Лекция 15. Судебный прецедент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Решение органа правосудия по конкретному юридическому вопросу или делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении аналогичных дел.

А) Судебный прецедент возникает в результате правотворческой деятельности судебных органов
Б) всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации.
В) Создается в вышестоящей судебной инстанции и является обязательным для вышестоящих судов
Г) характеризуется множественностью судебных прецедентов
Д) Ретроспективен (обладает обратной силой)

Формы права:
1) офиц. Док-т правотворческого органа, содержащая правовые нормы
2) религиозные тексты – это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Нормы, содержащиеся в религиозных текстах, признаются государством в качестве общеобязательных
3) правовая доктрина – это мнение, идеи, концепции выдающихся ученых юристов, которым придается общеобязательная сила. Правовая доктрина является результатом профессиональной научной деятельности и представляет позиции ученых по различным правовым проблемам

 

Нормативный договор - соглашение сторон о правилах поведения, которым они обязаны подчиняться.
Признаки договора:
а) содержит нормы общего характера, которые регулируют действие не только участников настоящего договора, но и иных субъектов.
б) это соглашение не менее чем 2-х субъектов, хотя бы один из которых обладает государственно властными полномочиями.
в) заключается на добровольной основе и заключает общность интересов сторон.
г) заключается на основе норм публичного права.
д) подлежит официальному опубликованию
е) предусматривает ответственность сторон за неисполнение или за ненадлежащее исполнение принятых обязательств

Видами нормативного договора является международный договор, федеративный договор, коллективный договор

 

Нормативный правовой акт.
НПА является видом правового акта, т.е. акта принятого компетентными органами и имеющего властный характер.
НПА имеет следующие признаки:
1) издается органами обладающими правотворческой компетенцией
2) имеет процедуру принятия, изменения, отмены
3) носит общеобязательный характер и адресован неопределенному кругу лиц
4) содержит правовые нормы
5) принимается для регулирования общественных отношений
6) действует длительно

Виды НПА.
Классификация по времени действия:
1) постоянные (действие не определено сроком)
2) временные (действует в течение определенного срока указанных в них)
По степени систематизации:
1) простые
2) кодифицированные (уставы, кодексы)
По сфере действия:
1) федеральные
2) акты субъектов федерации
По кругу лиц:
1) общие
2) специальные (на определенный круг субъектов)
По юридической силе (она характеризуется местом и значением НПА в системе НПА и зависит от положения и компетенции органа, который принял НПА
1) конституция – основополагающий, учредительный, политико-правовой акт страны, закрепляющая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму государства, принципы и функционирование органов государственной власти и иные вопросы, является основой для текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу и прямое действие ( прямое действие, т.е. её положения подлежат реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих её НПА
2) закон – НПА принятый в особом порядке органом законодательной власти, содержащий правовые нормы, выражающий волю народа. Принимается органом законодательной власти. Принимается по наиболее важным сторонам общественной жизни. Принимается в порядке предусмотренном конституцией
Виды законов:
1.ФКЗ – законы, принимаемые по вопросам прямо предусмотренным конституцией , и характеризуются следующими признаками:
1) являются продолжением действия конституционных норм, позволяют избегать внесения частых правок конституции.
2) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой конституции
3) имеют четко очерченную конституцией сферу регулирования
4) имеют особый порядок принятия
2. ФЗ – акты текущего законодательства посвященные разным сферам жизни общества, действуют на всей территории РФ
3. Законы субъектов РФ – издаются законодательными органами субъектов в пределах их ведения и действуют на территории соответствующего субъекта.
Особо выделяется закон о поправках в конституции.
Он принимается в порядке предусмотренном для ФКЗ, а особым условием для вступлением его в юридическую силу является одобрение законодательными органами не менее чем 2/3 субъектов РФ.

3) подзаконный акт – изданные на основе закона акты, содержащие правовые нормы.
Особенности:
1) издаются на основе и во исполнение закона
2) обеспечивают действие закона с учетом региональных и иных особенностей
3) издаются в порядке простого принятия, а их юридическая сила определяется местом и ролью органа их издавшего в его компетенции

Виды подзаконных правовых актов:
1) указы и распоряжения президента РФ
2) постановления правительства РФ
3) НПА федеральных органов исполнительной власти
4) НПА органов местного самоуправления
5) локальные НПА

Действие НПА во времени.

