и прокурора в процессе предварительного следствия
Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователем, который несет ответственность за результаты расследования противоправного деяния. Однако, в определенных законом случаях, он вступает в различные правоотношения с руководителем следственного органа и прокурором. От результатов их совместной деятельности, строго регламентированной уголовно-процессуальным законодательством, в немалой степени зависит обеспечение законности расследования преступлений, прав, законных интересов и свобод участников уголовного судопроизводства.
Следователь, руководитель следственного органа и прокурор как участники уголовного процесса со стороны обвинения, относятся к категории должностных лиц, на которых законом возложены задачи уголовного преследования в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При этом, следователь и руководитель следственного органа осуществляют свою процессуальную деятельность только на досудебных стадиях, а прокурор - как на досудебных, так и судебных стадиях уголовного судопроизводства. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ).
Руководитель следственного органа и прокурор не подменяют следователя, не расследуют параллельно с ним преступление и без необходимости не вмешиваются в работу следователя. Эти должностные лица выполняют, хотя и взаимосвязанные, но различные функции. Следователь расследует преступление, а руководитель следственного органа и прокурор осуществляют соответственно процессуальный контроль и прокурорский надзор, представляющие собой разновидности уголовно-процессуальной деятельности и состоящие в системе процессуальных действий и решений по проверке уголовно-процессуальной деятельности, выявлению, анализу и устранению нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Закон в ряде случаев предписывает руководителю следственного органа давать согласие на проведение следственных и иных процессуальных действий, обязывает прокурора требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство, регламентирующее правовое положение указанных участников уголовного процесса, постоянно совершенствуется и изменяется. Так, Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», внес существенные изменения в полномочия следователя, руководителя следственного органа, прокурора и их взаимоотношения. Руководителю следственного органа были переданы некоторые из полномочий прокурора, связанные с ограничением конституционных прав участников уголовного судопроизводства. Отдельные полномочия прокурора при производстве предварительного следствия в части осуществления ряда функций уголовного преследования (например, дача согласия на производство отдельных процессуальных действий и принятие процессуальных решений, в том числе на возбуждение уголовного дела и некоторые другие) были исключены.
Федеральные законы от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» дополнили полномочия следователя и руководителя следственного органа, конкретизировали права прокурора. Так, руководитель следственного органа получил право осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего (ч. 3 ст. 21 УПК РФ), возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству и производить предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ). Было закреплено право прокурора знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2-1 ст. 37 УПК РФ), конкретизированы взаимоотношения прокурора со следователем и руководителем следственного органа при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым (ст.ст. 317-1, 317-2, 317-4, 317-5 УПК РФ).
Следователь - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5, ч.1 ст. 38 УПК РФ).
Процессуальным статусом следователя обладают лица, состоящие в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам), органов прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков.
Нахождение следователей в составе различных правоохранительных органов не влияет на их процессуальный статус: объем процессуальных прав и обязанностей у них един. Однако в зависимости от квалификации преступления, закон разграничивает их процессуальную компетенцию по различным признакам подследственности: предметной (родовой), персональной, альтернативной (смешанной), территориальной.
Следует отметить, что в юридической литературе и прессе неоднократно обсуждался вопрос о создании единого следственного аппарата, о его правовом статусе и месте в системе органов исполнительной власти. Отмечалось, что ведомственная разобщенность должностных лиц, правомочных расследовать преступления, не лучшим образом сказывается на качестве следствия. Предлагалось создать Федеральный следственный комитет (ФСК), который объединит следователей из МВД Российской Федерации, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации и ФСКН Российской Федерации. При этом предполагалось, что Комитет будет заниматься расследованием тяжких преступлений, совершенных организованной группой, особо тяжких, а также тех преступлений, которые имеют общественный резонанс и коррупционные признаки.
Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия. Однако для следователей прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена возможность производства ими предварительного расследования в форме дознания.
Следует отметить, что согласно пункту 8 ст. 5 УПК РФ дознание может производиться следователем безотносительно его принадлежности к определенному ведомству. Однако часть 3 ст. 151 УПК РФ («Подследственность») не указывает следователей федеральной службы безопасности и органов внутренних дел как должностных лиц, уполномоченных производить дознание.
