ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Эк теория и ее структура.
Она состоит из общих основ эк теории, микро- и макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики).
В общ осн эк теории дается: хар-ка понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общ-ва; необх-ть изучения законов и закономерностей развития общес-го производства, предмет и объект эк теории, показывается исторический процесс развития данной науки. Поскольку объектом эк теории выступают эк отношения, в данном разделе исследуются природа эк системы общества, место и роль отношений собственности в эк системе и в совокупности эк отношений. Здесь же раскрываются природа и направление деятельности производства как важнейшей фазы воспроизводственного процесса. Особое значение анализу сущности товара и денег, механизму функционирования рынка.
Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом предприятия планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микр-ка помогает понять взаимодействие субъектов экономики, процесс ценообразования на товары и услуги в условиях рынка.
Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне нац экономики. Она нац объем производства, ВНП, ВВП, нац доход. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения; их влияния на национальный объем производства; проблем установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения.
Интерэкономика (мировая экономика) рассматривает экономические отношения в мировом сообществе. Она изучает объективные предпосылки развития связей в мировом сообществе, процессы международной экономической интеграции, современные экономические структуры в международных отношениях, противоречия интересов субъектов мирового сообщества, мировой рынок и механизм его функционирования, формы международных экономических отношений, экономические аспекты глобальных проблем.
Теория спроса и предложения. Равновесие
Спрос – потребное количество товара, которое потребители готовы купить при существующем уровне цен в данное время на данном рынке.
Предложение – количество товара, которое производители готовы продать по данной цене в данное время и на данном рынке.
Закон спроса и предложения увязывает понятие спроса и предложения с понятием цены. Зависимости при этом линейные. Так при увеличении цены спрос на продукцию падает – закон спроса. Наоборот, при увеличении цены, предложение сокращается – закон предложения.
На изменение спроса могут влиять факторы (помимо цены): денежные доходы покупателей, покупательские ожидания (инфляционные, погодные, предпраздничные, сезонные условия), наличие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
На изменение предложения (кроме цены): уровень технологии производства данных товаров, гос. налоговая политика, субсидирование, кредитная политика, наличие на рынке взаимозамен. и вззаимодоп. ресурсов и факторов производства.
Рыночное равновесие – баланс между спросом и предложением, выраженный в установлении равновесной цены. Равновесная цена – цена, по которой, покупатель готов купить, а продавец согласен продать данный товар.
Рыночное равновесие выражается графиком спроса-предложения. Точка пересечения линий спроса и предложения – равновесная цена.
ВВП и его состав
Показатель ВВП используется эк теорией и статистикой для измерения объема национального производства, характеристики экономического роста и т.д. он является внутренним т.к. учитывает производство резидентов РФ. При его расчете используют следующие методы:
1. метод добавленной стоимости. ВВП – денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом под конечными товарами и услугами понимаются те, которые в отличие от промежуточных, потребляются полностью, т.е. не участвуют в дальнейшем производстве. Поэтому для исключения двойного счета в состав ВВП включаются только конечные товары и услуги.
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости – разница между продажей готовой продукции и стоимостью потребленного для ее производства сырья. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг. При этом ВВП может быть рассчитан в основных ценах и ценах производителя.
2. расчет ВВП по расходам. Определяется с помощью суммирования всех расходов эк субъектов на приобретение конечных продуктов за год. При этом суммируются следующие величины:
· Потребительские расходы населения (на покупку товаров длительного пользования, продовольствия, одежды, предметов домашнего обихода, услуг).
· Валовые частные инвестиции в национальную экономику (чистые инвестиции, увеличивающие производственные мощности + амортизация)
· Государственные закупки товаров и услуг (это расходы гос. учреждений и органов власти на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в гос секторе, но не включая трансферты)
· Чистый экспорт – разница между экспортом и импортом страны.
Т.е. ВВП=Потребительские расходы населения+валовые частные инвестиции+гос закупки товаров и услуг+чистый экспорт
3. Расчет ВВП по доходам. ВВП можно представить как сумму доходов (з/п, ссудный процент, рента, прибыль, амортизация и т.д.).При этом в него включаются доходы только резидентов и нерезидентов на территории РФ.В ВВП по этому методу включаются также косвенные и прямые налоги на предприятие, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная прибыль.
Т.е. ВВП=з/п+процент+рента+прибыль+амортизация+косвенные налоги
В целом ВВП может быть номинальным и реальным. Номинальный ВВП – подсчитанный в текущих ценах. Реальный – фактический объем выпуска продукции подсчитанный в ценах базисного периода.
Глобализация и ее проблемы
Глоб-я – это слияние нац экономик в единую, общемировую систему, основанную на легкости перемещения капитала, на информационной открытости мира, на технологической и научной революции, на основе коммуникационного сближ-я, межнациональных соц движений, новых видов транспорта, интернац-го образования и т.д.
Можно выделить несколько факторов, опред процесс глобализации:
1) производственно-технический
2) экономический
3) информационный
4) научно-технологический,
5) социологический,
6) политический,
7) экологический,
Проблемы глобали-ции:
1. связана с вопросом, кто оказывается в выигрыше от глобализации. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.
Некоторые оппоненты говорят о возможности глобальной конвергенции доходов, аргументируя это тем, что экономика бедных государств развивается более высокими темпами, чем богатых. Но это не так (применимо лишь к нескольким развивающимся странам). В результате происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе глобализации быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.
2. угроза потенциальной региональной или глобальной нестабильности из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Подобные явления свидетельствуют о большой уязвимости взаимосвязанных экономик.
3. контроль над экономикой отдельных стран может перейти от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям. В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета.
4. рост безработицы в развитых странах с высоким уровнем заработной платы. Но это утверждение опровергается низкой нормой безработицы во многих из них и ее высоким уровнем в государствах с низкой заработной платой.
5. угроза социальному благосостоянию некоторых стран. Однако значительно большее влияние на эту сферу оказывают другие факторы – налоговая политика и демографические тенденции. Однако нельзя отрицать тог факта, что в последнее время во многих развитых странах уменьшается процентная доля среднего класса.
6. Глобальные взаимосвязи чреваты и глобальными экологическими бедствиями, связанными, например, с всеобщими потеплением и изменением климата, широкомасштабными эпидемиями.
Модели экономического роста
Эк. рост – увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг. Его принято измерять относительно предшествующего периода в % или абсолютных величинах.
Различают экстенсивный (привлечение дополнительных факторов производства) и интенсивный (применение новых технологий, более эффективное исп факторов производства) типы эк роста. Результатом интенсификации всегда служит повышение качества.
К основным факторам (ресурсам) эк роста относятся труд, земля, капитал. В свою очередь они делятся на факторы второго порядка (капитал=здания+сооружения+сырье+денежные средства+…). При этом каждый из ресурсов постоянно изменяется в зависимости от других ресурсов и выполняет различные функции в воздействии на эк рост. При этом можно выделить многофакторную и двухфакторную модели экономического роста.
