Анатомия коры больших полушарий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анатомически кора представляет собой пластину серого вещества, выстилающую наружную поверх­ность полушарий и представляет собой наиболее поздний по развитию и наиболее совершенный отдел централь­ной нервной системы.

На поверхности мозговой коры хорошо выражены многочисленные складки, которые отделяются друг от друга то более глубокими, то менее глубокими бороздами. Участок коры, расположенный между двумя бороздами, называется извилиной. Полушария головного мозга разделяются на следующие доли: лобные, теменные, височные и затылочные. Границей между долями являются наиболее постоянные и выраженные борозды.

Установлено, что почти вся кора больших полушарий человека состоит из шести слоев. Каждый слой имеет свои                                      особенности строения. В различных участках строение коры обладает особенностями, что проявляется главным образом различной степенью выраженности того или иного слоя, количеством и густотой клеток.

Различают наружную (выпуклую) поверхность полушарий, внутреннюю их поверхность и основание (базальная поверхность). На наружной поверх­ности, мощная роландова борозда отделяет лобную долю от теменной. Ниже ее расположенная сильвиева бо­розда, которая отделяет лобную долю от височной и височную от темен­ной. Две массивные извилины расположены «по берегам» роландовой борозды, одна — кпереди от последней (передняя центральная извилина) и другая — кзади от нее (задняя центральная извилина).

На наружной, выпуклой поверхности различают: в собствен­но лобной доле (в области кпереди от передней центральной извилины) три извилины, расположенные примерно горизонтально: верхнюю лобную, среднюю нижнюю лобные извилины.

Теменная доля горизонтальной бороз­дой (sulcus interparietalis) делится на верхнюю и нижнюю теменные дольки. В нижней теменной дольке различают располо­женную более кпереди надкраевую извилину (gyrus supramarginalis) и кзади от нее гра­ничащую с затылочной долей угловую извилину (gyrus angularis).

 

В височной доле заметны три горизонтально расположенные извилины: верхняя, средняя, и нижняя височные извилины.

На внутренней поверхности полушарий после разреза мозга по сагиттальной линии хорошо выражена теменно-затылочная борозда (fissura раrieto-occipitalis), отделяющая затылочную долю от теменной. В за­тылочной доле намечена глубокая шпорная борозда (fissura calcarina), выше кото­рой расположен клин (cuneus) и ниже язычная извилина (gyrus lingualis). В переднем отделе височной доли находится крючок (uncus gyri hippocampi). В сере­дине среза видны пересеченные волокна основной комиссуральной спайки полушарий мозолистого тела (согporis callosi) .

На нижней (базальной) поверхности по­лушарий большого мозга в переднем отделе находятся лобные доли, кза­ди от них — отделенные сильвиевой бороздой височные и еще более кзади — затылочные доли. На основании лобных долей видны обонятельные луковицы и тракты (bulbus и tractus olfactorii), кзади от них — перекрест зрительных нервов (chiasma nervorum opticorum).

Локализация функций в коре

Функции коры разнообразны и многогранны. В целом, это высшая регуляция всех нервных процессов, начиная с сознания, осуществления произвольных двигательных актов, анализа всех видов чувствительных стимулов, включая специфическую чувствительность (зрение, слух, обоняние, вкус) и заканчивая сложноорганизованной и сложноподчиненной мозговой деятельностью, сочетающей в себе множество более простых нервных аналитико-синтетических актов именуемой высшей нервной деятельностью.

Четко локализовать функции в коре  достаточно сложно в связи с большим количеством ассоциативных зон перекрытия, многочисленных связей коры как с нижележащими подчиненными отделами нервной системы, так и с другими корковыми зонами своего и противоположного полушария мозга.

Самые простые функции коры больших полушарий представлены в так называемых проекционных зонах, которые относительно отчетливо связаны с определенной областью периферической (двигательной или чувствительной) иннервации. Совокупность периферической (рецепторной или эффекторной) и центральной (корковой) проекционных зон с проводящими путями, соединяющими их воедино называется анализатором.

