Мартина Дельфос «Об удивительном мире спектра аутичных состояний»
Перевод: Ершов Н.А.
Контакты: https://vk.com/mezenat
Глава 11
Формирование дружбы и отношений
Дружба и налаживание отношений – одна из главных составляющих социального функционирования. Для людей с аутичным развитием, уже имеющих так много трудностей в поверхностном социальном функционировании, формирование дружеских и близких отношений намного сложнее. Кроме того, они менее направлены на интенсивный социальный контакт. В итоге, мало кому из людей с аутизмом удаётся наладить успешные, близкие взаимоотношения, потому что их социальная схема недостаточно развита, и они уходят в себя из-за социальной отчуждённости и страха неудачи. Люди с аутизмом чаще заводят семью при условии, что они меньше повреждены в своей самооценке и не были под воздействием жёсткой стимуляции. Если в такой семье есть дети, от обоих партнёров требуются значительные усилия для обеспечения успеха и продолжения отношений.
Особенно трудно, если состояние не было диагностировано в юности. Требуется особенная помощь людям, которым не был поставлен диагноз. Из-за многолетнего ощущения неудачи они часто озлоблены и встревожены. Здесь нет доверия к заботе, и едва ли есть доверие к родителю, который не сумел вырастить его или её в нормально функционирующего человека. Человек с РАС и его окружение постепенно истощаются. Так обстояло дело с Ирвингом и его матерью, который упоминался в главе 7. Для партнёров людей с РАС отношения могут быть особенно обременительными, поскольку они неправильно интерпретируют поведение своего мужа/жены. Они принимают всё близко к сердцу и чувствуют себя обиженными.
Жена Мартина чувствовала безысходность. Годами она пыталась изменить его. Развод казался единственным решением. Она истолковала факт того, что он не меняет своё поведение тем, что он не принимает её. Но, постепенно она поняла, что он, в целом, мало способен меняться в том темпе, который её бы устраивал. Пока она видела в нём человека, упорно желающего добиться своего и едва ли склонного приспосабливать свой темп к темпу других людей, она лелеяла надежду, что он изменится. Но она стала уставать от попыток изменить его. Как только же она поняла, что причиной его поведения была предрасположенность, её надежда возродилось. Но вскоре её терпение иссякло ещё раз: итогом стало социальное выгорание.
Два элемента имеют существенно важное значение для налаживания взаимоотношений. Во-первых, формирование безопасной привязанности в юности. Как мы могли видеть, у детей с аутизмом она наполнена проблемами и происходит существенно медленнее, но может быть достигнута. Во-вторых, формирование дружеских отношений, являющееся само по себе важным строительным блоком в способности развивать успешные взаимоотношения, позже даёт возможность для развития эмпатического (сопереживающего) мышления. Для воплощения этого на практике необходимо принимать в расчёт других людей, для чего, в свою очередь, требуется иметь представление о том, что происходит в сознании других людей (см. таблицу 16).
Начальная школа
Начальная школа – важный период жизни для всех детей и может быть принципиальным и тревожным периодом для детей с аутизмом. В начальной школе мало кто может помочь ребёнку с аутизмом в специфическом чувствительном моменте: социальном взаимодействии. Такая обычно помощь оказывается, к примеру, при нарушениях научения ребёнка, которые не являются чем-то необычным в раннем школьном возрасте. Дети с аутизмом, как правило, имеют неравномерное развитие интеллекта ( disharmonic intelligence profile ), что означает, что их способности в различных предметах широко расходятся. Обычно существует разница между словесным и исполнительным интеллектом. Но даже более важна разница между интеллектуальным и социально-эмоциональным развитием. Из-за растущего интереса к высокоодарённым детям, в настоящее время всё большее внимание уделяется детям эмоционально отстающим, что, с другой стороны, типично для детей с аутизмом, когда он не размыт маской диагноза «умственная отсталость».
Пятилетний Виктор был очень замкнутым. Он очень сильно интересовался динозаврами. Живя среди детей в сиротском приюте, казалось, что он почти или совсем ничего не знал о них (о детях). Он не брал на себя инициативу в игре в любом случае. Если его приглашали присоединиться, он иногда просто стоял и смотрел как играют другие, не выказывая никакого желания присоединиться к ним. Более всего ему нравилось сидеть на диване с книгой.