Взаимодействие ресурсов выражается кривой производственных возможностей. Увеличение объема ресурсов и повышение их качества приводит к смещению кривой в право. Но это номинальное действие на эк. рост. Реально не бывает полного замещения ресурсов, поэтому смешение может иметь несколько другой характер. Это связано с наличием ресурсов, которые косвенно воздействуют на эк рост, помимо ресурсов прямого воздействия (например на труд – талант, образованность и предпринимательская способность т.д.). Поэтому такая модель называется многофакторной.
Двухфакторная модель описывает зависимости только от труда и капитала.
Сельскохозяйственные рынки
Рынок – система эк отношений, кот складываются в процессе производства, обращения и распределения продукции, работ и услуг и характеризуется свободой хоз субъектов в выборе продавцов и покупателей, формировании цен и источников ресурсов.
С.-х. рынки – система эк отношений между субъектами рынка в сфере обращения с.-х. и продовольственной продукции.
Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен.
Функции рынка в сельском хозяйстве:
· Обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции.
· Стимулирует рост эффективности пр-ва посредством рационального использования материальных ресурсов
· Выступает регулятором аграрного пр-ва, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении на продукцию
· Способствует стабилизации цен на с/х продукцию
· Служит мощным рычагом снижения издержек пр-ва на единицу продукции
· Обеспечивает получение прибыли каждому нормально работающему предприятия
· Обеспечивает повышение качества с/х продукции
· Способствует ускорению научно-технического прогресса в с/х
· Содействует установлению взаимосвязей между фазами пр-ва
· Способствует решению социальных проблем в аграрном секторе
Классификация аграрных рынков:
1. рынок материально-тех ресурсов для с.-х. В его основе лежат три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических удобрений и средств защиты растений, комбикормовая промышленность. Эти отрасли характеризуются олигопольной структурой, те. На рынке доминируют несколько крупнейших фирм.
2. Рынок сферы услуг, предоставляемых с.-х. товаропроизводителям. Это система диллерских, ремонтно-тех, аудиторских и др. организаций и фирм.
3. Рынок маркетинговой сферы. Он делится по продуктовым сегментам и по конкурентным повелениям фирм.
3.1 рынок сырьевых продовольственных товаров (мукомольная, крупяная, сахарная и др. отрасли). Для него характерна относительная однородность и стандартизованность продукции, реализация товаров крупными партиями.
3.2 рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция неоднородна, высокодифференцирована (табак, консервы, кондитерские товары. Он олигополистичен.
3.3 Рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (молоко, мясо и т.д.)
3.4 Рынок продовольственной сервиса (т.е. общественное питание). Он имеет много уровней.
5. Сельскохозяйственный рынок.
Конъюнктура рынка - сложившаяся на рынке экономич. ситуация, которую хар-ют соотношение м/у спросом и предл-ем, уровень цен, товарные запасы и т.д.
Планир рес. потенциала, н.-т. и соц. развития.
План разв-я пр-я явл-ся компл-м и сост-т из ряда планов по указ. направл-м работы. Выд-т след. на пр-я планир разв-я пр-я: 1. План созд-я и осв-я нов. пр-ции, повыш-я кач-ва выпуск. пр-ции. 2. План внедр-я нов. техн-гий, мех-ция и автом-ция пр-ва. 3. План соверш-я упр-я и орг-ции пр-ва. 4. План соверш-я орг-ции труда. 5. План сниж-я мат/ем-ти и енерг/ем-ти пр-ции. 6. План соц. разв-я кол-ва. 7. План мер-тий по охр. природы и рац. исп-ю прир. рес-в.
Разработка каждого из указанных планов идет по этапам 1. Подг-ка исх. данных.2. Сост-е проекта плана.3. Обсужд-е, уточн-е проекта плана, оконч. его оформл-е и утвер-е. Все предл. к внедр-ю техн. и орг. мер-тия д.б. эк-ки обосн-ны. Центр. место в эк. обосн-и зан-т расчет их эк. эф-ти.
План-е пр. пр-мы пр-я План пр-ва пр-ции - 1 из центр. пл-в разв-я пр-я. В нем опр-ся потр-ть в обор-и, мат.-техн. рес-х, числ-ть раб-х и фонд их з/пл, сметы затрат на пр-во и т. д. Пр. прогр-ма, опр-я V пр-ва, явл-ся исх. и ведущ. разд-м плана пр-ва.Разр-ка произв. прогр-мы осущ-ся на основе:дог-в;нал-я пр. мощн-й по выпуску кажд. вида пр-ции;возм-й приобр-я мат. рес-в;учета сост-я техн. и технол. базы;нал-я кадр. пот-ла.
Произв.прог-ма на с.х.пр-тии:
1. Обосн-е V пр-ва на пр-тии на персп-ву. 1.1 опр-т возм. размер произв. рес-в (з. уг., жив. помещ-й и др.), кот. б. расп-ть пр-е на персп-ву:а)трансф-я з.уг.,расчет площ. на перс-ву б)факт. и возм. кол-во ск.-мест. в)факт.числ-ть и возм. измен-е: опред-т факт. числ-ть раб-в отд.проф-й; расчет раб-в уход на пенсию, уволен.(исходя из тенд-и); устан-т ск-ко принять или увол-ть, исх. из потр-ти пр-я.1.2 пров-т обосн-е тех.-эк. пок-лей а) Ур-нь урож-ти с.х.к-р ,корм.уг.: б) Ур-нь прод-ти, стр-ра стада по видам жив-х: нах-т пред. и возм. ур-ни прод-ти. в) год. норма расх.кормов и ее стр-ра. г) мат-ден.затр. на 1 га пос.,себ-ть 1 ц пр-ции р-ва. 1.3 V пр-ва с.х.пр-ции на год осв-я проекта:а) Расчет возм. V пр-ва пр-ции р-ва и ж-ва. б) расчет потр-ти пр-и р-ва на произв.нужды. в) предвар. распр-е пр-и р-ва. г) уточн-е проект.размера посев.площ.,пог-я скота. д) расчет проект.вал пр-ва пр-ции р-ва и ж-ва
2.Осн.балансы пр-ва,расч.затр.тр. и ср-в.2.1. Б-с корм. и подстилки. 2. Б-с с.х.пр-ции.
3.Экон.оценка произв.стр-ры пред-я Вед-ся расчет вал пр-ва и вал. выручки, себ-ти пр-ции,ур-ня затр. на вал. и тов.пр-ю
4. Сис-ма орган. мер-тий по освоению проекта. Сов-е орг-ции и опл.тр., формы хоз-я, с-ма соц.мер-тий по привл-ю и закрепл. раб.силы, произв. взаимосвязи.
План-е мат.-тех.обесп-м.Модель многоэт. пл-я МТО:1) Страт. пл-е. Осн-но на долгоср. прогн-х спроса, движ-я изд-к, изм-й хоз. среды и пред-.в загрузки произв. мощн-й. Это позв-т осущ-ть опт. стр-ю в области марк-га, пр-ва и фин-я.2) Такт. пл-е. Прим-ся во врем. пер-д от неск. мес-в до 1 года. Она пом-т сформ-ть взаимоув. задачи по получ-ю год. приб., а также разр-ть сов-ть частных планов для опер. служб закупки, пр-ва, перевозок, сод-я тех-ки. и т.п. Тактическое планы легко поддаются пересмотру в течение года, по мере выявления реального спроса.3) Опер. пл-е. Дает возм-ть распр-ть получ. заказы между разл. произв. подразд-ми так, чтобы обесп-ть конкр. удовл-ние тек. потр-тей.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Классиф-я экон прогнозов.