Двигательные зоны для произвольных движений мускулатуры про­тивоположной стороны тела расположены в передней централь­ной извилине.

Проекция для отдель­ных мышечных групп представлена здесь в по­рядке, обратном распо­ложению их в теле: верх­ним отделом передней центральной извилины соот­ветствует нога, средним отделам — рука и ниж­ним отделам передней центральной извилины — лицо, язык, гортань и глотка.

Проекции поворота глаз и головы в противоположную сторону соответствует зад­ний отдел средней лобной извилины.

Чувствительные зоны находятся в задней центральной извилине. Проекция кожных рецепторов аналогична соматотопическому представительству в передней центральной извилине: в верхнем отделе извилины представлена чувствительность нижней конечности, в среднем — руки и в нижнем — головы.

Зрительная зона расположена в затылоч­ных долях, на внутренней поверхности полушарий, по краям и в глубине шпорной борозды. В каж­дом полушарии представ­лены противоположные поля зрения обоих глаз, причем область, располо­женная над шпорной бороздой (клин), соответ­ствует нижним, а область под ней (язычная извилина) — верхним квадран­там полей зрения.

Слуховая проекцион­ная область коры нахо­дится в височных долях, в верхней височ­ной извилине и в изви­линах Гешля (на внут­ренней поверхности ви­сочной доли).

Обонятельная проек­ционная область расположена также в височных долях, глав­ным образом в крючке парагипопокампальной извилины (uncus). Есть основания предполагать, что близко к обонятельным территориям расположены и вкусовые.

Все проекционные области коры являются двухсторонними, симметрично расположенными в каждом полушарии. Часть из них связана только с противоположной стороной (передняя и задняя центральные извилины, зона поворота глаз и головы, зрительная область). Корковые слуховые, обонятельные и вкусовые территории каждого полушария связаны с соответ­ствующими рецепторными полями на периферии с обеих сторон (противоположной и своей).

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность присуща в наибольшей степени человеку и является самой сложной и совершенной формой функционирования нервной системы. Высшие нервные  функции физиологически и анатомически в наибольшей степени связаны с корой больших полушарий, к ним относят речь, праксис, гнозис, память, мышление, интеллект.

На основании физиологических и анатомических исследований и клинического опыта известно, что территории коры, связанные с осуществлением более сложных соподчиненных функций коры не являются строго локализованными, их развитие происходит в основном в постнатальном периоде; в этом имеется различие с проекционными территориями.

Высшая нервная деятельность осуществляется за счет бесчисленных связей, анатомическим субстратом которых яв­ляются ассоциационные и комиссуральные волокна белого ве­щества полушарий между соседними извилинами, а также связы­вающие между собою целые доли головного мозга и полушария. Эти пути проходят под корой головного мозга, в белом веществе полу­шарий, часто на значительной глубине, и составляют как бы магистрали, необходимые для обеспечения сложной, совместной, сочетан­ной деятельности обширных территорий, занимаемых нервными клетками коры.

 

Функции праксиса и гнозиса

Праксис-способность к осуществлению сложных, целенаправленных двигательных актов, которые создаются путем подража­ния, обучения и постоянной практики в течение индивидуаль­ной жизни.

Гнозис способность узнавания предметов по тем или иным свойствам, сложная нервная функция, заключающаяся в постоянном анализе разнообразных чувствительных стимулов с возможностью интегрирования их в единый образ. Гнозис также как и праксис, совершенствуется в течении жизни на основании опыта и индивидуальной практики.

Праксис и гнозис как высшие формы проявления двигательной и чувствительной функ­ции, свойственные особенно человеку, являются продуктом дли­тельного развития как биологического, так и общественного.