Нарушения в научении на самом деле не так значительны, как нарушение контакта. Социальным навыкам не обучают в школе, хотя они необходимы для детей на данном этапе жизни и имеют основополагающее значение для детей с аутизмом.
Дети с синдромом Аспергера и подобными состояниями, в среднем, получают обычное образование в течение некоторого времени без какой-либо специальной помощи, доступной в школе. Часто такой ребёнок терпит неудачу в обучении, поскольку проявляет серьёзные поведенческие проблемы, так что его больше нельзя держать в школе; в этом случае приходится находить альтернативную форму обучения. Интеллект ребёнка не очень сильно препятствует обучению. Развитие языка, как правило, в норме, и арифметика часто даётся без проблем. Проблемы с научением детей с синдромом Аспергера и подобными состояниями, как правило, не настолько значительны, чтобы они не смогли справиться с нормальным образованием. Однако даже эти альтернативы обычно не подходят ребёнку. Поведенческая проблема, в самом деле, означает, что ребёнок громко кричит о том, что есть проблема. Аутизм с его MAS1P(спектр умственных возрастов в рамках одного человека) настолько нетипичен, что требует особого внимания. Дети типичного развития не могут найти сверстников для дружбы, когда не способны выразить свой интеллект. Поскольку многие дети в специальных школах, это мальчики с определёнными проблемами, они склонны выносить их вовне, и дети с аутизмом легко становятся мишенью для детей, которые хотят избавиться от своих неприятных чувств.
С возраста пяти лет у четырнадцатилетнего Робина постоянно обострялись поведенческие проблемы. Время от времени он удивлял своих родителей и учителей своим замечательным сопротивлением конкретным задачам в школе. Когда его класс пошёл купаться, он не захотел присоединиться: «я научусь плавать, когда вода станет достаточно сильной, чтобы нести меня». Несмотря на то, что он был умным, при переходе на среднее образование, для которого он был рекомендован, его поведение серьёзно ухудшилось. У него не должно было быть проблем с учёбой, но из-за внешней стимуляции в сочетании с недостатком контакта со своей группой сверстников, он оказался в резко нисходящей спирали.
Специальное образование для детей, отстающих в своём развитии из-за предрасположенности, а не из-за физической или психической инвалидности или воспитания, по-прежнему является редкостью. До их пор практически нет учебных заведений, созданных специально для детей с аутизмом. Кроме того, обычные школы ограничены многими правилами и не приспособлены для детей с аутизмом. Дети могут иметь хронологический и познавательный (когнитивный) возраст, который позволяет им посещать начальную школу, но их MAS1P также включает в себя умственный возраст, из-за которого они всё ещё не могут посещать начальную школу. С переходом из начальной школы в среднюю эта проблема возникает вновь, поскольку, в большинстве случаев для таких детей, она наступает слишком рано. Вот почему почти невозможно дать детям хорошую возможность для развития, даже если школа специализируется на аутизме, поскольку она будет специализироваться на старой идее аутизма, без MAS1P и перспективы роста возможностей развития.
Особое значение для этих детей имеет оценка их социального и эмоционального уровня. Однако степень зрелости в школе измеряется, главным образом, способностью выполнять школьные задания, и в частности, способностью ребёнка концентрироваться в достаточной степени, сидеть на месте и не бродить по классу. Гораздо меньше внимания уделяется социальной зрелости к школе. В то же время Bar-On (1997) разработал тест BQ-I, которым измеряется эмоциональный интеллект, по сравнению с IQ, которым измеряется «рациональный» интеллект. Измерение эмоционального интеллекта могло бы дать лучшее представление о социальном и эмоциональном развитии, но его всё ещё трудно измерить. Пример IQ-теста показан на рис. 30 .
Рисунок 30 и вопрос перед ним
Ребёнок, который интеллектуально готов к образованию, но эмоционально не соответствует социальным требованиям, которые предъявляет к нему начальная школа, легко получает проблемы с окружающими его людьми – детьми и взрослыми – и, через некоторое время, вступает в противоречие с самим собой.
