Теория Государства и права. Лекция 2
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 9. Правовые аксиомы.

Правовые аксиомы – это правовые положения, которые в результате многовековой практики стали привычными и самоочевидными, также их рассматривают как общепризнанные истины не требующие доказательств и находящие прямое или косвенное отношение в нормах права.

Их характеризуют следующие признаки:

А) неопровержимый характер
Б) элементарный характер
В) общепризнанность и универсальность
Г) Разумность и соответствие здравому смыслу
Д) нравственная обоснованность
Е) историческая долговечность

Правовые аксиомы делятся на 3 группы ( в зависимости от масштаба их функционирования ):

1) Общеправовые аксиомы ( субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность)

2) Отраслевые аксиомы ( нет преступления без указания на то в законе )

3) Межотраслевые аксиомы ( нельзя осуждать дважды за одно и тоже правонарушение )

 

Функции права.

Ценность права – это его способность служить средствам для удовлетворения потребностей общества и отдельных его членов. Право закрепляет и развивает общественные отношения, определяет меру свободы личности, является средством организации управления обществом, средством защиты существующего строя.
Социальное назначение права состоит в регулировании общественных отношений и находит выражение в функциях права.
Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. И харакетризует следующие признаки:

1) Они производны от сущности права и определяются назначением права в обществе

2) Они выражают наиболее сущетсвенные черты права и направления его действия.

3) Они обладают постоянством, тоесть действуют непрерывно и длительно

4) Они динамичны, т.к представляют собой активное действие права, упорядочивающего общественные отношения

 

Выделяют 2 сферы функций :

1) Собственно – юридические ( внутренние функции права ) это способы воздействия на людей и юр отношения в рамках самого права

2) Обще - социальные ( внешние функции ) – характеризуют право как социальный регулятор и находятся за пределами самого права

 

К обще – социальным функциям относятся:

а) культурно – историческая функция ( благодаря которой право как явления национальной и мировой культуры в характерной для него нормативной форме, объединяют духовные ценности и достижения общества

б) воспитательная функция

в) функция социального контроля, благодаря которой право стимулирует и поощряет правомерное поведение и ограничивает противоправное ( эта функция позволяет выступать в качестве критерия правомерности или не правомерности чьих-либо деяний, предупреждает о негативных последствиях

г) информационно – аргументирующая функция, право формирует социально полезную положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения, дает информацию субъектам об их социальных возможностях

 

К основным собственно-юридическим функциям права относятся:

1) Регулятивная функция ( регулирование общественных отношений )она появляется из способностей права предписывать варианты поведения людей. В ее рамках выделяют регулятивно статическую функцию ( профессор Алексеев ), т.е функцию воздействия на общественные отношения через закрепление их правовых институтов. Эта функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм в правоотношениях пассивного типа.

Регулятивно – динамическая функция с ее помощью право определяет будущее поведение субъектов. Эта функция реализуется в правоотношениях активного типа при помощи обязывающих норм

Охранительная функция – ее существование связано с охраной общественных отношений, но реализуется она не только тогда, когда совершается правонарушение, но и имеет предупредительное действие, тк предупреждает о возможных последствиях противоправного поведения. Она осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантированно государственным принуждением.

 

Понятие социального регулирования.

 

Социальное регулиривоние – это упорядочивание, регламентация поведения людей и их объединений при помощи социальных норм.

Социальная норма – общие правила поведения людей имеющие волевой характер и обусловленные уровнем развития общества


Признаки соц норм:

1) Это правила поведения общего хар-ра, которые распространяются на неопределенный круг лиц и случаев и не исчерпываются исполнением.

2) Представляет собой результат и проявление сознательно волевой деяте льности людей и либо прямо формулируются в виде общих правил или вытекают из фактического поведения субъектов в конкретных ситуациях

3) Выступают критерием оценки поведения людей и средством социального контроля за их деятельностью

4) Являются регуляторами общественных отношений

5) Обусловлены уровнем экономического культурного и политического развития общества

 

Лекция 10. Продолжение лекции 9.

Соотношение правовых и моральных норм.

Мораль – это система взглядов, идей, представлений, о добре и зле, похвальном и постыдном, чести и совести и соответствующих этим взглядам правил поведения, обеспеченных силой внутреннего убеждения и общественного мнения

Соотношение права и морали.

