Структура и функции философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 При всей своей важности основной вопрос философии не исчерпывает всего содержания отношения человека к миру. В самом содержании философской проблематики интегрируют уже названные главные мировоззренческие темы – «мир», «человек», «мир – человек», «человек – мир». В этом и есть специфика предмета философии. А сама философия здесь предстает как исторически меняющиеся системы фундаментальный идей, теоретически объясняющих отношения человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях. Структуру философского знания можно в самом общем виде выразить схемой:

 

 

 

 

 


Здесь в качестве разделов философии выделяются: онтология – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества и человека; гносеология – теория познания, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы познания действительности, проблемы истины; аксиология – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни; праксеология – философия социального (человеческого) действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений.

Естественно эта структура не в каждом учении четко просматривается. Однако, в ходе осмысления человека и его проблем философы неизбежно выходили на мировоззренческие узлы: бытие, познание, ценность, социальное действие.

Роль и место философии определяется ее функциями, связанными с воздействиями на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность. И тесно с ними связано влияние философии на мысли и поведение людей, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию. Часто указывают на три основные функции философии: мировоззренческую, методологическую, прогностическую. Можно назвать еще интегрирующую, познавательную, культурно-воспитательную и др. Однако, следует особо подчеркнуть ее главные функции: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксеологическую.

Онтологическую функцию философия выполняет тем, что она как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает сущностные теоретические основания представлений людей о бытии, природной и социальной действительности, человеке и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция выходит на проблему создания обобщенной картины познания, формирование принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательство возможности адекватного познания мира, разработку универсальных методов научного познания и логического мышления.

Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регуляторов поведения человека в мире культуры.

Праксеологическая функция философии проявляется в непосредственном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных идеалов, выборе средств и методов индивидуальных и массовых действий.

Особую роль ныне приобретает аксиологическая функция. Современная цивилизация с ее глобальными проблемами и противоречиями, экологическими кризисами, достижениями и опасностями научно-технического прогресса требует в качестве категорического императива социального мышления признания человека высшей ценностью. Необходимая ориентация на идеи гуманизма, приоритет общечеловеческих интересов и ценностей определяют в свою очередь современное содержание праксеологической функции философии. Только при условии связи всестороннего развития человека с творческим усвоением ценностных достижений в современной философии можно решить задачу теоретического осмысления идущего ныне социального обновления, продвижения человечества к гуманному демократическому обществу.

И в этом плане философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественная жизнь в целом. Важное место среди них занимают категории бытие, сознание, материя, предмет, явление, прогресс, изменение, развитие, причина – следствие, необходимое – случайное, часть – целое, элемент – структура, свобода – несвобода и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей, человека и вещей.

Подвергшись теоретической проработке, обобщенные образы бытия и его частей (природы, общества, человека) в их взаимосвязи, взаимодействии трансформировались в философическое учение о бытии – онтологию (от греч. ontos – «познание»); аксиологию (от греч. axios – «ценный»).

Различают понятия раздел и область исследования философии. Раздел – это элемент внутренней структуры знания, теории, учения. Разделы более постоянны, новое появляется редко. Один из разделов может доминировать:

1) онтология – учение о бытие; 2) гносеология – теория познания (эпистемология); 3) аксиология – учение о ценностях – ХIХ век (неокантианство); 4) праксеология – учение об активности и деятельности человека (марксизм); 5) логика – наука о формах логического мышления; 6) этика; 7) эстетика; 8) философская антропология (ХХ век); 9) методология – учение о способах организации теоретической и практической деятельности; 10) диалектика – учение о развитии и метод философии; 11) метафизика – учение о первых началах бытия и метод философии.

Область – сфера реальности, которая попадает в поле зрения философии и становится ее предметом. Набор сфер реальности подвижен и пополняется по мере развития общества в зависимости от решения текущих проблем: 1) философия религии; 2) философия искусства; 3) философия права; 4) философия политики; 5) философия истории (Вольтер, XVIII век); 6) философия любви;        7) философия сельского хозяйства, экологии и т.д.

В анализе этих проблем может быть выбран любой ракурс (онтологический, гносеологический, аксиологический и др.). В рамках этих разделов и областей формируются концепции, теории, которые складываются в направления, течения, школы и т.д.

Истоки философии, природа философских проблем. Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирной исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии.

Мифология (от греч. mifos – «предание, сказание», logos – «слово, понятие, учение»). Сам миф представляет собой форму общественного сознания, способ понимания мира, возникший на ранней стадии общественного развития. Много внимания в мифах уделяется происхождению человека, его смерти, испытаниям, которые он проходит. Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, делах богов и героев. Миф – наиболее ранняя форма культуры человека. Он объединял зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру (см. например древнегреческую литературу, сказки А.С. Пушкина и др.).

Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Многие мифические выводы о происхождении человека, мира, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти унаследовали две позднейшие формы мировоззрения: религия и философия.