Джо, которому было пять лет, очень хотелось поиграть с другими детьми, но он понятия не имел, как ему войти в игру. Вскоре другие дети перестали с ним общаться в детском саду, который ему разрешили посещать после многих неудачных попыток учёбы в различных школах. Уговорить его на конструктивную игру было практически невозможно. Вместо того, чтобы выбирать занятия, которые ему нравятся или в которых он может поучаствовать с другими детьми, он, в основном, занимался тем, что мешал другим играть. Он предпочитал ходить взад-вперёд по классу.
Важно, чтобы учителя и одноклассники имели представление о том, что такое аутизм, особенно если ребёнок с аутизмом посещает школу и окружён детьми без аутизма. Знание аутизма необходимо не только в образовательных целях, но и для того, чтобы понимать, насколько расстроен ребёнок или подросток с аутизмом, когда школа, к примеру, была отремонтирована и он должен полностью переориентироваться на новую ситуацию.
Чем старше ребёнок с РАС, тем более явна разница с другими детьми. Ребёнок сам по себе продолжает расти, развиваться и испытывать потребность в контакте с окружающими. Быстрый темп изменений в контакте или перспективе, возникающей во взаимодействии с другими, например, в совместной игре, делает очень трудным или невозможным участие детей с аутизмом. Понятия и условия совестной игры просто не укладываются в голове.
Уилл, мальчик четырнадцати лет, был рад, что его друг пришёл к нему домой поиграть. Он действительно наслаждался этим. В волнении он спросил друга: «Когда ты уйдёшь?» Друг почувствовал обиду и ответил: «очень скоро», и ушёл не задерживаясь. Уилл расстроился из-за того, что он так скоро ушёл. Мама Уилла объяснила, что вопрос сына был понят совсем иначе, чем он предполагал. Всё, что хотел узнать Уилл – сколько времени ему осталось играть со своим другом. А своим вопросом он подсказал, что другу пришло время уйти. Уилл был крайне удивлён. Он задавал вопрос буквально и понятия не имел, что к нему может быть приложено другое значение. Он думал, что такого не может быть.
Дети с аутичным развитием более эгоцентричны и менее направлы на контакт, но это не значит, что они не нуждаются в контакте и не страдают от недостатка друзей. У них действительно есть потребность в контакте со сверстниками, хотя она менее сильна в младшем возрасте, чем у других детей. Дети с РАС также совершают меньше контактом между собой, чем дети без аутизма (Frith, 1989/2003).
«Приятель» в школе, который поддерживает ребёнка с РАС в его контакте с другими детьми, может быть большим подспорьем. Дети часто лучше, чем взрослые, чувствуют, что ребёнок с аутичным развитием «другой» и нуждается в большем количестве повторений в игре, а также в чётких инструкциях. Хотя, с одной стороны, брат или сестра с РАС могут быть тяжёлым бременем для семьи, их брат или сестра без аутизма, могут, с другой стороны, помочь своему брату или сестре с РАС научиться взаимодействовать со сверстниками. Со временем, дети с аутизмом всё отчётливее понимают, что они отклоняются от других детей. Часто, всё чего им хочется – быть «обычными», и они, как правило, отчаянно пытаются вести себя таким образом, чтобы они могли присоединиться к своим сверстникам. Тем не менее, даже так им не удаётся находить друзей.
Отчаяние ребёнка с синдромом Аспергера из-за потребности в дружбе поразительно выразил девятилетний Джордж в фильме «Я не глупый» (Fisher, BBC, 1995). Джордж отчаянно хотел, чтобы у него был друг, но он испытывал неудачи в попытках, и однажды он спросил своих родителей, есть ли такая вещь, как «Магазин Друзей», похожая на «Магазин Игрушек».
Постоянное отсутствие успеха в попытках подружиться и неоднократные отказы серьёзно влияют на самооценку (на восприятие собственного образа у) ребёнка. Ребёнок воспринимает, что люди не хотят с ним играть, предпочитают выбрать кого-то другого на занятие гимнастикой и не приглашают его на дни рождения. Это также влияет на интеллектуальное функционирование ребёнка, из-за чего его общая деятельность не оптимальна, и он компенсирует недостаток впечатлений бросаясь в интеллектуальную работу. Последствия из-за восприятия себя, как отщепенца, ещё более пагубны для эмоционального развития ребёнка. Гунилла Герланд (Gunilla Gerland, 2003) откровенно выразила чувство отличия от других: «Что со мной было не так? Почему я не была настоящим человеком?». Её самооценка становилась всё более ущербной по мере взросления: «В прошлом, когдая я не чувствовала себя настоящим человеком, у меня было ощущение, что я принадлежу к другому виду. Сейчас я всё ещё чувствую себя не настоящим человекам, а скорее жалкой имитацией других людей, своего рода бракованной копией».