Началом момента действия НПА является приобретение им юридической силы.
ФКЗ, ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если не установлен иной срок: а) с конкретное указанной даты. Б) с момента официального опубликования.

Указы президента нормативного характера, а так же акты правительства, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, вступают в силу по истечении 7 дней со дня их официального опубликования
Прекращение действия закона означает утрату им юридической силы.
Это происходит:
а) по истечении срока на который они были приняты
б) с принятием акта об отмене закона
в) при вступлении в действие нового закона регулирующего тот же круг общественных отношений

По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на те отношения которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, которое прямо оговаривается в самом законе.
Не допустимо придание обратной силы закона усиливающего ответственность, либо устанавливающего его новый виды или меру.

Переживание закона – это ситуация когда закон, утративший юридическую силу продолжает регулировать длящиеся общественные отношения, тк необходим определенный срок для приведения их в соответствие с новым законодательством

Действие НПА в пространстве:

Территориальные рамки действия НПА. Территорией государства в которой действуют законы:
1) сухопутная территория в пределах государственных границ
2) внутренние воды государства
3) территориальные воды государства
4) воздушное пространство над земной и водной поверхностью
5) недра
6) военные корабли и самолеты вне зависимости от их местоположения
7) космические корабли и станции под флагом государства
8) транспорт под флагом
9) посольства и консульства

Законы могут действовать на всей территории государства или только некоторых субъектов
Некоторые НПА сами указывают территории применения
Явление, когда сила НПА не распространяется на ту или иную территорию называется экстерриториальностью

По кругу лиц: по общему правилу действие НПА распространяется на всех физических и юридических лиц, находящихся на территории государства:
Исключения:
Наличие дипломатического или иного иммунитета
Ограничение для иностранцев и апатридов в политических и иных правах.














































































Лекция 16.Правотворчество. Понятие правотворчества. Виды правотворчества. Принципы правотворчества. Стадии правотворчества. Принципы правотворчества. Стадии правотворчества. Законотворческий процесс и его стадии.

Правотворчество – это особый вид деятельности государственных иных органов, а также непосредственно граждан (референдум) по принятию, изменению и отмене действующих НПА
Особый вид деятельности государственных органов, наделенных правотворческими полномочиями, а в установленных законом случаях действия граждан.

Заключается в принятии, изменении или отмене НПА
Регулируется действующим законодательством и осуществляется по строго установленной процедуре.
Начинает процесс правового регулирования.

Лекция 17. Виды правотворчества

1) Референдум – всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения

2) Законотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, состоящая в принятии, отмене или изменении законы.
Выделяют федеральное законотворчество и законотворчество субъектов РФ

3) Подзаконное правотворчество – это деятельность исполнительных органов государственной власти и должностных лиц по принятию, изменению и отмене подзаконных НПА

4) Муниципальное правотворчество – оно реализуется в форме непосредственного правотворчества, которое осуществляется населением муниципального образования, а так же в форме правотворчества муниципальных органов власти

5) Локальное правотворчество – принятие и отмена ПА в рамках организации, предприятий и учреждений

6) Договорное правотворчество

Принципы правотворчества:
1) законность
2) научность
3) гласность
4) планирование
5) оперативность
6) системность

Стадии правотворчества:
1) подготовка проекта НПА – выявление необходимости и подготовка предложений по совершенствованию правовых но в котором дается обоснование проекта НПА, т.е. его основная идея, предмет регулирования, круг субъектов попадающих под действие НПА, примерное содеражние впоследствии принятия, он проходит обсуждение и экспертизу, а далее согласование и доработку
2) Принятие НПА (на этой стадии проект НПА вносится на обсуждение в правотворческий орган, там обсуждается и принимается. Сложность этой стадии зависит от вида принимаемого НПА
3) опубликование и приведение НПА в действие

Стадии законотворчества:

1) Законодательная инициатива – закрепленная конституцией право определенных органов, депутатов, внести предложение по принятии закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Субъекты данного права закреплены в ст. 104 конституции РФ. Итог – решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания государственной думы

2) Обсуждение законопроекта – регулируется Регламентами палат федерального собрания. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Доклад делает представитель субъекта, который внес проект на обсуждение, а также представитель комиссии, в котором законопроект предварительно рассматривался . По результатам 1го чтения устанавливается срок для внесения законопроекта на второе чтение, если основные положения его были одобрены депутатами. Во втором чтении происходит детальное обсуждение законопроекта с учетом тех поправок и предложений, которые были внесены после первого чтения, по результатам чтения закон принимается, законопроект откланяется, либо принимается решение о вынесении проекта на третье чтение после редакционной правки. В третьем чтении не допускается внесение в законопроект правок, проводится голосование

