Права и обязанности защищаемых лиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона защищаемые лица вправе:

знать свои права и обязанности;

требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности близких родственников, родственников и близких лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевшего или свидетеля;

требовать применения мер социальной поддержки в случаях, предусмотренных Законом;

знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер;

обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных Законом, либо об их отмене;

обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона защищаемые лица обязаны:

выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту;

немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;

при обращении со специальными средствами индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности имуществом, выданными им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту.

 

Права и обязанности органов, принимающих решение

И обеспечивающих государственную защиту участников уголовного

Судопроизводства

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:

запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;

производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и органам, осуществляющим меры социальной поддержки, для осуществления государственной защиты потерпевшего, свидетеля, частного обвинителя, подозреваемого, обвиняемого и других лиц, указанных в статье 2 Закона;

требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры социальной поддержки, применения дополнительных мер государственной защиты;

полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.

Права органов, осуществляющих меры безопасности, закреплены в ч. 1 ст. 24 Закона. Таковыми являются:

избирать необходимые меры безопасности, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;

требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;

обращаться в суд (к судье), к прокурору, начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;

проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Кроме того, ч. 3 ст. 24 установлены права органов, осуществляющих меры социальной поддержки. Так, правами органов, осуществляющих меры социальной поддержки являются:

запрашивать у органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, и защищаемых лиц дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной поддержки;

обращаться в органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, с ходатайством об отмене мер социальной поддержки в случае установления обстоятельств, исключающих возможность применения указанных мер.

Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны:

немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной поддержки;

осуществлять все необходимые меры безопасности и меры социальной поддержки;

своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении, изменении, дополнении или об отмене мер безопасности и мер социальной поддержки;

разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении его государственной защиты (ч. 4 ст. 24 Закона).

Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение требований по обеспечению государственной защиты, как со стороны должностного лица, за нарушение требований по обеспечению государственной защиты, так и со стороны защищаемого лица, а также за разглашение сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности закреплены в ст. 25-27 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». 

Порядок и условия финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты закреплены в ст. 28 Закона, которая устанавливает, что для обеспечения государственной защиты Правительством Российской Федерации утверждается Государственная программа обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Кроме того, финансирование и материально-техническое обеспечение Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом расходы, связанные с обеспечением государственной защиты, не могут быть возложены на защищаемое лицо.  

Министерством внутренних дел Российской Федерации во исполнение государственной функции обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства и их близких утвержден Административный регламент, регулирующий прием и регистрацию заявления (сообщения); проверку соответствующего заявления (сообщения) о применении мер государственной защиты; вынесение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности и мер социальной поддержки; подготовку и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности.

Прием и регистрацию заявлений (сообщений) о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество участников процесса и иных лиц осуществляется органами внутренних дел.

Сотрудник, осуществляющий прием заявлений (сообщений) устанавливает предмет заявления (сообщения) и регистрирует его. Максимальный срок приема и регистрации должен составлять 20 минут на каждое заявление (сообщение).

Заявления (сообщения) от заявителей, очевидцев, жертв преступлений, иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления и их близких передаются начальнику органа дознания органа внутренних дел по месту их обращения в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно.

В случае, если угрозы поступают в связи с участием лиц в уголовном судопроизводстве, указанное заявление (сообщение) направляется для принятия решения об осуществлении мер безопасности в орган, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательств, немедленно.

Если уголовное дело не возбуждено, заявление о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество жертв преступлений или очевидцев преступлений направляется в орган, принимающее решение об осуществлении государственно защиты, по подследственности в соответствии уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в течении суток, а в случаях не терпящих отлагательств, немедленно.

Должностное лицо, принимающее решение об осуществлении государственной защиты, обязано в день поступления (или немедленно) рассмотреть заявление (сообщение), организовать проверку наличия угрозы. В случае необходимости уточнения сведений и информации необходимо опросить лицо, подавшее заявление (обращение) непосредственно или по телефону.

При осуществлении проверки, должностное лицо вправе:

запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от них необходимые сведения об угрозе безопасности лиц, в отношении которых проводится проверка;

производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности и органам, осуществляющим меры социальной поддержки, для государственной защиты перечисленных лиц;

требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности и социальной поддержки, применение дополнительных мер государственной защиты;

полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.

Основанием для применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства лица, насилия над ним, уничтожение или повреждение его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

По результатам проверки в срок не более трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательств, немедленно принимается решение с вынесением постановления:

о применении мер безопасности;

об отказе в применении мер безопасности;

о применении мер социальной поддержки;

об отказе в применении социальной поддержки.

При поступлении постановления о применении мер безопасности, орган внутренних дел, осуществляющий меры безопасности в течении трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательств, немедленно, подготавливает и утверждает постановление об избрании мер безопасности.

В течение суток после поступления постановления о применении мер безопасности, а в случаях, не терпящих отлагательств, немедленно, должностное лицо органа внутренних дел готовит предложения о применении конкретных мер безопасности, которые в данной работе были рассмотрены выше. 

Избрание меры (комплекса мер) оформляется в виде постановления об избрании мер безопасности и утверждается руководителем органа внутренних дел. В постановлении указываются сроки применения мер, должностные лица, ответственные за их исполнение.

Об избрании мер безопасности, их изменении, дополнении и результатах применения орган внутренних дел в течении суток информирует следователя или начальника органа дознания, в производстве которых находится заявление о преступлении либо уголовное дело.

Осуществление мер безопасности начинается незамедлительно после утверждения соответствующим руководителем постановления об избрании мер безопасности либо по согласованию с защищаемым лицом. Решение органов, обеспечивающих государственную защиту, принимаемое в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами организаций, которым они адресованы.

Постановление о применении мер безопасности действует до принятия органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, решение об их отмене.

Отказ в применении мер безопасности может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных данными процедурами осуществляется должностными лицами МВД России, Главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, Управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) в закрытый административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Ответственность за соблюдением порядка и сроков исполнения процедур государственной защиты участников уголовного судопроизводства и иных лиц возлагается на руководителей органов внутренних дел.

 

Литература

Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон от 17 декабря 2008 года № 275-ФЗ "О ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства".  Соглашение стран СНГ о защите участников уголовных процессов   от 28 ноября 2006 года.Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите».

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите».

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты».

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 года № 281 «Об утверждении административного регламента МВД РФ по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких».

Багаутдинов Ф.В. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004.

Брусницын Л.В. Применение норм УПК РФ, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства: Научно – практическое пособие. М.: НИИ ПУЗиП при Генеральной прокуратуре РФ, 2004.

Епихин А.Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. Спб, 2004.

Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М.: Экзамен, 2002.

Зарубежный опыт правового регулирования по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства // Сборник правовых актов, организационных документов и информационно-аналитических материалов. М.: 2000.

Уголовный процесс: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.В. Ендольцевой, И.И. Сыдорука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 200.