Наличие этой потребности к принадлежности отмечает разницу между формами внутри аутистического спектра. Поэтому «лёгкая» форма аутизма, называемая также «синдромом Аспергера» может быть более болезненной, чем «аутизм Каннера», в котором дети живут больше сами по себе, обособленными от других людей. Ребёнок с аутизмом как бы попадает под стеклянный колпак в самый разгар социальной адаптации: он видит всё, что происходит вокруг, но не успевает в этом участвовать. Этот процесс, начавшись а начальной школе, продолжается в средней.
Дети с аутичным развитием подвержены высокому риску издевательств в течение школьных лет, а также, позже, на работе.
Травля
Дети младшего школьного возраста формируют группы из мальчиков и девоче. Они редко смешиваются и закрепляются надолго. Это период, когда расстояние между полами кажется наиболее широким. Различие между мальчиками и девочками, которое также усиливается физически, повышает вероятность формирования группы. В результате увеличения мышечной ткани и физической силы, мальчики чувствуют необходимость проверить свою силу против окружающих. На формирование положительной социальной личности оказывается сильное давление (Delfos, 2015). В начальной школе конкурентоспособность играет важную роль, и это создаёт риск вытеснения из группы.
Ребёнок с атипичным развитием, как правило - девиант (имеет видимые отклонения). Это не так заметно у детей с аутичным развитием, поскольку нет видимых физических отклонений, как, например, у детей с синдромом Дауна. Более того, дети с аутичным развитием нормально функционируют во многих областях, и даже лучше, чем дети в среднем. Окружающие, в том числе их сверстники, считают, что ребёнок «другой». Какова бы ни была причина или природа отклонения ребёнка, в начальной школе, как например, отклоняющийся внешний вид или высокий интеллект, факт отличия часто рассматривается сверстниками, как неприятный и даже пугающий, и им иногда бывает трудно с этим справиться. Мы даже можем наблюдать это явление, когда обычный ребёнок переживает ужасный опыт потери отца или матери. Наряду со всем вниманием и поддержкой, ребёнка неизбежно будут дразнить по этому поводу («О, она снова плачет, вероятно, потому, что её мать мертва...»). Это то, что взрослые редко понимают и, конечно это трудно себе представить. Основная причина заключается в том, что детей часто шокирует ситуация, когда кто-то из них теряет одного из родителей. Это внезапно ставит их перед тем фактом, что их собственные родители могут умереть. Дети, привыкшие выносить свои проблемы вовне, и поэтому проявляющие агрессивное, внешне направленное поведение, могут начать издеваться над ребёнком, потерявшим родителя.
Ребёнка, имеющего отличия от других детей, нелегко принять в группу; он или она не пользуется популярностью и рискует подвергнуться издевательствам со стороны детей, склонных к вынесению (экстернализации) проблем из себя. Следует отметить, что хулиганы используют физическую силу чаще в отношении мальчиков, чем девочек, соотношение 75% мальчиков к 25% девочек. В случае психологического запугивания соотношение меняется на противоположное (Van de Meer, 1993; 1997). Кроме того, мальчики, в среднем, более приспособлены к восприятнию отрицательных сигналов. Поэтому мальчики, обычно, быстрее получают отрицательные сигналы от детей с аутизмом. Дети с аутизмом часто становятся замкнутыми и тревожными, реагируя на своих сверстников в результате травли. В главе 14, посвящённой агрессии, мы рассмотрим, почему люди с аутичным развитием, в целом, реагируют на агрессию других людей незначительно.
Есть разница между дразнением, которое является случайным, и травлей, которое является систематическим (Van de Meer, 1993). Дразнение предполашает равный статус во взаимоотношениях между дрязнящим и дразнимым, в то время как травля основана на разнице в силе, из-за чего подверженному ребёнку очень трудно защитить себя. Кроме того, травля наносит психологический и физический вред. Детям, которые хулиганят, часто не ясно, наколько значительно влияние того, что они делают. Они не всегда хулиганят специально. Они дразнят и ведут себя смешно в соответствии со своим восприятием. Даже взрослые, особенно мужчины, не всегда осознают, как воспринимаются их надоедливые шутки, особенно женщинами.