1. Сходства :

А) являются разновидностями социальных норм, а потому имеют сознательно волевой характер и обусловлены уровнем развития общества

Б) выполняют функции регулирования общественных отношений
В) многократно применяются

Г) определяют границы должного и возможного поведения

2. Различия права и морали:

А) по способу формирования и закрепления: нормы права создаются государством и закрепляются в системе форм права, а нормы морали складываются стихийно, не имеют конкретного автора и закрепляются в общественном сознании

Б) по характеру действия: нормы права – это внешний регулятор поведения субъектов, а нормы морали это внутренний регулятор, отвечающий за мотивы поведения

В) по категориям лежащим в основе: для права важным является свобода выбора вариантов поведения, а для морали долг перед обществом

Г) по методам обеспечения: нормы право обеспечиваются государственным принуждением, а нормы морали силой общественного мнения и возможной реакцией окружающих

Д) по сфере распространения: нормы права регулируют наиболее важные сферы общественных отношений, а нормы морали проникают во все отношения людей.

 

Взаимодействие:
а) мораль выступает критерием оценки действия права

Б) в основе правовых предписаний лежат в том числе моральные представления

В) мораль способствует толкованию права, так как зачастую в законе употребляются термины, уяснить которые невозможно, не обратившись к нормам морали

Г) моральные представления являются гарантией исполнения правовых предписаний

 

Обычаи – это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически на основе фактических отношений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения.

По отношению к праву выделяют 4 группы обычаев:

1) Нейтральные к праву обычаи ( они составляют традиционную культуру и не нуждаются в правовой регламентации

2) Обычаи одобряемые правом ( эти обычаи поддерживаются государственной властью, хотя возникающие в рамках этих обычаев общественные отношения не являются предметом правового регулирования

3) Обычаи имеющие юридическую силу ( это обычаи которые санкционированы государством, на них имеется отсылка в НПА, они учитываются при решении юридических вопросах

4) Обычаи запрещенные законом

 

Соотношения правовых и корпоративных норм.

Корпоративные нормы – это правила поведения общего характера, установленные общественными объединениями и распространяющаяся на их членов. Эти нормы выступают способом самоорганизации общественных объединений, закрепляются в уставах и иных документах, принимаются на общих собраниях, конференциях и регулируют цели, задачи, компетенцию объединения и другие вопросы. С правом корпоративные нормы схожи в том, что:

А) включают четкие, детализированные правила и закреплении в специальных актах
Б) имеют обязательный для членов объединения хар-р
В) обладают набором специальных средств обеспечения, исполнения этих норм

Различия:

А)Нормы права принимаются и санкционируются государством, а корпоративные нормы соответствующими организациями и их органами
Б) нормы права обеспечиваются государственным принуждением, а корпоративные нормы средствами внутриорганизационного воздействия
В) нормы права общеобязательны, а корпоративные нормы обязательны для членов соответствующего объединения
Г) нормы права регулируют широкий круг общественных отношений, а корпоративные нормы регулируют внутриорганизационные отношения

 

 

Нормы права.

1 вопрос. Понятие нормы права и ее признаки

2 вопрос. Структура нормы права

3 вопрос. Виды норм права

4 вопрос. Изложение норм права в статьях нормативных правовых актов

 

Норма права - это формально определенная, имеющая общеобязательную силу правила поведения, закрепляющая права и обязанности участников общественных отношений и обеспеченная возможностью применения государственного принуждения.

Признаки нормы права:

1) Она является результатом правотворческой деятельности и исходит от гос-ва

2) Она выражает волю государства, принимается или санкционируется им

3) Выступает регулятором общественных отношений и определяет меру поведения, права и обязанности субъектов права, в предусмотренных ею ситуациях

4) Является общеобязательным правилом поведения согласно которому должны действовать участники общественных отношений, при этом нормы права не персонифицированы и распространяет свое действие на все субъекты

5) Имеет общий хар-р, т.е распространяется на все случаи и ситуации, которые попадают в сферу ее действия

6) Она формально определена, т.е выражена в государственно властном велении и закреплена в официальном документе

7) Она действует не однократно, т.е не прекращает своего существования в момент реализации, а продолжает регулировать отношения во всех случаях когда это необходимо для государственного принуждения

 

Лекция 11. Структуры и нормы права.

