Размещение с/х –это распределение пр-ва отдельн видов пр-ии по тер-рии страны в целях наиболее эффективного использования.На размешщение сельского хозяйства влияют его особености:
· Сезонность производства
· исполь животных и растений
· ограниченность земли и т.д.
При этом факторами размещения сельского хозяйства явля:
1. природные
2. соц.-эк.
3. уровень развития производственных сил (транспорт, связь и т.д.)
Основой размещения растениеводства является природное зонирование (агро-климатическое районирование) Оно использует показатели: сумма положительных температур, условия перезимовки, влажность. Основную часть Росси занимает умеренный пояс. Кроме того, есть холодный и теплый. В нутри поясов выделяют агро-климатические зоны: увлажненные и неувлажненные.
Наиболее развитыми отраслями растениеводства в Рф являются зернопроизводство, кормовые культуры. Они размещены повсеместно. Локализованы: сахар, лен-долгунец, картофель (88% производится в Европейской зоне в близи крупных городов).
Большое значение на современное размешение с.-х. оказывает сокращение посевных площадей.
Основным условием размещения животноводства является кормовая база. Среди отраслей животноводства наиболее азвиты скотоводство, птицеводство, свиноводство. При этом производство молока тяготеет к северу (сев-зав,), а производство мяса – к югу (Волго-вятский). Свиноводство- северный, центрально-ченрнозем. Овцеводство- Северо-Кавказ. Птицеводство ориентировано на зерно (особенно Цент-черн Округ, Зап Сибирь).
Факторы размещения пищевой промышленности:
А) сырье (это материалоемкие производства (сахар, масло ит.д.), нетранспортабельные продукты)
Б) потребление (тынки сбыта) это молочно-кислое производство, хлебо-булочные изделия),
В)и на сырье и на потребление.
Особенности пищевой промышленности- повсеместное размещение.
51.Региональное прогнозир и планир.
Осущ-ся с помощью разраб-ки и реализ-ии региональн прогр// разновидн-ть целев комплексн прогр, они служ инструментом регулиров и управления региональн стратегий экон,соц и н-тех развития. В СССР в системе ПИП разрабатывались следующие документы:
· Генеральная схема развития и размещения производственных сил на 10-15 лет.
· Генеральная схема расселения на 10-15 лет
· Генеральные планы городов
· Комплексная программа НТП на 20 лет с территориальным разрезом
· 5-летниегодовые планы по отраслям и территориям
Сейчас региональная ПИП преходит только на уровень субъектов РФ. На современном этапе территориальное планирование будет включать отечественную практику, науку и мировую практику.
В мире ПИП регулируется законами. В разных странах своя специфика. Но общие особенности:
· редко встречается разработка нац плланов пространственного развития
· в основном планы развития регионов
· основным объектом территор планирования является физичексое планирование, т.е. инфраструктура, охрана окруж среды, ит.д.
· чаще всего планам предшествуют прогнозы
· рег планы тесно связаны с бюджетной политикой
· планы и пронозы не дерективны (индикативны), т.е. рекомендательные.
В настоящее время в интересах регионального Пип создано Министерство рег развития. Министр – Яковлев. Этому министерству подчинены фед агенства по строительству и ЖКХ. В ГД и Совете Федерации есть комитеты по региональному развитию. В аппарате президента есть полпреды по рег развитию.
Правовая основа рег планирования – функциональная форма рег политики. Существуют «Основных положений региональной политики 1996 года. В 3 главе «Осн….» есть методы и нормы реализации региональной политики, в кот есть ПИП.
Должно планироватся:
· Платежеспособный спроси его региональное распределение
· Изучение региональных рынков
· Оенка фин и др. ресурсных возможностей регионов
· Выявлние путей и средств активизации собственного потенциала региона.
Таким образо региональное планирование выступает инструментом региональной политики.
При этом рег прогнозы нового поколения все больше оценивают финансовые отношения с центром. Внутри регионов прогнозы оценивают:
· Отношения между общественным и частным сектором
· Отношения м-у группами хоз субъектов
· Детальное планирование предприятий с гос собственностью
Основным методом регионального ПИП является ЭММ. Но встречаются и другие методы.
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ
52. Методика анализа и проектирования структуры управления
В целом построение сисемы управления включает этапы:
· Проектирование производственной структуры
· Проектирование организационной структуры
· Проетирование системы управления.
