Укрупненный расчет бюджета денежных поступлений по фирмам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(суммы покрытия необходимых платежей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятия

 

Ед.изм.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

Исходные данные

 

 

 

 

 

 и нормативы

 

 

 

 

 

1.1. Численность

чел

56

25

37

14

средняя з.плата

т.руб/мес

15,0

14,0

14,5

16,0

1.2. Площади

 

 

 

 

 

оффисные

кв.м

167

70

120

60

арендная плата в месяц

усл.ед.

14,0

15,0

18,0

20,0

производственные и складские

кв.м

150

40

150

100

арендная плата в месяц

усл.ед.

10,0

7,0

8,0

12,0

1.3. Среднемесячные расходы

 

 

 

 

 

1.3.1.Закупки сырья, материалов, товаров т.руб 1800 1500 2700 900 1.3.2.Транспортные расходы %% 7,0 7,0 7,0 7,0 1.3.3.Общехозяственные и прочие (включая связь, оргтехнику, охрану и страхование ) т.руб 89 58 76 23             2.Бюджет денежных пос-           туплений для покрытия:           2.1. Оплаты труда и начисле- т.руб 1058 441 676 282 ний на заработную плату           2.2. Арендной платы и ком- т.руб 115 40 101 72 мунальных услуг           2.3. Закупки сырья, материалов, товаров т.руб 1800 1500 2700 900 2.4.Транспортных расходов   126 105 189 63 2.5. Общехозяйственных и прочих т.руб 89 58 76 23

 

 

 

 

 

 

Итого сумма покрытия

т.руб

3189

2144

3742

1340

 

При проведении расчетов на следующий месяц используются фактические данные компании

- по численности персонала и планируемой средней заработной плате на следующий месяц с учетом платежей в социальные фонды ( 26% ),

- арендуемым площадям и средним расходам по аренде и коммунальным услугам ( 1 у.е.= 30 руб.) ,

- среднемесячным расходам по закупкам сырья, материалов и товаров за предшествующий период времени, транспортным расходам ( 7% от стоимости закупок) и прочим затратам.

 Приведенный расчет сумм покрытия необходимых платежей может быть дополнен расчетом выручки с учетом плановой нормы рентабельности и с учетом платежей по налогу на добавленную стоимость.

Удобство этой модели – возможность мониторинга результатов при различных нормативах затрат на плановый период. Проект развития предприятия или вывода из кризисного состояния компании всегда предусматривает организационно-технические и управленческие решения, которые позволят сократить затраты и уменьшить суммы платежей. Для кризисных предприятий применяется обычно система планирования затрат на основе принципа «отсечение лишнего». Такой укрупненный расчет бюджета для малых и средних предприятий позволяет достаточно просто выйти на реальные суммы плановой реализации, обеспечивающие безубыточную работу.

 Рассмотрим схему мониторинга планирования бюджета денежных поступлений для предприятия 1 в табл.4.2. Если внимательно сравнить плановые показатели четырех представленных предприятий, то можно обратить внимание, что именно у предприятия 1 самая высокая доля оплаты труда в общей сумме плановых денежных поступлений :

                                                               1058 / 3189 = 33,2%.

У второго предприятия она составляет 441 / 2144 = 20,6%;

                                               у третьего - 676 / 3742 = 18,1% 

                                         и у четвертого 282 / 1340 = 21,0%.

 

Точно такие же различия и в показателях плановой производительности труда по рассматриваемым предприятиям. Если в качестве показателя производительности рассматривать плановую сумму покрытия на 1 чел., то этот показатель наиболее низок у предприятия 1: 

                                                          3189 / 56 = 56,9 тыс.руб в месяц. У второго предприятия он составляет 2144 / 25 = 85,8 тыс.руб в месяц;

      у третьего самый высокий - 3742 / 37 = 101,1 тыс.руб в месяц

                              и у четвертого 1340 / 14 = 95,7 тыс.руб в месяц.