Праксис неразрывно связан с гностическими функциями. Даже простое движение не может быть совершено без по­стоянной рецепции (понимания, узнавания) самого движения. Непрерывная информа­ция со стороны рецепторов опорно-двигательного аппарата тем более необходима, когда осуществляется сложное и тонко дифференцированное движе­ние. Высший анализ и синтез кинестетических раздражении осуществляется двигательным анализатором, работа которого и обеспечивает чрезвычайное разнообразие, точность и координированность сложных двигательных актов, выработанных в практике индивидуального опыта.

Наиболее ответственны за функции праксиса теменная и частично лобные доли левого полушария (у правшей). Нарушения праксиса называется апраксией. Апраксия является результатом поражения двигательного анализатора без явлений паралича или инкоординации движений. В результате нарушения синтеза и анализа теряются на­выки сложных, целенаправленных, производственных действий. Правильное пользование предметами обихода, профессиональ­ные рабочие процессы, смысловая жестикуляция, игра на му­зыкальном инструменте и т.д. у больного нарушаются.

Для возникновения  апраксии необходимо поражение обширных зон левого полушария, а иногда и двухстороннее поражение. Наиболее отчетливые формы апраксии возникают все же при поражении левой теменной доли у правшей (нижней теменной дольки, надкраевой извилины). Своеобразные апраксические расстройства возможны и при очагах в лобных долях.

В равной мере и гнозию нельзя понимать в отрыве от праксии. В самом деле, в процессе познания внешнего мира имело громадное значение развитие человеческой руки как органа труда и речи, как средства общения.

Так же как для праксиса спе­циальных четко ограниченных «гностических центров» не существует. Речь идет о сложных рас­стройствах функций, связанных с работой какого-либо анализатора. Нарушения гнозиса терминологически обозначается как агнозия. В зависимости от того какой вид гнозиса страдает различают астереогноз-нарушение узнавания предмета на ощупь, нарушения схемы тела (аутотопогнозию), слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую агнозию.

Простые функции поверхностного и суставно-мышечного гнозиса связаны с теменной долей вхо­дящей в систему кожного и кинестетического анализаторов. С этими зонами связана способность определять отдельные свойства предметов на ощупь (температура, форма, вес и.т.д.)

Дальнейший тонкий анализ и синтез кожных и кинестети­ческих раздражении осуществляется в обширных областях обоих анализаторов, корковые отделы которых взаимно пере­крываются, особенно в передних отделах теменной доли.

Более сложный целостный процесс узнавания предметов на ощупь именуется стереогнозом. Расстройство стереогнозии (астереогоноз) возни­кает при очагах в теменной доле, кзади от задней центральной извилины, при этом нарушаются тесные функциональные и анатомические связи с областью проекции движений руки, осо­бенно кисти и пальцев. В таких случаях больной с закрытыми глазами не может узнавать предметы при ощупывании их про­тивоположной очагу рукой.

Аутотопогнозия т.е. нарушения схемы тела возникает преимущественно при поражении теменной доли правого полушария у правшей. При этом человек теряет способность узнавать собственные части тела, различать правую и левую стороны. При поражении этой же корковой зоны может возникнуть анозогнозия, когда больной не осознает своего дефекта, например грубых двигательных нарушений.

Слуховая агнозия, т.е. нарушение способности различения предметов по характерным для них звукам (гул машин, шум воды, щебетание птиц, звон разбитого стекла и.т.п.) может наблюдаться при поражении ви­сочных долей, куда подходят афферентные слуховые провод­ники. Слуховая агнозия наблюдается редко; по-видимому, для возникновения ее необходимо обширное и притом двухстороннее поражение височных долей. Одним из частных видов слуховой агнозии является сенсорная афазия сущность которой заключается в неузнавании, непонимании словесной речи (агнозия звуковой речи, словесная агнозия).

Зрительная агнозия связана с поражением затылочных до­лей, их наружных поверхностей. Под зрительной гнозией под­разумевается узнавание, различение предметов по их виду, внешним характеристикам. Частным проявлением зрительной агнозии яв­ляется неспособность чтения (алексия).