По нашему мнению, данное обстоятельство не исключает возможности производства дознания следователями системы МВД России и ФСБ России, так как согласно ч. 4 ст. 150 УПК РФ любое уголовное дело о преступлении, по которому предусмотрено производство дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ), по письменному указанию прокурора может быть передано для производства предварительного следствия. Данные полномочия прокурора распространяются на всех следователей вне зависимости от их ведомственной принадлежности (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Для решения стоящих перед ним задач следователь наделяется строго регламентированными законом полномочиями. Так, в соответствии со ст. 38 УПК РФ он уполномочен:
возбуждать уголовное дело;
принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Следует отметить, что до недавнего времени следователь не обладал правом обжалования действий (бездействия) и решений руководителя следственного органа. Кроме того, руководитель следственного органа не был указан в законе как субъект рассмотрения жалобы. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ наделил следователя правом обжаловать действие (бездействие) и решения, как прокурора, так и руководителя следственного органа вышестоящему прокурору или руководителю следственного органа соответственно, а также наделил руководителя следственного органа правом рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства.
Реализация следователем своих полномочий должна быть в полной мере основана на законе, подчинена назначению уголовного судопроизводства, согласована с целями расследования, обеспечивать права и законные интересы участников предварительного следствия. При этом следователь должен иметь возможность самостоятельно осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения.
Руководитель следственного органа это участник уголовного судопроизводства, который одновременно является административным начальником следователя. Руководитель следственного органа это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38-1 ст. 5 УПК РФ).
В соответствии со ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа уполномочен:
поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;
продлевать срок предварительного расследования;
утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу;
давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;
возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Процессуальным статусом руководителя следственного органа обладают Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов по гарнизонам и иным учреждениям, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные приравненные к ним руководители следственных органов (ч. 5 ст. 39 УПК РФ).
Следует отметить, что в связи с изменениями уголовно-процессуального законодательства, а также в целях упорядочения процессуального контроля за расследованием преступлений, обеспечения строгого соблюдения законности и прав граждан, приказом заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации – начальника Следственного комитета при МВД России за № 10 от 2 марта 2009 г. «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов» отдельным руководителям в Следственном комитете при МВД России, следственных частях при главных управлениях МВД России по федеральным округам, главных следственных управлениях, следственных управлениях при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, следственных управлениях при управлениях внутренних дел по административным округам г. Москвы и некоторым другим объем процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК РФ, был конкретизирован.
Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставил ему право не только обжаловать все указания руководителю вышестоящего следственного органа, но и не исполнять некоторые из них в случае обжалования. К их числу действий относятся указания касающиеся изъятия уголовного дела и передача его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, классификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).
Не согласуется с процессуальной самостоятельностью следователя сохраняющаяся иногда практика визирования руководителем следственного органа всех процессуальных решений следователя. Подобные действия руководителя следственного органа не вытекают из закона и не только ущемляют процессуальную самостоятельность следователя, но и, как представляется, снижают его ответственность за принимаемые решения.
Следует отметить, что в литературе высказывались предложения, как об ограничении полномочий руководителя следственного органа лишь организационными возможностями, так и об увеличении процессуальных полномочий. Однако, несмотря на то, что сочетание и чрезмерная концентрация организационных и процессуальных полномочий у одних субъектов чревата опасностью подчинения процессуальных интересов ведомственным, законодатель в большей мере усилил процессуальные полномочия руководителя следственного органа за счет передачи ему части полномочий прокурора для процессуального контроля за расследованием.
Увеличение полномочий руководителя следственного органа направлено на обеспечение законности в деятельности органов предварительного следствия, имеет своей целью недопущение нарушений закона, прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Несомненно, если лишить руководителя следственного органа его процессуальных прав, это приведет к большей процессуальной самостоятельности следователя. Но вряд ли можно сомневаться, что в этом случае фактов поверхностного, одностороннего, недостаточно квалифицированного расследования станет больше, даже при увеличении штатной численности следователей и повышении уровня их профессионализма.