Факт в том, что травля, по большей части – выражение зависти. Дети, в основном, подвергаются травле из-за их положительных свойств, и одна из них – интеллект (Hong, 2014). Из-на ускорения познавательной стороны мышления, дети с аутизмом легко могут вызвать зависть, из-за их интеллекта, безупречности и честности. Они будут думать, что над ними издеваются за их отрицательные свойства и поэтому они будут продолжать искать ответ на вопрос, что же с ними не так. Потому как причина не находится, ужасное чувство отверженности остаётся с ними во взрослом возрасте.
Один из одноклассиков Дэвида покончил с собой. Узнав об этом, его одноклассники переписывались по этому поводу. Они обнаружили, что, возможно, то, что они делали, было не только поддразниванием, но и травлей. Это оказало огромное влияние на Дэвида. В пятнадцать лет, он, в глубокой сосредоточенности, произнёс несколько впечатляющих слов: «Теперь я знаю, что когда ты говоришь что-то кому-то, это имеет влияние на людей».
Травля может привести к серьёзным психологическим проблемам и даже к самоубийству. Многие люди, над которыми в детстве постоянно издевались, на протяжении всей своей жизни, стараются не допустить, чтобы к ним когда-либо снова относились отрицательно. Дети с РАС развивают отрицательную самооценку в результате травли. Они оценивают себя как иных, отличающихся, но понятия не имеют, почему. Они замечают, что остаются вне группы, что они не делают того, что делают другие, например, что их темп в образовании часто ниже. Всё это вредит их самооценке, неуклонно приводя к глубокому чувству неполноценности.
Джон постоянно оценивал ход своей тепрапии, и в какой-то момент он тепло сказал своему терапевту: «Многое изменилось. Я всё ещё не могу делать всё то, что хотел бы, но я больше не чувствую себя неудачником. Мои поздавления, вот чего вы достигли!».
Важно полностью осознавать, что ребёнок с РАС восприимчив к травле. К сожалению, желательно заранее это предположить и постараться максимально обезопасить ребёнка от этого. Ребёнку в первую очередь нужно помочь найти верный способ реагирования на травлю и помочь понять контекст зависти.
Джо, возраст почти шесть лет, почти не ходил в школу. Он был очень заинтересован, но всегда что-то шло не так. Была опробована очередная школа, но и там, вскоре, над ним начали издеваться. На заданный вопрос, что он делал, чтобы справиться с этим, он ответил: «Я очень громко кричу и плююсь, а потом они останавливаются». Терапевт сказал, что это очень хорошая идея, и что здорово, что это помогло ему, и что ему больше никогда не придётся бояться травли, но что у этого способа есть ряд недостатков. Например, у тебя никогда не появится друзей из-за него, потому что, конечно, всех пугает твой крик и плевки. Джо это показалось странным; в конце концов, если они ничего не делали, то и он ничего не делал! Терапевт объяснил, что есть и другие способы реагирования, например, говорить кому-то, кто стал неприятен: «Это не хорошо, мы не можем быть друзьями из-за этого». На следующем сеансе, Джо с энтузиазмом сообщил, что это сработало. Издевательства прекратились, и ему не нужно было больше кричать и плеваться.
Ребёнок также должен научиться получать помощь, чтобы другие люди могли положить конец травле. Чтобы обранужить травлю и оценить способность ей противостоять ребёнку с РАС, со стороны учителя требуется проницательность и терпимость. Травля – это реагирование окружения на то, каким образом ребёнок в её центре сталкивается с такими своими хорошими качествами, как уровень интеллекта, безупречность и честность, а его социально неловкое поведение здесь запускает процесс. Кому-то, кто не может ощутить или понять, как мало ребёнок с РАС понимает людей, часто кажется, что ребёнок провоцирует поведение других. В результате он становится ещё более изолированным, поскольку над ним не только издеваются, но ещё и обвиняют. В конечном сёте, чувство вины, это то, что многие люди с РАС несут с собой всю оставшуюся жизнь. Они постоянно чувствуют, что делают что-то не то – преднамеренно – и их за это наказывают. Не только из-за травли, но из-за неприятия в целом.