Структура нормы права – это ее внутреннее строение, представляющая совокупность составляющих ее взаимосвязанных элементов. Логическая структура нормы права выражается формулой ( если … то… иначе )

3 элемента:

 

1) Гипотеза – это элемент нормы права, который закрепляет условие при наличии или отсутствии которых нормы права действуют. Может так же определять круг субъектов, к которым норма адресована.
Виды гипотез:

А) простая ( предусматривает одно условие, которое вызывает действие нормы права )
Б) сложная ( закрепляет несколько условий, наличие которых определяет действие нормы права
В) альтернативная ( предусматривает несколько условий и связывает действие нормы с наличием хотя бы одного из них

2) Диспозиция – это часть нормы права, которая содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношений

Виды диспозиций:

А) прямая ( четко и последовательно закрепляет правила поведения

Б) альтернативная ( предусматривает 2 и более вариантов поведения и позволяет субъектам выбирать из них

В) отсылочная диспозиция ( закрепляет правила поведения в самой общей форме, отсылая субъектов реализации к другой норме в этом же НПА

Г) бланкетная ( содержит правила поведения в самой общей форме и отсылает субъектов реализации к другим НПА

3) Санкция – это элемент нормы права который закрепляет неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов в результате нарушения диспозиций

Виды санкций:

А) абсолютно-определенная ( закрепляет строго вид и размер наказания )

Б) относительно-определенная ( закрепляет вид и меру наказания ограничивая их определенными пределами

В) альтернативная санкция ( закрепляет варианты мер государственного воздействия, которые могут применены к правонарушителю)

Г) кумулятивная ( закрепляет возможность применения к правонарушителю как основного, так и дополнительного наказания )

Так же санкции могут носить карательный и право восстановительный характер. Карательные санкции непосредственно связаны с наказанием, а право восстановительные в восстановлении причиненного правонарушением вред.


Виды норм права.

Основания для классификации:

 

 

1) По отраслевой принадлежности

2) По методу правового регулирования
а) императивные ( строго регулируют отношения, не допуская отклонений от предусмотренного поведения)

Б) диспозитивные ( позволяет участникам правоотношений выбирать варианты поведения не выходя за рамки закона

В) рекомендательные ( закрепляет нормы поведения желательные для государства)

Г) поощрительные нормы ( закрепляют меры поощрения, стимулирующие субъекты к наиболее активному, правомерному поведению

 

3) По характеру действия

А) материальные ( которые закрепляют правила поведения, права и обязанности субъектов

Б) процессуальные( устанавливают процедуру и порядок применения материальных норм

4) по сфере действия

А) нормы общего действия ( действуют на всей территории государства)

Б) нормы ограниченного действия ( действуют в пределах определенной территории )=

В) локальные нормы ( действуют в рамках отдельных организаций, учреждений, предприятий

5) по кругу лиц

 А) общие нормы распространяет действие на всех лиц находящихся на территории государства

Б) специальные нормы распространяет действие на определенный круг лиц

6) по времени действия

А) постоянные ( их действие не ограничено конкретными сроками )

Б) временные ( их действие ограничено во времени, определенным сроком или событием

7) по выполняемым функциям

        А) регулятивные ( направлены на регулирование общественных отношений в рамках правомерного поведения

      Б) охранительные нормы  ( направлены на охрану существующих общественных отношений и закрепляют меры гос принуждения)

В) специальные нормы ( выполняют особые функции в правовом регулировании, создавая необходимые условия для действия регулятивных и охранительных норм )

Лекция 12. Продолжение лекции 11.

К специальным нормам относятся:
а) Декларативные нормы – закрепляют цели, принципы и задачи правового регулирования
б) Дефинитивные нормы – закрепляют легальные определения правовых терминов и категорий.
в) коллизионные нормы – устанавливают порядок применения норм права в случае возникновения противоречий между ними
г) оперативные нормы – регулируют вопросы, связанные с действием норм права во времени, пространстве по кругу лиц.

Изложение норм права в текстах нормативно-правовых актов

Варианты соотношения нормы права и статьи НПА:

1) Все элементы структуры нормы права содержатся в одной статье НПА

2) Одна норма права размещается в нескольких статьях одного НПА или в различных НПА ( бланкетное и отсылочное изложение

3) Кроме того нормы права в статьях НПА могут излагаться:
а) абстрактно ( путем обобщенного изложения данных
б) казуально( посредством детального описания их индивидуальных признаков)

 

Система права.

