Цари старой Московской Руси упорно не пускали евреев в свои земли. Русские люди того времени не любили иноземцев, или “басурманов” вообще, а евреев тем больше, как нехристиан, которые некогда принесли в их страну “ересь жидовствующих”. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам, но постоянного жительства там не имели. Когда русский царь отнял у поляков город Полоцк, он повелел окрестить всех местных евреев, а не желающих креститься – топить в Двине ( 1563 г.). Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых им литовских и белорусских городов. В присоединённых тогда к России областях Малороссии евреи тоже не имели постоянной осёдлости. Только при Петре Великом и его преемниках евреи начали проникать массами в пограничные с Польшей русские владения, особенно в Малороссию. В 1698 году, во время пребывания Петра в Амстердаме, к царю обратился бургомистр города Витсен с просьбой разрешить въезд в Россию нескольким еврейским торговцам и деловым людям. Царь ответил: “ Мой друг, вы знаете нравы и обычаи евреев, вы также знакомы и с русскими. Я также знаю и тех и других, и поверьте мне: не пришло ещё время для встречи этих двух народов. Скажите евреям, что я благодарю их за их предложения и понимаю ту выгоду, которую я мог бы извлечь из них, но мне было бы их жаль, если бы им пришлось жить среди русских.А Пока был жив Пётр их не трогали; но после смерти его, при Екатерине I, издан был указ о высылке за границу (то есть в Польшу) всех проживающих в Малороссии евреев (1727). Несмотря на эти запрещения, еврейские купцы всё же приезжали в Россию по своим торговым делам. В 1743 году Сенат в Петербурге просил императрицу Елизавету Петровну допустить евреев для торговли в Малороссию, доказывая, что еврейские купцы приносят большую пользу краю. Но императрица написала на прошении Сената следующий ответ: “От врагов Христовых не желаю интересной прибыли”. Только в царствование Екатерины II огромная масса польских евреев сразу очутилась под властью России, вследствие раздела Польши и присоединения многих её областей к империи.
Отношение императрицы Екатерины II к вступившим в Русское подданство евреям, отличались непостоянством. Считая евреев полезными для промышленности, Екатерина разрешила им селиться в Новороссийском крае, который тогда только что был завоёван и нуждался в жителях. В коренных же великорусских областях они, как и прежде, не имели права жить. Во время присоединения к России различных частей Польши, российское правительство обещало евреям сохранить прежние их права и льготы в присоединённых областях. Однако на деле положение евреев ухудшалось. Их торговые права в городах и деревнях ограничивались, а подати с них увеличивались. В 1794 году вышел указ взимать с евреев, записавшихся в мещанство и купечество вдвое больше податей, чем с мещан и купцов христианских исповеданий. Увольнение от двойных податей последовало только по отношению к евреям-караимам11, которым русское законодательство стало покровительствовать в отличие от евреев- раввинистов12. Притеснения за принадлежность к еврейской нации и религии сохранили свою силу во всём строе законодательства. Евреи не считались настоящими гражданами страны и не пользовались никакими гражданскими правами. Такое положение продолжалось в России и в новейшее время.
Часть третья. Антисемитизм в России XIX- начала XX веков
К началу XIX века в России, с одной стороны, существовал активный антисемитизм или антииудаизм, отрицание еврейства и ненависть к еврейству как к идее, религии, исторической сущности и, с другой стороны – непризнание евреев как политического или социального фактора. Даже самые так называемые просвещенные русские властители, такие, как Пётр Великий или Екатерина Вторая, в первые годы своего царствования не могли себе позволить разрешить евреям не только постоянное жительство, но даже временное пребывание на территории Российского государства.
Весьма возможно, что в связи с русскою национальной нетерпимостью, а также на основании общей культурной традиции всех христианских народов создался отрицательный стереотип еврея в русской литературе и в русском групповом самосознании.
Всё, что относилось к евреям, “жидовинам”, “жидам” в русских хрониках, в народном творчестве, в русской литературе XVIII века и первой половины XIX века, было связано с чем-то отвратительным, нетерпимым. Такое отношение к евреям оказало, конечно, своё влияние и на народное сознание. Правда, в определённом смысле оно было не очень значительным, потому что русское население в то время было в большинстве неграмотно. Поэтому сказанное касается только небольшой группы, так называемой верхушки общества, просвещённых русских, которые находились под влиянием этих идей и, конечно, впитали в себя враждебное отношение к евреям и к еврейству.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.