Ушли ли мифы и мифологические формы мировоззрения в прошлое? Не осталось ли реликты мифотворчества в современном сознании и культуре? Конечно, речь идет уже не о "трех китах". Но зато в широком сознании масс творятся и живут иные, не менее, а может и более иллюзорные идеи о расовом и национальном превосходстве, о непогрешимости политических партий, мудрости их вождей, коммунизме, к которому ведут все дороги, и т.д.


Отсюда мифология есть наука о бытии, вскрывающая понятие бытия с его наиболее интимной и живой стороны. Мифология есть наука о бытии с точки зрения проявления в нем всех, какие только возможны, смысловых данностей, которые насыщают его фактическую структуру. Мифология есть наука, знание о мире как о личности и личностях и его истории как личной судьбе одной определенной или многих личностей.

В противоположном значении термин «мифология» выступает как совокупность и система мифов. И тогда такие слова как древняя мифология, современная мифология, социальная мифология и т.д. означают собрание мифов, классифицированных по тем или иным признакам.

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой мир воспринимается через удвоение: «земной» – естественный и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование (второго) искусственного мира в отличии от естественного, предметного – специфика религии.

Человек – судья своей собственной судьбы. У него есть и сила, и свобода выбора между истиной и заблуждением, добром и злом. Он ответственен за свой моральный выбор, а значит и за свои поступки. При этом переход от самых неразвитых форм религии ко все более высоким не может быть осуществлен внезапным скачком. Он основывается не на социальном давлении или принуждении, а на свободе.

Откуда брала материал для своей работы философия? Вначале мысль обращалась к разным ненаучным и донаучным, в том числе и обыденным, формам опыта. Например, учение об атомистическом строении мира, наблюдение самых различных явлений (пылинок в световом луче, растворение веществ в жидкостях и т.д.). Отсюда, делались открытия (перехода количества в качество, внутреннее противоречие явлений и т.д.).

Сами философы являются одновременно и следствием, и причиной – следствием социальных обстоятельств, политики и институтов того времени, к которому они принадлежат; и причиной (в случае, если те или иные философы удачливы) убеждений, определяющих политику и институты последующих веков.

При этом каждого философа следует рассматривать в качестве продукта окружающей среды, т.е. как человека, в котором выкристаллизовались и сконцентрировались мысли и чувства, свойственные обществу, частью которого он являлся.

Философия, начиная с древних времен, была не просто делом школ или споров между небольшими группами ученых людей. Она являлась неотъемлемой частью жизни общества.

Концепции жизни и мира, которые мы называем «философскими», являются продуктами двух факторов: один из них представляет собой унаследованные религиозные и этические учения, другой – такого рода исследования, которые могут быть названы «научными», употребляя это слово в самом широком смысле.

Отдельные философы сильно различаются между собой в зависимости от пропорции, в какой эти два фактора входят в их систему, но наличие обоих является в определенной степени тем, что характеризует философию.

К этому следует добавить, что философии классифицируются, как правило, или по их методу, или по результатам. «Эмпирические» и «априорные» – это классификация по методам; «реалистические» и «идеалистические» – классификация по результатам. Но есть и другой способ классификации философии (т.е. философских школ, направлений и персоналий – представителей этих школ и направлений), менее точный, но возможно, более полезный для не философов, и для нас в их числе. Здесь принцип деления основывается на доминирующей страсти, которая побудила данного философа заняться философией. Таким образом, мы получим философии чувства, вдохновленные любовью к счастью и поисками путей для его достижения; теоретические философии, вдохновленные любовью к знанию; и практические философии, вдохновленные любовью к действию.

К философии чувства мы отнесем все те направления и школы, которые прежде всего оптимистичны или пессимистичны, те, которые предлагают схемы спасения или стараются доказать, что спасение невозможно.[6] Философы, представители этих школ и направлений связаны с религией.

К теоретическим школам и направлениям мы отнесем философов, создавших большинство великих систем. Здесь следует подчеркнуть, что хотя страсть и познание редко встречаются, именно страсть является источником почти всего, что есть лучшего в философии.

Практические школы и направления в философии в лице своих представителей рассматривают действие как высшее благо, считая при этом счастье практическим результатом его, а познание – просто инструментом успешной деятельности. Философии такого типа успешно развиваются в современном мире.

Философию нельзя просто читать – нужно проделать и нечто противоположное чтению, т.е. продумывать каждую фразу, а это значит, дробить ее на отдельные слова, брать каждое из них и не созерцанием ее привлекательной наружности, а исследовать ее анатомию и границы, чтобы затем вновь выйти на поверхность, владея ее сокровенной тайной.

Едва начав знакомство с человеческой мудростью, мы с удивлением обнаруживаем, что все великие философы, как правило, находились в оппозиции к своей эпохе, но не как бунтари, зовущие на баррикады, а как судьи, выносящие приговор своему времени и человеку. Но когда мы читаем этот приговор, то приходим к выводу, что они не жаждали крови, не проклинали, не навязывали вкусов и не навешивали ярлыков, но страдали, защищали, взывали к высшей справедливости.