1 вопрос. Понятие и признаки системы права
2 вопрос. Предмет и метод правового регулирования системы права как основание деления системы права на отрасли и институты
3 вопрос. Основные элементы системы права
4 вопрос. Публичное и частное право
5 вопрос. Материальное и процессуальное право
6 вопрос. Международное и внутригосударственное право
7 вопрос. Система права и система законодательства

 

Вопрос 1. Понятие и признаки системы права

Система права – это внутреннее строение права, которое отражает объединение и дифференциацию правовых норм

Признаки системы права:

1) Имеет объективные характер, т.е отражает реально существующие общественные отношения и не может строиться по субъективному усмотрению людей

2) Составляет единое целое, в котором нормы права согласованы между собой, имеют единые цели и задачи в правовом регулировании

3) Имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части, отрасли и институты, эта дифференцированность норм объясняется различием и содержанием и регулированием разных по характеру общественных отношений

4) Характеризуется устойчивостью правовых положений, но при необходимости изменяется и дополняется новыми отраслями и институтами

5) Иерархично, так как содержит ПА разной юридической силы

6) В структуре системы права выделяют нормы права, институты права, отрасли права, которые при необходимости дополняются субинститутами и подотраслями

 

Предмет правового регулирования – это группа общественных отношений, на которые направлено воздействие норм права

Это отношение:
а) жизненно важно для человека и его объединений
б) волевые целенаправленные отношения
в) устойчивые и повторяющиеся общественные отношения
г) отношения которые поддаются внешнему контролю

Методы – это совокупность приемов, способов и ср-в при помощи которых право регулирует общественные отношения.
Выбор метода правового регулирования зависит от следующих факторов
а) порядка возникновения прав и обязанностей субъектов
б) степени самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей
в) способов обеспечения прав и обязанностей субъектов в рамках отдельной отрасли и характеров санкций

Методами правового регулирования являются:

А) диспозитивный метод ( предполагает равенство и самостоятельность сторон в правоотношениях, предоставляет субъектом выбор вариантов поведения в рамках закона и предусматривает санкции право восстановительного характера
б) императивный метод ( основывается на властных предписания и подчиненности одних субъектов права другим, используются санкции карательного характера )










































Лекция 13.

Отрасль права – совокупность правовых нормы, которые регулируют качественно-однородную сферу общественных отношений ( конституционная, уголовная, административная и т.п )
Классификация отраслей права производится на основе предмета и метода правового регулирования, а так же на основе юридического режима под которым понимают методы средства предмет и принципы правового регулирования, выделяют:
1) профилирующие отрасли, которые включают главные в системе права юридические режимы и образуют основу для других отраслей права ( КП, уголовное право, гражданское право, административное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное)
2) специальные отрасли – они формируются на основе профилирующих, но не просто берут из них те или иные элементы, а образуют на их базе собственный юридический режим, характеризующийся особым статусом субъектов и методов регулирования
3) комплексные отрасли – они используют несколько юридических режимов профилирующих и специальных отраслей в сочетании ( информационное, предпринимательское, образовательное).

Подотрасль права – выделяется в рамках отдельных отраслей права и представляет собой объединение нескольких институтов права в рамках одно и той же отрасли ( в гражданском – авторское, патентное. В конституционном – конституционное правосудие. )

Институт права – это совокупность юридических норм регулирующих определенный вид общественных отношений.
В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют 2 группы институтов:
а) отраслевые институты которые объединяют нормы в рамках одной отрасли
б) межотраслевые институты – объединяют нормы права, регулирующие общественные отношения в рамках нескольких отраслей права ( институт договора, права собственности )

Субинститут – более мелкое объединение норм в рамках соответствующего института права, направленных на регулирование подвида общественных отношений.

Публичное и частное право.

В рамках системы права выделяют 2 группы норм, объединенных в отрасли:
1) Публично право – это совокупность отраслей права в сферу регулирования которых входит охрана общих интересов государства, устройство и функционирования гос власти, регулирование правотворчества и правоприменения, форма государства и другие вопросы.
Признаки публичного права:
а) императивность норм права (императивные нормы распространяются не только на физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной подчиненности, но и на всех иных участников общественных отношений
б) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов
в) неравное положение субъектов в правоотношениях ( власть – подчинение )
г) одностороннее волеизъявление субъектов права, наделенных государственно-властными полномочиями
д) широкое применение санкций имеющих преимущественно карательных характер
2) Частное право – это совокупность отраслей права правовое регулирование в рамках которых направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц. Для государства вмешательство в сферу частного права запрещено или существенно ограниченно, но оно должно охранять и обеспечивать законную деятельность участников правоотношений.

