на этапе предварительного расследования
В юридической литературе судебный контроль определяется как предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством деятельность суда, призванная предотвратить незаконное и необоснованное ограничение прав и законных интересов личности в уголовном процессе и обеспечить восстановление этих прав в случае их нарушения.
В соответствии с УПК РФ, основными направлениями судебного контроля на этапе предварительного расследования являются контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, производства следственных действий, а также иных процессуальных действий и решений следователя (рассмотрение жалоб на его действия (бездействие).
Следует отметить, что, хотя п. 48 ст. 5 УПК РФ и подразумевает под судом любой суд общей юрисдикции, основной объем по осуществлению контрольных функций за законностью производства по уголовным делам на этапе досудебного производства приходится на долю районных судов, и осуществляется судьей единолично. Так, по данным Судебного Департамента при Верховном Суде РФ только в I полугодии 2008 г. материалы в порядке судебного контроля, находившиеся в производстве судов районного звена, составили 484,3 тыс. или 65,9 % от общего числа рассмотренных.
Следует отметить, что существует ограничение, касающееся недопустимости возложения полномочий по осуществлению судебного контроля на этапе предварительного расследования на одного и того же судью на постоянной основе, которое касается только случаев рассмотрения судьей ходатайств следователей, дознавателей о применении к подозреваемым, обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 13 ст. 108 УПК РФ). Однако, представляется, что здесь уместна процессуальная аналогия и данное ограничение должно распространяться также и на иные направления контрольной деятельности суда на этапе досудебного производства.
Хотя процедуры принятия судебных решений по различным направлениям судебного контроля и обладают определенной спецификой, которая будет рассмотрена ниже, они имеют и некоторые общие черты. Так, во всех случаях, при необходимости получения согласия суда на производство процессуального действия следователь должен:
а) вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о даче согласия на производство того или иного процессуального действия;
б) согласовать его с руководителем следственного органа;
в) направить согласованное ходатайство в суд.
По общему правилу, ходатайства следователей о получения судебного разрешения на производство процессуальных действий, принимаются отделом делопроизводства суда в течение всего рабочего дня. Работник отдела делопроизводства суда проверяет наличие документов, приложенных к ходатайству, ставит штамп с указанием даты и времени его поступления, свою подпись и немедленно передает ходатайство дежурному судье, которому предстоит его рассматривать. Однако такое ходатайство может быть направлено и непосредственно дежурному судье (за исключением материалов, содержащих информацию, защита которой гарантируется действующим законодательством о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и выемке их в учреждениях связи, о контроле и записи телефонных и иных переговоров) и носящих гриф «секретно»).
В таком случае дежурный судья незамедлительно передает ходатайство следователя вместе с процессуальными документами в отдел делопроизводства для регистрации. Все без исключения ходатайства подлежат обязательной регистрации в специальных журналах, после чего передаются дежурным судьям под расписку в соответствующем журнале.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 244.