3) Принятие закона

4) Подписание и опубликование закона ст. 15

Систематизация законодательства:

Систематизация – упорядочивание действующих НПА, приведение их в строгую согласованную систему
В задачи систематизации входит:
а) устранение противоречий в содержании норм права
б) выявление пробелов в праве, неполноты отдельных институтов
в) выявление множественности институтов посвященных одним и тем же вопросам
г) обнаружение устаревших норм
д) создание условий для совершенствования законодательства

 

Лекция 18. Продолжение лекции 17.

Виды систематизации.

1) Консолидация – вид систематизации при котором НПА по одному и тому же вопросу объединяются в новый, единый, укрупненный НПА.
При консолидации:
а) объединяются акты равной юридической силы
б) устраняются повторы в НПА
в) нормы излагаются в логической последовательности
г) акт который является результатом консолидации не меняет содержание правового регулирования

2) Кодификация – изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы и издается единый НПА
Черты:
1) в актах кодификации обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизниЮ определяющие основы отраслей законодательства
2) регулируется широкая сфера общественных отношений, а предмет определяется исходя из деления права на отрасли и институты
3) акт кодификации – единый акт, который как правило имеет сложную структуру
Актами кодификации являются: кодексы, основы законодательства, уставы, положения, правила.
Виды кодификации:
а) всеобщая – принятие групп кодифицированных актов и последующие объединение их в определенную систему
б) отраслевая – объединение НПА в рамках одной отрасли
в) специальная – издание НПА, регулирующих отдельные институты или группы институтов

3) Инкорпорация - действующие НПА упорядочиваются вместе без переработки и изменинй, постоянная деятельность гос и иных органов с целью поддержания законодательства в действующим контрольном состоянии, обеспечение его доступности. Инкорпорация может проводиться по хронологическому и тематическому признаку, быть генеральной и частной.
В зависимости от юридической силы выделяют:
а) официальную инкорпорацию – осуществляется от имени и по поручению правотворческого органа. Акты данного вида инкорпорации являются официальными источниками
б) неофициальная осуществляется субъектами без специальных полномочий и по собственной инициативе

4) Учет – это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а так же по созданию поисковой системы обеспечивающей нахождение правовой информации
3 вида учета:
1) журнальный, который осуществляется путем закрепления реквизита НПА в специальных журналах
2) картотечный – закрепление реквизитов НПА, а возможно и его текста в специальных карточках по хронологическому или тематическому критерию
3) автоматизированный – создание специальных правовых информационно поисковых систем

Реализация норм права, правоприменение. (ОС – особо сложная)

1 вопрос. Реализация права: понятие и формы
2 вопрос. Правоприменение как особая форма реализации права
3 вопрос. Принципы применения права
4 вопрос. Стадии применения права
5 вопрос. Акты применения права
6 вопрос. Правоприменение при пробелах в праве
7 вопрос. Правоприменение в случае коллизий правовых норм

Вопрос 1.

Реализация права – это фактическое осуществление правовых предписаний в деятельности субъектов права.
В зависимости от способа осуществления прав и обязанностей выделяют 4 формы реализации:
1) соблюдение – она заключается в воздержании субъекта от действий запрещенных правом. Это пассивная форма реализации, которая связана с запретами на определенное поведение
2) исполнение – это форма реализации которая заключается в выполнении соответствующих обязанностей путем совершения активных, позитивных действий; это активная форма реализации права на действии обязывающих норм
3) использование – это форма реализации, которая заключается в совершении субъектом активных действий направленных на осуществление возможностей, предоставленных правом; это активная форма реализации права, которая основана на возможности выбора субъектом вариантов поведения
Эти 3 формы называются непосредственными, так как субъект реализует нормы права самостоятельно не обращаясь за содействием к органам государства или иным органам.
4) особой формой является – Правоприменение (применение права)

Вопрос 2.

Правоприменение – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса или дела и вынесении по нему индивидуального решения обязательного для адресатов.