1. Ан. природных и экономических условий. В процессе анализа необходимо рассмотреть общие сведения о хозяйстве: место расположения, удаленность от областного и районного центров, размещение производства и населенных пунктов по территории хозяйства, отразить состояние дорог и наличие средств связи, дать характеристику объектов производственного и культурно-бытового назначения. Эти факторы могут усложнять или упрощать орг-е устройство. В заключение анализа природных и экономических условий необходимо сделать выводы о соответствии специализации хозяйства условиям производства. 2. Ан. размеров производства (ст-ть валовой пр-ции, площадь угодий, пашни, ст-ть основных фондов, поголовье и т.д.). В результате необходимо сделать выводы и размерах производства в сельскохозяйственном предприятии в сопоставлении со средними данными по району или по передовым хозяйствам. 3. Ан. размеров произв-ных подразделений путем сравнений фактических их размеров с оптимальными для данной зоны (площадь пашни, кол-во тракторов, численность раб-ков). Оптимальность размера подразделения является условием нормальной нагрузки на руководителя и управляемости подразделения. Нужно иметь оптимальные по размеру бригады во главе с бригадиром для соблюдения принципа единоначалия, устранения дублирования в работе. Определяется уровень специализации (кол-во специализированных бригад:общ.число подразделений) и концентрации пр-ва (кол-во подразделений, соответствующим оптимальным:их общ.) в раст-ве и жив-ве. Если полученные коэффициенты близки к 1, то возможен переход к отраслевой структуре. При анализе факторов, влияющих на организационное устройство хозяйства, важное значение придается анализу соответствия су ществующих форм организации труда и количества внутрихозяйственных подразделений основного производства требованиям научной его организации. От выбора форм организации труда зависит оптимальный размер первичных подразделений, их количество, а также необходимость создания промежуточных подразделений. 4. Анализ размеров вторичных производственных подразделений (для определения целесообразности применения трехступенчатой организационной структуры). Вторичные производственные подразделения (отделения, цехи, производственные участки) создаются, когда на определенной территории имеется как минимум 3 первичных произв-ных подразделения, работу которых необходимо координировать. 5. Анализ производственных связей между внутрихозяйственными подразделениями (для установления связей и уровня их хозяйственной самостоятельности). В условиях углубленной специализации и концентрации производственные связи между различными отраслями комплексного
подразделения ослабевают и меняют свою форму. 6. Хар-ка технич-й оснащенности пр-ва (рост энергообеспеченности и энергооснащенности труда сопровождается укрупнением внутрихозяйственных подразделений, внедрением специализированных отрядов и механизированных звеньев, что ведет к изменению структуры управления. Этот анализ необходим для определения численности инженерного персонала по категориям, возможности перехода на индустриальную технологию производства и отраслевые формы управления. 7. На основании полученной выше информации начертить схему организационной структуры хозяйства с указанием основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, функциональных служб и дать ее характеристику. 8.Проводится общий анализ организационной структуры хозяйства и предложения по ее рационализации.
53. Понятие АПК как объекта управления. Органы управления АПК на разных уровнях иерархии
АПК включает: 1.Продуктовый подкомплекс: а)продовольственный комплекс(зернопродуктовый, мясомолочный, рыбопродукт-й, сахаропродукт-й, масложиропродукт-й, плодоовощной, безалког-ных и алког-ных продуктов, виноградно-винодельческий, чаепродукт-й); б)непродовольственный комплекс (эфирномасличнопродукт-й, табачнопродукт-й, хлопковопродукт-й, одежды и текстильно-трикотажный изд-й, кожевенно-обувной, лесопроизводственный); 2.Обеспечивающий подкомплекс (тракторного и общего машиностроения, агрохим., сельского и мелиоративного строительства, торговли и общепита). Особенности управления с/х: 1.Земля в с/х - не только объект, но и предмет труда, основное ср-во произв-ва (следоват-но, территориальная рассредоточенность произв-ва, построение органов управления по территориально-произв. принципу. 2.Территориальная рассредоточенность произв-ва затрудняют сбор и переработку информации, след-но, запаздывание принятия оперативных решений. 3.Экономическое воспроизводство в с/х переплетается с естественным и зависит от природно-климатических условий. 4.П родолжительность производственных связана с естественными биологическими процессами. 5.Сезонность производства. 6.Многообразие форм собственности и хозяйствования обусловливает формирование присущих им органов управления. Другие особенности управления в АПК: различия между городом и деревней, традиции, обычаи населения и др.