Эк прогн- научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и(или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.
1 по масштабн-ти объекта прогн-я:-глобальные (рассм наиболее общ тенденции и законом-ти эк-ки в миров масшт), -макропрогнозы (служ для прогн-я общ тенденций на уровне страны), -межотраслев, -межрегиональн (д/предсказания разв-я комплексов н/х в разрезе республик, р-в), -регионал (разв отд р-в), -развития н/х комплексов (предвидение технич, технологич и организацион взаимосвязи), -отраслевые, -микропрогн (по видам продуктов).Более широк примен нах комплексные прогнозы.
2 по горизонту прогнозирования:-долгосроч (5-15л), -среднеср (1-5л), -краткоср (от 1 мес до1 года), -оперативные (до1мес) дальнесрочные – свыше 20 лет
3 по времени осуществ-я:-пр в реал масштабе врем (пров-ся относит-но объектов, кот быстро меняют свои хар-ки), -этапный прогн (принятие пргнозн реш-й в теч-иие 1 этапа ЖЦ, а реализацию – в теч-е другого), -неогранич по врем принятия реш-я (без указ конкр срока).
4по цели прогн -на основе творческого видения будущ (базир на утопич/антиутопич описании будущ), -поисковые (имеют объективн анализ историч закономерн; принц: от настоящ к будущ), -нормативные (предпол провед-е исследов-е от будущ сост-я к настоящ – когда невозможно использов поисковое прогн; примен качествен показ-ли), -комбинирован (с использ поисковых и и нормативн приемо).
5 по спос представл-я-точечный (предпол единств наиболее вероятн значение прогнозируемого пок-ля), -интервальн (предсказ велич показ в определ интервале
6 по хар-ру прогноз-я-пассивные (пердполаг, что р-н, предприятие не могут активно воздействов на своё будущее, на внешн среду), -активн (наоборот), -вариантный (связ с неопредел-ю внешн среды=> предполаг разр-ку неск вар-тов разв-я), -инвариантн (разр в 1 вар-те, рассч на высок степень определ-ти внешн среды), -частные, обобщающие, пессимистич, оптимистич.
7 по степени формализации условий – учитыв-ся знания объекта: -интуитивн (на уровне предчуств), -предметные (с пом формул, выдел высок, средн, низк степ формализ усл-й).
40. Основные теории планирования,их экономич сущность.
Зарождение современ теории прог и пл относ к нач 20-х гг.До этого в большинстве стран делались попытки использовать в планировании прогнозную (генетическую) концепцию, основоположниками кот стали Кондратьев,Базаров,Громан идр.Сущность ее заключ в отождествлении пл и прогн. Т.е. без прогноза нельзя планировать. Первым теоретиком этой концепции был Кондратьев, в наст t эта конц нашла применение в виде одной из сторон индикативн планир. Праллельно сней в Германиибыла директивная система планирования. В РФ она существовала до 1992 года. Сейчас она сохранилась на локальных уровнях.
На глобаль уровне она превратилась в инликативную систему. Индикативная система схожа с генетичско, но доработана на основе рыночных отношений.
Индикативная система включает совокупность процедур формирования методологии составления планов на основе многоступенчатой итерации и относительного равнооправия всех участников.
Итерация – процедура, включающая совокупность более мелких процедур (циклов).
Таким образом индикативное планирование отличается следующими особенностями:
1. Относительное равноправие всех участников.
2. Подразумевает включение в планирование всех работников организации.
3. Согласовывает менеджмент планирования верхнего и нижнего уровня.
4. Включает все задачи (от эк до соц.)
5. Доступно для народа.
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ
52. Методика анализа и проектирования структуры управления
В целом построение сисемы управления включает этапы:
· Проектирование производственной структуры
· Проектирование организационной структуры
· Проетирование системы управления.
1. Ан. природных и экономических условий. В процессе анализа необходимо рассмотреть общие сведения о хозяйстве: место расположения, удаленность от областного и районного центров, размещение производства и населенных пунктов по территории хозяйства, отразить состояние дорог и наличие средств связи, дать характеристику объектов производственного и культурно-бытового назначения. Эти факторы могут усложнять или упрощать орг-е устройство. В заключение анализа природных и экономических условий необходимо сделать выводы о соответствии специализации хозяйства условиям производства. 2. Ан. размеров производства (ст-ть валовой пр-ции, площадь угодий, пашни, ст-ть основных фондов, поголовье и т.д.). В результате необходимо сделать выводы и размерах производства в сельскохозяйственном предприятии в сопоставлении со средними данными по району или по передовым хозяйствам. 3. Ан. размеров произв-ных подразделений путем сравнений фактических их размеров с оптимальными для данной зоны (площадь пашни, кол-во тракторов, численность раб-ков). Оптимальность размера подразделения является условием нормальной нагрузки на руководителя и управляемости подразделения. Нужно иметь оптимальные по размеру бригады во главе с бригадиром для соблюдения принципа единоначалия, устранения дублирования в работе. Определяется уровень специализации (кол-во специализированных бригад:общ.число подразделений) и концентрации пр-ва (кол-во подразделений, соответствующим оптимальным:их общ.) в раст-ве и жив-ве. Если полученные коэффициенты близки к 1, то возможен переход к отраслевой структуре. При анализе факторов, влияющих на организационное устройство хозяйства, важное значение придается анализу соответствия су ществующих форм организации труда и количества внутрихозяйственных подразделений основного производства требованиям научной его организации. От выбора форм организации труда зависит оптимальный размер первичных подразделений, их количество, а также необходимость создания промежуточных подразделений. 4. Анализ размеров вторичных производственных подразделений (для определения целесообразности применения трехступенчатой организационной структуры). Вторичные производственные подразделения (отделения, цехи, производственные участки) создаются, когда на определенной территории имеется как минимум 3 первичных произв-ных подразделения, работу которых необходимо координировать. 5. Анализ производственных связей между внутрихозяйственными подразделениями (для установления связей и уровня их хозяйственной самостоятельности). В условиях углубленной специализации и концентрации производственные связи между различными отраслями комплексного
подразделения ослабевают и меняют свою форму. 6. Хар-ка технич-й оснащенности пр-ва (рост энергообеспеченности и энергооснащенности труда сопровождается укрупнением внутрихозяйственных подразделений, внедрением специализированных отрядов и механизированных звеньев, что ведет к изменению структуры управления. Этот анализ необходим для определения численности инженерного персонала по категориям, возможности перехода на индустриальную технологию производства и отраслевые формы управления. 7. На основании полученной выше информации начертить схему организационной структуры хозяйства с указанием основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, функциональных служб и дать ее характеристику. 8.Проводится общий анализ организационной структуры хозяйства и предложения по ее рационализации.
