После введения в действие Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Закон) появился новый правовой институт – институт безопасность участников уголовного судопроизводства.
Согласно ст. 1 Закона под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - государственная защита) понимается осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (далее - меры безопасности), а также мер социальной поддержки указанных лиц (далее - меры социальной поддержки) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
Указанный Закон, по сравнению с УПК РФ, расширил круг лиц, подлежащих государственной защите. В соответствии со ст. 2 Закона государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 2 Закона государственной защите также подлежат близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства.
Лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, согласно ч. 4 ст. 2 указанного Закона именуются «защищаемые лица».
Органами, обеспечивающими государственную защиту, согласно ч. 1 ст. 3 Закона являются:
1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
2) органы, осуществляющие меры безопасности;
3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона).
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или прокурора органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными, органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по месту нахождения защищаемого лица (ч. 4 ст. 3 Закона).
Деятельность правоохранительных органов, осуществляющих государственную защиту основывается на следующих принципах:
государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц;
государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц (ч. 1-3 ст. 4 Закона).
К числу мер обеспечения безопасности, предусмотренных Законом, относятся:
личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица;
выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
переселение на другое место жительства;
замена документов;
изменение внешности;
изменение места работы (службы) или учебы;
временное помещение защищаемого лица в безопасное место;
применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Указанный перечень основных мер безопасности является исчерпывающим.
В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из мер безопасности.
Дополнительные меры безопасности применяются в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием. Так, согласно ч. 2 ст. 13 Закона, к их числу относятся:
командирование защищаемого лица в другую воинскую часть, другое военное учреждение;
перевод защищаемого лица на новое место военной службы, в том числе в воинскую часть или военное учреждение другого федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (по согласованию между соответствующим должностными лицами федеральных органов исполнительной власти);
командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение.
В целях обеспечения безопасности лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо содержания в дисциплинарной воинской части, согласно ст. 14 Закона, могут применяться также:
направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;
перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;
раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;
изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Перечень дополнительных мер безопасности не является исчерпывающим. Они предусматриваются в уголовно-исполнительном законодательстве, прежде всего в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с Законом, в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства предусмотрены меры социальной поддержки. Таковыми, согласно ст. 15 Закона являются выплата единовременного пособия, назначение пенсии в связи ограничениями физических возможностей или трудоспособности, а также возмещение имущественного ущерба.
Так, в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и назначается пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.
Защищаемым лицам, имеющим одновременно право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, назначается одно единовременное пособие по их выбору.
Порядок выплаты единовременных пособий в выше названных случаях, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Уголовно-процессуальный закон не содержит диспозитивных указаний на то, что меры безопасности и защиты участников уголовного процесса зависят от конкретных видов преступлений, поскольку давление на указанных лиц, их родственников и иных участников процесса может быть оказано по любому уголовному делу и не всегда зависит от категории преступления. Однако Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматривает применение таких мер безопасности как: переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и изменение места работы (службы) или учебы (п.п. 4-7 ч. 1 ст. 6), только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Согласно ст. 9 Закона по решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.
В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 275.