Вероятно, никогда не будет возможным полностью предотвратить травлю. Травля – это проблема, связанная с определённым этапом развития, особенно у мальчиков, которая часто возникает в определённый период, особенно во второй половине начальной школы и в начале средней школы (Delfos, 2014d). Дети с отклоняющимся поведением легко могут стать мишенью для издевательств. Детям с аутизмом не легко получить поддержку от детей, а также нет понятия, как обрести такую поддержку. Им также будет нелегко заручиться поддержкой учителя. В результате, они могут легко оказаться в изоляции, что сделает их ещё более лёгкой мишенью для хулиганов.
Отъявленные хулиганы, как предполагается, имеют мало э способностей к сопереживанию. Часто это дети с проблемным прошлым, которые в детстве, а затем и во взрослом возрасте также часто проявляют преступное поведение. Их ограниченное сопереживание – совсем иной природы, по сравнению с нарушением эмпатических способностей у детей с аутистическим развитием. Ребёноку с РАС трудно стать хулиганом, хотя но может быть неприятным и надоедливым по отношению к другим детям. Однако преступного поведения при этом не происходит. Дети с аутичным развитием неэмпатичны в наивной, невинной форме без злых или эгоистичны намерений. Дети с РАС имеют слабое представление о том, что происходит в других людях, но они не получают никакого удовольствия от причинения вреда или нанесения обид в качестве хулигана. Они не агрессивны по своей природе, хотя иногда могут вести себя довольно агрессивно. Дети, имеющие недостаток способности к сопереживаю, запугивая, не знают о серьёзности и интенсивности чувств других детей. Дети с РАС, как правило не знают о каких-либо чувствах, как таковых. Поэтому ребёнок с аутизмом может быть очень чувствительным, очень заботливым, когда знает чувства другого и знает, что нужно другому. Это может быть существенным преимуществом во взаимоотношениях.
Отрицательный образ себя развивается в виду того, что человека отвергают как друга и издеваются над ним. Образ себя у детей с РАС сильно недоразвит, отчасти из-за их проблем в распознавании и выражении чувств. В школе, формирование образа себя находится под риском искривления отрицательным опытом. В конечном счёте, дети с РАС чувствуют, что постоянно терпят неудачи, и у них складывается негативная картина себя и окружающих. В фильме «Я не глупый» (Fisher, BBC, 1995) даётся выражение тому, что переживает так много людей с синдромом Аспергера, а именно их большой потребности доказать, что они не глупые и что они заслуживают внимания.
Образ себя
Задача родителей в развитии образа себя (самооценки) ребёнка с РАС состоит в том, чтобы дать ему, несмотря ни на что, безусловную любовь, поддержку и уверенность в себе. Безусловно – не означает, что всё должно быть одобрена, но что ребёнок, как человеческое существо, не отвергается. Понятие «безусловная любовь», означает, что проводится различие между человеком и его поведением. Для ребёнка огромная разница, говорите ли вы ему: «Ты мне надоел!» или «Меня раздражает, что ты делаешь!». Трансляция «Я-сообщений» (Gordon, 1970/2000), кроме того, ограничивает перспективу предложения человеком, который его говорит. «Ты делаешь это неправильно», звучит гораздо более обобщённо и осуждающе, чем «я думаю, что ты делаешь это неправильно». Такая форма построения предложения подразумевает, что возможны и другие мнения.
Безусловную любовь, однако, дарить непросто. Родители – всего лишь люди, и воспитание ребёнка с РАС для них – чрезвычайно тяжёлое бремя. Воспитание детей – трудная задача, даже если у них нет никаких проблем, а у вас, как у родителя, отличное здоровье. Также в семьях, в которых есть ребёнок с аутизмом, часто возникают дополнительные проблемы. Мло того, что весьма вероятно, что другие дети и члены семьи также имеют аутистические особенности, такие состояния, как депрессия и редкие заболевания, также чаще встречаются в таких семьях (Gillberg, 1992). Родителям в этом случае приходится справляться не только с ребёнком, и в результате они, как семья, не всегда функционируют оптимально. В семье с ребёнком с РАС, дисфункция родителей часто приходит с удвоенной силой. Уставший родитель, в спешке, и используя раздражённый голос, чтобы принудить своего ребёнка, столкнётся с ребёнком, неуправляемым и закрытым. Терпение в воспитании ребёнка с аутизмом абсолютно необходимо, каким бы сложным оно не казалось.
