Часть вторая Антисемитизм в России до XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава I Первые проявления антисемитизма.

Евреи в начале эры.

В Восточной Европе, на территории, которая впоследствии вошла в состав Российской империи, уже в киевский период существовала постоянная напряжённость во взаимоотношениях между неевреями и евреями. Велась и религиозная пропаганда, возможно, также еврейская, но, безусловно, доминировала антиеврейская.

Конечно, росла она не только из русских корней. Она базировалась и на антиеврействе, на антииудаизме отцов церкви, сохраняла в себе многое от византийской традиции. Но хотя и существует немало материалов об отношении к евреям в Киевской Руси, ясно, что в русском антиеврействе и антииудаизме IX-XIII веков не было ничего специфического, отличного от антисемитизма в Центральной или Западной Европе.

Появление евреев в землях, вошедших потом в состав южной Руси, относится к очень древнему времени. Ещё в первые века нашей эры встречаются еврейские поселения в греческих владениях, к северу от Чёрного моря и в Крыму. Там жили выходцы из близкой Византии, имевшей в этих странах свои колонии. Две греческие надписи на памятниках, найденных в Керчи и относящихся к 80-81 годам н.э., свидетельствуют о существовании в этой области “синагоги иудеев”, то есть еврейской общины и молельни.

 

Хазары.

В VII веке у берегов Каспийского моря возникло сильное государство – Хазария. Хазары или козары были сначала язычниками “из татарского племени”. Но с течением времени они познакомились с религиями иудеев, греков и арабов и почувствовали влечение к монотеизму. Предание говорит, что “хазарский царь Булан ( около 730 года) пожелал принять одну из этих трёх религий. Византийский император отправил к нему своих послов с дарами, предлагая принять христианство, арабский халиф через послов склонился склонить Булана к исламу. Последний призвал также и еврейских мудрецов. Так как всякий хвалил только одну веру, то царь решил выбрать из трёх религий самую древнюю – еврейскую. Следуя примеру своего царя, многие хазары обратились в иудейство.”7

Хазарские цари назывались каганами (коганим- священники (ивр.)).Их столицею стал Итиль, близ впадения Волги в Каспийское море ( предположительно в 25-40 км ниже современной Астрахани). Один из потомков Булана, каган Обадия, был особенно ревностным последователем иудейства. Он приглашал из других стран еврейских учённых, велел обучать народ Библии, основывал синагоги и упорядочил богослужение. Иудейское вероучение способствовало смягчению нрава полудиких хазар. Долгое время евреи других стран не знали о существовании хазарского каганата. Только в десятом веке узнали об этом в Испании. Около 950 г. хазарский каган Иосиф, потомок Обадии, послал в Испанию письмо, в котором рассказал о том, как его предки приняли иудаизм. Вскоре после этого хазарское царство пало: киевский князь Святослав завоевал хазарские крепости на Волге и вытеснил их Каспийской области.(969 г.) Хазары частью переселились в Крым, частью рассеялись по русским землям.

 

Евреи в Киевской Руси.(986 г. – сер.XIII века)

Около того времени евреи появляются и Киевской Руси. Нестор рассказывает, что “в 986 году прибыли в Киев “хазарские евреи”. Киевский князь Владимир Святой, тогда ещё язычник, готовился принять от греков православную веру. Хазарские евреи, как гласит предание, уговаривали его принять иудейство. Но Владимир спросил их: “Где же земля ваша?” Евреи ответили: “В Иерусалиме”. “А вы там живёте?” – спросил князь. “Нет -- отвечали евреи – Бог разгневался на предков наших и рассеял их по разным странам”. Тогда Владимир сказал: “Как же вы других учите, если сами вы отвергнуты Богом?” 8 Вслед за этим князь принял крещение и крестил свой народ. Появившиеся затем в Киеве русские монахи и священники, воспитанные греками, часто спорили с евреями о вере. Монах Феодосий Печёрский “ходяти к киевски жидовинам и препирахуся с оны о Бозе”9, притом называл их отступниками и беззаконниками.(1070 г.) На Руси устанавливалось такое же отношение к еврейству, как и в Византии.

Спустя сто лет после Владимира Святого, евреи ещё жили и торговали в киевском княжестве. Великий князь Святополк II покровительствовал еврейским купцам и доверял некоторым собирание товарных пошлин и прочих княжеских доходов. В городе Киеве существовала тогда значительная еврейская община. Эту общину постигло серьёзное испытание во время междуцарствия, последовавшего после смерти Святополка (1113 г.) Киевляне пригласили на княжеский престол Владимира Мономаха, но так как он медлил с прибытием в Киев, то в городе начались серьёзные беспорядки. Толпа взбунтовалась, разграбила двор тысяцкого Путяты, а затем двинулась против евреев и разграбила их имущество. Жители Киева отправили вторичное посольство к Мономаху с заявлением, что если он и дальше будет медлить, то погром примет ещё большие размеры. После этого Мономах прибыл и водворил в столице спокойствие. Но евреи и после этого оставались жить в Киеве. В 1124 году они сильно пострадали от пожара, истребившего значительную часть города. Киев привлекал к себе еврейских купцов, как крупнейший город, через который шла торговля Западной Европы с Азией.

В Киевскую Русь шли еврейские переселенцы из Византии и ближних азиатских земель, а в соседнюю Польшу шли эмигранты из Западной Европы (особенно из Германии). К началу XIII века упоминания о евреях практически исчезают. Это связано, в первую очередь, с проникновением, а затем и полным завоеванием монголами Руси. И без того малочисленная группа иудеев полностью вытесняется из страны завоевателями, хотя надо сказать, последние всегда лояльно относились к евреям, которые постоянно жили под покровительством крымских ханов в Северном Причерноморье и в Крыму, успешно конкурируя в торговле с генуэзцами и греками. Основная масса немногочисленных евреев из Руси переселилось как раз в Крым, а также в Польшу.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.