Гос. упр-е: 1.Прямое (предполагает вмешательство в деят-ть хозяйствующего субъекта):ГУП и МУП, АО со 100% пакетом акций гос-ва, Федеральная собственность субъектов РФ в составе др.АО, кКонтрольно-исполнительные слжбы,Гос.целевые программы; 2. Косвенное (воздействие на соц.-эк. Процессы в гос. и негос. секторах эк-ми методами. Д-вие через механизмы: ценовой, налоговый, финансовый, кредитный, через цели и стратегии аграрной реформы).Федеральный уровень Принимаются решения по основным вопросам функционирования АПК. Стр-ра: 1.Законотворческая деят-ть: Президент(определение стратегии разв.АПК)-Прав-во (формирование паолитики разв. АПК, подготовка проектов законода тельных и нормативных актов, актов по реализации законов)-Комитет Совета Фед. по агр.вопр. (Подготовка проектов законодат-х актов, принятие решений по их проектам, консультирование Президента РФ)-Комитет Гос.Думы по агр.вопр. (подготовка проектов законов, рассмотрение и принятие решений по проектам законодательных актов развития АПК). 2.Отраслевой уровень: Министерство финансов (выделение АПК финансовых средств на реализацию соответствующих программ, контроль за использованием средств)-Мин.эк.развития и торговли (распределение лимитов бюджетных ассигнований и др. ресурсов (фин-вых, кредитных, материальных), контроль их использования)-орг-ция конкурсов на право исп-ния ср-в фед. Бюджета для производства работ и услуг для федеральных нужд)- Министерство имущественных отношений (ведение реестра объектов АПК, распоряжение объектами федеральной собственности)-Комиссия Правительства РФ по вопр.АПК (разработка для МСХ рекомендаций по развитию АПК, рассмотрение предложений по развитию АПК, вынесение по ним решений)-МСХ (формирование и обеспечение реализации в регионах РФ гос-й политики АПК, подготовка проектов зак-ных актов, разработка мер по формированию инфраструктуры рынка). Также Федеральная Служба земельного кадастра России, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, Ассоциация крестьянских (фермерских) хоз-в и с/х кооперативов РФ, Агропромышленный союз РФ и др. Здесь определяются перспективы развития АПК, создается законодательную базу (осн. эл-ты отношения: государство-субъект хозяйствования, орган местного самоуправления-субъект хозяйствования, гос-во-собственник имущества, субъект хозяйствования-наемный работник). Региональный уровень Администрация региона: Управление (мин-во, департамент). Задачи управления: участие в формировании и реализации федеральной и региональной аграрной политики; создание условий для развития с/х производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса; развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, интеграции и иных направлений; обеспечение поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды; укрепление ресурсной базы АПК региона (кадровой, финансовой, материально-технической); разработка и реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв, развитию племенного дела, семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производства посадочного материала; содействие научно-техническому прогрессу, системе информационно-консультационного обслуживания; обеспечение эффективного государственного контроля и надзора за соблюдением требований нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда и техники безопасности и т.д. Районный уровень Районное управление с/х и продовольствия имеет двойное подчинение - администрации района (линейное) и региональному управлению сельского хозяйства и продовольствия (функциональное). Его возглавляет начальник, кот. одновременно является зам. главы администрации района. Финансирование из районных бюджетов.
54. Функции и структура управления с.-х. организации
Функции упр. - обособленные виды деятельности, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели. В иды: 1.Общие (выполняются всеми органами управления независимо от целей и задач): анализ, планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль и учет. Также могут классифицироваться по признакам: содержание процесса управления; принадлежность к сферам производственно-хозяйственной деятельности; принадлежность к разл. видам управленческого труда (производственный, экономический, технологический, организационный и т.д.); содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслуживание). Систему взаимосвязей общих функций управления можно назвать циклом управления. Планирование решает задачи: определение направления развития производства, продукции, техники и технологии; темпов роста производства, производительности труда; экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности и т. д. О рганизация - формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников, и выполнение всех функций в соответствии с программой. Принципы организации: специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности. Контроль - наблюдение, анализ и оценка производственного процесса и сопоставление данных с нормами и нормативами. Принципы контроля: действенность (эффективность), непрерывность, всесторонность, гласность, широкое участие трудящихся. Р егулирование - обеспечение равномерного развития всех элементов производства и управления в соответствии с целями. У чет и анализ: оперативный (основа контрольно-регулирующей функции), бухгалтерский (отражает и регистрирует обобщенные данные за сравнительно большой отрезок времени), статистический (для изучения социально-экономических явлений на предприятии).2. Конкретные (отражают специализацию деятельности): оперативное управление, маркетинг, материально-техническое обеспечение, техническое обслуживание, правовое обслуживание, бухгалтерский учет.
