И разрешение сообщений о преступлениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выполнение назначения уголовного судопроизводства на его первоначальном этапе во многом зависит не только от обоснованности и своевременности вынесения решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом, но и от соблюдения установленного УПК РФ процессуального порядка деятельности, предшествующей принятию указанных решений. Содержание этой деятельности различно и зачастую определяется характером поступающих сведений о совершенном или готовящемся преступном деянии. В ряде случаев она слагается из анализа и оценки сообщения о преступлении, а нередко предполагает осуществление комплекса проверочных мероприятий, от результата проведения которых зависит последующее решение следователя.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции вынести соответствующее решение. Исходя из анализа данного предписания, можно выделить следующие этапы деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении, направленной на разрешение вопроса о начале производства по делу: прием сообщения о преступлении, его регистрация, проверка и принятие по нему решения, предусмотренного законом.

В настоящей главе будет рассмотрен процессуальный порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях. О процедуре принятия соответствующих решений, завершающих стадию возбуждения уголовного дела, речь пойдет в главе «Возбуждение уголовного дела».

§ 1. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях

Базовым правовым актом, регламентирующим деятельность следователя по рассмотрению сообщения о преступлении, является УПК РФ. Однако в нем содержатся самые общие нормы, касающиеся процедуры принятия информации о преступлении.

Более полно порядок приема и регистрации поступающих сведений регулируется ведомственными актами, дополняющими и конкретизирующими правила, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Так, приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД, МЧС, МЮ, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» введено Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (далее - Положение), действие которого распространяется на все государственные органы, утвердившие Положение и уполномоченные в порядке, установленном УПК РФ, рассматривать сообщения о преступлениях (п. 2 Положения).

Положение содержит определения основных понятий, используемых в нем, а также базовые предписания по порядку осуществления приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях. В соответствии с п. 3 данного акта соответствующие федеральные органы «с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции», не противоречащие законам и Положению. В частности, в системе органов внутренних дел действует Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985 (далее - Инструкция). Она определяет единый порядок рассмотрения сведений о преступлениях и иных правонарушениях в органах внутренних дел, а также устанавливает ведомственный контроль за его соблюдением.

В Инструкции даны определения таких понятий, как «прием», «регистрация», «разрешение» сообщений о происшествиях, вводится новый термин - «сообщение о происшествии». Отражена классификация сообщений о происшествиях, установлен порядок их рассмотрения в зависимости от содержания и способа поступления в органы внутренних дел.

Под «приемом», согласно Инструкции, понимаются «действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии» (п. 2.1 Инструкции). Положение содержит схожее определение приема и рассматривает его как «получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия» (подп. 2 п. 5 Положения).

Следует обратить внимание на то, что Инструкцией вводится понятие «сообщения о происшествиях», которые в зависимости от их содержания и формы поступления подразделяются на следующие группы:

1) сообщения о преступлениях. К ним относятся: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 4.1 Инструкции). Отметим, что УПК РФ в п. 43 ст. 5 все виды сведений о преступлениях также объединяет понятием «сообщение о преступлении», выделяя три вышеуказанных вида. Эти же виды сообщений указаны в ч. 1 ст. 140 УПК РФ в качестве поводов для возбуждения уголовного дела.

2) «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения» (п. 4.2 Инструкции).

3) иная информация о происшествиях (п. 4.3 Инструкции).ков престулмени\

Таким образом, указанный нормативный акт предусматривает три группы поступающих сообщений о преступлениях и иных происшествиях. При этом, как следует из Инструкции, сведения о преступлении, относящиеся к первой группе, оформляются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и являются поводами для возбуждения уголовного дела. В то время как сообщения о происшествиях, образующие вторую и третью группу, выступают поводом для проведения проверки с целью обнаружения признаков преступления (п. 30 Инструкции). Вместе с тем это вовсе не означает, что наличие повода для возбуждения уголовного дела исключает проведение проверки для установления признаков преступления. Такая проверка предусмотрена ч. 1 ст. 144 УПК РФ и носит уголовно-процессуальный характер.