Наблюдая последствия своего неадекватного поведения, родители также рискуют развить в себе чувство вины. Это необоснованно не потому, что невозможно жить без ошибок, а потому, что то, степень, в которой у детей с РАС возникают проблемы, не связана с воздействием на них их родителей. Естественно, что поведение родителей может помочь ребёну и что ребёнку хуже, если родители не помогают ему правильно. Однако родители не вызывают недоразвитие левого полушария мозга! Суть проблему заключается в нетипичном развитии, а не в родителях. Мы хотим подчеркнуть, что это применимо к аутизму, как мы его понимаем, а не к аутистическому поведению, как следствию психологических или медицинских причин. Другая сторона медали заключается в том, у родителей, из-за данного факта, меньше возможностей повлиять на расстройство, чем они хотели бы. Однако родители могут много сделать, когда его MAS1P (спектр возрастов в рамках одного человека) станет ясным.
Взаимоотношения ребёнка со своими родителями представляют собой связь с окружающими его людьми. Переходя в начальную школу, ребёнок переходит из среды, в которой относительно мало людей, с которыми он контактирует, в школу, полную людей и группу, с которой он проводит день в интенсивном контакте. Глубина, требуемая во взаимоотношениях, значительно возрастает в начальный школьный период. Ожидается, что ребёнок научится формировать дружеские отношения, но особенности его MAS1P делают этот этап почти невозможным.
На пороге сексуальности
Сексуальность – важный компонент в формировании взаимоотношений во время подросткового возраста. В этом отношении молодые люди с аутизмом также отстают на несколько лет от своих сверстников. К тому времени, как они начинают думать о более близких дружеских отношениях, их сверстники уже заняты половыми отношениями. Детям легче получить половое воспитание, чем «воспитание дружбы». В кажущихся простыми правилами сексуальности они, как кажется, находят способ быть частью группы. Правила, однако, оказываются более тонкими, чем ожидалось. Мальчики, например, могут вести себя по отношению к девочкам неадекватно напористо, что считается сексуальным «нападением», но они также могут оказаться высмеянными девочками из-за своего неловкого поведения.
Уилл, возраст семнадцать лет, всегда был в стороне от своих сверстников. Он видел, что его друзья крутятся вокруг девушек и тоже хотел получить отношения с девушкой. Он подарил одной девушке кольцо в знак дружбы, которое она приняла, но потом отдала мальчику, в которого была влюблена. Уиллу было обидно и он не понял, что было не так с его «отношениями».
При близких (интимных) взаимоотношениях, есть ожидание, даже большее, чем в других формах контакта, что чувства должны быть выражены словами. У людей с аутистическим развитием часто возникают проблемы с распознаванием и озвучанием собственных эмоций, и особенно это относится к эмоциям, которые они не испытывали сами.
Изоляция и депрессия
С возрастом, отличия людей с аутистическим развитием становятся более выраженными. Некоторые прекрасно справляются, находят работу, на которой они могут примень свои качества и особенности, и даже заводят семью. Для многих, подростковый возраст – самый трудный период. Переживается острое чувство изолированности, в то время, как потребность в социальных контактах усиливается. Если многие попытки установить контакт в прошлом не увенчались успехом, подросток с РАС часто становится очень депрессивным.
После очередной неудачи завязать дружбу, Алек сказал с горечью: «Было бы лучше поискать друга в психиатрической среде; у меня больше шансов найти там родственную душу».
Это крайне сложный период для родителей. Они видят печаль и изоляцию своего ребёнка и чувствуют себя бессильными в помощи. Формирование взаимоотношений отчасти зависит от того, как ребёнок научился дружить в школьный период. Во взаимоотношениях становится очевидным всё, что было научено в ранние периоды. Сфера способности индивида к привязанности от младенца и дошкольного этапа, способности отказаться от этапа «малыша», способность к эмоциональному контакту с раннего школьного периода, способность к сбалансированным взаимоотношениям в поздний школьный этап, формирование самовосприятия своих особенностей в период полового созревания, и способность к половому контакту – всё это, в описываемый момент, проверяется на практике (Delfos 2015; 2014d). Поэтому, на этом этапе, чётко видны любые сбои, которые имели место быть на более ранних этапах. В партнёрских взаимоотношениях, все эти этапы начинают одновременно проявляться впервые.