Признаки частного права:
а) правовое регулирование основано на диспозитивных нормах права
б) равенство субъектов правоотношений
в) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав
г) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов
д) правовосстановительные санкции

Материальное и процессуальное право.

Материальное право – это нормы права объединенные в отрасли или институты, регулирующие содержание общественных отношений, права и обязанности субъектов.
Процессуальное право – регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешение юридических споров, защиту прав и законных интересов участников общественных отношений
Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться:

А) на уровне отрасли права в целом ( тогда выделяют соответствующие материальны и процессуальные отрасли права )
Б) внутри одной отрасли ( выделяют смешанные отрасли : конституционная, финансовая, административные )

Соотношение материального и процессуального права.

1) связаны с реализацией права.
2) нормы материального права определяют содержание правового регулирования, а процессуальное право регламентирует порядок реализации норм материального права.
3) процессуальное право имеет целью достижение определенного юридического результата, а материальное определяет возможности субъектов и меру их необходимого поведения.
4) нормы материального права по своей сути объективны, и придают форму общественным отношениям, а нормы процессуального права субъективны, так как нацелены на конкретный юридический результат.



























Лекция 16.Правотворчество. Понятие правотворчества. Виды правотворчества. Принципы правотворчества. Стадии правотворчества. Принципы правотворчества. Стадии правотворчества. Законотворческий процесс и его стадии.

Правотворчество – это особый вид деятельности государственных иных органов, а также непосредственно граждан (референдум) по принятию, изменению и отмене действующих НПА
Особый вид деятельности государственных органов, наделенных правотворческими полномочиями, а в установленных законом случаях действия граждан.

Заключается в принятии, изменении или отмене НПА
Регулируется действующим законодательством и осуществляется по строго установленной процедуре.
Начинает процесс правового регулирования.

Лекция 17. Виды правотворчества

1) Референдум – всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения

2) Законотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, состоящая в принятии, отмене или изменении законы.
Выделяют федеральное законотворчество и законотворчество субъектов РФ

3) Подзаконное правотворчество – это деятельность исполнительных органов государственной власти и должностных лиц по принятию, изменению и отмене подзаконных НПА

4) Муниципальное правотворчество – оно реализуется в форме непосредственного правотворчества, которое осуществляется населением муниципального образования, а так же в форме правотворчества муниципальных органов власти

5) Локальное правотворчество – принятие и отмена ПА в рамках организации, предприятий и учреждений

6) Договорное правотворчество

Принципы правотворчества:
1) законность
2) научность
3) гласность
4) планирование
5) оперативность
6) системность

Стадии правотворчества:
1) подготовка проекта НПА – выявление необходимости и подготовка предложений по совершенствованию правовых но в котором дается обоснование проекта НПА, т.е. его основная идея, предмет регулирования, круг субъектов попадающих под действие НПА, примерное содеражние впоследствии принятия, он проходит обсуждение и экспертизу, а далее согласование и доработку
2) Принятие НПА (на этой стадии проект НПА вносится на обсуждение в правотворческий орган, там обсуждается и принимается. Сложность этой стадии зависит от вида принимаемого НПА
3) опубликование и приведение НПА в действие

Стадии законотворчества:

1) Законодательная инициатива – закрепленная конституцией право определенных органов, депутатов, внести предложение по принятии закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Субъекты данного права закреплены в ст. 104 конституции РФ. Итог – решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания государственной думы

2) Обсуждение законопроекта – регулируется Регламентами палат федерального собрания. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Доклад делает представитель субъекта, который внес проект на обсуждение, а также представитель комиссии, в котором законопроект предварительно рассматривался . По результатам 1го чтения устанавливается срок для внесения законопроекта на второе чтение, если основные положения его были одобрены депутатами. Во втором чтении происходит детальное обсуждение законопроекта с учетом тех поправок и предложений, которые были внесены после первого чтения, по результатам чтения закон принимается, законопроект откланяется, либо принимается решение о вынесении проекта на третье чтение после редакционной правки. В третьем чтении не допускается внесение в законопроект правок, проводится голосование

3) Принятие закона

4) Подписание и опубликование закона ст. 15

Систематизация законодательства:

Систематизация – упорядочивание действующих НПА, приведение их в строгую согласованную систему
В задачи систематизации входит:
а) устранение противоречий в содержании норм права
б) выявление пробелов в праве, неполноты отдельных институтов
в) выявление множественности институтов посвященных одним и тем же вопросам
г) обнаружение устаревших норм
д) создание условий для совершенствования законодательства

 

Лекция 18. Продолжение лекции 17.