53. Понятие АПК как объекта управления. Органы управления АПК на разных уровнях иерархии
АПК включает: 1.Продуктовый подкомплекс: а)продовольственный комплекс(зернопродуктовый, мясомолочный, рыбопродукт-й, сахаропродукт-й, масложиропродукт-й, плодоовощной, безалког-ных и алког-ных продуктов, виноградно-винодельческий, чаепродукт-й); б)непродовольственный комплекс (эфирномасличнопродукт-й, табачнопродукт-й, хлопковопродукт-й, одежды и текстильно-трикотажный изд-й, кожевенно-обувной, лесопроизводственный); 2.Обеспечивающий подкомплекс (тракторного и общего машиностроения, агрохим., сельского и мелиоративного строительства, торговли и общепита). Особенности управления с/х: 1.Земля в с/х - не только объект, но и предмет труда, основное ср-во произв-ва (следоват-но, территориальная рассредоточенность произв-ва, построение органов управления по территориально-произв. принципу. 2.Территориальная рассредоточенность произв-ва затрудняют сбор и переработку информации, след-но, запаздывание принятия оперативных решений. 3.Экономическое воспроизводство в с/х переплетается с естественным и зависит от природно-климатических условий. 4.П родолжительность производственных связана с естественными биологическими процессами. 5.Сезонность производства. 6.Многообразие форм собственности и хозяйствования обусловливает формирование присущих им органов управления. Другие особенности управления в АПК: различия между городом и деревней, традиции, обычаи населения и др.
Гос. упр-е: 1.Прямое (предполагает вмешательство в деят-ть хозяйствующего субъекта):ГУП и МУП, АО со 100% пакетом акций гос-ва, Федеральная собственность субъектов РФ в составе др.АО, кКонтрольно-исполнительные слжбы,Гос.целевые программы; 2. Косвенное (воздействие на соц.-эк. Процессы в гос. и негос. секторах эк-ми методами. Д-вие через механизмы: ценовой, налоговый, финансовый, кредитный, через цели и стратегии аграрной реформы).Федеральный уровень Принимаются решения по основным вопросам функционирования АПК. Стр-ра: 1.Законотворческая деят-ть: Президент(определение стратегии разв.АПК)-Прав-во (формирование паолитики разв. АПК, подготовка проектов законода тельных и нормативных актов, актов по реализации законов)-Комитет Совета Фед. по агр.вопр. (Подготовка проектов законодат-х актов, принятие решений по их проектам, консультирование Президента РФ)-Комитет Гос.Думы по агр.вопр. (подготовка проектов законов, рассмотрение и принятие решений по проектам законодательных актов развития АПК). 2.Отраслевой уровень: Министерство финансов (выделение АПК финансовых средств на реализацию соответствующих программ, контроль за использованием средств)-Мин.эк.развития и торговли (распределение лимитов бюджетных ассигнований и др. ресурсов (фин-вых, кредитных, материальных), контроль их использования)-орг-ция конкурсов на право исп-ния ср-в фед. Бюджета для производства работ и услуг для федеральных нужд)- Министерство имущественных отношений (ведение реестра объектов АПК, распоряжение объектами федеральной собственности)-Комиссия Правительства РФ по вопр.АПК (разработка для МСХ рекомендаций по развитию АПК, рассмотрение предложений по развитию АПК, вынесение по ним решений)-МСХ (формирование и обеспечение реализации в регионах РФ гос-й политики АПК, подготовка проектов зак-ных актов, разработка мер по формированию инфраструктуры рынка). Также Федеральная Служба земельного кадастра России, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, Ассоциация крестьянских (фермерских) хоз-в и с/х кооперативов РФ, Агропромышленный союз РФ и др. Здесь определяются перспективы развития АПК, создается законодательную базу (осн. эл-ты отношения: государство-субъект хозяйствования, орган местного самоуправления-субъект хозяйствования, гос-во-собственник имущества, субъект хозяйствования-наемный работник). Региональный уровень Администрация региона: Управление (мин-во, департамент). Задачи управления: участие в формировании и реализации федеральной и региональной аграрной политики; создание условий для развития с/х производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса; развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, интеграции и иных направлений; обеспечение поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды; укрепление ресурсной базы АПК региона (кадровой, финансовой, материально-технической); разработка и реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв, развитию племенного дела, семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производства посадочного материала; содействие научно-техническому прогрессу, системе информационно-консультационного обслуживания; обеспечение эффективного государственного контроля и надзора за соблюдением требований нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда и техники безопасности и т.д. Районный уровень Районное управление с/х и продовольствия имеет двойное подчинение - администрации района (линейное) и региональному управлению сельского хозяйства и продовольствия (функциональное). Его возглавляет начальник, кот. одновременно является зам. главы администрации района. Финансирование из районных бюджетов.
54. Функции и структура управления с.-х. организации
Функции упр. - обособленные виды деятельности, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели. В иды: 1.Общие (выполняются всеми органами управления независимо от целей и задач): анализ, планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль и учет. Также могут классифицироваться по признакам: содержание процесса управления; принадлежность к сферам производственно-хозяйственной деятельности; принадлежность к разл. видам управленческого труда (производственный, экономический, технологический, организационный и т.д.); содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслуживание). Систему взаимосвязей общих функций управления можно назвать циклом управления. Планирование решает задачи: определение направления развития производства, продукции, техники и технологии; темпов роста производства, производительности труда; экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности и т. д. О рганизация - формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников, и выполнение всех функций в соответствии с программой. Принципы организации: специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности. Контроль - наблюдение, анализ и оценка производственного процесса и сопоставление данных с нормами и нормативами. Принципы контроля: действенность (эффективность), непрерывность, всесторонность, гласность, широкое участие трудящихся. Р егулирование - обеспечение равномерного развития всех элементов производства и управления в соответствии с целями. У чет и анализ: оперативный (основа контрольно-регулирующей функции), бухгалтерский (отражает и регистрирует обобщенные данные за сравнительно большой отрезок времени), статистический (для изучения социально-экономических явлений на предприятии).2. Конкретные (отражают специализацию деятельности): оперативное управление, маркетинг, материально-техническое обеспечение, техническое обслуживание, правовое обслуживание, бухгалтерский учет.
Для выполнения общих функций создается аппарат управления (система взаимоувязанных и взаимодействующих звеньев и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями и располагающих материально-технической базой для осуществления эффективного управления и достижения поставленных целей), а для выполнения конкретной функции - структурные подразделения (службы, отделы).
Все функции управления с/х предприятием: функции общего (линейного), специализированного (функционального) руководства и технического обслуживания.