При этом философу все дозволено, кроме одного – звать за собой, указывать путь. Сверхзадача мудрости – максимально раздробить истину, обнажить срезы, отказаться от претензии на абсолютную правильность, из которой вырастают все разновидности тоталитаризма. Чем полифоничнее идея, тем труднее оболванить массы, превратить народ в послушное стадо. Предела на этом пути нет: предел, когда число идеологий сравняется с количеством людей.

Когда позади века, когда истлели кости и рассыпался мрамор, мы говорим о прошлом спокойно и рассудительно, правдиво. Когда же события происходят у нас на глазах, когда мы являемся их участниками, – трудно оставаться спокойным, незаинтересованным. Запальчивость, экспансивность, злоба – плохое подспорье, которое в этом случае выдается за весомый аргумент. Никто не знает, какая парадигма восторжествует в будущем, а вот оставить документы, сочащиеся теплой кровью, – не слишком ли много таких документов в нашей истории?

Наряду со стержневой проблематикой важно выяснить метод философии и тем самым ее методологическую функцию. В основе диалектики лежит признание всеобщей связи и развития мира.

В обобщенной форме, можно сказать, что главная задача философии – воздействие на миропонимание людей в ключе критического подхода к любым идеям и действиям. Критичность – краеугольный камень философского взгляда на мир, ибо философия всегда говорила и говорит человеку и обществу об их несовершенстве и возможности других путей развития. И если в обществе нет вкуса и тяги к бесконечной и самокритичной философской мысли, нет элементарной философской грамотности, то ростки свободы, самостоятельного мышления непременно чахнут в атмосфере массовой враждебности, подозрительности, безразличия. Но тогда нет почвы и для действительной демократии.

В этом ключе философия может выполнять функции экспертизы различных социальных планов и проектов. Главный принцип такой экспертизы – соответствие проекта гуманистическим ценностям, т.е. признание первичности нравственного достоинства личности, ее внутренней свободы, духовного мира и недопустимости осчастливливания людей чисто внешними социальными переделками. Любая социальная, политическая, экономическая концепция должна быть отвергнута, если она отрицает первичность прав о свободе человека, подчиняя их правам нации, государства, общества.

Таким образом, люди приходили к выводу о глубинной связи философии с жизнью, ее непосредственной практичности. Не случайно, что общества, которые пресекают свободный философский поиск, утверждают идейный монополизм, в конечном счете приходят к кризису и деградации. Только свободная философия может сказать человеку нечто сокровенное о нем самом и тем самым открыть ему новые горизонты бытия. Н. Бердяев считал, что опыт человеческого существования лежит в основе философии. Философия познает мир из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла бытия.

Перед нами стоят вопросы: какова же природа философского знания? Какова связь огромного историко-философского наследия и живого философского творчества? Кто является субъектом философского творчества? Каков познавательный мир и каков эстетический смысл этого творчества? Способен ли на него только профессиональный философ или любой человек? Как соотносится философское знание и обыденное сознание? Как взаимодействует и в чем противостоят друг другу философия и наука? В каком соотношении находятся философия и правовые науки? Какова роль философии в духовной жизни человека? И все эти вопросы суть лишь части некоего целого – вопроса: «Что такое философия?»

В новых условиях европейские философы самых различных направлений, прежде всего возникших во второй половине ХIХ – начале ХХ века, – философии экзистенциализма, феноменологии, – подвергли критическому переосмыслению историко-философское прошлое, а также попытались на новых основаниях осмыслить меняющуюся ситуацию, по-новому раскрыть связь человека с миром, законы его существования в мире, в том числе и социальном. В центре внимания они поставили проблему, связанную с существованием человека, индивидуального сознания в ситуации нарастающего влияния "массового сознания". Отсюда возникло стремление понять философию не как собрание готовых истин, которые человеку предстоит лишь усвоить, а как философское творчество, философский труд, существующий в единстве с жизнью человека.

Особенность философии в том, что в отличие от конкретики науки, любая сторона бытия человека в мире может стать философской проблемой. Человек предается этому странному занятию – философствованию, – когда, утратив традиционные верования, обнаруживает, что затерялся в собственной жизни. Это сознание совершенной растерянности, неведения, утрата «точки опоры» представляют собой незнание. Но это исходное незнание, это фундаментальное незнание оказывается незнанием что делать. Оно-то и заставляет нас придумывать идею вещей и идею нас самих, расследовать, что такое то, что имеется в «действительности», чтобы суметь, принимая во внимание образ, который представляет нам Вселенную в качестве «того, что действительно есть», строить планы с уверенностью, т.е. достаточно осмысленно планировать наше поведение и выйти из этого исходного неведения. Теоретическое незнание вторично по отношению к практике, потеря ориентира в которой, основанного на знании, ведет к «растерянности», тогда как теоретическому неведению мы должны оставить имя «незнание».

