Согласно ч. 1 ст. 16 Закона основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
Следует отметить, что не всякое давление и не всякая угроза могут явиться основанием для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица, поскольку опасения о возможном насилии могут быть необоснованными, сама угроза может быть нереальной.
Поэтому до принятия решения о государственной защите следует оценивать степень опасности и реальности угроз в отношении защищаемых лиц. Например, конкретный источник опасности, способный реализовать преступный умысел.
Однако для того, чтобы процесс анализа ситуации по уголовному делу не был односторонним, в нем должен принимать участие и тот субъект, которого предполагается защищать.
Для этого нуждающееся в защите лицо, как минимум, должно знать о праве на получение государственной защиты. Разъяснение участнику уголовного судопроизводства права на применение мер безопасности важно еще и в психологическом аспекте. Гражданин должен чувствовать поддержку государства.
В этой связи, возможность принятия обоснованного и своевременного решения об осуществлении мер безопасности зависит от информированности граждан о праве на безопасность, поскольку, зная об этом праве, лицо скорее сообщит о существующей угрозе посткриминального воздействия. Необходимо также помнить, что участникам уголовного судопроизводства следует не только разъяснить их права и обязанности, предусмотренные законом, но и проинформировать о мерах, которые могут быть приняты для их защиты в случае оказания противоправного воздействия в связи с участием в уголовном процессе.
Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме (ч. 2 ст. 16 Закона).
Если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности (ч. 3 ст. 16 Закона).
Основаниями применения мер социальной поддержки являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве (ст. 17 Закона).
В целях реализации данных положений Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 11 ноября 2006 года № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты», которые определяют размеры и порядок выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, а в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве - членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении.
Основанием для выплаты единовременного пособия защищаемому лицу (членам семьи погибшего (умершего) защищаемого лица и лицам, находившимся на его иждивении) является постановление (определение) суда (судьи), прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, о применении мер социальной поддержки органа, принимающего решение об установлении государственной защиты в отношении защищаемого лица.
При вынесении постановления (определения) о применении мер социальной поддержки орган, принимающий решение, учитывает волеизъявление защищаемого лица (членов семьи погибшего (умершего) защищаемого лица и лиц, находившихся на его иждивении) о выборе единовременного пособия при наличии права на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В постановлении (определении) о применении мер социальной поддержки указываются основания выплаты единовременного пособия в установленном размере, данные документа, удостоверяющего личность получателя, а также реквизиты счета, открытого защищаемым лицом (членами семьи погибшего (умершего) защищаемого лица и лицами, находившимися на его иждивении) в кредитных организациях, или почтовый адрес (по выбору указанных лиц).
Постановление (определение) о применении мер социальной поддержки направляется в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (далее - уполномоченный орган) для исполнения, а также лицам, в отношении которых вынесено указанное постановление (определение).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.