Важные отметки
· Определите, на каком этапе формирования дружбы находится ребёнок.
· Подключитесь к тому этапу, на котором находится ребёнок, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие.
· Дайте возможность ребёнку развиваться в его собственном темпе, например принимая то, что он предпочитает играть детьми младше него.
· Дружба необходима для того, чтобы быть способным строить отношения позже в жизни.
· Из-за разницы в познавательном и эмоциональном функционировании, у ребёнка могут начаться проблемы с поведением в школе.
· Дети с РАС недостаточно эмоционально развиты для школы, в обучении согласно возрасту, как дети типичного развития.
· Дети с аутизмом рискуют подвергнуться травле в школе.
· Самовосприятие (самооценка) детей с аутизмом повреждается в результате травли и отвержения их сверстниками.
· В семьях с аутизмом часто бывают различные расстройства, на также и особые синдромы.
· Убедитесь, что ребёнок проинформирован о значении и опасности наркотиков.
· Убедитесь, что ребёнок получает половое образование.
· Люди с РАС часто связываются с высокоэмоциональным (эмпатия) партнёром.
· Работа над отношениями требует значительных усилий от людей с аутизмом, а партнёр такого человека с РАС может делать много болезненных неправильных толкований его поведения.
· Люди с РАС имеют наивную чистоту, чем могут пользоваться люди, умелые в эмоциональных манипуляциях.
Важные установки
· Терпение
· Всегда есть возможность для развития
· Уважение чистоты (непосредственности, прямолинейности, порядочности) людей с РАС
Резюме
Формирование надёжной привязанности и формирование дружеских отношений – два важных строительных блока в формировании отношений по мере раскрытия жизни для человека. Построение дружбы – это задача развития, с которой дети сталкиваются в начальной школе. Ребёнок с аутичным развитием не развивается социально в соответствии со своим хронологическим возрастом. Его профиль интеллекта разбалансирован. Может быть, что ребёнок с РАС ходит в школу, в то время как в социальном смысле он по-прежнему функционирует на уровне младенца или дошколника. Во время периода начальной школы эта проблема часто не признаётся, и в результате ребёнок может начать проявлять серьёзные поведенческие проблемы. Ребёнок с РАС часто нуждается в дружбе, но не способен завести и сохранить друзей. Когда такой ребёнок поступает в начальную школу, он должен быть способен перейти от эгоцентрического функционирования к партнёрскому поведению. Ребёнок с аутичным развитием недостаточно способен к этому.
Дети в начальной школе чувствуют, то ребёнок с РАС «отличается», а дети, которые воспринимаются, как «отличающиеся», подвержены большому риску издевательств в школе. Издевательства отрицательно сказываются на образе-себя ребёнка. В частности, в подростковом возрасте, молодые люди с аутистическим развитием рискуют впасть в депрессию. Тем, кто совершает травлю, не всегда ясно, каково влияние хулиганства на других людей, часто они полагают, что то, что они делают, смешно.
Дети с аутистическим развитием гораздо дольше остаются на первых этапах формирования дружбы, которые, как правило, относятся к дошкольному возрасту. В зависимости от этапа, на котором находится ребёнок, ему должда быть оказана соответствующая этапу помощь. У подростков с РАС способность вступать в отношения в том возрасте, в котором от них это ожидается, серьёзно ослаблена. Существует опасность того, что они свяжутся с группами высокого риска, поскольку в них есть чёткие правила поведения, облегчающие возможность быть частью группы. Отношения людей с аутистическим развитием часто взаимно дополняющие, что означает, что мужчина или женщина с РАС часто вступают в отношения с высокоэмпатическим партнёром. Они дополняют друг друга и держат друг друга в равновесии.
Мартина Дельфос «Об удивительном мире спектра аутичных состояний»
Перевод: Ершов Н.А.
Контакты: https://vk.com/mezenat
Глава 11
Дата: 2019-04-23, просмотров: 190.