Знания совершенствуют занятие, удовольствие, печаль человека, они воздействуют на него, движут им. Поэтому когда философия после первых нетвердых шагов и случайных находок решительно пускается в свой исторический тысячелетний путь, она оформляется в платоновской Академии как прежде всего занятие Этикой. Открыто или скрыто философия всегда подразумевает «первенство практического разума». Она была, есть и будет наукой действий.

Главный признак философии в том, что она может появиться тогда, когда происходит следующие два события: человек теряет традиционную веру и обретает новую веру в новую силу, которой обладает власть мысли или разума. Философия есть сомнение во всем традиционном, но в то же время вера в новый путь, который открывает для себя человек. Сомнения или уверенность, вера – методы, включающие в себя исторические условия, исторические занятия философствования. Сомневаться, не видя выхода, значит не сомневаться, отчаиваться. А отчаяние приводит нас не к философии, а к головоломным прыжкам. Философу нет нужды прыгать, поскольку он верит в путь, по которому может идти, продвигаться вперед и выходить к реальности своими собственными методами и способами.

В течение 2-х с половиной тысяч лет происходит испытание «инструмента», называемого философией. В ходе исторического опыта человечества испытывались различные опыты и способы функционирования этого «инструмента». Каждое новое испытание использовало опыт прежних. Кроме того, принимались во внимание ошибки и ограниченность прежних испытаний. Благодаря этому можно сказать, что история философии отражает процесс философствования. И ряд философских опытов образует шкалу, одновременно временную и качественную. Человек, подобно живому ростку, никогда не знает собственных корней, но знает корни предшественников.

В сущности, философия не занимается непосредственно миром, а рассматривает определенные мнения, «способ мышления» о мире. Так, например, система Гегеля заключала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. И чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Образно это можно представить в виде «ромашки», где «лепестки» – области философского изучения разных сфер культуры.

Философия и наука – разные области знания, имеющие различные функции. Наука и философия различаются по способам доказательства своих положений, методом анализа, языку и т.д. В частности философия, в отличие от науки, часто идет в своих рассуждениях не от предмета (объекта), а от человека (субъекта), его изменчивого социального опыта, его интересов и ценностей. В науке, например, не может быть двух и более решений одной и той же проблемы. Философия же, в силу многообразия, изменчивости опыта и интересов людей, не может дать окончательного ответа ни на один вопрос. Как говорят, философия обсуждает «вечные проблемы», предполагающие каждый раз новые решения в зависимости от социально-культурных обстоятельств.

Но существует ли в таком случае истина в философии? Да, существует, но в иной форме, чем в науке. Можно сказать, что ключевые философские истины давно открыты: абсолютная ценность человека и его многомерность, гуманизм, свобода и др. И они каждый раз требуют все новых доказательств и поиск путей их реализации в жизни. Критерий философской истины в ее добросовестном и постоянном поиске, не принимающем никаких заранее установленных пределов. При этом нужен отказ от установки, что мир нам уже известен и поэтому не нужно ломиться в открытую дверь. Философия побуждает увидеть, что за этой дверью находится огромный мир неизвестного, а может быть, и непостижимого. Умение это принять – первое и необходимое условие плодотворного отношения к миру. Поэтому справедливо утверждение, что стихия философии – свобода, задача ее – вести к свободе. Постоянно отвергая общепринятое мнение, разрушая кумиров и идолов, философия побуждает человека свободно мыслить и тем самым делает его вполне человеком. В этом и суть исключительной практичности философского знания.

Пытаясь разобраться в перипетиях политической сферы, стремясь однозначно ответить на животрепещущие политические проблемы, мы в постановке и решении, казалось бы, совершенно новых для нас вопросов неизбежно сталкиваемся с тем, что большинство из них, уже начиная с древности, были для философов важнейшими объектами исследования, составляли суть интеллектуальных запросов выдающихся мыслителей и государственных деятелей. Таким образом, применительно к новому уровню развития социальной практики мы пытаемся осмыслить и разрешить (традиционно или нетрадиционно) старые проблемные ситуации в попытках интеллектуального осмысления нашего бытия.

Понятие мировоззрения, мироощущения, миропонимания.

  В философском энциклопедическом словаре 1. мировоззрение определяется, как система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания.

Вопросы формирования мировоззренческой позиции личности работника органов внутренних дел тесно связаны с качественными изменениями, происходящими в нашем обществе. Сегодня можно говорить не только о роли современных социально-политических знаний в воспитании личного состава, но и о «социальном заказе», потребности переосмысления сотрудниками положительных и отрицательных сторон нашего опыта, адекватности его отражения в теории, определении целей и перспектив будущего общественного развития.

Движение нашего общества к качественно новому состоянию требует и качественного изменения в общественном сознании, как массовом, так и теоретическом. И это выдвигает перед философией по крайней мере две проблемы: определить в каком направлении меняются социально-экономические, политические структуры нашего общества и как в связи с этим будет происходить изменение мировоззрения членов общества в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности.

