Лекция 14. Международное и внутригосударственное право
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В вопросе соотношения М и Вг права существует 2 подхода:
1) дуалистический ( основывается на существовании и развитии двух взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом правовых систем – М и Вг права. Исключается преобладание норм М права над Вг и наоборот. Они рассматриваются как 2 самостоятельных правопорядка, взаимно дополняющих друг друга, но при этом преимущественно приоритет отдается нормам Вг права, т.к государство в первую очередь учитывает нац интересы и неохотно идут на изменение Вг права
2) Монистический ( состоит в отрицании относительно самостоятельного характера как М так и Вг права и часто в рассмотрении их в качестве интегрированных друг в друга составляющих некое целое. При этом может быть предусмотрен:
а) приоритет национального права
б) М права

В Российской федерации данный вопрос регулируется статьей 15 конституции

 

Система права и система законодательства.

 

Система законодательства – это вся совокупность НПА действующих в стране. Иначе её рассматривают как внешнюю форму выражения правовых норм. Система законодательства складывается в результате издания НПА и их систематизации.
Система законодательства может быть построена на основе следующих критериев:
1) на основе юридической силы НПА, это будет вертикальное построение НПА в их иерархической соподчинённости.
2) на основе отраслевого признака, в этом случае НПА будут располагаться горизонтально, в зависимости от предмета правового регулирования
3) с учетом федеративного устройства государства – будет выделяться федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ.
соотношение системы права и системы законодательства:

1) Система права – совокупность правовых норм, она отражает внутреннее строение права, а система законодательства – это совокупность НПА, т.е внешнее выражение права.

2) Система права вносит объективных характер, т.к отражает состояние и развитие общественных отношений, а при формировании системы законодательства учитывается субъективный фактор, т.е потребность юр практики и воля законодателя.

3) Система права – это совокупность норм права, разделенных по отраслям, а система законодательства может строиться как с учетом отраслевого признака, так и без него.

4) Первичным элементом системы права является норма права, состоящая из 3-х элементов, а первичным элементом системы законодательства является статья НПА, которая не всегда содержит элементы нормы.

 

Источники и формы права. Понятие источника права, форма права, виды источников права. НПА и их виды. Понятие законов, виды законов. Подзаконные НПА и их виды. Действие НПА во времени, пространстве, по кругу лиц.

В вопросе соотношения терминов источник права существуют следующие точки зрения.
Категории формы права и источник права рассматриваются как равнозначные, либо через термин форма права.
Разграничение этих понятий при уравнивании их в одном из значений, при этом подходе термин источник права рассматривается многозначно, полное разграничение понятий форма права и источник права и признание самостоятельности каждого из них. Кроме того в рамках второго подхода термин источник права рассматривается в 3-х значениях.
а) в материальном смысле – источник права это совокупность исторических, экономических, политических и иных факторов, способствующих появлению норм права
б) в идеальном смыслы – философские идеи, которые легли в основу конкретной правовой системы
в) в формальном или юридическом смысле, источник права – это способы внешнего выражения норм права

Разграничивая термины форма права и источник права, можно сделать вывод о том, что под источником права понимаются факторы и условия вызывающие его появление, а форма права – это способ выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательности и доведения до сознания людей.

Формы права, действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности гос-ва, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для реализации

Виды форм права.
Правовой обычай – это правила поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкцианированно гос-вом в качестве общеобязательного правила. Обычай становится правовым только после санкционирования его государством на правовые обычаи возможна ссылка только при прямом указании на это в законе
















Дата: 2019-04-23, просмотров: 169.