Прием заявления, сообщения о преступлении, следуя содержанию ч. 1 ст. 144 УПК РФ, является обязанностью следователя и других правомочных должностных лиц, которые должны принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Законом не предусматривается в качестве формы реагирования на поступающие сведения о преступных фактах отказ в приеме сообщения о преступлении, поэтому представляется недопустимым любое уклонение от приема такого сообщения. А это означает, что соответствующие государственные органы и должностные лица не вправе ни под каким предлогом отказать в приеме данного сообщения, в том числе и по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений, а также, если его разрешение не охватывается полномочиями того или иного органа, получившего сведения.

В частности, обязанность принять сообщение распространяется на все виды преступлений, независимо от категории и отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного и частного обвинения. К примеру, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и дознаватель не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении на том основании, что оно не относится к их подследственности или является сообщением по делу частного обвинения. В таких ситуациях полномочные органы должны принять поступившее сообщение и по результатам рассмотрения передать его соответственно по подследственности или в суд. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке ст. 124 и 125 УПК РФ.

Приведенное положение конкретизируется в Инструкции, п. 7 которой прямо указывает на обязательность приема в любом органе внутренних дел поступающих сообщений о преступлениях и иных происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

Прием сообщений о преступлениях в органах внутренних дел осуществляется круглосуточно в дежурных частях оперативными дежурными и другими сотрудниками, наделенными соответствующими полномочиями. Вне органов внутренних дел, а также в тех из них, где нет дежурных частей, информацию о преступлениях должны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей, после чего передавать нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть соответствующего органа для незамедлительной регистрации (п. 9 Инструкции).

В случае поступления сообщения о происшествии в подразделение делопроизводства (секретариат) органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связи или иным видом связи, оно регистрируется по правилам делопроизводства и направляется начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации (п. 8 Инструкции).

Сведения о преступлениях и происшествиях поступают в органы внутренних дел не только от заявителей. В частности, дежурные подразделения вневедомственной охраны, ГИБДД (ГАИ) должны сообщать обо всех происшествиях, принятых по ним мерах реагирования и решениях в дежурные части территориальных органов внутренних дел. Соответствующая информация может также поступать из медицинских учреждений по поводу обращений граждан с телесными повреждениями, травмами.

Все сообщения о преступлениях, поступающие в органы внутренних дел, должны быть оформлены письменно. Причем для каждого вида поступающего сообщения УПК РФ предусматривает соответствующую процессуальную форму.

В частности, при принятии заявления о преступлении составляется либо письменное заявление о преступлении от имени заявителя либо протокол принятия устного заявления о преступлении (оформляемый лицом, принявшим устное сообщение, например, оперативным дежурным). При обращении в орган внутренних дел с явкой с повинной может быть составлено заявление о явке с повинной или протокол явки с повинной (при заявлении в устной форме). Все иные сообщения о преступлениях, полученные из других источников, оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления, который составляет лицо, получившее сообщение.

Для обеспечения правильного оформления поступающих сообщений в помещениях органов внутренних дел, на стендах размещаются образцы письменного заявления о преступлении (приложение №2 к Инструкции), заявления о явке с повинной и требования по их составлению, а также перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать и оформлять такие сообщения; сведения о должностных лицах, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом сообщений о преступлениях.

Порядок оформления заявлений о преступлениях, о явке с повинной, сообщений о преступлениях, полученных из иных источников, поступающих в правоохранительные органы, является единым, устанавливается уголовно-процессуальным законодательством и рассматривается в главе «Возбуждение уголовного дела».

За приемом сообщения о преступлении следует его регистрация. Она, согласно Положению, состоит во внесении уполномоченным должностным лицом в соответствующую регистрационную книгу краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражении в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера (подп. 4 п. 5 Положения). В Инструкции дается более лаконичное определение регистрации, под которой понимается «присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем» (п. 2.2 Инструкции).

В юридической литературе сложились две основные точки зрения относительно определения места регистрации в процессе рассмотрения сообщения о преступлении. Согласно первой регистрация является составным элементом приема информации о преступном деянии. Сторонники второй точки зрения не включают регистрацию в содержание приема и расценивают ее в качестве самостоятельного этапа рассмотрения сообщения о преступлении.

Более обоснованной представляется, на наш взгляд, вторая точка зрения. Очевидно, что прием и регистрация – взаимосвязанные процедуры; прием информации о преступлении подразумевает ее обязательную последующую регистрацию. Но вместе с тем, это две самостоятельные процедуры, каждая из которых, как вытекает из их содержания, предполагает совершение определенных действий, преследующих разные цели и выполняемых зачастую разными должностными лицами.

