Глядя на описание четвёртого этапа Сельманом (1981) (близость, осознание продолжительности, друго уже не специально для того, чтобы не скучать, а как возможность близости, конфликты не обязательно заканчивают взаимоотношения), мы сразу понимаем, насколько важны дружеские взаимоотношения для формирования отношений у (юных) взрослых.
Четвёртый этап совпадает с началом биологического созревания ребёнка в половозрелого человека. В рамках этого биологического созревания, социальное и эмоциональное развитие обостряется. В результате ребёнок может попасть в затруднительное положение. Он не может удовлетворить требование на интимные взаимные отношения, но может увидеть это вокруг себя, что он рассматривается, как часть их. В подростковом возрасте, большинство детей вокруг него ожидают, что он примет в этом участие. В подростовом возрасте большинство детей с аутистическим развитием уходят в себя, с риском впасть в депрессию. Депрессия более вероятно, если ребёнок проявляет нормальный интеллект или выше среднего. Подростки с аутимом переживают свою неспособность в полной мере участвовать в социальном взаимодействии, как болезненную из-за растущего понимания социальных отношений (Happe, 1998). Некоторые начинают принимать лёгкие наркотики в попытке отгородиться его больше или, наоборот, присоединиться к остальным и стать частью важной для него группы. Употребление гашиша и алкоголя может быть ими использовано в качестве формы самолечения (напоминаю, что речь идёт о Нидерландах, где лёгкие наркотики разрешены, прим. пер.). Гунилла Герланд (Gunilla Gerland, 2003) описывает, как приятно было быть просто частью толпы, куря марихуану с ними и попадая в транс, так хорошо знакомый ей, на этот раз не самостоятельно, но из-за воздействия марихуаны. Другие участники вокруг неё, думали, что она действительно под «кайфом».
Существуют различные теории о зависимости, в настоящее время интегративная теория представляется наиболее правдоподобной. Ван Дейк (Van Dijk,1979) создал модель, в которой факторы играющие роль в зависимости, рассматриваются, как зубчатые колёса, взаимодействующие друг с другом и усиливающие эффект друг друга, см. рисунок 31.
(Noorlander et al., DETOX Utrecht, 1993)
Ван Дейк (1979) утверждал, что организм формирует ответную реакцию на вредные для себя вещества, производя контр-средства. Проще говоря, реакция на амфетамины, которые оказывают «ускоряющее действие», будет, таким образом, в виде «замедления». Реакция на курение марихуаны, которая имеет «замедляющий» эффект – «ускорение». По словам Ван Дейка, зависимость – это процесс, в котором организм жаждет наркотика, потому что он уже выработал антидоты к нему, то есть «упреждающее реагирование». Элементы системы ум/тело усиливают друг друга. Чем больше принимается вредного вещества, тем больше вырабатывается противопоспалительных веществ и тем больше последующая тяга. Но также: чем больше психосоциальных проблем, тем больше потребность в веществе, вызывающем зависимость.
Из-за курения гашиша молодой человек сначала становится всё более депрессивным и вялым, и в результате ответной реакции организма на вещество, он впадает в возбуждённое или даже агрессивное состояние. Нуурландером (Noorlander and co, 1993) написана ясная статья о влиянии наркотиков.
При использовании наркотиков, детям с аутизмом легче устанавливать связи с другими подростками. Если юноша не смог завести друзей во время периода начальной школы, он, в конечном итоге, присоединится к группам высокого риска. Коды таких групп часто достаточно очевидны. У них есть правила касательно причёски, употребления алкоголя и наркотиков, предпочтительных средств передвижения, отношения ко взрослым и использования языка. Соблюдение правил облегчает вступление в групппу. Одинокий юноша может попытаться присоединиться к группе, следуя правилам.
Распространение информации о значении и последствиях употребления наркотиков имеет важное значение для всех молодых людей. Чем раньше оно будет предоставлено, тем оно, обычно, будет эффективнее для людей с аутистическим развитием.
На пороге сексуальности
Сексуальность – важный компонент в формировании взаимоотношений во время подросткового возраста. В этом отношении молодые люди с аутизмом также отстают на несколько лет от своих сверстников. К тому времени, как они начинают думать о более близких дружеских отношениях, их сверстники уже заняты половыми отношениями. Детям легче получить половое воспитание, чем «воспитание дружбы». В кажущихся простыми правилами сексуальности они, как кажется, находят способ быть частью группы. Правила, однако, оказываются более тонкими, чем ожидалось. Мальчики, например, могут вести себя по отношению к девочкам неадекватно напористо, что считается сексуальным «нападением», но они также могут оказаться высмеянными девочками из-за своего неловкого поведения.
Уилл, возраст семнадцать лет, всегда был в стороне от своих сверстников. Он видел, что его друзья крутятся вокруг девушек и тоже хотел получить отношения с девушкой. Он подарил одной девушке кольцо в знак дружбы, которое она приняла, но потом отдала мальчику, в которого была влюблена. Уиллу было обидно и он не понял, что было не так с его «отношениями».
При близких (интимных) взаимоотношениях, есть ожидание, даже большее, чем в других формах контакта, что чувства должны быть выражены словами. У людей с аутистическим развитием часто возникают проблемы с распознаванием и озвучанием собственных эмоций, и особенно это относится к эмоциям, которые они не испытывали сами.
Изоляция и депрессия
С возрастом, отличия людей с аутистическим развитием становятся более выраженными. Некоторые прекрасно справляются, находят работу, на которой они могут примень свои качества и особенности, и даже заводят семью. Для многих, подростковый возраст – самый трудный период. Переживается острое чувство изолированности, в то время, как потребность в социальных контактах усиливается. Если многие попытки установить контакт в прошлом не увенчались успехом, подросток с РАС часто становится очень депрессивным.
После очередной неудачи завязать дружбу, Алек сказал с горечью: «Было бы лучше поискать друга в психиатрической среде; у меня больше шансов найти там родственную душу».
Это крайне сложный период для родителей. Они видят печаль и изоляцию своего ребёнка и чувствуют себя бессильными в помощи. Формирование взаимоотношений отчасти зависит от того, как ребёнок научился дружить в школьный период. Во взаимоотношениях становится очевидным всё, что было научено в ранние периоды. Сфера способности индивида к привязанности от младенца и дошкольного этапа, способности отказаться от этапа «малыша», способность к эмоциональному контакту с раннего школьного периода, способность к сбалансированным взаимоотношениям в поздний школьный этап, формирование самовосприятия своих особенностей в период полового созревания, и способность к половому контакту – всё это, в описываемый момент, проверяется на практике (Delfos 2015; 2014d). Поэтому, на этом этапе, чётко видны любые сбои, которые имели место быть на более ранних этапах. В партнёрских взаимоотношениях, все эти этапы начинают одновременно проявляться впервые.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.