Структура управления - совокупность управленческих звеньев и отдельных работников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. По горизонтали она делится на звенья (самостоятельные структурные
подразделения, выполняющие определенную ф-цию. В с/х предпр-ях это отделы, службы главного механика, энергетика и т.д., где работники специализируются на выполнении группы работ или отдельных работ. По вертикали – ступени (совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии Структуры управления: 2-х, 3-х и более ступенчатые и комбинированные структуры.Связи по вертикали - линейные (прямыми), возникают между ступенями и характеризуются отношениями соподчиненности. Связи по горизонтали - между звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне функциональные. Структуры управления: формальная и неформальная. Производственная структура - сочетание отраслей на предприятии. Организационная структура - совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений предприятия. Организационная структура определяет построение структуры управления. Отделенческую структуру характеризует производственно-территориальный принцип организации (в крупных хозяйствах с многоотраслевой структурой и значительной территориальной разобщенностью производства). Отраслевая структура (одинаковые по специализации подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта объединяются в 1 вторичном подразделении). Бригадная структура – в основе территориальные и отраслевые принципы, наиболее простая, в небольших и средних хоз-вах. Комбинированная - в хозяйствах с многоотраслевыми подразделениями. Линейная и функциональная структура. Продуктовая структура (полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который несет ответственность за данный товар). Д ивизиональная, ориентированная на сегмент рынка (все ее отделы группируются вокруг определенных сегментов рынка или групп покупателей). Проектная структура (временная, которая создается для решения конкретной задачи с целью собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для реализации сложного проекта). Преимущества матричной структуры: дифференциация связей линейной и функциональной подчиненности, что делает ее адаптивной к изменениям окружающей среды.
55. Организация труда руководителей и специалистов
Управленческим трудом занимается аппарат, состоящий из руководителей, специалистов и технических работников, поэтому важно определить пути снижения трудоемкости и повышения производительности управленческого труда. О рганизация управленческого труда - система действий по объединению, согласованию, упорядочению деятельности работников управления. Конечная цель организации в с/х - получение продукции в наибольшем количестве и наилуч. качества с наименьшими затратами. Принципы организации труда: Принцип специализации (концентрация олнородных работ в специализированном подразделении, у конкретного исполнителя). Принцип пропорциональности (необходимость установления правильных пропорций между различными частями аппарата управления). Принцип параллельности (одновременное выполнение различных трудовых операций с целью сокращения продолжительности цикла работ). Принцип прямоточности (кратчайший путь движения информации от места ее возникновения до места использования). Принцип непрерывности. Принцип ритмичности (требование равномерного выполнения всех операций). Мероприятия: разработка рациональных форм разделения и кооперации тр., применение эффективных методов и стиля воздействия на работников; нормирование управленческого труда, применение технических средств, рационализация делопроизводства; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; создание оптимальных условий труда; повышение квалификации. Разделение тр. – важно. Его виды: технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное. Специализация управленческого труда предполагает его кооперирование, установление связей между подразделениями и отдельными исполнителями и достижение на этой основе согласованной деятельности всего аппарата управления. Научно обоснованное разделение и кооперация труда закрепляются положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и др. На с/х предприятиях исходный документ - устав. В Положении о структурных подразделениях - основные задачи производственного подразделения, его состав, размер и структура, а также система управления им, взаимоотношения с другими подразделениями, права, ответственность; закрепление людей, техники, земли, скота и других средств производства; материальное стимулирование труда. Планирование: План руководителя способствует нормальному ритму работы всего аппарата управления. Для эффективной деятельности аппарата управления должны разрабатываться индивидуальные распорядки рабочего дня, общий распорядок работы предприятия, графики взаимозаменяемости, личные творческие планы и т. д. Контроль — завершающее звено плановой и организационной деятельности руководителя. Большое внимание следует уделять мотивации управленческого труда.
56. Организационно-распорядительные методы управления
(Или административные). С их помощью осуществляются регулирующие функции гос-ва. Основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, позволяют оперативно воздействовать на ход событий в процессе упр-я, ср-во волевого и конкретного воздействия (определяют цели, распорядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия). Для них характерно прямое и быстрое воздействие на объект; обязательность выполнения решения. 2 группы адм-ных методов: 1.Организационные (связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления, основаны на использовании административных актов и норм). 3 вида организационного воздействия: а) регламентирование (жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране. Сущность – юр. закрепление общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов. Различают структурное, функциональное, должностное, комплексное регламентирование, которые составляют систему. Объект - правовое положение с/х предприятий и его подразделений, порядок организации; разделение труда, размер и структура хоз-ва. Нормативные акты: ГК РФ, уставы, положения, учредительные договоры; в различных ОПФ деятельность отделов и управленческого аппарата регламентируется Положением об отделах, службах и органах управления, где фиксируются: главные задачи и функции субъекта; его построение; основные документы. Служебное положение, обязанности, права и ответственность работников определяются должностными инструкциями. Также применяется регламентирование самого процесса управлении. Объекты - взаимоотношения работников в процессе труда; дисциплина; формы стимулирования труда). б) Нормирование (воздействие путем разработки норм и нормативов, с помощью которых достигается пропорциональность элементов производства и труда, контроль за количеством и качеством труда). С помощью нормирования устанавливаются границы технологических, технических и организационно-экономических систем с/х производства. Виды норм и нормативов: 1. Для формирования структур управления: оптимальные размеры предпр-я и его подразделений; нормы управляемости; нормативы для расчета размера структурообразующих факторов и др. 2. Для организации процесса управления: нормы выработки и времени, обслуживания, численности, технические нормативы; нормативы по технологии управления; ГОСТы по делопроизводству и др. 3. Для оценки и оплаты труда раб-ков управления: порядок аттестации руководителей и специалистов; должностные оклады; нормы отчислений в фонды материального поощрения. Некоторые нормативы – на ед.времени, др. - средство административного воздействия. Характер и сила воздействия нормирования определяются содержанием и формой. Нормативы, служащие измерителем количества и качества труда чаще доводятся в форме заданий. Достоинства: гибкость упр-ния, стимулирование самоуправления и творчества, сочетание с экономическими методами. Недостатки: снижение четкости и определенности в постановке задач, оперативности их выполнения. Эффективность зависит от научной обоснованности нормативов, полноты учета нормообразующих факторов. в)и нструктирование (разработка и доведение до исполнителя правил его поведения или перечня наставлений методического характера). По характеру действия: регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решения, но по опр-й методике. По времени действия: долгосрочные и кратковременные. Достоинства: инструкции вносят ясность во взаимоотношения работников, доводятся до исполнителя на длительный срок, повышают чувство ответственности, способствуют внедрению НТП, повышают качество и эффективность работы. Недостатки: нетворческое использование инструкций и рекомендаций. Формы воздействия: Приказы (издаются на гос. предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование выполнить определенное задание с указанием сроков выполнения, используемых средств); Распоряжения (может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Его можно обжаловать у руководителя); Постановления (распорядительный документ коллегиальных органов); Планерки (форма оперативного распорядительства на с/х предприятиях); Производственные совещания (форма оперативного распорядительства. Собрания, совещания и заседания - эффективные рычаги управления, т.к. позволяют информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ и т. д.); устные указания (отдаются руководителями всех уровней управления и предписывают, кто, где, когда и как должен действовать). Расширение сферы действия экономических методов в упр-нии производством требует частичного перехода от жестких методов воздействия (приказов и распоряжений) к более гибким (производственный инструктаж, рекомендации), что увеличивает самостоятельность подразделений и способствует развитию творчества и инициативы работников. Распорядительное воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения. Приказы, постановления и распоряжения должны быть обоснованны.
