АПК-экономич сис-ма, объединяющая с/х произв-во с др отраслями. Методы прогнозир АПК: 1.балансовый м-бал//равновесие двух сторон, им вид табл,сост из 2 частей: приходн и расход. Виды: -материальн: установление материальн и веществ пропорций на уровне предприятия,региона,страны (в га,т,м,шт). –стоимостн: все величины выраж в денежн форме. –трудовые. –натурально-стоимостн: расчеты провод-ся параллельно в стоимостн и натур выраж. –статистические: составл на год,они дают некоторые представления о динамике экономич явлений. Также выдел бал зем угодий,энергетич,финанс. 2.программно-целевой исп д/разраб-ки целев программ. Основыв на выборе цели функционирования объекта и разраб-ке д/него неск вар-тов экономич и социальн прогр развития. 4.нормативн мет базир-ся на нормативн базе планир, кот включ сов-ть норм (обоснован мера предельн или min допустим величины показ-ля плана конкретного хоз-ва: N естеств убыли, затрат мет ресурсов,труда,зарпл идр) и нормативов(обобщенные величины затр раб t,мат и ден рес-в,установл аналитич и расчетн путем на 1га,1гол). 5.расчетно-конструктивн и ЭММ основан на разраб-ке различн вар-тов тех-экономич к-тов, мат-ден затр, балансовой увязке отраслей и эл-тов пр-ва. Предлож Чаяновым. Также примен мет системн анализа, построения сценариев,вся сов-ть экспертн и формализован мет. При разраб-ке гос прогнозов и целев прогр АПК обычно подраздел на 3 сферы: 1сф-отрасли промышлен-ти,обеспечивающ с/х,пищев и мясо-молочн промышлен-ть и заготовит сис-му ср-вами пр-ва: -тракторн и с/х машиностроение,машиностр д/легк и пищев пром-ти, -химич пром(минер удобр и СЗР); -микробиологич; -комбикормовая пр. 2сф-непосредственно с/х произ-во(р+ж),агрохимич,ветерин-санитарн обслужив,лесное хоз. 3сф- сов-ть отрасл и произ-в,обеспеч заготов,транспортир,хранен и перераб: легк промышлен,заводы по первичн перераб-ки льна,шерсти,мехового сырья,мукомольно-крупян пром,предприятия торговли и общепитания. Обслуживание процесса воспроиз-ва во всех сферах АПК осущ-ся отраслями инфраструктуры.Все 3 сферы АПК требуют сбалансиров-ти м/ду собой,что м.б. достигнуто с помощью единого программного планиров-я. При прогнозиров-ии развития АПК след обратить внимание на 3 группы важн пропорций (балансов): 1гр-показыв соотношение м/ду потребностью в аграрн пр-ии и произв-вом конечн пр-ии.2гр котролир соотношение ресурсного и инвестицион комплексов. 3гр характериз соотношения м/ду основными сферами и отраслями АПК. Эти расч требуют больших объемов вычислений, поэт использ ЭВМ ЭММ. В наст t не разработана методика единого стратегич планир развит АПКНа глобальн уровне планир-я АПК в основу д.б. полож разраб целев прогр,на обл Ур-не –общая постановка задачи по прогнозиров-ю раздел-ся на отдельн задачи (модули): по разр-ку целев комплексн прогр; по развит и размещению и отрасл и обл предприятий; разраб-ки балансов пр-ва и потребления пр-ии. Д/этого использ ЭММетоды-задачи по оптимизации производств стр-ры и увязке ее с перераб-кой пр-ии.
44. Опыт прогнозир и планир в развит капиталист странах.
Широкое разв-е регионального и отраслевого прогноз-я наблюдается в США. Каждое крупное пред-е стремится точнее определить свои перспективы. Поэтому прогноз-ем занимаются в МСХ США, университетах и на опытных станциях, используя экономико- математические м-ды и ЭВМ. Американские исследователи все прогнозы подразделяют на 3 группы. В 1 группу положены экстраполяционные м-ды, т.е. перенос сложившейся тенденции на будущее( в будущем разв-е будет происходить по тем же з-нам , что и в настоящем). Основой разработки прогнозов 2 группы явл максимальная точность наступления событий в будущем. При разработке прогнозов 3 группы возникает необх-ть в формировании модели идеального будущего. Особое внимание при прогнозировании разв-я сельского х-ва США уделяется спросу, производству и ценам.
Министерство с-х Канады прогнозирует цены на основные виды с-х продукции по отдельным странам с широким исп-ем математических и эк-ких моделей.
В Великобритании прогнозы с-х пр-ва и ежегодные балансы продовольствия составляются с учетом внутренних потребностей, внешних рынков и ур-ня мировых цен. Для Дании важнейшее значение имеют прогнозы разв-я внешних рынков с-х продукции. В прогнозировании разв-я с-х пр-ва в этих странах участвуют министерства сельского х-ва и научно-исследовательские институты. Во Франции при прогнозировании исп-ются два важнейших подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические м-ды и модел-е будущего разв-я сельского х-ва.
В АПК Чехии и Словакии главным в план-и явл хозяйственный договор.
Все крупные японские фирмы имеют плановые отделы; подготовка планов централизована, план-е осуществляется сверху-вниз. Временной горизонт план-я – 5 лет, прогноз-я- 15. Процесс план-я включает 4 стадии: формулировка предпосылок. Уточнение проблем. Долгосрочная стратегия, среднесрочные и краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть . что в Японии , как и во Франции . существует сист общенационального прогноз-я, иногда её называют индикативным план-ем. Общепризнано , что основой японского бизнеса явл планомерность. Всякое действие включает три операции: план-е, само действие и контроль. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим. Особое внимание обращается на квалификацию плановика и коллективный разум людей, принимающих участие в план-и.