Попробуем определить плановую сумму покрытия для предприятия 1, ориентируясь на рост производительности труда на 20%. В этом случае численность персонала фирмы должна составить

                                                                           56 / 1,2 = 46 чел.

  В табл.4.3. второй вариант развития предприятия предусматривает сокращение численности персонала фирмы до 46 человек при сохранении среднего уровня заработной платы в размере 15 тыс.руб. в месяц. Плановая сумма покрытия сократится в этом случае по сравнению с первым , базовым вариантом на 189 тыс.руб. в месяц и составит 3,0 млн.руб.

 

                                                                                       Таблица 4.3.

Укрупненный расчет бюджета денежных поступлений по предприятию 1

(суммы покрытия необходимых платежей) для различных вариантов развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие 1, варианты развития

 

 

Ед.изм.

1

2

3

4

 

 

 

базовый

 

 

 

 

Исходные данные

 

 

 

 

 

 

 и нормативы

 

 

 

 

 

 

1.1. Численность

чел

56

46

46

40

 

средняя з.плата

т.руб/мес

15,0

15,0

15,0

15,0

 

1.2. Площади

 

 

 

 

 

 

оффисные

кв.м

167

167

120

120

 

арендная плата в месяц

усл.ед.

14,0

14,0

14,0

14,0

 

производственные и складские

кв.м

150

150

150

130

 

арендная плата в месяц

усл.ед.

10,0

10,0

10,0

10,0

 
1.3. Среднемесячные расходы

 

 

 

 

 

 
1.3.1.Закупки сырья, материалов, товаров т.руб 1800 1800 1800 1700  
1.3.2.Транспортные расходы т.руб 126 126 126 85  
1.3.3.Общехозяственные и прочие (включая связь, оргтехнику, охрану и страхование ) т.руб 89 89 89 70  
             
2.Бюджет денежных пос-            
туплений для покрытия:            
2.1. Оплаты труда и начисле- т.руб 1058

869

869

756

 
ний на заработную плату            
2.2. Арендной платы и ком- т.руб 115

115

95

89

 
мунальных услуг            
2.3. Закупки сырья, материалов, товаров т.руб 1800 1800 1800 1700  
2.4.Транспортных расходов т.руб 126 126 126 85  
2.5. Общехозяйственных и прочих т.руб 89 89 89 70  

 

 

 

 

 

 

 

Итого сумма покрытия

т.руб

3189

3000

2980

2700

 

 

 

Третий вариант развития предусматривает кроме сокращения численности персонала, уменьшение оффисных площадей, что снизит необходимую сумму покрытия до 2,98 млн.руб. Четвертый же вариант предусматривает расчет бюджета на основании принципа «отсечение лишнего». Здесь сумма покрытия доведена до 2,7 млн.руб. в результате планирования дальнейшего сокращения численности персонала фирмы до 40 человек, уменьшения не только оффисных, но и складских площадей, а также суммы закупок, транспортных и общехозяйственных расходов.

В представленном расчете не учитываются изменения оборачиваемости и стоимости активов, нет расчета потребных инвестиций. Не рассматривается вопрос о выплате дивидендов и других расходах из прибыли предприятия. Для эффективно работающей компании и при планировании рентабельной работы предприятия после выхода из кризисного состояния в расчетах «нормативного бюджета» необходимо предусмотреть распределение плановой прибыли, а также изменения в активах, связанные с ростом оборачиваемости и определение сумм инвестиций для дальнейшего развития.

Такие расчеты проводятся на основании использования модели «нормативного бюджета» разработанной на основе принципа «покрытия необходимой чистой прибыли и дивидендных выплат».

Первый шаг при разработке этой бюджетной модели – установление размеров дивидендных выплат и других расходов из прибыли предприятия, определение плановой величины чистой прибыли.

Далее рассчитывается величина прибыли до налогообложения и прибыли от продаж на основе использования налоговых ставок на прибыль и имущество, статистических данных (результаты внешнего финансового анализа) по фирме за прошлый период о прочих доходах и расходах предприятия.