Признаки правоприменения:

1) Осуществляется уполномоченными на то органами государства и иными органами в пределах их компетенции

2) Состоит в рассмотрении конкретного юридического дела или вопроса по которому выносится решение индивидуального характера

3) Вынесенное решение является обязательным как для адресатов так и для лиц, которые будут его исполнять

4) Это властная деятельность, которая регулируется процессуальными нормами

Лекция 19. Реализация норм права, правоприменение (продолжение)

Правоприменение необходимо в следующих случаях:

1) Когда без властного вмешательства не могут возникнуть права и обязанности позитивного характера

2) В случае конфликта сторон споров о праве либо возникновении препятствий для осуществления прав в случае совершения правонарушения

3) В случае когда необходимо установить или подтвердить наличие факта имеющего юридическое значение

Принципы применения права.
Под принципами применения права понимаются иди и взгляды на то как должны применяться нормы права, какие ценности должны реализовываться в процессе правоприменения.

К принципам применения права относятся:

1) Законность

2) Гуманизм

3) Объективность правоприменения

4) Оперативность

5) Справедливость

6) Целесообразность

3 типа правоприменительной деятельности:

1) Судебный

2) Управленческий

3) Административный

Типы правоприменения:

1) Судебное – реализуется в рамках уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства, когда суд рассматривает дело и выносит по нему решение в соответствии с нормами материального и процессуального права

2) Управленческий – особенность состоит в том, что субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения, вынесение решения вытекает из служебных обязанностей и может относиться как к индивидуальному субъекту так и группе лиц

3) Административный – субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Решение принимается в случае подачи жалобы в совершении правонарушения при конфликте сторон и т.д.

Стадии правоприменения:

1) Установление фактических обстоятельств дела – это сбор информации о фактах имеющих значение для дела и доказывающий их наличие или отсутствие в действительности. Факты которые устанавливаются должны отвечать требованиям полноты (устанавливаются все факты имеющие значение для дела), относимости (должны относиться именно к этому делу) и допустимости (должны быть законными, т.е. полученными законным путем и иметь в соответствии с законодательством значение для данного дела. На первой стадии деятельность субъектов правоприменения сводится в основном к доказыванию, в ходе это деятельности доказательства отыскиваются, собираются, оформляются, анализируются и оцениваются.

2) Установление нормативной основы или выбор и анализ нормы права. На этой стадии отыскиваются нормы, относящиеся к фактам установленным на первой стадии. Субъекты обращаются к специальным источникам опубликования, устанавливают, что норма действует, в случае необходимости учитывают изменения и дополнения к ней. Далее норма подвергается толкованию, решается вопрос о коллизии норм, о ее действии в пространстве по кругу лиц

3) Принятие решения – вынесенное решение должно соответствовать фактической и нормативной основе. На этой стадии решение получает письменную и документальную форму в виде правоприменительного акта.

Юридическая квалификация – это оценка фактов на основе норм права, это соотнесение реальных фактов с признаками юридических фактов, закрепленных нормами права и установление их соответствие или не соответствие

В теории права существует следующие точки зрения о месте юр квалификации в правоприменительном процессе

1) Юр квалификация осуществляется в рамках 2-й стадии правоприменения

2) Юр квалификация начинается на 2-й стадии правоприменительного процесса (предварительное) и заканчивается на 3-й стадии (окончательное)

3) Юр квалификация пронизывает все стадии правоприменительного процесса. На первой стадии она предварительная, на второй промежуточная, на 3 окончательная

Акты применения права. Понятия, признаки, виды.

Акт применения права – это документ в котором содержится властное решение по конкретному юридическому вопросу или делу

Его признаки:

1) Имеет индивидуальный характер, т.е. относится к конкретным субъектам и регулируют конкретную ситуацию

2) Имеет обязательный характер как для адресатов, так и для лиц, которые должны его исполнять

3) Является официальным документом, а потому должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона и издаваться в пределах компетенции субъекта

4) Выступает в качестве юридического факта, для возникновения, изменения или прекращения правоотношении

5) Охраняется принудительной силой государства

Виды актов применения права. Классификация по:

1) Способу принятия:
а) коллегиальные
б) единоначальные

2) По структуре
а) простые
б) сложные

3) В зависимости от субъектов применяющих право
а) акты представительных или законодательных органов

Б) акты исполнительных органов
в) акты судебных органов
г) акты контрольно надзорных органов

 

4) по характеру применяемых норм:
а) регулятивные акты (определяют права и обязанности субъектов)
б) охранительные акты (в связи с совершением правонарушения, закрепляют виды и меры наказания































































Дата: 2019-04-23, просмотров: 341.