Так, прием сообщения складывается из получения правомочными органами и должностными лицами заявления, сообщения о преступлении, в том числе, его процессуального оформления и обеспечения достоверности получаемой информации. Тогда как регистрация заключается в присвоении каждому сообщению порядкового номера и закреплению определенных сведений о нем в учетной документации.

В пользу данного вывода можно привести также следующие аргументы. Во-первых, как действующее законодательство, так и ведомственные нормативные акты четко дифференцируют действия по приему и регистрации информации о преступлении. В частности, в п. 3 ст. 10 Закона РФ «О милиции» говорится о необходимости сначала принять, а после зарегистрировать заявление (сообщение) о преступлении. Типовое положение, Инструкция также выделяют в отдельную главу нормы, регламентирующие регистрацию сообщений о преступлениях.

Во-вторых, как свидетельствует практика, прием заявлений нередко осуществляют одни должностные лица (оперуполномоченные, участковые-уполномоченные), а регистрацию – другие (сотрудники дежурных частей). Причем промежуток времени между этими действиями иногда бывает весьма значительным. Следовательно, регистрация представляет наряду с приемом отдельный и неотъемлемый элемент деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении.

Между тем УПК РФ не указывает на обязательность регистрации сообщений о преступлениях и не определяет ее порядок, что позволяет говорить о пробеле в законодательном регулировании рассматриваемой деятельности. В этой связи представляется целесообразным дополнить УПК РФ нормой, регламентирующей единый порядок регистрации сообщений о преступлениях.

Необходимость регистрации и учета поступающей информации о преступных действиях закрепляется в ведомственных актах (Положении, Инструкции).

Согласно п. 15 Инструкции регистрация поступающих сообщений о преступлениях производится круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания. Вся информация о преступлениях и происшествиях, поступающая в органы внутренних дел, регистрируется в одной книге – Книге учета сообщений о происшествиях (далее – КУСП), ведущейся в соответствующем органе внутренних дел. Передача сообщения исполнителю для проведения проверки без регистрации в КУСП категорически запрещается.

Таким образом, в КУСП регистрируются не только сообщения о преступлениях, но и об административных правонарушениях, а также о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и прочих событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

В отличие от ныне действующей, Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 13 марта 2003 г. № 158 (утратила силу), предусматривала необходимость регистрации всего объема поступающих сведений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в двух книгах: Книге учета сообщений о преступлениях (КУП, где регистрировались сообщения о преступлениях) и Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ, в которой фиксировались заявления, требующие проверки на предмет наличия признаков преступления). Такая процедура регистрации имела свои недостатки: возникали трудности в разграничении получаемой информации и отражении ее в той или иной книге, появлялись дополнительные возможности для укрывательства преступлений. На практике в некоторых случаях в ЖУИ регистрировалась не только информация о правонарушениях, но и заявления (сообщения) о преступлениях, что, по сути, расценивалось как сокрытие преступлений.

КУСП является документом строгой отчетности, ведется дежурной частью органа внутренних дел и заполняется оперативным дежурным (приложение №1 к Инструкции). Записи в книге производятся ручкой, без сокращений, исправления не допускаются. В КУСП отражаются: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению, дата и время его принятия, должностное лицо, его принявшее, регистрационный номер талона-уведомления, сведения о заявителе, краткое содержание сообщения, кем и кому поручена проверка сообщения, подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для рассмотрения, сведения о результатах рассмотрения сообщения и некоторые другие данные.

Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно, то есть сразу после его принятия (п. 16 Положения). Следовательно, момент регистрации зачастую совпадает с моментом приема сообщения. Однако в ряде случаев, в том числе при получении информации о преступлении вне служебного помещения соответствующего органа, незамедлительной регистрации препятствует наличие определенных факторов: значительная отдаленность от места регистрации, непогода и некоторые иные. В такой ситуации, согласно п. 16 Положения, регистрация может быть осуществлена на основании информации, переданной по различным каналам связи.

При этом возникает уместный вопрос: с какого момента будет исчисляться срок рассмотрения сообщения о преступлении - с момента получения или регистрации такового. Уголовно-процессуальный закон определяет необходимость разрешения информации о преступном деянии со дня поступления сообщения о нем (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Таким днем, исходя из содержания данной нормы, следует считать день первичного поступления информации о преступлении к должностному лицу (или в соответствующий орган).