Зрительная агнозия встречается в клинике редко; чаще она имеет временный, преходящий характер или является частич­ной; по-видимому, для возникновения ее необходимо выключе­ние функций обеих затылочных долей (наружных поверхностей полушарий).

Обонятельная и вкусовая агнозия являются расстройствами сложного анализа и синтеза соответствующих раздражении проявляются в виде нарушении дифференциации запахов и вкусов. Такого вида расстройства возникают при патологических очагах на внутренней и нижней (базальной) поверхности височной доли.

Речь и ее расстройства

Речь является одной из поздних (филогенетически новых) функций больших полушарий. Речь является только человече­ской функцией; цитоархитектонические поля, имеющие наиболь­шее отношение к речевой функции, существуют только у че­ловека.

Человеческое мышление всегда является словесным. Сло­весное мышление и речь относятся ко второй сигнальной системе, свойственной лишь человеку. Возникновение речи было обусловлено эволюционным развитием и постепенной социализацией человека.

Различают два основных вида речи:

Экспрессивная или моторная речь, функция которой воспроизведение (продукция) словесных звуковых рядов. Часть двига­тельного анализатора специализировалась для осуществления этой функции. Понятно, что она сформировалась вблизи от проекционной области для движений губ, языка, гортани — в заднем отделе нижней лобной извилины (область Брока-область моторной речи), в доминантном полушарии (у правшей в левом).

Импрессивная или сенсорная речь- процесс различения, узнавания условных звуковых рядов — сигналов — по их звучанию и по­рядку расположения, различение отдельных звуков (фонем), сопоставле­ние элементов ее с теми или иными представлениями, пред­метами, понятиями, т.е. узнавание, понимание устной речи.

Центр сенсорной речи соответственно близок по локализации к корковым проекционным зонам слухового анализатора и располагается в заднем отделе верхней височной из­вилины доминантного полушария (левого у правшей) (область Вернике).

Следовательно, моторный компонент речи (экспрессивной) является специальным видом праксиса; сенсорный — специальным видом слуховой гнозии. Обе речевые функции тесно взаим­но связаны.

Функцию письма также можно рассматривать как часть экспрессивной речи и в то же время специальным видом праксиса т.е. воспроизведение словесных знаков и рядов в виде условно принятых графических обозначений. Соответственно зоны письма близки по расположению к центру Брока и корковой двигательной проекционной зоне для мышц кисти, это задние отделы средней лобной извилины.

Чтение же напротив является элементом сложного зрительного гнозиса и параллельно частью импрессивной речи. Поэтому в большей степени эта функция страдает при поражении угловой извилины теменной доли на границе с затылочной и височными долями (задний отдел верхней височной извилины), рядом с областью Вернике

Функция речи чрезвычайно сложна. Будучи проявлением высшей нервной деятельности и составной частью человеческого мышления, она не может быть узко локализованной в коре головного мозга. Клинический опыт показывает, во-пер­вых, что разнообразие характера речевых расстройств очень велико; во-вторых, определение расположения очага поражения на основании только одних речевых расстройств достаточно за­труднительно и нередко ошибочно.

В осуществлении сложнейших речевых функций участвуют не отдельные изолированные корковые области, а сложные функциональные системы, охватывающие обширные террито­рии коры, но все же поражения разных участков коры вызывают качественно отличные нарушения речи.

Корковые нарушения речи называются афазиями.  В отличие от анартрии (дизартрии), зависящей от паралича мускулатуры, участвующей в артикуляции, больной при афазии свободно двигает языком и губами, но утрачивает навыки (праксию) речевых движений.

Поражение области Вернике (в заднем отделе верхней височной извилины) приводит к развитию сенсорной (акустико-гностической) афазии. Понимание речи развивается у ребенка ранее других рече­вых функций, поэтому поражение области Вернике влечет за собой наиболее тяжкий ущерб, расстраивая функцию других, сопряженных с ней в деятельности отделов коры. Клинически сенсорная афазия проявляется как полное расстройство понимания речи, многоречивость (словесная окрошка), обилие замен звуков, искажающих речь больного на столько, что ее нельзя понять. При сенсорной афазии наблюдаются разной степени тяжести расстройства письма и чтения, выражающиеся в заменах звуков и букв. Человек с сенсорной афазией воспринимает свой родной язык как незнакомый, иностранный.

