Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К формам взаимодействия такого рода относятся:

совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы  при выезде на место преступления;  

составление согласованных планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

совместные совещания;

обмен   информацией о совершаемых преступлениях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя. Содержание, структура и сроки исполнения

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каково содержание понятия «поручение следователя». На законодательном уровне разъяснение   данного понятия отсутствует, в связи с чем, отдельные ученые-процессуалисты вкладывают разное смысловое значение в его содержание.

Некоторые авторы предлагают понимать под поручением следователя предложение органу дознания осуществить следственное или розыскное действие.  Представляется, что данное определение не совсем точно отражает суть «поручения».

Закон уполномочил следователя давать письменные поручения, обязательные для исполнения органами дознания. Следовательно, речь идет не о предложении, которое можно отклонить, а о требовании, которое подлежит обязательному исполнению.

В этой связи  предпочтительной представляется позиция А.М. Ларина, который определил поручение как требование следователя о производстве розыскных и следственных действий.  Таким образом, следует признать, что употребление в законе термина «поручение» фактически тождественно понятию «требование» следователя.

Поручение следователя является обязательным к исполнению (ст. 38 УПК). Данный документ должен содержать:

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется. Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел, на основании п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальником органа дознания является начальник ОВД и его заместители. Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному сотруднику подразделения.

Относительно других правоохранительных органов, обладающих статусом органа дознания (ч.1 ст. 40 УКПК), следует заметить, что поручения следует адресовать начальникам оперативных подразделений тех ведомств, которые перечислены в ст. 13 Закона об ОРД .

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства расследуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства совершенного преступления), то есть дать исходную информацию для исполнителя, которая должна способствовать более эффективному исполнению поручения.

3. Необходимо указать правовую основу поручения, то есть ст. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь излагает суть поручения, то есть указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести,   указывается цель и срок исполнения поручения.

  В практической деятельности органов предварительного следствия считается уже устоявшимся мнение о том, что срок исполнения поручения составляет 10 суток. Однако, этот срок установлен законом применительно к исполнению поручений следователя, данному им в порядке ст. 152 УПК, то есть когда исполнение поручения предполагается не по месту производства предварительного следствия, а в другом городе, районе.

Применение положений ст. 152 УПК по аналогии применительно к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразности установления такого срока применительно ко всем поручениям.

В  специальной литературе высказано мнение отдельных авторов о том, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действительно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано одновременное производство нескольких обысков в разных местах, адресах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с исполнением такого следственного действия может привести к бесполезности его производства и, как следствие, к утрате доказательств.

Вместе с тем, исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, требует длительной работы органа дознания, для которой десятидневный срок недостаточен.

В этой связи целесообразным представляется определение в законе такого порядка исполнения поручения следователя, когда срок его исполнения определялся бы самим следователем с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приметы и перечень похищенного, приметы лица, совершившего преступление, которые  должны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

В заключении необходимо отметить, что в ходе совместной деятельности следователя и органа дознания по расследованию преступлений достигаются положительные результаты и решается такая задача как быстрое, объективное и полное расследование преступлений.

Некоторые вопросы взаимодействия указанных органов требуют совершенствования правового регулирования на уровне закона, и ведомственных нормативных актов, так как практика совместной деятельности следователя и органа дознания указывают на необходимость, эффективность и целесообразность взаимодействия в решении задач уголовного судопроизводства.

 

 

Литература

 Бекетов Ю.Н. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следствия и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. 2000. №4. С. 19.

Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. №2. С. 5.

Есина А.С. Некоторые проблемы, возникающие при взаимодействии следователя и органа дознания / Проблемы предварительного следствия и дознания. Сборник научных трудов ВНИИ МВД РФ, 2003.

Есина А.С. Взаимодействие следователя с органами дознания //Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебное пособие /Под ред. М.В. Мешкова.-М.: Московский университет МВД России. Изд-во « Щит-М», 2007.С.95-118.

Казусев А. Надзор за исполнением поручений следователя и указаний прокурора о производстве оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2005. № 3. С. 19.

Кругликов А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. 2003. № 3. С. 91.

Кругликов А.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2006. № 6. С. 43.

Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. 2003. №  9. С. 7–9.

 

 

 

 



Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.