При производстве сельскохозяйственной продукции затрачивается живой и прошлый (овеществленный) труд. Совокупность затрат живого и прошлого труда, овеществленного в средствах производства, на создание продукции образует издержки производства.
Различают общественные и индивидуальные издержки, или издержки конкретного предприятия.
Общественные издержки производства представляют собой сумму овеществленного и живого труда, затраченного обществом на производство данной продукции. Сп = С + V +m, где с — овеществ прошлый труд; V живой труд, m - прибавочный труд.
В общем виде понятие индивидуальных издержек (издержек производства конкретного предприятия) определяется как затраты на вводимые факторы. Классическими факторами производства являются труд, земля, капитал.
В условиях рынка определяют также издержки по принципу упущенных возможностей. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из способов осуществления хозяйственных операций и отказе от другого возможного способа. Так как издержки упущенных возможностей предполагают выбор, их также называют альтернативными.
Издержки, рассчитанные с учетом упущенных возможностей, часто называют также экономическими. Они включают все виды выплат за используемые ресурсы и состоят из двух видов: внешних, или явных, и внутренних, или неявных.
Внешние (явные) издержки представляют собой издержки предприятия на оплату используемых факторов производства. Это расходы на оплату труда, основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Группа явных издержек составляет бухгалтерские издержки — себестоимость продукции.
Внутренние (неявные) издержки представляют собой денежные платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов. Сюда относят «издержки упущенных возможностей» (недополученную прибыль) и нормальную прибыль.
Издержки, связанные с возмещением производственных факторов, не зависящих от объемов производимой продукции, называют постоянными ( FC). Это амортизация основных средств, затраты на организацию производства и управление, арендная плата, страховые платежи и некоторые другие. Под переменными (VC) понимают издержки, величина которых изменяется с изменением объемов производства продукции. К ним относят заработную плату, платежи за использованные сырье и материалы, корма, удобрения, средства защиты растений и животных, топливо, электроэнергию и т. д.
Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие издержки предприятия (TC=FC+VC). Определяют также средние издержки. Средними называют издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции (TC/Q=ATC).
Различают также предельные издержки предприятия. Это дополнительные издержки на производство еще одной единицы продукции (MTC=DTC/DQ).
В экономическом смысле себестоимость - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Она отражает величину затрат, которые обеспечивают процесс простого воспроизводства на предприятии.
Себестоимость — один из важнейших показателей экономической эффективности, фиксирующий, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции.
Рассчитывают себестоимость: валовой продукции; единицы продукции.
Сумма всех производственных затрат (ПЗ) предприятия на продукцию представляет собой себестоимость валовой продукции (Св): ПЗ = Св = А + МЗ + ОТ,
Себестоимость единицы продукции (С) исчисляют делением затрат на производство валовой продукции (ПЗ) соответствующий вида на ее объем в натуральном выражении (ВП):
В сельскохозяйственном производстве различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальную себестоимость определяют на каждом предприятии по отдельным видам продукции. Среднеотраслевую себестоимость рассчитывают как средневзвешенную величину по каждому виду продукции по стране в целом.
В зависимости от включенных в себестоимость затрат исчисляют следующие ее виды: технологическую, производственную и полную (коммерческую).
Технологическая себестоимость представляет собой технологические (обусловленные технологией производства продукции) и общепроизводственные (по организации и управлению отраслью) затраты.
Производственная себестоимость помимо технологической включает общехозяйственные расходы (затраты на организацию и управление предприятия), то есть затраты, связанные с производством продукции.
Полная (коммерческая) себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и вне производственных расходов, связанных с реализацией продукции.
При исчислении себестоимости затрат группируют по элементам и статьям. Элементы: материальные затраты, затраты на оплату труда; на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие.
Элемент «Материальные затраты» включает затраты на корма, семена, удобрения, нефтепродукты, электроэнергию, запчасти, средства защиты растений и животных и др.
Классификация затрат по элементам служит основой для определения потребностей в средствах на оплату труда, в материальных ресурсах.
Вместе с тем по элементам затрат нельзя определить конкретное направление и место их использования (основная деятельность, обслуживающее производство, затраты на управление производством и т. д.), что не позволяет исчислять себестоимость единицы продукции. Поэтому используют классификацию по статьям. Под статьями калькуляции понимают затраты, включающие один или несколько элементов. Так, напрмер, при калькуляции себестоимости продукции растениеводства учитывают следующие статьи затрат: оплата труда с отчислениями на соц нужды, семена и посадочный материал, удобрения минеральные и органические, средства защиты растений, содержание основных средств, работы и услуги, организация производства и управления, платежи по кредитам, прочие затраты. В животноводстве отсутствуют такие статьи как семена и посадочный материал, удобрения, но есть статья корма и потери от падежа животных.