В целях обеспечения законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, при расследовании преступлений, а также усиления ведомственного процессуального контроля, во всех следственных подразделениях ведутся контрольные производства по уголовным делам, содержащие копии основных процессуальных документов и указания руководителя следственного органа. Кроме того в следственных подразделениях ведутся учеты уголовных дел, по которым приняты решения о продлении процессуальных сроков, требований прокуроров об устранении нарушений закона при производстве предварительного следствия, уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, уголовных дел, по которым вынесены оправдательные приговоры.
Так, в соответствии с указанием Следственного комитета при МВД России №17/1-7374 от 30 апреля 2008 г. «О совершенствовании процессуального и ведомственного контроля» ведение контрольных производств по уголовным делам осуществляется по следующим категориям уголовных дел:
1) во всех следственных подразделениях – по делам, по которым продлеваются процессуальные сроки;
2) в подразделениях ГСУ, СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ и УВДРО, осуществляющих контроль за организацией расследования преступлений в подчиненных органах предварительного следствия:
по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных органов предварительного следствия, с продленными свыше 3-х месяцев процессуальными сроками;
по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных органов предварительного следствия, взятым на контроль ГСУ, СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ и УВДРО, в том числе находящимся на контроле в Следственном комитете при МВД России.
Наряду с процессуальной формой контроля выделяют организационную (непроцессуальную) форму, которая связана с деятельностью руководителя следственного органа по организации работы в возглавляемом следственном подразделении для обеспечения качества, полноты и объективности расследования преступлений. Организационная деятельность руководителя следственного органа создает необходимые условия качественного расследования преступлений и регламентируется соответствующими ведомственными актами.
В соответствии с ними руководитель следственного органа несет персональную ответственность за организацию и результаты работы следственного аппарата, выполнение возложенных на него задач, обучение и воспитание кадров; дает указания по вопросам следственной работы, обеспечивает взаимодействие с другими службами по предупреждению и расследованию преступлений; обеспечивает сотрудничество с государственными органами контроля, прокуратуры, безопасности, юстиции, научно-исследовательскими, экспертными и образовательными учреждениями.
Прокурор является важным субъектом уголовно-процессуальной деятельности, оказывающим влияние на ход и результаты расследования преступлений, несмотря на то, что Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ существенно ограничил его полномочия на досудебном производстве в части, касающейся предварительного следствия.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ, в качестве прокурора в уголовном судопроизводстве правомочны выступать: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Каждый прокурор действует в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной, территориальной и персональной подследственностью.
Основной целью деятельности прокурора по выполнению задач уголовного преследования и прокурорского надзора является обеспечение соблюдения действующих законов с тем, чтобы: ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался бы незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; никто не подвергался бы аресту без судебного решения; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона об объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства; выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ходе предварительного следствия по уголовному делу прокурор уполномочен:
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора;
рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
утверждать обвинительное заключение по уголовному делу;
возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.
Как было отмечено, Федеральный закон № 87-ФЗ от 5 июня 2007 г. возложил на прокурора главным образом полномочия по надзору за соблюдением законности при производстве дознания и предварительного следствия. В связи с этим он лишился права возбуждать уголовные дела, давать согласие следователю на их возбуждение, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменению меры пресечения либо производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, принимать уголовные дела к своему производству, производить по ним расследование, осуществлять отдельные следственные действия.
Взаимоотношения между прокурором и органами предварительного следствия носят уголовно-процессуальный, а не административный характер. Прокурор, как должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, выступает в двойном качестве.
С одной стороны, прокурор участвует в уголовном процессе, в том числе в досудебном производстве на стороне обвинения. С другой стороны, прокурор выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений. Именно в этом смысле сконструирована гл. 6 УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения», статья 37 которой посвящена процессуальному статусу прокурора.
Правовое положение прокурора зависит от выполняемой им процессуальной функции. Следует отметить, что по вопросу процессуальных функций прокурора на досудебном производстве в юридической литературе нет однозначного мнения. Одна группа авторов, опираясь на опыт правовых систем англосаксонских государств, полагают, что прокурор должен осуществлять только уголовное преследование и процессуальное руководство органами предварительного расследования, в том числе поддерживать обвинение в суде. Другие авторы рассматривают прокуратуру как универсальный государственно-правовой институт, осуществляющий надзор за законностью.