Отсюда для всего общества и его структур, в том числе научных и учебных подразделений министерства внутренних дел Республики Беларусь, вытекает и теоретическая, и сугубо практическая задача, суть которой – в исследовании различных аспектов постановки и решения сложнейших проблем нашей жизни, самыми различными ее сторонами затрагивающими органы внутренних дел.

В этой связи особого внимания заслуживает проблема беззакония в современных условиях. Разумеется, она связана с упадком до крайне низкого уровня моральной регуляции усложнившихся экономических отношений. Но главное – постоянно воспроизводятся объективные условия беззакония. Растет разрыв между двумя рядами социально порождаемых явлений – человеческими потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, с другой. А между тем объективной предпосылкой правового поведения граждан является устойчивое и сплоченное общество.

Попытка правового регулирования складывающихся отношений пока не достигает поставленных целей. Определенная свобода нормативных актов переходного периода от конкретности и детализированности относительно того, что можно и чего нельзя, с естественной неизбежностью и постоянством воспроизводит пренебрежительное отношение людей к праву. Противоправное поведение выступает также и как следствие отсутствия у человека жизненных целей, идеалов и образцов поведения.

К этому следует добавить, что целые социальные слои поставлены в неопределенное положение, лишены защиты, возможности проявить коллективную солидарность, взаимодействие не только внутри конкретной группы, но и с обществом в целом, что ведет к прогрессирующим явлениям отклоняющегося, противоправного и саморазрушительного поведения.

Более низким уровнем понимания, связанным с отражением окружающего нас мира, является 2. миросозерцание (мироощущение). Миросозерцание (мироощущение) – это ощущение мира на уровне явления и восприятие его тоже на этом уровне. При наличии этого вида отражения мира, окружающего человека бытия, улавливаются лишь самые ближайшие, лежащие на поверхности взаимосвязи между явлениями. Схватывается как бы разовый уровень бытия, его конкретика, его событийность, арифметика бытия. 3. Миропонимание – это уже совокупность теоретически обоснованных взглядов человека или социальной общности, когда улавливаются не только непосредственные, но и более отдаленные взаимосвязи явления.

Все это сказывается на формировании мировоззрения, находит отражение, по крайней мере, в двух типах. Первый тип проявляет себя, когда содержание сознания подчиняется полной непоколебимой уверенности в правильности сделанных выводов. Они овладевают нашей мыслью, им подчинены все наши убеждения. Важнейшей чертой такого мировоззрения является то, что составляющие его представления, понятия и выводы накрепко сцементированы здравым смыслом. Формирование такого мировоззрения происходит спонтанно, при решающем влиянии непосредственных условий жизни, общественных традиций и собственного опыта. Назовем его обыденным или традиционным. В философии оно соотносится с понятием миропонимания. Это первый этап миропонимания, мировоззрения.

Особенность миропонимания при формировании второго типа мировоззрения в том, что являясь основой мышления, оно не давлеет над ним. Это мировоззрение связано с живой, подлинно научной, творческой мыслью, которая способна оторваться от эмпирической подвижности здравого смысла, стремясь постигнуть как гармонию, так и дисгармонию в бесконечном многообразии проявления бытия. Такое мировоззрение мы определили как творческое, преодолевающее мировоззрение. Поскольку стержнем такого мировоззрения является творческое мышление, своим острием оно выходит на философию.

Если в первом случае мировоззрение определяет мышление, то во втором оно само определяется мышлением человека.

В борьбе с преступностью и другими правонарушениями сотрудник органов внутренних дел ставит своей целью обеспечение законности и правопорядка. А это и есть в первую очередь борьба личностей и за личности, что полагает противоборство мировоззрений, и такое противоборство выходит не только на мировоззренческие позиции общества, на мировоззренческое обоснование традиционного преступного поведения, но все больше выражается в новых формах, захватывая новые жертвы и стимулируя рост преступности. Отсюда важно не только найти преступника, расследовать преступление и вынести приговор, но не менее важно преодолеть преступную мировоззренческую установку человека, социальной группы, определяющую их поведенческие характеристики. Для этого надо не только понять, но и преодолеть такую мировоззренческую установку – противопоставить ей свою.

Обыденное мировоззрение не приемлет ничего, выходящее за рамки, очерченные для него здравым смыслом. Отсюда следует вывод о том, что сотрудникам органов внутренних дел помимо профессиональных знаний и опыта необходимо не традиционное, а творческое мировоззрение, не довлеющее над мышлением, т.е. необходим возврат к философии с ее элементами творчества, преодолевающего обыденное мировоззрение и связанные с ним установки на противоправные действия.

В мировоззрении как системе теоретически обоснованных взглядов человека на мир улавливаются постоянно существующие связи между явлениями. Отражая вечный уровень бытия (в качестве примера можно взять проблему насилия как вечную проблему человеческой истории), следует сделать акцент на его философичность, выступающую по отношению к обществу на уровне высшей математики.