Калькуляция себестоимости - это определенная система расчета в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
В сельском хозяйстве исчисляют себестоимость всех основных видов продукции растениеводства, животноводства, а также подсобных (промышленных) и обслуживающих производств.
Себестоимость продукции (работ, услуг) исчисляют в такой последовательности:
1. распределяют по объектам учета производственные затраты
2. исчисляют себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных и подсобных промышленных производств, оказывающих услуги основному производству;
3. распределяют бригадные (фермерские), отраслевые (цеховые) и общехозяйственные расходы;
4. рассчитывают полную себестоимость товарной продукции растениеводства и животноводства и промышленных производств путем добавления к производственной себестоимости затрат на реализацию.
Методы распределения производственных затрат:
· метод прямого счета (все затраты делятся на объем одного вида продукции) ;
· метод исключения затрат (исключение из общей суммы затрат побочной продукции, выраженной в денежной форме);
· распределения затрат по видам продукции пропорционально выбранной базе (количественному значению одного из признаков), общего для данного вида продукции (например, пропорционально содержанию в зерноотходах полноценного зерна, питательных веществ, выручке, нормативным затратам и т.д.); Этот метод приводит к выравниванию рентабельности.
· метод коэффициентов (распределения затрат с помощью экономически обоснованных коэффициентов, устанавливаемых в централизованном порядке - молоко 90%, приплод – 10%);
· комбинированного — включает два или более из рассмотренных выше методов.
Ценовая эластичность (Эd) показывает на сколько процентов изменится объем продаж вследствии 1%-ного изменения цены за единицу товара.
Эd=DQ,%/Dp,% , где Q – объем продаж, p- цена реализации.
Выделяют абсолютно неэластичный, неэластичный, с единичной эластичностью эластичный, абсолютно эластичный спрос.
Абсолютно неэластичный – покупается фиксированное количество товара, независимо от цены. Абсолютно эластичный – имеется только одна цена, по которой покупается товар. Эластичный – незначительные повышения цены ведут к значительному сокращению спроса. Неэластичный – существенное увеличение цены ведет к незначительному снижению спроса.
Сельскохозяйственные рынки
Рынок – система эк отношений, кот складываются в процессе производства, обращения и распределения продукции, работ и услуг и характеризуется свободой хоз субъектов в выборе продавцов и покупателей, формировании цен и источников ресурсов.
С.-х. рынки – система эк отношений между субъектами рынка в сфере обращения с.-х. и продовольственной продукции.
Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен.
Функции рынка в сельском хозяйстве:
· Обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции.
· Стимулирует рост эффективности пр-ва посредством рационального использования материальных ресурсов
· Выступает регулятором аграрного пр-ва, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении на продукцию
· Способствует стабилизации цен на с/х продукцию
· Служит мощным рычагом снижения издержек пр-ва на единицу продукции
· Обеспечивает получение прибыли каждому нормально работающему предприятия
· Обеспечивает повышение качества с/х продукции
· Способствует ускорению научно-технического прогресса в с/х
· Содействует установлению взаимосвязей между фазами пр-ва
· Способствует решению социальных проблем в аграрном секторе
Классификация аграрных рынков:
1. рынок материально-тех ресурсов для с.-х. В его основе лежат три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических удобрений и средств защиты растений, комбикормовая промышленность. Эти отрасли характеризуются олигопольной структурой, те. На рынке доминируют несколько крупнейших фирм.
2. Рынок сферы услуг, предоставляемых с.-х. товаропроизводителям. Это система диллерских, ремонтно-тех, аудиторских и др. организаций и фирм.
3. Рынок маркетинговой сферы. Он делится по продуктовым сегментам и по конкурентным повелениям фирм.
3.1 рынок сырьевых продовольственных товаров (мукомольная, крупяная, сахарная и др. отрасли). Для него характерна относительная однородность и стандартизованность продукции, реализация товаров крупными партиями.
3.2 рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция неоднородна, высокодифференцирована (табак, консервы, кондитерские товары. Он олигополистичен.
3.3 Рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (молоко, мясо и т.д.)
3.4 Рынок продовольственной сервиса (т.е. общественное питание). Он имеет много уровней.
5. Сельскохозяйственный рынок.
Конъюнктура рынка - сложившаяся на рынке экономич. ситуация, которую хар-ют соотношение м/у спросом и предл-ем, уровень цен, товарные запасы и т.д.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.