В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, правовые отношения следователя с прокурором в основном осуществляется опосредованно через руководителя следственного органа. Данное обстоятельство наряду с положительными факторами, ограничивающими влияние прокурора на процессуальную деятельность следователя и его самостоятельность, имеет и некоторые спорные моменты, связанные с ограничением полномочий прокурора по уголовному преследованию подозреваемого и обвиняемого (исключено право прокурора на возбуждение уголовного дела, отмену незаконных постановлений следователя, за исключением постановления о возбуждении уголовного дела и другие). Практика показывает, что в идеале ведомственный контроль менее эффективен, чем контроль осуществляемый извне.
Анализ закрепленных в УПК РФ полномочий следователя, руководителя следственного органа и прокурора позволяет выделить следующие основные направления их взаимодействия, которые имеют свои особенности:
прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях на стадии возбуждения уголовного дела;
производство предварительного расследования в целом и проведение отдельных следственных действий;
окончание предварительного расследования.
§ 2. Правовые отношения следователя
с руководителем следственного органа и прокурором
на стадии возбуждения уголовного дела
По своему содержанию стадия возбуждения уголовного дела включает в себя систему процессуальных действий и решений, направленных на получение заявлений и сообщений о преступлении, их процессуальное оформление и рассмотрение; выяснение наличия противоправного деяния и установления в нем признаков конкретного преступления; принятие мер к предотвращению или пресечению преступления и сохранению его следов; проведение при необходимости проверочных действий; систематизацию и анализ собранных материалов; продление срока рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении; принятие и оформление решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о направлении сообщения по подследственности; уведомление заявителя, иных заинтересованных лиц о принятом решении; обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к его подследственности.
В случае необходимости получения оснований к возбуждению уголовного дела, а также проведения документальных проверок или ревизий, следователь выходит с ходатайством к руководителю следственного органа о продлении срока проверки до 10 или 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Для этих целей следователь выносит постановление о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении, в котором указывает количество суток, необходимых ему для завершения проверки.
Руководитель следственного подразделения продлевает срок проверки до испрашиваемого в постановлении, устанавливает свой срок, но не превышающий разрешенный законом, или отказывает в продлении. Каких-либо указаний закона, предписывающих ему вынести мотивированное постановление по этому поводу и пояснить основания принятия того или иного решения, в УПК РФ не предусмотрено.
Свое решение руководитель следственного органа указывает на постановлении следователя о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении. В этом постановлении он указывает срок проверки, наименование следственного подразделения, свои звание, фамилию, инициалы, заверяет подписью и ставит дату принятия решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ следователем при наличии повода и основания возбуждается уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. При отсутствии основания, а также при наличии правовых препятствий для возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст.148 УПК) или о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
Как уже отмечалось, полномочие прокурора по даче согласия на возбуждение уголовного дела, было отменено Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК РФ. По нашему мнению, это положение закона, неоднократно подвергавшееся критике ученых и практиков, существенно повысило процессуальную самостоятельность следователя, оперативность принятия его решений и в целом эффективность предварительного следствия. Практика показала, что на получение согласие прокурора на возбуждение уголовного дела и других следственных и иных процессуальных действий следователем ранее затрачивалось от нескольких часов до нескольких суток.
Следует отметить, что до недавнего времени полномочия руководителя следственного органа на стадии возбуждения уголовного дела законодателем не были определены. Вместе с тем, ведомственные акты предписывали ему обеспечивать соблюдение законности при рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, возбуждении уголовных дел, а также использовать предоставленные законом полномочия для своевременного выявления, пресечения и предупреждения нарушений законности.
Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ устранил эти противоречия. Руководитель следственного органа был наделен правом не только изучать материалы проверки сообщения о преступлении, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении (п.п.2 и 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ), но и самостоятельно принимать по результатам рассмотрения сообщения о преступлении решения, предусмотренные ч. 1 ст. 145 УПК РФ, а также отменять незаконные и необоснованные постановления следователя.
В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПКРФ следователь незамедлительно направляет прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела. В этих целях прокурор выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении следователь незамедлительно уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Прокурор, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В случаях выявления нарушений уголовного законодательства, обнаруженных при проверке исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 37 УПК).
Специфика прокурорского надзора в этом направлении заключается в том, что порядок приема, регистрации, учета сообщений о преступлениях, законность принятия решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела более детально регламентируется ведомственными нормативными актами.