Прогноз-ем разв-я мирового сельского х-ва занимается ООН и ФАО.
45. Индикативн планир в рыночн отношений.
//появилось в 80-х гг на базе генетич планир-я. Индикативное план-е (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное, советующее, ориентирующее план-е на государственном уровне. Это сп-б регулирования эк-ких процессов с помощью определения рекомендуемых целей разв-я пр-ва и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.
Индикативный тип план-я осуществляется на базе государственной собственности. Органы государственной власти и упр-я конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста пр-ва и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также исп-ется как основной инструмент упр-я, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип план-я предполагает исп-е прямых и косвенных эк-ких регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов р-ка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов.
В условиях индикативного план-я плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого разв-я эк-ки в целом, а также фиксируют реш-я о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение реш-й хозяйствующих субъектов частного сектора.
При выявлении сущности индикативного план-я важно иметь в виду, что оно, во-первых, обязано включать в себя деят-ть по «синтезированию» разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых, оно не м. не охватывать проблем выработки адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики. В-третьих, индикативное план-е призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного разв-я со средствами их достижения.
Сис-ма индикаторов: 1. опережающ: V поставки продов тов в фед,регион продов фонды, уров цен на разл акции,кол-во лицензий,цены. 2совпадающ: отраж реальн сост экон: ВНП в сопост ценах, VВП в АПК, V личн дох насел,уров безработ итд. 3. запаздывающ-отстает от сложивш коньюктуры рынка: производит-ть тр, непогашаемые займы в сопост ценах.
46. Система гос прогноз,программ и планов соц-эк развит РФ.
Гос прогн и разраб-ка прогр осущ в соотв-вии с ФЗ «О гос прогнозир и прогр соц-эк разв РФ». В соотв с этим зак Прав-во РФ разработ необх нормативн-правов акты,ответственность за разраб-ку и реализ прогн возлож на Минэкономразвития РФ, кот заним-ся разраб и обоснов аспектов внутрен политики гос-ва,реализ внутрен политики гос-ва,разр прогн,ФЦП и планов. Основн виды прогнозов: Глобальн-рассматрив наиб общие тенденции и закономерности эк-ки в миров масштабе, макропрогн-д/прогнозиров общих тенденций на уровне страны, структурные- для предсказания развития комплексов нар хоз-ва в разрезе регионов, их отдельн соц и производств сфер, региональн-предсказ разв отдельн регионов страны. Прогнозир-е народохоз комплексов –предвидение технич,технол и организ взаимосвязи, отраслев-по отрасл н/х. Комплексн-составл в виде общ прогнозов развития нац эк-ки в целом,по регионам,отраслям. По t: долгосрочн (5-10л), среднеср (1-5л), краткоср (1 мес-1год),оперативн (до1 мес). По t осуществления: -в реальн масштабе: проводится относит объектов,кот быстро меняют свои хар-ки. –этапный прогн: предполаг принятие прогнозн решений в теч 1 этапа ЖЦ,а реализацию –в течение другого. –неогранич по t: составл без укеаз срока. По цели прогнозир: -поисковое прогн-е им в св основе объективн анализ историч закономерн-тей, принцип: от настоящего к будущ.Основ на экстрапал тенденц. –нормативное пр предполаг проведен исследов от будущ (нормативн) состояния к настоящ. –интервальный предсказыв величину показателя в определ интервале,наприм,цены сниз на 5-10%. По хар прогнозир: -пассивный: предпол, что регион,пр-е не мог активно воздействов на св будущ(внеш ср). –активный –самые активные действия пр-я,региона на вн ср. –вариантный: связ с неопредел-ю вн ср,предполаг разр неск вар-тов развит. –инвариантн: разраб-ся в 1вар-те,т.е. расчит на высок определенность вн ср. По хар-ру прогноз: -частн,-обобщ,-пессимистич,-оптимистич. В РФ гос прогнозир соц-эк разв осущ на долгосрочн персп (10-летн пер и уточн 1раз в 5лет). На осн этого прогн обосновыв вар-ты развит РФ,определ цели и пути и ср-ва их достиж. Концепция соц-эк разв РФ -определ спос трактовки вероятн соц-эк проц в об-ве и стратег их разв. Ср/ср прогн соц-эк разв (3-5л) разр в соотв с ФЗ и публикуется. Президент после вступл в должн в 1ом послании излагает спец раздел,посвящ концепции с-э р: общ хар-ка современ сост нац эк-ки, стратегич цели и приоритеты политики гос на срср персп. Исходя из предлож Презид конц Прав-во разраб программу с-э р на срср пер. Ее разделы: -оценка итогов сэр за предыд пер и хар-ка сост эк, -макроэк полит, аграрн полит, инвест и структ,регион экон пол. Разработан прогр направл в Госдуму и Сов Фед. Краткоср гос прогн: Презид ежег обращ к ФСобр с посл,в кот содерж анализ выполнения срср прогр разв и ее уточнен на предстоящ год. Прав-во в Госдуму представл проект бюдж + итоги соц-эк разв, прон с-эр на предст год, перечень ФЦП,проекты ФЗ идр. Прав-во осущ ежемес мониторинг выполн прогр. Прогн,конц,прогр разраб орг-ии,пр-я,НИИ,отраслев министерства.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.