Предмет философии и его изменения в историко-философском процессе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура и функции философского знания.

Ведение

Знаете ли вы имена философов, и что вы о них знаете? Что такое философия, по вашему мнению? Как связать философию с житейскими, производственными, научными, политическими, художественными и другими вопросами, с вашей жизнью в целом и ролью в ней ее философского осмысления?

И в связи с этим, как овладеть подходом к конкретным знаниям о тайнах мироздания, судьбах человечества, жизни и смерти?

При поисках ответа на эти вопросы у каждого человека складывается, пусть еще не четкие, но довольно последовательные представления, взгляды, позиции. И отвечая на них, мы выходим на те вопросы, которые веками, тысячелетиями решало человечество.

Самое активное участие в поисках ответа на них принимали и принимают философы. Именно они впервые поставили вопросы о том, как устроен мир, как соотнести в нем материальное и духовное, хаотичен он или упорядочен, каково место человека в нем, как человек взаимодействует с окружающим миром и каковы результаты этого взаимодействия, какое место занимает в этом взаимодействии закономерность и случайность, устойчивость и изменчивость?

Эти вопросы выводят нас и на другие не менее важные: Что такое покой и движение, развитие и прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина, и как отличить ее от заблуждения или преднамеренных искажений, лжи в процессе познания окружающего мира? Как изменения в окружающем человека мире отражаются на самом человеке? А при анализе человеческих качеств мы выходим на такие понятия, как совесть, долг, честь, ответственность, добро и зло, справедливость, красота и т.д.

А что такое само общество, или социум, природа, экология, личность, индивид, индивидуальность? В каком соотношении они находятся между собой? И каково место человеческой личности в истории общественной жизни? Каковы факторы, формирующие личность с ярко или слабо выраженными негативными чертами, или личности преступника? Возможно ли искоренить преступность в обществе? И, наконец, в чем смысл человеческой жизни?

Поиск ответов на них подводит нас к главным вопросам нашей жизни: каковы трудности, противоречия, тенденции развития общества, в котором мы живем, нашей страны, на столь ответственном этапе истории? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, политическое, правовое, экологическое состояние нашей страны, планеты в целом сегодня? Как предотвратить нависшую над человечеством угрозу самоуничтожения? Как отстоять нравственные общечеловеческие ценности, идеалы? Поиск ответов на эти вопросы, философский анализ их помогает выявить наивность тех или иных казавшихся верными выводов, помогает их переосмыслению. При этом следует подчеркнуть, что сознательное отношение к проблемам мировоззренческим и роли философии в осмыслении этих проблем выступает сегодня как необходимое условие формирования человека как личности, ставшее насущным требованием времени.

Отсюда работникам органов внутренних дел к философскому осмыслению жизненно важных проблем можно подойти по крайне мере с двух сторон: профессиональной – проблема преступности, ее причины, социальные корни, пути снижения уровня, и как дополнение к ней – необходимость кроме профессиональных навыков, профессиональной эрудиции и широкого кругозора, уметь видеть тенденции, перспективы развития социума, в котором мы живем, мира в целом, понимать суть того, что с нами происходит.

Очень важно понять смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем или не делаем то или это, к чему каждый из нас стремится и что нам это даст или не даст? Такого рода представления мы и называет мировоззрением. Но это в том случае, если нам удается поставленные вопросы не только осознать, но и как-то ответить на них.

      1. вопрос. Предмет философии и его изменения в историко-философском процессе.

Так что же представляет собой философия как предмет? Философия в переводе с греческого буквально «любовь к мудрости» (от phileo – люблю и sophia – мудрость) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Философское мировоззрение в широком смысле выступает как теоретически обоснованная система общих взглядов человека на окружающий мир и на место человека в нем. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово философия встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «философия» впервые употребляется Платоном.

Таким образом, приступая к изучению философии, мы вступаем в царство теоретически мыслящего разума, веками накопленной мудрости. Испокон веков под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейских и иных форм знания, а также от религиозно-мифологического понимания мира. При этом философы пытались осмыслить основание бытия, способы познавательной деятельности, сущность не только явлений природы, но и социума. Все это было необходимо для понимания цели и смысла жизни человека.

К этому следует добавить, что философия не только продукт духовного развития человечества, но и особая форма общественного сознания. Все люди, по выражению Аристотеля, от природы стремятся к знаниям. Они начали философствовать, убегая от незнания. С точки зрения французского философа Р. Декарта, философия обозначает занятие мудростью, а под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но и совершенность знания всего, что может познать человек. «Одно только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».[1]

Философия существует не с самого начала человеческого общества, его истории. Как специфическая область знания она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации. В те давние времена появились антагонистические классы и государства. Более разнообразными становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенствуется искусство и культура. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре ведут к серьезным изменениям в мировоззрении людей.