Так, приказы Генерального прокурора Российской Федерации №140 от 10.09.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и № 136 от 06.09.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» предписал прокурорам тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.
Указание Следственного комитета при МВД России №17/1-15453 от 23.08.2007 г. также предписывает руководителям следственных органов при необходимости по запросу прокурора направлять ему для изучения материалы уголовного дела, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки прокурору необходимо указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.
Следует отметить, что на практике нередки ситуации, когда после получения копии постановления о возбуждении уголовного дела, затем материалов проверки и, наконец, принятия официального решения об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, может пройти несколько дней. К примеру, совместное указание прокуратуры Московской области, ГУВД по Московской области, УФСКН РФ по Московской области и УФСБ РФ по г. Москве и Московской области № 1/2301 от 28 августа 2007 г. предписывает следователям и руководителям следственных органов в течение 3 суток после возбуждении уголовного дела представлять его материалы надзирающему прокурору для проверки законности и обоснованности принятого решения. За этот период по возбужденному уголовному делу следователем могут быть проведены различные следственные действия, приняты процессуальные решения, затрагивающие права и законные интересы различных участников уголовного судопроизводства. К сожалению, законодатель оставил этот вопрос не решенным, не установил процедуру, какие должны быть приняты решения и в какой срок следователем в этой ситуации. Также остались без внимания эти проблемы в ведомственных правовых актах.
Анализ следственной практики показывает, что, как правило, все полученные материалы по возбужденному уголовному делу, в числе которых могут быть протоколы следственных действий, задержания подозреваемого и другие, вместе с постановлением прокурора об отмене постановления следователя о возбуждении уголовного дела, без принятия каких-либо дополнительных решений, подшиваются, а процессуальная деятельность по ним прекращается. Ранее, в отдельных случаях, следователи брали на себя ответственность и дополнительно выносили постановление о прекращении уголовного дела, так как по нему проводились следственные действия и принимались процессуальные решения.
Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ лишил прокурора права отменять постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, в случае признания его незаконным и необоснованным. В соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ следователь в течение 24 часов с момента вынесения направляет заявителю и прокурору копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). В постановлении излагается мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.
В свою очередь соответствующий руководитель следственного подразделения, признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Ведомственные акты Генеральной прокуратуры обязывают прокурора истребовать у органов предварительного следствия все материалы для проверки законности и обоснованности решения об отказе в возбуждении уголовного дела. И только после изучения представленных материалов и выявления нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок, прокурору предписано требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен полномочиями требовать полного устранения нарушений закона, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования и привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях.
§ 3. Правовые отношения следователя, руководителя
следственного органа и прокурора при расследовании преступлений
В процессе расследования преступления следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения, согласия руководителя следственного органа или прокурора.
Следует отметить, что законодатель наделил руководителя следственного органа правом возбудить уголовное дело в установленном порядке, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).
Не смотря на то, что подавляющая часть полномочий прокурора, в том числе связанных с дачей согласия следователю на осуществление определенных процессуальных действий, передана руководителю следственного органа, следователь и прокурор в рамках своих компетенций в процессе расследования преступлений вступают в правовые отношения по вопросам, связанным с принятием некоторых решений об ограничении конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, передачей уголовного дела по подследственности, окончания предварительного следствия.
Следователь вправе задержать лицо, по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК).
После доставления задержанного к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК РФ), а в течение 12 часов с момента задержания об этом должно быть направлено письменное сообщение прокурору (ч. 3 ст. 92 УПК РФ), а также уведомлены близкие родственники подозреваемого, а при их отсутствии – другие родственники или представлена возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК РФ).
В свою очередь прокурор, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 136 от 06.09.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», обязан своевременно принять меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения, проверить законность задержания подозреваемых по уголовным делам и жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. В случаях несоблюдения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока сообщения прокурору о произведенном задержании, принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.
В процессе расследования преступления у следователя возникают случаи, когда в интересах следствия, требуется сохранить в тайне факт задержания конкретного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 96 УПК следователь имеет право не производить уведомление близких родственников подозреваемого (за исключением задержания несовершеннолетнего), однако ему в обязательном порядке следует получить согласие прокурора.