Страдания больного усугубляется тем, что он не понимает своей речи и ему кажется, что все окружающие сговорились не понимать его.

Поражение области Брока (задний отдел нижней лобной извилины) вызывает речевые расстройства по типу моторной эфферентной афазии являющейся по сути словесной апраксией. Центральным дефектом при этой форме афазии является патологическая инертность речевого процесса. Возникающие у больных паузы и повторы слов в предложении затрудняют или делают невозможными устную речь.

При попытках к называнию или к спонтанной речи нарушается возможность плавной смены слогов и слов, возникает застревание на слогах слова, повторение уже сказанных слов (персеверации). Нарушения повествовательной, вопросительной и побудительной речи является основным признаком. Больному трудно сказать просьбу, приказ, задание, пожелание, рассказать о чем-то важном и т.д. Больной что-то пытается сказать, иногда ругается, расстраивается потому что не может объяснить, что ему надо.

Другим весьма своеобразным видом афазии является амнестическая афазия — симптом поражения заднего отдела височ­ной и нижнего отдела теменной доли. При этой форме афазии возникают трудности удерживания в слухоречевой памяти серии слов, воспринятой на слух речевой информации, что приводит к недостаткам понимания длинных, сложных речевых отрезков. Устная речь этих больных относительно сохранна, но им трудно называть предметы и действия, в их речи наблюдаются обильные словесные замены, многоречивость, больной как-бы забывает слова.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочных областей доминантного по речи левого полушария. Для этой формы афазии характерно расстройство понимания сложных логико-грамматических оборотов (нарушение понимания смысла пословиц, предлогов и т.п). Этот дефект речи, как правило, сопровождается нарушениями счета. Больные плохо выполняют инструкции, включающие предлоги «над» - «под», наречия «слева от» - «справа от», «сверху» - «снизу». Понимание простых фраз, без сложных логико-грамматических оборотов, у них остается сохранным

Исследование афазий (очень краткое и ориентировочное) производится следующим образом.

1. Проверяется понимание обращенной к исследуемому речи путем предложения устных заданий, выполнения инструкций: поднять правую руку, ле­вую заложить за спину; закрыть глаза и т.д. (сенсорная функ­ция речи).

2. Изучается собственная речь исследуемого: свободно ли говорит, правильно ли, обладает ли достаточным запасом слов, нет ли парафазии, персевераций и т.д. (моторная функция речи). Предла­гается повторение речи исследующего.

3. Проверяется способность понимания написанного путем предложения письменных заданий: сделать то или иное движе­ние, взять тот или иной предмет и т.д. (функции чтения).

4. Проверяется, как исследуемый пишет: свободно или с за­труднением, правильно ли построена фраза.

5. Предлагается с целью исключения амнестической афазии называть предметы.

Изолированно функция чтения, или лексии, нарушается при локализации очага в теменной доле, в угловой извилине. Расстройство по­нимания письменной речи (алексия) возникает при очагах на стыке височной доли (словесная гнозия) и затылочной доли (зрительная гнозия).

Функция письма или графии изолированно нарушается при поражении заднего отдела средней (второй) лобной извилины, рядом с проекционной областью поворота глаз и головы и дви­жений руки в левом полушарии у правшей. Такое расположе­ние понятно, поскольку процесс письма сопряжен с движением глаз по строчкам и осуществляется правой рукой. Графия яв­ляется одним из видов сложной праксии; письменная речь за­ключается в начертании условных, соответствующих звукам значков (букв), составляющих в определенных сочетаниях слова и фразы. Утрата способности письма называется аграфией.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.