Итак, под мировоззрением мы понимаем совокупность (систему) взглядов, представлений о мире, окружающем человека, и о самом человеке как его части. Под ними мы понимаем результаты духовного освоения, осознания окружающего нас мира с определенной точки зрения – с точки зрения взаимоотношений таких основных частей мироздания, как природа и люди, т.е. с точки зрения древних греков, взаимоотношение мира природы и мира человека как микрокосма. Но мировоззрение не простая совокупность знаний о мире, не сумма наук. Оно отличается от суммы наук тем, что здесь речь идет о соотношении мироздания как такового и такой его активной целеполагающей части, как люди, вопрос о соотношении «оно» (мироздание) и «мы» (люди).

Философия не имеет права ограничиваться обслуживанием науки. В процессе своего функционирования она должна выполнять не только методологическо-гносеологическую функцию, но должна соотносится с более широким контекстом бытия. И дело не только в том, что, вопреки многочисленным позитивистским заклинанием и прогнозам, философия в «век науки» отнюдь не потеряла своей самостоятельности, а, напротив, приумножила ее, и потому не должна терять чувство собственного достоинства.

Дело в том, что ныне мир раздирают страшные противоречия, вызванные глубокими рассогласованиями человеческого духа, например между наукой и нравственностью и внутри самой нравственности. Философия призвана решить куда более важные и неотложные задачи, фокусирующиеся в проблемы жизни и смерти человека и человечества. Они-то и являются «фундаментальными» философскими мироведческо-мировоззренческими проблемами.

Сегодня вместе с разрушением прошлого мира мы разрушаем и здание марксистской методологии, долгие годы служившей нам «магическим кристаллом». Потеряв его, мы потеряли и прежнюю достаточно твердую почву под ногами вместе с критериями оценки окружающего нас мира. Сегодня марксистская методология объявляется многими ложной. Так ли это, и если так, то в каком смысле можно объявлять ту или иную методологию, равно как и всякую веру, идеологию и мировоззрение ложными?

Конечно, неверно утверждение, что марксизм – единственно верное учение, как это было в прошлом. Но еще более неверно обратное утверждение о его ложности. Ложность методологии, идеологии, веры, учения определяются отнюдь не большей или меньшей обоснованностью их положений – обосновать можно все, что угодно. Любая методология, вера, учение истинны только в определенном социально-культурном ореоле, где они признаются таковыми. За его пределами они, по сути дела, всегда ложны. Сегодня марксистское учение вместе со своей методологией делаются «ложными» не столько сами по себе, сколько по причине изменения социокультурного ореола, в котором они считались истинными. Вместе с его изменением меняются и наши представления об окружающем мире и это требует разработки новой методологии.[7]

Большое значение имеет также анализ актуальных тем политической психологии: динамики политического сознания, массовой психологии и политического поведения, личности политических лидеров, психологического обеспечения политических решений, психологии политических элит и т.д. Как они выходят на проблемы деятельности, сознания, личности? Есть ли у нас политическое сознание, и если есть, то на каком уровне оно существует? Политическое сознание масс находится на бытийном уровне, т.е. оно не отрефлексировано, что крайне опасно.

Современный мир политизирован до предела. Политика проникла во все сферы человеческих отношений, не оставив ни одной области, где бы не ощущалось ее влияния. Главная причина этого в том, что политика слишком близка к самым глубоким, самым сокровенным интересам человека, социальных групп, государств. Она затрагивает наиболее чувствительные струны человеческих отношений, их страстей, устремлений, надежд и помыслов.

Философия в системе культуры. Если философию и ее историю рассматривать как целостный процесс, связанный с преемственностью в восходящем движении обнаружения и постижения истины и ее составных элементов, то в философии, как и в других областях культуры, следующий этап не обязательно является «более истинным», чем предыдущий. В философском знании, по мере его развития, несомненно присутствуют такие его черты, как обогащение, расширение, видоизменение. Однако, каждое крупное явление в этом процессе поиска в истории философской мысли не «снимает», т.е. не устраняет и не поглощает значимости более раннего по времени философского формообразования. Так, философия Аристотеля не «снимает» как более «высокая» и «научная» мысли Платона, а система Гегеля не «снимает» учение Канта, Фихте и Шеллинга. Каждый из выдающихся философов имеет самостоятельное значение.

При этом живое и постоянное взаимодействие идей в философии, их «приключения» вызывают интерес. Интеллектуально-философский диалог есть существенная часть диалога, диалога культуры, диалога внутри каждой относительно самостоятельной культуры. Проследить развитие основных мыслей такого диалога, вычленить их в многоголосии споров – дискусов и является одной из важнейших задач в ходе изучения философии. [8] И когда мы видим расхождение позиций в истории мысли, реконструируем философию различных эпох и регионов, наша задача не забывать о конвергенции, т.е. объединении идей, их сближении в главных проблемных пунктах, помнить о перекличке идей, существовавших независимо от того, «перекликались» ли идеи по сознательной воле их создателей или в силу внутреннего родства. Или, напротив, совершались ли противостояния идей из-за приданной им самими их творцами прямой полемической направленности друг против друга.