57. Экономические методы управления. Их сущность и способы воздействия
эк методы - совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хоз-ной деятельности, ориентирующих с/х предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов. Она включает рычаги: планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д. Они должны быть стабильными, но коррективы возможны. Ценовая политика. Цель - поддержание паритетных отношений между с/х и др.отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности с/х производства, увеличения объемов продукции, защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам. Кредитная политика сегодня неэффективна, недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать залоговые операции, фьючерсные сделки, ипотечное, сезонное кредитование. Бюджетная поддержка обеспечивает стратегические задачи развития, направлена на выполнение важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, на развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК и т.д. Аграрный протекционизм - система гос.мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства с/х продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Инструменты пошлины на ввоз импортной продукции. Материальное стимулирование — один из важнейших экономических рычагов. Личные интересы выражаются в увеличении трудового вклада работника в производство с целью получения более высокого материального вознаграждения. Побудительные мотивы - стимулы. Материальное вознаграждение работников осуществляется в соответствии с количественными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия. Экономические рычаги управления должны действовать в системе и способствовать стабильному функционированию АПК.
Диспетчерская службам
В оперативное упр-ние входит: распределение произв-ных заданий между бригадами, фермами; контроль, обеспечение ресурсов; расстановка исполнителей по рабочим местам и инструктаж; регулирование и координация пр-ва; учет движения пр-ва; эффективное использование оборудования, техники и рабочего времени, материальных затрат; сбор и обработка информации оперативного характера. Устанавливаются квалификационные требования к исполнителям и нормы выработки (обслуживания) и др. нормативы данные по обеспечению производства семенами, кормами, удобрениями и др. Оперативное упр-ние получает их от технич-х и технолог-х служб. Экономическая служба определяет хозяйственные результаты и допустимый объем ресурсов и затрат. Оперативное управление должно обеспечить выпуск этих продуктов в пределах имеющихся ресурсов. Взаимоотношения оперативного управления со вспомогательными и обслуживающими пр-ми: задачи оперативного управления - определение потребности в технике и оборудовании, организация обеспечения ими, учет резервов. Функции операт. упр-ния: оп. планирование (регламентация движения пр-ва в количественном и календарном отношении путем установления оперативных заданий для оптимал. распределения работы между исполнителями. Включает рабочие планы по периодам работ. Его осуществляет планово-экономический отдел Недостатки: отсутствие строгого контроля за выполнением планов, единой методики их составления и корректировки. Их позволяет устранить диспетчерская служба); оп. контроль и анализ (контроль за выполнением планов, распоряжений и команд. Важен оперативный предупредительный контроль: регламентированный сбор инф-ции для предупреждения возможных отклонений); оп. регулирование (назначение - регулирование отклонении).
Диспетч-кая служба - централизованная форма оперативного управления на основе применения технических средств связи, сбора информации, ее обработки и осуществления оперативного контроля и регулирования сельскохозяйственного производства. Элементы: диспетчерский персонал; комплекс технических средств управления; применяемых методов централизованного оперативного управления. Создается для работ: в обл. информационного обеспечения; в обл. опер. распорядительства: оператив. упр-ние пр-вом, координация деятельности подразделений; устранение отклонений; в обл. орг-ции и обслуж. пр-ва: орг-ция технического обслуживания и аварийного ремонта с/х техники; сбор заявок и контроль за внутрихоз. мат.-технич. снабжением.
Структура диспетч. службы определяется масштабами, концентрацией, территориальным размещением пр-ва. В крупных с/х предприятиях опер. упр-ние осущ-ся через центральный диспетч. пульт и сеть диспетч-х пунктов при подразделениях. В средних и небольших - через централ-й диспетч. пункт и посты в бригадах и фермах. Руководит - главный (старший) диспетчер Организация и порядок работы диспетч-й службы определяются документами: Положение о диспетчерской службе (задачи и место в структуре управления, штаты и должностные инструкции, организация диспетчерского учета); Распорядок работы диспетчерской службы (время приема информации, ее обработки и проведения совещаний); Распорядок рабочего дня.
Содержание должностных инструкций работников эк службы.
Сист. упр-кой док-ции – совок-ть док-тов, взаимосвяз-х по признакам происхождения, назначения, вида, сф. деят-ти, требований к оформлению. 1 из ее видов - организационно-правовая (устав, положение об организации, о структурных подразделениях, штатное расписание, и др., в т.ч. должностные инструкции). Должн.инструкц. включ разделы: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1.1. Чьи обязанности, права и ответственность определяет. 1.2. Назначение на должность. 1.3. Кому подчиняется. 1.4. Образование и требуемый стаж. 1.5. Что должен знать (н-р., гл.бух.): законодательство о б/у, финансовое, налоговое и хозяйственное; постановления, распоряжения, приказы; право; структуру пр-тия, стратегию и перспективы его развития; положения и инструкции; порядок оформления операций, расчетов; методы АХД; порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, и т.д. 1.6. Ф.И.О. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: Н-р, гл. бух.: 2.1. организация б/у. 2.2. Формирует учетную политику. 2.3. Возглавляет работу по подготовке и принятию плана счетов. 2.4. Организация б/у. 2.5. Организует учет имущества, операц. 2.6. Обеспечивает законность и правильность оформления док-тов. 2.7. контроль. 2.8. Участвует в АХД. 2.9. меры по предупреждению недостач. 2.10. Принимает меры по накоплению фин. ср-в. 2.11. взаимодействие с банками. 3. ПРАВА (гл. бух.): 3.1. Давать поручения. 3.2. Контролировать выполнение. 3.3. Запрашивать необходимые материалы и документы. 3.4. Представлять интересы предприятия и др. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: 4.1. Необеспечение выполнения обязанностей, своих и подчиненных. 4.2. Недостоверную информацию. 4.3. Невыполнение приказов, распоряжений вышестоящих должностей. 4.4. Необеспечение соблюдения дисциплины подчиненных. 5. ПРАВО ПОДПИСИ. УСЛОВИЯ (режим) РАБОТЫ: 5.1. За что предоставляется право подписи. 5.2. Каким док-том опр-ся режим работы (Правилами внутреннего трудового распорядка). 5.3. Должен ли выезжать в командировки. 5.4. выделение служебного транспорта. 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ. Подпись (С инструкцией ознакомлен).
МАРКЕТИНГ
ТРУД В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Соц-труд отнош в кол-ве.
Впервые на эту пробл было обращено вним в 20-30гг.Успешн и плодотворн раб труд кол-ва завис от трудов повед-я чел-ка,отнош-я к тр,сплоченность и единство членов кол-ва,удовлетворенности трудом,от того,как полно реализует кажд свои потреб-ти и возмож-ти.
Межличностные отношения, их характер, степень сплоченности и эмоциональный настрой труд. коллектива формируют соц.-психологический климат коллектива.
Признаками такого климата являются:
1. высокая требовательность работающих др. к др., 2. ответственность каждого члена коллектива за общее состояние дел, 3. свободный обмен мнениями при обсуждении вопросов, касающихся деят-ти кол-ва, 4. доброжелательная и объективная критика, взаимопомощь при возникновении к.-либо проблем,5.удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу.
Необх-мо подчеркнуть, что возникновение споров, острых ситуаций и конфликтов не свидетельствует о плохих отношениях в кол-ве. Зачастую они становятся стимулом для дальнейшего развития пр-ва, совершенствования орг-ции труда, способом разрешения личных проблем.