Для выполнения общих функций создается аппарат управления (система взаимоувязанных и взаимодействующих звеньев и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями и располагающих материально-технической базой для осуществления эффективного управления и достижения поставленных целей), а для выполнения конкретной функции - структурные подразделения (службы, отделы).
Все функции управления с/х предприятием: функции общего (линейного), специализированного (функционального) руководства и технического обслуживания.
Структура управления - совокупность управленческих звеньев и отдельных работников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. По горизонтали она делится на звенья (самостоятельные структурные
подразделения, выполняющие определенную ф-цию. В с/х предпр-ях это отделы, службы главного механика, энергетика и т.д., где работники специализируются на выполнении группы работ или отдельных работ. По вертикали – ступени (совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии Структуры управления: 2-х, 3-х и более ступенчатые и комбинированные структуры.Связи по вертикали - линейные (прямыми), возникают между ступенями и характеризуются отношениями соподчиненности. Связи по горизонтали - между звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне функциональные. Структуры управления: формальная и неформальная. Производственная структура - сочетание отраслей на предприятии. Организационная структура - совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений предприятия. Организационная структура определяет построение структуры управления. Отделенческую структуру характеризует производственно-территориальный принцип организации (в крупных хозяйствах с многоотраслевой структурой и значительной территориальной разобщенностью производства). Отраслевая структура (одинаковые по специализации подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта объединяются в 1 вторичном подразделении). Бригадная структура – в основе территориальные и отраслевые принципы, наиболее простая, в небольших и средних хоз-вах. Комбинированная - в хозяйствах с многоотраслевыми подразделениями. Линейная и функциональная структура. Продуктовая структура (полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который несет ответственность за данный товар). Д ивизиональная, ориентированная на сегмент рынка (все ее отделы группируются вокруг определенных сегментов рынка или групп покупателей). Проектная структура (временная, которая создается для решения конкретной задачи с целью собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для реализации сложного проекта). Преимущества матричной структуры: дифференциация связей линейной и функциональной подчиненности, что делает ее адаптивной к изменениям окружающей среды.
55. Организация труда руководителей и специалистов
Управленческим трудом занимается аппарат, состоящий из руководителей, специалистов и технических работников, поэтому важно определить пути снижения трудоемкости и повышения производительности управленческого труда. О рганизация управленческого труда - система действий по объединению, согласованию, упорядочению деятельности работников управления. Конечная цель организации в с/х - получение продукции в наибольшем количестве и наилуч. качества с наименьшими затратами. Принципы организации труда: Принцип специализации (концентрация олнородных работ в специализированном подразделении, у конкретного исполнителя). Принцип пропорциональности (необходимость установления правильных пропорций между различными частями аппарата управления). Принцип параллельности (одновременное выполнение различных трудовых операций с целью сокращения продолжительности цикла работ). Принцип прямоточности (кратчайший путь движения информации от места ее возникновения до места использования). Принцип непрерывности. Принцип ритмичности (требование равномерного выполнения всех операций). Мероприятия: разработка рациональных форм разделения и кооперации тр., применение эффективных методов и стиля воздействия на работников; нормирование управленческого труда, применение технических средств, рационализация делопроизводства; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; создание оптимальных условий труда; повышение квалификации. Разделение тр. – важно. Его виды: технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное. Специализация управленческого труда предполагает его кооперирование, установление связей между подразделениями и отдельными исполнителями и достижение на этой основе согласованной деятельности всего аппарата управления. Научно обоснованное разделение и кооперация труда закрепляются положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и др. На с/х предприятиях исходный документ - устав. В Положении о структурных подразделениях - основные задачи производственного подразделения, его состав, размер и структура, а также система управления им, взаимоотношения с другими подразделениями, права, ответственность; закрепление людей, техники, земли, скота и других средств производства; материальное стимулирование труда. Планирование: План руководителя способствует нормальному ритму работы всего аппарата управления. Для эффективной деятельности аппарата управления должны разрабатываться индивидуальные распорядки рабочего дня, общий распорядок работы предприятия, графики взаимозаменяемости, личные творческие планы и т. д. Контроль — завершающее звено плановой и организационной деятельности руководителя. Большое внимание следует уделять мотивации управленческого труда.