В этом случае следователь выносит постановление о неразглашении факта задержания подозреваемого, в котором излагается основание необходимости принятия такого решения в интересах следствия. После дачи согласия прокурором сохранить в тайне факт задержания, следователь под роспись объявляет об этом подозреваемому. В случае отказа прокурора дать согласие следователю на сохранение в тайне факта задержания, следователь правомочен обжаловать его решение вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 124 УПК).
В процессе осуществления надзора за процессуальной деятельностью следователя полномочия прокурора в основном реализуются посредством требования устранить нарушения федерального законодательства, допущенные в ходе предварительного следствия. Однако в ч. 2 ст. 10 УПК РФ прокурору предоставлено право своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.
Руководитель следственного органа не входит в число субъектов, указанных в ч. 2 ст. 10 УПК РФ и имеющих право освобождать лиц, незаконно задержанных следователем. Однако, в таких случаях руководитель следственно подразделения может воспользоваться своим правом давать обязательные для исполнения указания.
Вместе с тем, согласие следователю на возбуждение ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного действия, которое допускается на основании судебного решения, дает только руководитель следственного органа. Помимо этого законодатель предоставил руководителю следственного органа право лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении данного вопроса (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ).
Следует отметить, что прокурор не устраняется от участия в этом процессе. Более того, он уполномочен участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК).
По вопросу получения согласия прокурора на обращение в суд для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, в теории уголовного процесса существуют два противоположных мнения. Одни авторы полагают, что согласие прокурора являлось своего рода «фильтром», предварительно оценивающим законность и обоснованность ходатайства следователя перед судом. Другие авторы считают, что подобные действия ущемляют процессуальную самостоятельность следователя, ведут к бюрократической волоките и снижению эффективности судопроизводства.
По нашему мнению, Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ удовлетворил в определенной мере обе точки зрения: усилил процессуальную самостоятельность следователя и его оперативность, а также ввел своеобразный «фильтр» в лице руководителя следственного органа.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 136 от 06.09.2007 г. прокурорам предписывается своевременно вырабатывать обоснованную позицию по заявленному следователем ходатайства в суд. Для этих целей они должны предлагать руководителю следственного органа направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность.
Мотивированное постановление следователя о возбуждении ходатайству перед судом о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и приложенные к нему материалы, подтверждающие основания применения мер, ограничивающих права граждан, в обязательном порядке рассматриваются единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня. В судебном заседании принимают участие подозреваемый или обвиняемый, защитник, если он участвует в деле, а также прокурор, который и обосновывает это ходатайство.
По нашему мнению, все вносимые изменения в уголовно-процессуальное законодательство имеют тенденцию к усилению процессуального контроля за исполнением законов на предварительном следствии и обеспечением прав участников уголовного судопроизводства. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ установил обязательность участия подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, при рассмотрении судьей постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Кроме того, законодатель, наряду со следователем, предоставил право принимать участие в судебном разбирательстве по данному вопросу и руководителю следственного органа.
Следует отметить, что распоряжением начальника Следственного комитета при МВД России №17/1-15453 от 23.08.2007 г. «Об усилении процессуального и ведомственного контроля» следователям предписано принимать обязательное участие в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий и обеспечивать надлежащее качество их подготовки к поддержанию этих ходатайств.
Законодатель, определив полномочия участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, оставил без внимания вопрос, связанный с обеспечением необходимыми материалами прокурора для обоснования в суде законности и обоснованности избрания или продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Данный пробел в законодательстве был урегулирован ведомственными нормативными правовыми актами прокуратуры и органов внутренних дел.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ было определено, что данные, не удостоверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение ст. 89 УПК РФ, не являются обстоятельствами влекущими избрание меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).
Прокурор, принимающий участие в судебном заседании по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий, составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства, которое приобщает к надзорному производству. В случае, если прокурор сделает вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства, то такое решение он согласовывает с руководителем прокуратуры.