Виды систематизации.

1) Консолидация – вид систематизации при котором НПА по одному и тому же вопросу объединяются в новый, единый, укрупненный НПА.
При консолидации:
а) объединяются акты равной юридической силы
б) устраняются повторы в НПА
в) нормы излагаются в логической последовательности
г) акт который является результатом консолидации не меняет содержание правового регулирования

2) Кодификация – изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы и издается единый НПА
Черты:
1) в актах кодификации обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизниЮ определяющие основы отраслей законодательства
2) регулируется широкая сфера общественных отношений, а предмет определяется исходя из деления права на отрасли и институты
3) акт кодификации – единый акт, который как правило имеет сложную структуру
Актами кодификации являются: кодексы, основы законодательства, уставы, положения, правила.
Виды кодификации:
а) всеобщая – принятие групп кодифицированных актов и последующие объединение их в определенную систему
б) отраслевая – объединение НПА в рамках одной отрасли
в) специальная – издание НПА, регулирующих отдельные институты или группы институтов

3) Инкорпорация - действующие НПА упорядочиваются вместе без переработки и изменинй, постоянная деятельность гос и иных органов с целью поддержания законодательства в действующим контрольном состоянии, обеспечение его доступности. Инкорпорация может проводиться по хронологическому и тематическому признаку, быть генеральной и частной.
В зависимости от юридической силы выделяют:
а) официальную инкорпорацию – осуществляется от имени и по поручению правотворческого органа. Акты данного вида инкорпорации являются официальными источниками
б) неофициальная осуществляется субъектами без специальных полномочий и по собственной инициативе

4) Учет – это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а так же по созданию поисковой системы обеспечивающей нахождение правовой информации
3 вида учета:
1) журнальный, который осуществляется путем закрепления реквизита НПА в специальных журналах
2) картотечный – закрепление реквизитов НПА, а возможно и его текста в специальных карточках по хронологическому или тематическому критерию
3) автоматизированный – создание специальных правовых информационно поисковых систем

Реализация норм права, правоприменение. (ОС – особо сложная)

1 вопрос. Реализация права: понятие и формы
2 вопрос. Правоприменение как особая форма реализации права
3 вопрос. Принципы применения права
4 вопрос. Стадии применения права
5 вопрос. Акты применения права
6 вопрос. Правоприменение при пробелах в праве
7 вопрос. Правоприменение в случае коллизий правовых норм

Вопрос 1.

Реализация права – это фактическое осуществление правовых предписаний в деятельности субъектов права.
В зависимости от способа осуществления прав и обязанностей выделяют 4 формы реализации:
1) соблюдение – она заключается в воздержании субъекта от действий запрещенных правом. Это пассивная форма реализации, которая связана с запретами на определенное поведение
2) исполнение – это форма реализации которая заключается в выполнении соответствующих обязанностей путем совершения активных, позитивных действий; это активная форма реализации права на действии обязывающих норм
3) использование – это форма реализации, которая заключается в совершении субъектом активных действий направленных на осуществление возможностей, предоставленных правом; это активная форма реализации права, которая основана на возможности выбора субъектом вариантов поведения
Эти 3 формы называются непосредственными, так как субъект реализует нормы права самостоятельно не обращаясь за содействием к органам государства или иным органам.
4) особой формой является – Правоприменение (применение права)

Вопрос 2.

Правоприменение – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса или дела и вынесении по нему индивидуального решения обязательного для адресатов.

Признаки правоприменения:

1) Осуществляется уполномоченными на то органами государства и иными органами в пределах их компетенции

2) Состоит в рассмотрении конкретного юридического дела или вопроса по которому выносится решение индивидуального характера

3) Вынесенное решение является обязательным как для адресатов так и для лиц, которые будут его исполнять

4) Это властная деятельность, которая регулируется процессуальными нормами

Лекция 19. Реализация норм права, правоприменение (продолжение)

Правоприменение необходимо в следующих случаях:

1) Когда без властного вмешательства не могут возникнуть права и обязанности позитивного характера

2) В случае конфликта сторон споров о праве либо возникновении препятствий для осуществления прав в случае совершения правонарушения

3) В случае когда необходимо установить или подтвердить наличие факта имеющего юридическое значение

Принципы применения права.
Под принципами применения права понимаются иди и взгляды на то как должны применяться нормы права, какие ценности должны реализовываться в процессе правоприменения.