Оценить соц.-псих. климат в кол-ве можно методом соц. иссл-я – анкетного опроса (думаете ли вы с чувством удовлетворения о своей работе в данной бригаде?, чувствуете ли вы ответст-ть за деят-ть бр-ды?, можете ли свободно высказать свое мнение? И т.д.). Подсчитав число положительных отрицательных и нейтральных ответов, можно с помощью коэфф-тов найти некоторую количественную оценку.
К взаимности = кол-во положит. ответов / общ. к-во ответов
К соц.-псих. напряженности = кол-во отриц. ответов / общее кол-во ответов
К нейтр-ти (совм-ти) = кол-во нейтр-х ответов / общее кол-во ответов
В кол-ве с благопр-м соц.-псих. климатом, как правило, формируется позитивное отношение к труду.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ВЭС
ПРАВО
Понятие:
- в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам.
- В субъективном смысле – мера возможности поведения собственника, который в праве по своему усмотрению: владеть, пользоваться, распоряжаться.
Формы:
- право собственности граждан и юр. лиц (частная собственность);
- право собственности РФ и субъектов РФ (государственная собственность);
- право собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).
Отношения собственности в экономическом смысле – это отношения между людьми по поводу определенных материальных благ, выражающиеся в принадлежности этих благ одним лицам и в устранении притязаний на них со стороны других лиц.
В соответствии с законом собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества.
Главная отличительная черта права собственности в том, что собственник имеет право устранять других лиц от господства над принадлежащим ему имуществом, т.е. он действует по своем усмотрению.
Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (расходы по содержания, ремонту и охране имущества, уплате налогов, риск гибели и уничтожения имущества.
ИКС
Планирование и упр-е деятельности ИКС
Планирование-опред-е целей упр-мого объекта и разраб. прогр-мы его действий по их достиж. Это одна из основных функций управления. Планирование на всех уровнях должны составлться планы. Основные элементы плана: №п/п, мероприятие, сроки проведения, ответсвенный и исполнитель.
Упр-е ИКС – достиж. жел-мых рез-тов посредством эф-ного исп-ния люд-х, мат-ных и фин. рес-в. Управление. Система управлени строится на основе организационной структуры. Подходы:
1. функциональный – консультирование по узким вопросам (раст-во, жив-во и т.д.)
2. по территориальному признаку – группа консультантов по всем вопросам на данной территории.
3. программный подход – реализуется при помощи программы.
4. матричный подход – когда отделы по узким специальностям взаимодействуют между собой обмениваясь информацией и все это происходит при помощи реализации соотвествующих программ.
5. смешанный подход – когда применяется комбинация из вышеперечисленных подходов.
Контроль работы ИКС - сравн-ем достигн. рез-ов с заплан. Он д/б экон-ки эфф-м, приемлемым, четко увяз. с план. ИКС, точным и объект-м. Эл-ты контроля: устан-ние стандартов, норм; сопоставл. факт. и план.пок-лей; закрепл-е успеха/исправл. ошиб. Постоян. исп-мые методы: самоконтр., груп. контр., процедуры и правила. Периодич. методы: инф-ная сис. упр. (мех-м для сбора,агрегтр-ния, ан.данных), стат. данные, регуляр. отчёты, аудит, бюджеты. Нерегул.: спец. отчеты, личн. наблюд., контр. за реализ. проек. Раб. по совершенств. упр. ИКС включ.: Подготовит. раб., разраб-ка меропр. по рацион-ции упр., внедр. разраб. меропр.
Управление на разных уровнях:
1. Фед. уровень:
- ЦНИИ агроинформ система (г. М)
- Центр обучения кадров (при ТСХА)
- головной вычислительный центр
- центр. научно-исслед. библиотека
2. Региональный уровень:
- районные ИКС
- районные службы на базе образовательных учреждений
- межрайонные службы.
БУХУЧЕТ
Учет труда и оплаты
Задачи учета труда: 1. Своевременное документированное оформление начислений ОТ, 2. Правильный расчет суммы начисленной ЗП и удержаний из нее, 3. Правильная классификация работников и создание адекватной системы ОТ.
Категории работников: рабочие постоянные, рабочие временные и сезонные, инженерно-технический персонал, служащие, младший обслуживающий персонал, работники пожарно-сторожевой службы, раб-и, не состоящие в списочном составе.
В зависимости от того, за что начисляется заработная плата, различают две формы оплаты труда: 1) Сдельная форма оплаты является наиболее объективной по оценке количества и качества вложенного труда. Она начисляется за конкретное количество полученной работниками продукции или выполненной им работы в соответствующих единицах (простая и прогрессивно-премиальная). 2) Повременная форма оплаты труда применяется там, где затруднено или невозможно определить количество выполненной работы (простая и премиальная). Кроме повременной и сдельной форм оплаты труда с их разновидностями применяют также аккордную (за комплекс работ) и аккордно-премиальную формы оплаты труда.
Документация по учёту труда и его оплаты Кажд хоз операция, связан с выпол-ем работ, проработ временем и начислением з/пл, д.б. отражена в соответствующем бухгалт документе по учёту труда и его оплаты. Поэтому для учета От используется следующая первичная документация:
1. в растениеводстве
· учетный лист трак-машиниста на с.-х. работах
· путевой лист трактора на транспортных работах
· путевой лист грузового автомобиля
· дневник поступления продукции с поля в овощеводстве защищенного грунта
· табель учета рабочего времени (бригадирам с повременной ОТ).
2. В животноводстве
· Журнал учета надоя молока (дояркам)
· Акт на оприходование приплода (телятницам)
· Ведомость взвешивания животных (скотницам)
· Отчет о процессе инкубации
· Разчет заработной платы работникам животноводства – сводный документ.
Учет расчетов по ОТ ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по ОТ». Это актив-пассив счет. К – начисления ЗП, д – удержания из ЗП и ее выплаты.
Начисление ЗП работникам:
1. Основного производства Д20-К70
2. Вспомогательного производства Д23-К70
3. Управленческого персонала Д25,26-К70
Удержание налогов Например, НДФЛ (13%) Д70-К68 Далее для перечисления государства Д68-К51
Депонирование ЗП Д70-К76
Выдача ЗП из кассы Д70-К50
Ведется аналитический учет в расчетно-платежной ведомости по каждому сотруднику.
СТАТИСТИКА
Вопрос 108. Система национальных счетов. Основные понятия и классификации. Система счетов и показателей.
СНС –система макроэк-х показателей функционир-я совр гос-в, отражающих весь процесс расширенного воспроизв-ва в общ-ве с рын. экономикой, его осн пропорции, закономерности, взаимосвязи, эф-ть гос-ной экономики. СНС-бухучет в целом по экономике. Эи показатели излагаются в счетах, кот-е представляют собой двустороннюю балансовую таблицу, сход. со счетами б/учёта, где отраж эк-ий оборот-произв-во, распред-е, потребление, накопление прод. и услуг, также формир-е и движение доходов. Кажд. счёт хар-ет отд аспект эк-ого оборота.