В случае неудовлетворения судом ходатайства следователя об избрании меры пресечения, продления срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения, прокурор, при наличии к тому законных оснований, принимает меры к своевременному обжалованию решений суда.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ, прокурор получил право по мотивированному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2-1 ст. 37 УПК РФ). Кроме того, за ним сохранилось право изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
При изъятии уголовного дала у органа дознания для производства предварительного следствия, прокурор, руководствуясь п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, направляет уголовное дело в следственное подразделение, в котором руководитель следственного органа непосредственно поручает производство расследования следователю. При передаче уголовных дел от одного органа дознания другому прокурор руководствуется правилами ст. 151 УПК РФ о предметной (родовой) подследственности, а также общественной значимостью расследуемого преступления.
Заслуживает внимания вопрос о соединении уголовных дел, находящихся в производстве следователя. В соответствии с законом, основанием для выполнения этого действия является постановление руководителя следственного органа. Новеллой УПК РФ в части принятия решения о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования, стало указание о том, что его принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности (ч. 3 ст. 153 УПК РФ).
Правовые отношения следователя, руководителя следственного органа и прокурора наиболее ярко проявляются в рамках вновь созданного правового института, связанного с заключением с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, введенного в УПК РФ Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ. Под досудебным соглашением о сотрудничестве понимается соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные сторона согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения (п. 61 ст. 5 УПК РФ).
Подозреваемый или обвиняемый с участием защитника вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, которое подается в письменном виде прокурору через следователя. При этом следователь, получив указанное ходатайство, в течение трех суток с момента его поступления направляет его прокурору вместе с согласованным с руководителем следственного органа мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве (ст. 317 УПК РФ). В случае отказа в удовлетворении ходатайства, следователь выносит соответствующее постановление, которое может быть обжаловано подозреваемым или обвиняемым, его защитником руководителю следственного органа.
Прокурор, получив от следователя указанные документы, в течение трех суток рассматривает их и принимает решение об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве или об отказе в удовлетворении этого ходатайства (ст. 317-2 УПК РФ). При положительном решении вопроса прокурор, пригласив следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника, составляет досудебное соглашение о сотрудничестве (ч. 1 ст. 317-3 УПК РФ).
Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ предоставил следователю право выделить из уголовного дела другое уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ). Кроме того, следователь получил право, в случае возникновения угрозы безопасности подозреваемому или обвиняемому, его близких родственников, родственников и близких лиц, изымать из возбужденного уголовного дела материалы, идентифицирующие его личность, и приобщать их к выделенному в отдельное производство уголовному делу (п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ), а также хранить эти материалы в опечатанном конверте (ч. 3 ст. 317-4 УПК РФ).
При расследовании преступлений следователь, в установленных законом случаях, обращается к руководителю следственного органа для утверждения постановлений о прекращении уголовных дел. Следует иметь в виду, что руководитель следственного органа утверждает не все постановления следователя о прекращении уголовного дела, а только те, которые предусмотрены законом.
К таким случаям относятся: прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ), прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).
Решение о приостановлении производства по уголовному делу следователь принимает самостоятельно. Однако руководителям следственного органа предписано не реже одного раза в полугодие проверять законность и обоснованность приостановления предварительного следствия. Кроме того, руководитель следственного подразделения, осуществляя процессуальный контроль за расследованием преступлений, вправе отменить это постановление и дать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных действий, если обнаружит, что не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, установления и розыска лиц, совершивших преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ, прокурор контролирует поступление в прокуратуру копий постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановления о приостановлении предварительного следствия. В течение месяца после получения этих процессуальных документов он проверяет законность и обоснованность принятых решений, истребуя для этих целей материалы уголовных дел.
В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), приостановлении производства по делу незаконным или необоснованным, прокурором выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене соответствующего постановления следователя. Если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, то материалы о его отмене направляются вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.
Процедура прекращения уголовного преследования и направление уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера имеет свои особенности. В подобных случаях следователь самостоятельно принимает решение и направляет уголовное дело прокурору, который в соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния, утверждает постановление следователя и направляет уголовное дело в суд либо возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования или прекращает уголовное дело.
После производства необходимых следственных и иных процессуальных действий и составления обвинительного заключения, следователь немедленно направляет уголовное дело прокурору. Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает процедуру согласования оконченного уголовного дела с обвинительным заключением у руководителя следственного органа. Вместе с тем, законодатель отметил, что уголовное дело направляется прокурору с согласия руководителя следственного органа (ч. 6 ст. 220 УПК РФ).