Следующий шаг - расчет суммарной плановой выручки от реализации по компании на основе плановой величины рентабельности продаж ROS или используя принцип операционного рычага. Эта информация также может быть получена на основе данных внешней финансовой диагностики предприятия.

В заключение по этой модели определяются необходимые суммы дополнительного финансирования и инвестиций в активы предприятия.

Рассмотрим упрощенный пример расчета по этой модели.

Собственный капитал фирмы составляет на начало планируемого периода - 200 тыс.у.е., активы компании – 750 тыс.у.е., выручка от продаж за прошлый год - 1000 тыс.у.е., рентабельность продаж ROS - 8%.

На основе разработки стратегии развития предприятия дивидендные выплаты планируются в размере 25% в год от величины собственного капитала, а инвестиции и расходы из чистой прибыли в размере не более 50% от дивидендных выплат. Тогда чистая прибыль в плановом году должна составить:

                     200 * 0,25 + 200 * ( 0,25 * 0,5 ) = 75 тыс.у.е.

 

На основе данных о налоге на прибыль – 24% и средней величине превышения прочих расходов над прочими доходами по рассматриваемому предприятию - 10 тыс.у.е. можно определить плановую величину прибыли от продаж:

                     75 / ( 1,0 – 0,24 ) + 10 = 108,7 тыс.у.е.

 

При плановой величине рентабельности продаж ROS - 8% выручка от реализации в плановом году должна составить для нашей компании не менее:

                  108,7 / 0,08 = 1358,8 тыс.у.е.

 

При планировании инвестиций в активы могут быть два предположения:

- оборачиваемость активов остается неизменной,

- оборачиваемость активов возрастает (или снижается) в соответствии со стратегическим планом развития компании.

При планировании неизменной величины оборачиваемости активов

 

                   1000 / 750 = 1,33 оборота в год           

     

их общая сумма в планируемом году должна составить

 

                      1358,8 / 1,33 = 1022,7 тыс.у.е.

 

Т.е. для обеспечения плановой выручки и прибыли в данном случае необходимы дополнительные инвестиции в активы предприятия в сумме

                   1022,7 - 750 = 272,7 тыс.у.е.

 

При планировании увеличения оборачиваемости до 1.5 оборота в год, величина необходимых активов, потребная в плановом году

 

                       1358,8 / 1,5 = 905,9 тыс.у.е.

 

Рентабельность активов в этом случае составит (без учета процентных платежей по заемному капиталу)

 

                        75,0 / 905,9 = 8,3 %

 

А рентабельность собственного капитала

 

                               75,0 / 200 = 37,5 %

 

 Общая сумма инвестиций в активы в плановом году должна в таком случае уменьшится по сравнению с первым предположением и составить сумму

                          905,9 - 750 = 155,9 тыс. у.е.

 

Понятно, что снизить необходимые суммы инвестирования в активы предприятия, сохранив и даже улучшив при этом заданные величины чистой прибыли и рентабельности , можно на основе различных способов и приемов увеличения производительности, деловой активности и оборачиваемости в компании. В нормативном бюджете только ставится такая задача, решить ее можно на основе различных организационно-технологических проектов и нововведений, подбор которых и является следующей задачей антикризисного управления.

На основе коммерческой оценки проектов нововведений и инвестиций в развитие кризисного предприятия формируется бизнес-план компании. Только на основе этого документа появляется возможность разработать «плановый бюджет» на предстоящий год. Реальные плановые величины инвестиционных затрат для развития компании определяются именно при коммерческой оценке проектов развития и разработке бизнес-плана предприятия.

Таким образом, в системе бюджетирования кризисного предприятия (как уже указано в конце раздела 4.1. на стр.71) необходима разработка двух видов плановых документов коренным образом отличающихся друг от друга по методике формирования и расчетов. Это «нормативный» и «плановый» бюджеты.

Модель разработки «нормативного бюджета» предприятия на основе принципа «покрытия необходимой чистой прибыли и дивидендных выплат» удобно использовать после проведения внешней финансовой диагностики. Поэтому использование этой модели и заложено в задание по разработке курсового проекта.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 213.