К принципам применения права относятся:

1) Законность

2) Гуманизм

3) Объективность правоприменения

4) Оперативность

5) Справедливость

6) Целесообразность

3 типа правоприменительной деятельности:

1) Судебный

2) Управленческий

3) Административный

Типы правоприменения:

1) Судебное – реализуется в рамках уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства, когда суд рассматривает дело и выносит по нему решение в соответствии с нормами материального и процессуального права

2) Управленческий – особенность состоит в том, что субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения, вынесение решения вытекает из служебных обязанностей и может относиться как к индивидуальному субъекту так и группе лиц

3) Административный – субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Решение принимается в случае подачи жалобы в совершении правонарушения при конфликте сторон и т.д.

Стадии правоприменения:

1) Установление фактических обстоятельств дела – это сбор информации о фактах имеющих значение для дела и доказывающий их наличие или отсутствие в действительности. Факты которые устанавливаются должны отвечать требованиям полноты (устанавливаются все факты имеющие значение для дела), относимости (должны относиться именно к этому делу) и допустимости (должны быть законными, т.е. полученными законным путем и иметь в соответствии с законодательством значение для данного дела. На первой стадии деятельность субъектов правоприменения сводится в основном к доказыванию, в ходе это деятельности доказательства отыскиваются, собираются, оформляются, анализируются и оцениваются.

2) Установление нормативной основы или выбор и анализ нормы права. На этой стадии отыскиваются нормы, относящиеся к фактам установленным на первой стадии. Субъекты обращаются к специальным источникам опубликования, устанавливают, что норма действует, в случае необходимости учитывают изменения и дополнения к ней. Далее норма подвергается толкованию, решается вопрос о коллизии норм, о ее действии в пространстве по кругу лиц

3) Принятие решения – вынесенное решение должно соответствовать фактической и нормативной основе. На этой стадии решение получает письменную и документальную форму в виде правоприменительного акта.

Юридическая квалификация – это оценка фактов на основе норм права, это соотнесение реальных фактов с признаками юридических фактов, закрепленных нормами права и установление их соответствие или не соответствие

В теории права существует следующие точки зрения о месте юр квалификации в правоприменительном процессе

1) Юр квалификация осуществляется в рамках 2-й стадии правоприменения

2) Юр квалификация начинается на 2-й стадии правоприменительного процесса (предварительное) и заканчивается на 3-й стадии (окончательное)

3) Юр квалификация пронизывает все стадии правоприменительного процесса. На первой стадии она предварительная, на второй промежуточная, на 3 окончательная

Акты применения права. Понятия, признаки, виды.

Акт применения права – это документ в котором содержится властное решение по конкретному юридическому вопросу или делу

Его признаки:

1) Имеет индивидуальный характер, т.е. относится к конкретным субъектам и регулируют конкретную ситуацию

2) Имеет обязательный характер как для адресатов, так и для лиц, которые должны его исполнять

3) Является официальным документом, а потому должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона и издаваться в пределах компетенции субъекта

4) Выступает в качестве юридического факта, для возникновения, изменения или прекращения правоотношении

5) Охраняется принудительной силой государства

Виды актов применения права. Классификация по:

1) Способу принятия:
а) коллегиальные
б) единоначальные

2) По структуре
а) простые
б) сложные

3) В зависимости от субъектов применяющих право
а) акты представительных или законодательных органов

Б) акты исполнительных органов
в) акты судебных органов
г) акты контрольно надзорных органов

 

4) по характеру применяемых норм:
а) регулятивные акты (определяют права и обязанности субъектов)
б) охранительные акты (в связи с совершением правонарушения, закрепляют виды и меры наказания































































Теория Государства и права. Лекция 2.

Племя стало заниматься земледелием, развивалось скотоводство. Необходимы новые пастбища. Произошло первое разделение труда. Появилась возможность перехода от промысла к ремеслу, производству товаров не для себя, а для продажи и получения выгоды.

Человек занимается различной деятельностью. Второе разделение труда : Ремесленники.

Появляется возможность превращения избыточного продукта в прибавочный. Третье разделение труда: Торговцы.