56. Организационно-распорядительные методы управления
(Или административные). С их помощью осуществляются регулирующие функции гос-ва. Основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, позволяют оперативно воздействовать на ход событий в процессе упр-я, ср-во волевого и конкретного воздействия (определяют цели, распорядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия). Для них характерно прямое и быстрое воздействие на объект; обязательность выполнения решения. 2 группы адм-ных методов: 1.Организационные (связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления, основаны на использовании административных актов и норм). 3 вида организационного воздействия: а) регламентирование (жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране. Сущность – юр. закрепление общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов. Различают структурное, функциональное, должностное, комплексное регламентирование, которые составляют систему. Объект - правовое положение с/х предприятий и его подразделений, порядок организации; разделение труда, размер и структура хоз-ва. Нормативные акты: ГК РФ, уставы, положения, учредительные договоры; в различных ОПФ деятельность отделов и управленческого аппарата регламентируется Положением об отделах, службах и органах управления, где фиксируются: главные задачи и функции субъекта; его построение; основные документы. Служебное положение, обязанности, права и ответственность работников определяются должностными инструкциями. Также применяется регламентирование самого процесса управлении. Объекты - взаимоотношения работников в процессе труда; дисциплина; формы стимулирования труда). б) Нормирование (воздействие путем разработки норм и нормативов, с помощью которых достигается пропорциональность элементов производства и труда, контроль за количеством и качеством труда). С помощью нормирования устанавливаются границы технологических, технических и организационно-экономических систем с/х производства. Виды норм и нормативов: 1. Для формирования структур управления: оптимальные размеры предпр-я и его подразделений; нормы управляемости; нормативы для расчета размера структурообразующих факторов и др. 2. Для организации процесса управления: нормы выработки и времени, обслуживания, численности, технические нормативы; нормативы по технологии управления; ГОСТы по делопроизводству и др. 3. Для оценки и оплаты труда раб-ков управления: порядок аттестации руководителей и специалистов; должностные оклады; нормы отчислений в фонды материального поощрения. Некоторые нормативы – на ед.времени, др. - средство административного воздействия. Характер и сила воздействия нормирования определяются содержанием и формой. Нормативы, служащие измерителем количества и качества труда чаще доводятся в форме заданий. Достоинства: гибкость упр-ния, стимулирование самоуправления и творчества, сочетание с экономическими методами. Недостатки: снижение четкости и определенности в постановке задач, оперативности их выполнения. Эффективность зависит от научной обоснованности нормативов, полноты учета нормообразующих факторов. в)и нструктирование (разработка и доведение до исполнителя правил его поведения или перечня наставлений методического характера). По характеру действия: регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решения, но по опр-й методике. По времени действия: долгосрочные и кратковременные. Достоинства: инструкции вносят ясность во взаимоотношения работников, доводятся до исполнителя на длительный срок, повышают чувство ответственности, способствуют внедрению НТП, повышают качество и эффективность работы. Недостатки: нетворческое использование инструкций и рекомендаций. Формы воздействия: Приказы (издаются на гос. предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование выполнить определенное задание с указанием сроков выполнения, используемых средств); Распоряжения (может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Его можно обжаловать у руководителя); Постановления (распорядительный документ коллегиальных органов); Планерки (форма оперативного распорядительства на с/х предприятиях); Производственные совещания (форма оперативного распорядительства. Собрания, совещания и заседания - эффективные рычаги управления, т.к. позволяют информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ и т. д.); устные указания (отдаются руководителями всех уровней управления и предписывают, кто, где, когда и как должен действовать). Расширение сферы действия экономических методов в упр-нии производством требует частичного перехода от жестких методов воздействия (приказов и распоряжений) к более гибким (производственный инструктаж, рекомендации), что увеличивает самостоятельность подразделений и способствует развитию творчества и инициативы работников. Распорядительное воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения. Приказы, постановления и распоряжения должны быть обоснованны.
57. Экономические методы управления. Их сущность и способы воздействия
эк методы - совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хоз-ной деятельности, ориентирующих с/х предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов. Она включает рычаги: планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д. Они должны быть стабильными, но коррективы возможны. Ценовая политика. Цель - поддержание паритетных отношений между с/х и др.отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности с/х производства, увеличения объемов продукции, защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам. Кредитная политика сегодня неэффективна, недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать залоговые операции, фьючерсные сделки, ипотечное, сезонное кредитование. Бюджетная поддержка обеспечивает стратегические задачи развития, направлена на выполнение важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, на развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК и т.д. Аграрный протекционизм - система гос.мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства с/х продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Инструменты пошлины на ввоз импортной продукции. Материальное стимулирование — один из важнейших экономических рычагов. Личные интересы выражаются в увеличении трудового вклада работника в производство с целью получения более высокого материального вознаграждения. Побудительные мотивы - стимулы. Материальное вознаграждение работников осуществляется в соответствии с количественными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия. Экономические рычаги управления должны действовать в системе и способствовать стабильному функционированию АПК.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.