответствии с которыми если комбатант собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом «форменную одежду своих вооруженных сил» или «не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам», то он не считается шпионом.
Пункт 3 статьи 46 Дополнительного протокола I регулирует прежде всего положение партизан и позволяет бойцам сопротивления сохранять статус комбатанта. Шпион же наказывается в случае его поимки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за прошлую свою деятельность.
В соответствии со статьей XXX IV Гаагской конвенции шпион, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Шпион, возвратившийся в свою воинскую часть и уже после этого попавший в руки неприятеля, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия (ст. XXXI IV Гаагской конвенции). Таким образом, военным шпион наказывается только в случае его поимки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за свою прежнюю деятельность. Данной Конвенцией была запрещена внесудебная расправа над военными шпионами.
Нормы, предусматривающие минимальную защиту в отношении шпионов, получили дальнейшее развитие в Дополнительном протоколе I. Так, пункт 3 статьи 45 Дополнительного протокола I закрепляет положение о том, что лицо, принимавшее участие в военных действиях, которое не имеет право на статус военнопленного и не пользуется более благоприятным обращением в соответствии с четвертой Женевской конвенцией, имеет право во всех случаях на защиту, предусмотренную статьей 75 Дополнительного протокола I.
В статье 75 Дополнительного протокола закрепляются основные гарантии, которые могут получить отдельные категории лиц (в том числе и шпионы), не обладающие правом на общую и специальную защиту. С такими лицами необходимо обращаться при всех обстоятельствах гуманно, и предоставление гарантий, предусматриваемых данной статьей, должно осуществляться без какого-либо различия, основанного на «признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса».
Таким образом, исходя из вышесказанного, под военным разведчи ком понимается лицо, собирающее сведения в районе действия противника в форме своих вооруженных сил, т.е. не скрывая своего подлинно го положения. В случае, если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.
Доброволец — это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон. В соответствии со статьей VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить на службу одного из воюющих». Кроме того, в пункте «б» статьи XVII данной Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.
Понятие «наемник» содержится в статье 47 Дополнительного протокола I 1977 г. Согласно ему наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Одновременно наемник — это любое лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, что
бы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных
действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно
превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Значительным шагом в борьбе с таким явлением, как наемничество, стало подписание восьмью государствами, включая и Республику Беларусь (подписала 13 декабря 1990 г., ратифицировала в феврале 1997 г.), Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. К сожалению, данная Международная конвенция еще не вступила в силу.
В положениях Международной конвенции 1989 г. содержится запрет на внесудебную расправу над наемниками и лицами, которые вербуют, используют, финансируют или обучают их.
Особый правовой статус имеют парламентеры. Парламентером называется лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкасаемости. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположения своих войск. Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство являются видом военных преступлений, которое совершали в годы второй мировой войны немецко-фашистские войска (например, убийство советских парламентеров в районе Будапешта в 1944 г.).
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия «комбатант».
2. Кто признается комбатантом?
3. Какие лица не признаются законными участниками вооруженной борьбы?
4. Какие объекты в соответствии с международным гуманитарным правом признаются военными?
5. Какие средства и методы ведения войны являются незаконными и почему?
6. Дайте определения бактериологического (биологического) и токсинного оружия.
7. Применение каких видов обычного оружия запрещается или ограничивается международным правом?
8. Какие запрещенные методы ведения войны Вы знаете?
9. Дайте характеристику международно-правового регулирования ведения войны на море.
10. Раскройте особенности международно-правового регулирования воздушной войны.
Литература
Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М„ 1989.
Блищенко, И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Кальсховен, Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. М., 1994.
Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.
Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.
Паенсон, И. Руководство по терминологии права вооруженных конфликтов. Брюссель, 1989.
Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение понятий: «раненые и больные», «лица, потерпевшие кораблекрушение», «медицинский персонал» и «духовный персонал».
2.Почему раненые и больные, медицинский и духовный персонал, другие категории покровительствуемых лиц ни в коем случае не могут отказываться, полностью или частично, от прав, которые им предоставляются в соответствии с положениями международного гуманитарного права?
3.Для каких целей предоставляется усиленная защита медицинскому персоналу?
4.Какие категории лиц обладают нравом на получение статуса военнопленного? Почему?
5.К каким видам работ могут быть принудительно привлечены военнопленные в соответствии с положениями III Женевской конвенции 1949 г.?
Литература
Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: сб. ст. и док. М., 1999.
Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М, 2003.
Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М, 1988.
Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.
Фуркало, В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.
Вопросы для самоконтроля
1. Каков характер системы пресечения и наказания за совершение серьезных нарушений международного гуманитарного права?
2. Какие принципы индивидуальной уголовной ответственности за военные преступления Вы знаете?
3.Охарактеризуйте содержание принципа неприменимости срока давности к военным преступлениям.
4.Какие основания освобождения от уголовной ответственности сформулированы в Римском статуте 1998 г.?
5.В чем проявляется взаимосвязь и взаимозависимость международных и
внутригосударственных элементов системы пресечения и наказания за совершение военных преступлений?
6.Какие деяния относятся к числу серьезных нарушений Женевских
конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г.?
7.Назовите серьезные нарушения, определяемые в статье 15 Протокола II
1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г.
8.Какие нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного
протокола I 1977 г., в отношении которых не имеется специального указания в этих международно-правовых актах, могут признаваться серьезными нарушениями в силу их характера и степени общественной опасности?
9.За какие нарушения международных договоров и международно-правовых обычаев в национальном законодательстве может быть установлена уголовная ответственность?
10.Дайте характеристику военных преступлений, определяемых статьей 8
Римского статута 1998 г.
Литература
Баччино-Астрада, А. Права и обязанности медицинского персонала в вооруженных конфликтах. М., 1995.
Давид, Э. Принципы нрава вооруженных конфликтов / МККК. М, 2000.
Костенко, Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002.
Международное уголовное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999.
Калугин, В.Ю., Акулов, Д.В. Пресечение нарушений в механизме имилементации международного гуманитарного права / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн., 2004.
Фисенко, И.В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Мн., 2000.
Флорес, Х.Ф. Пресечение нарушений права войны, совершаемых отдельными лицами // Пресечение нарушений международного гуманитарного права/МККК. М., 1998.
БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины»
Кафедра теории и истории государства и права
Дата: 2019-04-23, просмотров: 283.