Общество начинает дробиться, появляются: имущие и неимущие. Появляется необходимость их разделения, появляется необходимость в государстве.

Европейский и азиатский путь развития. Чистая форма развития государства по Энгельсу Афинская.

Неблагоприятные изменения климата привели к изменению мегафауны, и необходимости перехода общества, возникла необходимость нового способа существования и воспроизводства – неолитическая революция, суть которой заключалась в переходе человека к трудовой деятельности.

Развитие земледелия и скотоводства привели к необходимости, разделения единых племен на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов – произошло первое разделение труда. Развитие металообработки, привело к развитию домашнего промысла и возникновению ремесла, появился ткатский станок, стали развиваться обработка камня, кости, дерева. Это привело ко второму разделению труда - отделению ремесла от других видов деятельности. Появившаяся специализация труда способствовала совершенствованию орудий труда, навыков людей, увеличению количества и улучшению качества производимого продукта и создала условие для превращение избыточного продукта в прибавочный, а также появлению и развитию обмена, который в свою очередь способствовал третьему разделению труда – появлению торговцев.

Появилась возможность эксплуатации, так как прибавочный продукт стал составлять свободно отчуждаемую собственность, в обществе появилось неравенство, возникли классы. Население стало делиться по территориальному признаку. Выделяют 2 пути возникновения государства:
1) Европейский ( западный путь ) – государство возникло в результате появления частной собственности и деления общества на классы. Государственные органы сформировались частично в результате преобразования органов первобытной общины, а частично путем их полного вытеснения.
2) Азиатский ( восточный путь ) – основные причины появления государства:
а) необходимость в осуществлении масштабных работ связанных с развитием поливного земледелия, и необходимость объеденения дляэтого большого количества людей на значительных территориях.
б) необходимость осуществления единого централизованного руководства этими работами.

Родоплеменная знать занимавшая руководящие должности трансформировалась в государственные органы, а коллективная собственность стала государственной.

 

3 вопрос: Происхождение права.

Право возникшее на основе обычаев называется - обычным правом. Необходимость в формировании права была вызвана общественными потребностями – необходимостью установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории и потребностью поддерживать этот порядок и регулировать товарообмен. Право стало формироваться путем преобразования мононорм в обычное право. Государство санкцаанировало сложившиеся правила поведения дополняла, преобразовывала их и обеспечивала принуждением. Право включало в себя нормы, регулирующие общественную жизнь, нормы защищающие собственность, и привилегии правящего класса. Так как это право основывалось на санкцаанированных государством мононормах или обычаях оно получило название обычное право. Одними из первых письменных источников были агрокалендари.

4 вопрос: теории происхождения государства.

1) Теологическая ( божественная ) – Фома Аквинский, Жак Маритен, Аврелий Августин. Бог создал все на земле в том числе и государство. Теория двух мечей: бог передал церкви и правителям 2 меча, церковь отказалась от принуждения и отдала свой меч власти.

2) Патриархальная – Аристотель, Конфуций, Филмер, Михайловский.

3) Договорная теория происхождения государства –  Локк, Гоббс, Руссо, Спиноза, Монтескье, Гроций. Проживание всех людей в компромиссе. Компромисс между людьми и государством, заключение между ними договора о взаимных правах и обязанностях.

4) Органическая теория – Платон, Спенсер. Государство возникло в результате эволюции, человек развивался совершенствовался создавал государство. Государство как любое живое существо – рождается – развивается – умирает.

5) Теория насилия – Гумклович, Каутский, Дюринг. Государство возникает в результате насилия: Внутреннего или внешнего.  Дюринг – внутренний . Гумклович и Каутский –Внешний.

6) Психологическая теория – Петражицкий, Коркунов, Кокошкин. Сторонники теории исходят из того что некоторые люди изначально способны и хотят руководить , и на людей которые могут и умеют подчиняться. Этот баланс и создает государство.

7) Теория инцеста – Клод Леви-Стросс.

8) Классовая теория – Маркс, Энгельс.

 

Следующая тема понятие государства. 1 вопрос: понятие и признаки государства. 2 вопрос понятие и виды государственной власти. 3 вопрос единство государственной власти и ее разделение на ветви 4 вопрос: понятие типологии государств, формационный и цивилизационный подходы к типологии государства 5 вопрос: понятие и структура политической системы, место и роль государства в политической системе.

 





Дата: 2019-04-23, просмотров: 251.