Счета сост. По субъектам эк-ого оборота, резидентам дан страны. Субъекты эк-ого оборота классифиц-ся: 1. по отраслям произв-ва 1.1) сфера произв-ва товаров и услуг;1.2)по отдельным отраслям, охват. всю страну; 2.по секторам эк-ки (группам единиц, выполняющих различ функц-ую роль в эк-ке и различающихся источником ср-в для формир-я затрат.
Во внутр эк-ке 5 секторов: 1. нефин-ые предпр-я (все юр. л.всех отраслей, всех форм собственности, всех ОПФ) производят продукты и услуги для продажи. Цель-получ-е прибыли. Источник средств-выручка от реализ-ии товаров. 2. Фин-ые учреждения (банки, страх и кредитные общ-ва, фонды). Осущ-ют фин-ое посредничество, аккумулируют свободные деньги и предоставляют их в польз-е за плату. Цель-получение прибыли. 3. Гос-ые учреждения(бюджет-е орг-ии всех уровней). Оказ-ют нерын-ые услуги общ-ву и его членам. 4. Некоммерч. орг-ии, обслуж. дом. хоз-в (общ-ые, полит-ие, религиоз., профсоюз. орг-ии, созданные населением). Доходы: добровольные взносы, пожертвования, доходы от собственности. 5.Дом. х-ва – отд. лица и группы лиц, ведущ. дом. х-ва и совместные х-ва. Некорпорированные предпр-я, неотделимые от дом х-ва-дачи, магазины и др-сюда же. Кроме-СНС не отраж. деят-ть по приготовлению пищи, воспит. детей, мелкому ремонту, уходу за больными. 6. «Остальной мир» отраж эк-ие операции с нерезидентами(зарубеж странами).
Счета внутр эк-ки:
1. Счёт произ-ва. Ресурс-вал выпуск (общий объём произвед. прод. и услуг). Опред-ся в осн. ценах-ценах факт. реализ-ии товаров за вычетом налогов на продукты (НДС, акцизы, налог с продаж и др. налоги, пропорц-е объёму прод-ии), но с добавлением полученных субсидий на продукты. По эк-ке в целом также ресурс- чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукцию. Исп-ние- промеж-е потребление-сумма затрат на матер. оборот. ср-ва и услуги для ведения пр-ва. Балансирующей статьёй счёта явл. по отраслям и секторам-ВДС (вал добавленная ст-ть), по эк-ке в целом-ВВП в текущ ценах. ВВП опред-ся за месяц, квартал, год. Уточнение ведётся за 1 год и 9 мес. ВВП в рын. ценах=сумма ВДС в осн. ценах+чистые налоги на продукты. Сод-ние ВВП и ВДС –вновь созданная ст-ть+перенесённая амортизация. Счёт сост-ся по отраслям и секторам эк-ки, эк-ке в целом.
2. Счёт образования доходов по отраслям, секторам эк-ки и эк-ке в целом. Ресурс-ВДС и ВВП, взятые из 1-ого счёта «Пр-во». Исп-ние-1. оплата труда наём. раб-ов с отчислениями. По эк-ке в целом учит-ся скрытая оплата труда в теневой и неформ. эк-ке, в кот. также учит-ся и вал. выпуск. 2. Чистые налоги на пр-во (за вычетом субсидий), налоги на ресурсы пр-ва и на право его ведения. По эк-ке в целом- чистые налоги на продукты. Балансирующая статья-вал. прибыль и вал. смешанные доходы. ВДС и доходы с-х опред-ся в отраслевом счёте и в 3-х секторах: нефин. предпр-я, гос. учреждения по обслуж-ю с-х, дом. х-ва.
3. Счёт распределения первичных(полученных в пр-ве) доходов. 4.Счёт вторичного распред-я доходов 5. Счёт исп-ния располагаемого дохода. 6. Счёт операций с капиталом. 7. Счёт товаров, услуг и активов 8. Финансовый счёт 9. Счета внешнеэк-х связей
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА
Пример
Известно, что уравнение прямой имеет вид: a1x1+a2x2=b. Построим прямую 2x1+x2=2. Перепишем это уравнение в виде:
При такой форме записи в знаменателе показаны отрезки, которые отсекает прямая на осях координат (Рис. 7.2). Если от исходного уравнения перейти к неравенству 2x1+x2≤2, то графически решение этого неравенства показано на рис. 7.3, т.е. решением линейного неравенства с двумя переменными является полуплоскость. На рис. 7.3 часть плоскости, которая не удовлетворяет неравенству расположена выше прямой, заштрихована. Координаты всех точек, принадлежащих не заштрихованной части плоскости, имеют такие значения х1 и х2, которые удовлетворяют заданному неравенству. Эта полуплоскость является областью допустимых решений (ОДР).
Рассмотрим систему неравенств:
Для удобства запишем ее в следующем виде:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Эк теория и ее структура.
Она состоит из общих основ эк теории, микро- и макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики).
В общ осн эк теории дается: хар-ка понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общ-ва; необх-ть изучения законов и закономерностей развития общес-го производства, предмет и объект эк теории, показывается исторический процесс развития данной науки. Поскольку объектом эк теории выступают эк отношения, в данном разделе исследуются природа эк системы общества, место и роль отношений собственности в эк системе и в совокупности эк отношений. Здесь же раскрываются природа и направление деятельности производства как важнейшей фазы воспроизводственного процесса. Особое значение анализу сущности товара и денег, механизму функционирования рынка.
Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом предприятия планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микр-ка помогает понять взаимодействие субъектов экономики, процесс ценообразования на товары и услуги в условиях рынка.
Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне нац экономики. Она нац объем производства, ВНП, ВВП, нац доход. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения; их влияния на национальный объем производства; проблем установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения.
Интерэкономика (мировая экономика) рассматривает экономические отношения в мировом сообществе. Она изучает объективные предпосылки развития связей в мировом сообществе, процессы международной экономической интеграции, современные экономические структуры в международных отношениях, противоречия интересов субъектов мирового сообщества, мировой рынок и механизм его функционирования, формы международных экономических отношений, экономические аспекты глобальных проблем.
Теория спроса и предложения. Равновесие
Спрос – потребное количество товара, которое потребители готовы купить при существующем уровне цен в данное время на данном рынке.
Предложение – количество товара, которое производители готовы продать по данной цене в данное время и на данном рынке.
Закон спроса и предложения увязывает понятие спроса и предложения с понятием цены. Зависимости при этом линейные. Так при увеличении цены спрос на продукцию падает – закон спроса. Наоборот, при увеличении цены, предложение сокращается – закон предложения.
На изменение спроса могут влиять факторы (помимо цены): денежные доходы покупателей, покупательские ожидания (инфляционные, погодные, предпраздничные, сезонные условия), наличие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
На изменение предложения (кроме цены): уровень технологии производства данных товаров, гос. налоговая политика, субсидирование, кредитная политика, наличие на рынке взаимозамен. и вззаимодоп. ресурсов и факторов производства.
Рыночное равновесие – баланс между спросом и предложением, выраженный в установлении равновесной цены. Равновесная цена – цена, по которой, покупатель готов купить, а продавец согласен продать данный товар.
Рыночное равновесие выражается графиком спроса-предложения. Точка пересечения линий спроса и предложения – равновесная цена.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.