Среди философских диалогов можно особо выделить один, в частности, спор о том, является ли философия наукой по своей природе и предназначению? При положительном ответе на этот вопрос все донаучные и ненаучные философии предстают как «неразвитые», «неподлинные».

Не следует односторонне выделять лишь отдельные связи типа «философия – наука», «философия – религия», ибо сама философия многогранна. Нельзя также абсолютизировать познание внутреннего мира человека, языка и т.д. в качестве единственного и универсального предмета философии. Это приводит к абсолютизации, искусственному сужению философских проблем, обедняет ее роль и значение.

Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию человеческого опыта. Если есть правда в выражении, что человеку дан язык, чтобы скрывать свои мысли, то она относится прежде всего к политике (кстати, само выражение принадлежит Талейрану – человеку, хотя и снискавшему в политике славу, но далеко не безупречную). Однако эти черты политики отражают лишь одну ее сторону, сторону внешнюю, подчас авантюристическую, не всегда привлекательную и далеко не главную. [9]

Для нас же важно рассмотреть политику как официальный феномен в наиболее существенных ее аспектах и гранях, показать, что политика есть полное выражение глубинной природы человека, что она неотъемлема от всего его существа, как неотъемлемы от него разум, мысль, слово, что она составляет внутреннюю и внешнюю его среду. Что именно в этой среде она только и может жить, дышать, действовать, и вне ее человек погибнет, подобно выброшенной на берег рыбе.

И если под философией понимать учение об общих принципах бытия, то политическое бытие есть не только важнейшая, но и имманентная часть социального бытия человека, если под ним понимать учение об отношении человека к окружающему его миру, его ценностное, познавательное, социально-нравственное отношение.

Философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, природу которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего только затемняет, рассеивая нашу первоначальную интуитивную ясность. Зачем словесно описывать внутреннее убранство дома, если можно ввести в него за руку и показать. Тем более, что у нас есть такая рука, а именно – интуиция.

Философия занимается сама собой как бы в двух регистрах. Один – это элемент нашей жизни, который по содержанию своему и природе наших усилий является философским. И второй регистр – это философия как совокупность теоретических понятий и категорий, как профессиональная техника и деятельность, с помощью которых нам удается говорить об указанном элементе и развивать его и связанные с ним состояния, узнавая при том и о том, как сложен человеческий мир. Назовем первый регистр «реальной философией», а второй – «философией учений и систем».

Иными словами, нечто уже есть и есть именно в истоках подлинно живого и значительного в нас, в действии человекообразующих и судьбоносных сил жизни: время, память и знание уже предположены. И тем самым уже дан и существует некоторый изначальный жизненный смысл любых философских построений, как бы далеко они не уносились от него (в том числе и в наших понятиях времени, памяти, знания, жизни). Но сама возможность и логика раскрытия того, что уже давно выделено и «означено» смыслом, диктует нам особый, отвлеченный и связанный язык (отличный как от обыденного, художественного или религиозно-мифологического языка, так и от языка позитивного знания). Хотя всегда остается соотнесенность одного с другим. И она постоянно выполняется как внутри самой теоретической философии, в ее творческих актах, так и во всяком введении в нее.

Отсюда понятно, чего можно ожидать, когда мы встречаемся с философией. А соответственно и с «Введением» в нее. Или – чего нельзя ожидать, какие ожидания и требования мы должны блокировать в себе, приостановить.      

Когда мы слушаем лекции по правовым наукам, политологии, социологии или психологии, то мы вправе ожидать, что нам будет сообщена при этом какая-то система знаний и методов, и мы тем самым чему-то научимся. Но в данном случае у нас нет такого права, и мы не должны поддаваться соблазну этого ожидания. Философия не может никому сообщить никакой суммы и системы знаний, потому что она просто не содержит ее, не является ею.

Поэтому и учить ей нельзя, обучение философии напоминало бы в таком случае создание «деревянного железа». Ибо только самому (и из собственноручно выбранного источника), мысля и упражняясь в способности независимо спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию, в том числе и смысл хрестоматийных ее образов, которые, казалось бы, достаточно прочитать и значит усвоить. Но, увы, это не так. «Прежде – жить, философствовать – потом», – говорили древние греки. Это относится и к чтению давно существующих философских текстов. Хрестоматийные образы должны рождаться заново читателем.

Приведенное выражение вовсе не означает поэтому какого-либо преимущества или большей реальности прямого практического испытания опыта, немедленного удовлетворения его позывов, по сравнению с отстраненным духовным трудом и его чисто мысленными «текстами». Речь идет о том, что только из собственного опыта, до и независимо от каких-либо уже существующих слов, решенных задачек и указывающих стрелок мысли – в нас естественным образом, самой жизнью должны родиться определенного рода вопросы и состояния. В связи с этим Гегель писал, что сова Минервы работает в сумерках, чертит серым по серому. Должно родиться движение души, которое есть поиск человеком ее же – по конкретнейшему и никому заранее не известному поводу. И нужно вслушаться в ее голос и постараться самому, а не понаслышке, различать заданные им вопросы. Тогда это и есть свои вопросы, свои искания, свои цели. А то, что вопросы (при том, что можно о них не знать) оказываются именно философскими (ведь когда-то они стали ими), есть проявление того факта, что философия существуют.