Аналогичное правило содержится в п. 32 Положения. Поэтому в п. 17 Инструкции устанавливается требование, в соответствии с которым при регистрации в дежурной части сообщений о преступлениях, полученных вне служебных помещений органов внутренних дел, в КУСП должны обязательно указываться дата и время получения сообщения сотрудником. Эти же данные, а также сведения о заявителе, фамилия, инициалы, должность лица, принявшего заявление, фиксируются в принятом сообщении и заверяются его подписью.

Исключение из указанного правила составляют сообщения о преступлениях, переданные с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок рассмотрения которых определяется со дня их поступления по подследственности, а также сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников, срок разрешения которых исчисляется со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления (п. 32 Положения).

В юридической литературе к числу дискуссионных относится вопрос о правомерности производства проверочных действий до регистрации сообщения о преступлении. Анализ ведомственной нормативной базы также не позволяет прийти к однозначному выводу по данному вопросу.

Так, в Положении указывается, что должностное лицо, правомочное производить проверку сообщения о преступлении, «с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования», обязано в пределах своей компетенции произвести проверочные мероприятия, направленные на предотвращение и пресечение преступлений, обнаружение признаков преступления и т. п. (п. 30) Но вместе с тем в п. 25 Положения содержится предписание о том, что организацию такой проверки по сообщениям, требующим незамедлительного реагирования, осуществляют должностные лица дежурных частей. Таким образом, в изложенных нормах говорится о действиях лица уже после получения указания сотрудника дежурной части (дежурного) о необходимости производства проверки, а значит после регистрации. В связи с этим непонятно, как следует поступать при получении сообщения о преступлении, требующего незамедлительного реагирования, и при невозможности сообщить об этом дежурному.

На наш взгляд, в полной мере следует согласиться с мнением тех процессуалистов, которые считают допустимым в случаях, не терпящих отлагательства, проведение проверки сведений о преступлении до момента регистрации. Такая позиция обусловлена тем, что в некоторых случаях промедление с осуществлением проверочных действий до момента регистрации может привести к утрате следов преступления и доказательств, невозможности установить лиц, совершивших противоправное деяние и, как следствие, к возникновению трудностей в раскрытии преступлений. Учитывая изложенное, представляется целесообразным предусмотреть в Положении возможность проведения проверочных мероприятий по сообщению о преступлении, требующему незамедлительного реагирования, до регистрации такового.

Несмотря на то, что процедура регистрации сведений о преступлениях определена ведомственной нормативной базой, законодатель в целях усиления контроля за учетно-регистрационной дисциплиной предусматривает выдачу заявителю документа о принятии сообщения о преступлении. Независимо от ведомственной принадлежности лицо, принявшее заявление, выдает заявителю соответствующий документ, в котором указывается дата и время принятия сообщения, а также данные о лице, его принявшем (ч. 4 ст. 144 УПК РФ). Выдача этого документа заявителю информирует его, что заявление зарегистрировано, по нему будет проведена проверка и принято соответствующее решение в установленном законом порядке. Это позволяет заявителю более эффективно защищать свои права и законные интересы.

Согласно ведомственной Инструкции таким документом является талон-уведомление (п. 22). Он выдается заявителю при его личном обращении с письменным или устным заявлением в правоохранительный орган или к должностному лицу. Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел.

Талон состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер (приложение № 5 к Инструкции).

Талон-корешок, содержащий сведения о заявителе, краткое описание сообщения, регистрационный номер по КУСП, дату приема и подпись лица, принявшего сообщение, остается в дежурной части и используется при осуществлении контроля за полнотой регистрации информации о преступлениях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц (п.п. 24, 26 Инструкции). Заявитель расписывается на талоне-корешке за получение талона-уведомления, проставляет дату и время получения последнего (п. 25 Инструкции).

Талон-уведомление, вручаемый заявителю, отражает перечисленные выше сведения, закрепленные в ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Заметим, что в п. 24 Инструкции указывается на необходимость фиксации в талоне-уведомлении не только данных о сотруднике, принявшем сообщение, дате и времени его принятия, но и сведений о регистрационном номере по КУСП.

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, проставляется штамп о регистрации (приложение № 4 к Инструкции). В оттиск штампа оперативным дежурным вносятся регистрационный номер по КУСП, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы, фамилия и подпись.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 326.