При ознакомлении с материалами уголовного дела с обвинительным заключением, прокурор в соответствии ч. 1 ст. 221 УПК РФ получает реальную возможность изучить и проанализировать собранные доказательства, а затем в течение 10 суток принять одно из следующих решений:
об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд (прокурор не вправе лично составлять новое обвинительное заключение);
о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями (об этом выносится соответствующее постановление);
о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если дело подсудно вышестоящему суду (об этом выносится соответствующее постановление).
Материалы уголовного дела с обвинительным заключением тщательно изучаются прокурором с точки зрения соответствия выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильности квалификации содеянного, соблюдения уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, принятия процессуальных решений и только затем утверждаются. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд.
При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, прокурор, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ, выносит постановление о признании таких доказательств недопустимыми и подлежащими исключению из обвинительного заключения.
В случае выявления прокурором обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного, он имеет право возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Свое решение прокурор оформляет мотивированным постановлением, в котором содержатся указания об устранении следователем выявленных нарушений и недостатков.
Следует отметить, что прокурору предоставлено право отмены ранее избранной обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, в случае нарушения следователем требований ч. 5 ст. 109 УПК РФ и истечения предельного срока содержания обвиняемого под стражей (ч. 2 ст. 221 УПК РФ).
В том случае, когда следователь не соглашается с решением прокурора о возвращении ему уголовного дела для производства дополнительного следствия, постановление прокурора может быть обжаловано следователем с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору. При несогласии с решением вышестоящего прокурора жалоба направляется Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).
В соответствии с ч. 4 ст. 221 УПК РФ, вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих решений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставил ему право обжаловать указания руководителя следственного органа (за исключением указаний о выполнении требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства), а также действия и решения прокурора.
По общему правилу, обжалование указаний руководителя следственного органа не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления уголовного дела в суд или его прекращения. При этом следователь представляет руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа. Рассмотрев представленные материалы, руководитель следственного органа отменяет указания руководителя нижестоящего следственного подразделения или передает уголовное дело другому следователю (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).
Право следователя не соглашаться с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, определяет его процессуальную самостоятельность. В случае несогласия с требованиями прокурора, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора (ч. 4 ст. 39 УПК РФ).
Законодатель наделил руководителя следственного органа правом рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, проверять изложенные в обращении заявителей доводы и принимать адекватные меры.
Прокурору также предоставлено право обращения к руководителю следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится следователь, чьи действия (бездействие) обжалуются, руководителю вышестоящего в порядке подчиненности следственного органа или в районный суд по месту производства предварительного следствия с требованием о признании действия (бездействия) или решения следователя противоречащим законодательству.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомляет заявителя. Копию постановления об удовлетворении жалобы прокурор направляет руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
В случае несогласия с мнением органов предварительного следствия прокурор имеет право обратится к вышестоящему руководителю следственного подразделения, потом к Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и, наконец, к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным (ч. 6 ст. 37 УПК РФ).
Подводя итог, необходимо отметить, что правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором осуществляется в строгом соответствии с законом в процессе принятия процессуальных решений и при производстве следственных действий.
Литература
Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Приказ Следственного комитета при МВД России от 02 марта 2009 г. № 10 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов».
Колоколов Н.А. Судебный контроль в стадии предварительного расследования. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
Фадеев П.В. Процессуальная деятельность следователя по взаимодействию с прокурором // Предварительное следствие в органах внутренних дел. Курс лекций под ред. М.В. Мешкова. – М.: «Книжный мир», 2004. С. 84-100.
Фадеев П.В. Процессуальная деятельность следователя по взаимодействию с прокурором // Предварительное следствие в органах внутренних дел. Учебное пособие / Под ред. М.В. Мешкова. – М.: Московский университет МВД России, 2007. С. 123-141.
Фадеев П.В. Процессуальная деятельность следователя по взаимодействию с прокурором // Предварительное следствие в органах внутренних дел. Учебное пособие / Под ред. М.В. Мешкова. Издание 2-е. – М.: Изд-во «Щит-М», 2007. С. 119-139.
Фадеев П.В. Процессуальная деятельность следователя по взаимодействию с руководителем следственного органа и прокурором // Предварительное следствие. Учебник // Под ред. М.В. Мешкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. С. 95-119.
Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 428.