Таким образом, приступая к изучению курса философии необходимо прежде всего уяснить, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение.

И как показывает история становления и развития философии ответить на этот вопрос совсем не просто. При этом следует отметить, что смысл философии не является чем-то неизменным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, творят. Кто этим занимается, тот и есть философ.

А на поставленный вопрос, является ли философия наукой, можно ответить, выясняя вопрос о природе философии. Наука имеет дело с понятиями, законами, принципами, теориями. Есть ли все это в философии? Да, есть. Именно поэтому многие исследователи считают философию наукой.

И в этом смысле Гегель называл философию наукой о всеобщем. Что это значит? Всеобщее в науке существует в форме целостного синтеза всего конкретного. Поэтому ее не следует рассматривать в отрыве от конкретного, ведь именно в сфере конкретного находятся корни философии. Отсюда философия есть наука о мире в целом. Вместе с тем Гуссерль видел в философии свободную и универсальную теоретическую рефлексию, т.е. размышление, поиск.

А возможна ли связь философии с искусством? Да, философия не довольствуется понятийным пониманием мира, она реализует и эстетическое отношение к нему. И в этом своем качестве философия выступает не только как теоретическое мировоззрение, но и как мироощущение, постижение всеобщего, универсального, целостного в чувствах и эмоциях. Так в книге известного датского философа Кьеркегора «Страх и трепет» можно обнаружить и научный и психологический смысл философии. И хотя главное содержание в ней философское, здесь отчетливо просматривается страх и трепет, и отчаяние, которые, по его мнению, являются неотъемлемыми составными частями мировоззрения человека. И это является предметом специального анализа в таких современных философских направлениях, как философия жизни, феноменология, экзистенциализм, где философское осмысление жизни сближается с искусством. Следовательно, философия есть и неотъемлемая составная часть мироощущения.

Делая выводы по изложенному, следует подчеркнуть, что философия соединяет в себе теоретическое, научное мировоззрение и мироощущение. Синтез теоретического мировоззрения и мироощущения приводит к новой философской категории – миропонимание.

Миропонимание – предполагает ценностное, нравственное отношение к миру. Отсюда, очевидно, что без науки такого миропонимания не достичь. Невозможно оно и без чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира. В миропонимании реализуется всеобъемлющий, насыщенный нравственными компонентами поиск человеком своего собственного смысла, равно как смысла внешнего мира.

Стремление к откровению сближает философию с религией. Однако, качественное отличие философии от религии в ее критическом содержании. Качественное содержание философии в ее стремлении дистанцироваться от догматического осмысления действительности. И в этом смысле Л. Фейербах остроумно связывал религию с юношеской любовью, а философию – со зрелой любовью супругов, для которой характерна не только красота чувств, но и зрелость критической мысли.

Традиционно философия рассматривалась исключительно как часть духовного мира человека. Но ведь качественная характеристика как отдельного человека, так и человечества в целом познается в деятельности. И в этом смысле русский философ П.Л. Лавров подчеркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Именно в действии человек реализует свое миропонимание. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, продукты его творческой деятельности. И каждая цивилизация свои качественные характеристики переводит в философские ценности, каковыми являются нравственные критерии: свобода, справедливость, – уровень и степень их реализации в ней.

В связи с этим Маркс указывал, что философы лишь объясняют мир, а его надо изменять. Верно, мир надо менять. Но каким образом и в каком направлении? Вот здесь-то и выясняется особая роль философии в обеспечении успешного развития цивилизации. Плохие философские ориентиры ведут мир к катастрофам. Наглядных этому свидетельств в истории немало.

Отсюда философские идеи обладают высокой смысловой емкостью. На первый взгляд, философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Но дело в том, что в силу универсального характера философских идей их реализация охватывает все и вся. Дает себе знать эффект мультипликации, приумножения. Так, общество, решившее быть справедливым, должно реализовывать этот идеал во всем. В стране с многочисленным населением реализация как ложно, так и правильно понятого идеала справедливости приведет к мощным интегральным эффектам.

Высокая смысловая емкость философии объясняет, почему ее изучение является весьма эффективным средством экономии времени. Экономия времени давно уже стала для человека необходимостью. В этой связи он не может изучать «все подряд», целесообразный поиск в этом случае направлен на дисциплины с наибольшей смысловой и информационной нагрузкой. Высокая степень смысловой нагрузки философии определяется результатами деятельности человеческого общества, рассматривающего его в качестве смыслополагающего целого. В процессе миропонимания человек обобщает свои достижения, придает им компактную форму, которая была бы доступна его ограниченному по своим возможностям сознанию. Философские идеи в этом качестве являются самыми смыслоемкими, ибо это первые, основные определения бытия (Аристотель), или знания (Кант), или отношения к социуму (К. Маркс), или отношение к миру (М. Хайдеггер).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 262.