Сами философы по-разному определяли и определяют предмет своих знаний: «Познание сущего, вечного, непреходящего» (Платон); «Исследование причин и принципов вещей» (Аристотель); «Учение об абсолютных границах всякого возможного знания» (И. Кант); «Мыслящее рассмотрение предмета» и «Эпоха, схваченная в мыслях» (Г. Гегель); «Познание того, что есть» (Л. Фейербах), «Учение о ценностях» (В. Виндельбанд); «Философия есть возвращение к вопросу о смысле бытия», «Мышление мыслителей есть философия» (М. Хайдеггер); «Раскрытие разумом вселенской истины, или учение об истине и путях познания ее» (Н. Бердяев). Сюда же следует добавить высказывание испанского философа Ортеги-и-Гассета: «Философия возникает не по причине полезности. Она потребность разума. Истинная необходимость – это необходимость каждого существа быть самим собой: для птицы – летать, для рыбы – плавать, для ума – философствовать. Нырять без скафандра в поисках сокровищ – вот что такое философия».[2] Мексиканский философ Хосе Гаос вслед за Дильтеем называя свое учение «философией философии», полагал, что философ не только должен объяснять смысл окружающего, но и свое собственное назначение в нем, а это возможно только путем превращения существования человека в качестве философа в проблему для себя самого.[3]

Представляет интерес и высказывание о философии и философах времен античности Эпикура: «Пусты слова того философа, которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезнь души... Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».[4]

Делая выводы, следует отметить, что философия есть проникновение субъекта в объект с помощью разума. И в этом смысле философия – познание Универсума, под которым имеется в виду название объекта, проблемы, а в качестве последней и самого человека. Для их исследования и нужна философия.

Формально под Универсумом в широком смысле имеется в виду «все имеющееся». То есть философию интересует не только вещь сама по себе, в своем обособленном и, так сказать, отдельном существовании, – напротив, философию интересует совокупность всего существующего и, следовательно, каждой вещи – то, что отделяет ее от других вещей или объединяет с ними: ее место, разряд, роль среди множества вещей, так сказать публичная жизнь каждой вещи, то, что она собой представляет и чего стоит в нашей высшей публичности универсального существования.

При этом под вещью следует понимать не только физические и духовные реалии, но и идеальное, фантастическое и сверхъестественное, если они имеются в качестве объекта исследования. Поэтому не только все существующее, но и все имеющееся.

Добавим, что философия полагает познание Универсума, но философское мышление в силу ограниченности и радикального проблематизма своей темы обязано соблюдать два закона или обязательства: быть автономным, не признавая ни одной истины, полученной со стороны, соблюдать закон пантомии (пантомия – стремление ума к целому), решительно не довольствуясь ни одним положением, которое не выражало бы универсальных ценностей, короче не вдохновлялось бы Универсумом. Отсюда, требования к философической истине: не принимать в качестве истины ни одного непроверенного и неподтвержденного факта, ничего, что не имеет основания, построенного нами самими. При этом мы оставляем в стороне наши привычные требования, верования, построенные на здравом смысле: обыденное мнение, стихийное мнение, естественное мнение, – и переходим к парадоксу – против принятого мнения. Здесь речь идет об очень важном – о теоретическом первенстве разума, духа, сознания, Я, субъективности как явления универсального, – это первичное явление Универсума. И это – главная идея, которую новое время прибавило к сокровищам античной философии Древней Греции.

Идея субъективности, первенства разума, или сознания, как первичного явления Универсума, так велика, так прочна, так сильна, что мы не можем питать иллюзий относительно легкого ее преодоления. Напротив, мы должны проникнуться ею, понять ее и в полной мере овладеть ею. Без этого нам нечего пытаться преодолеть ее. Наука, теория – это не что иное, как запись реальностей в системе доказательных суждений. По Аристотелю, «наука – это самое убедительное предположение». В истории любое преодоление предполагает усвоение: нужно проглотить то, что следует превзойти, нести в себе то, что мы должны опровергнуть и покинуть. В жизни духа, в творческом мышлении преодолевается лишь то, что сохраняется, подобно тому, как третья ступенька возвышается над первыми двумя. Стоит им исчезнуть, третьей ступени придется упасть и стать первой. При этом сомнения, как метод, вели историю, так же ведут сейчас нас к огромному открытию: для нас в познании нет другого исходного данного, кроме самого мышления.

Главные философские темы, основной вопрос философии. При более широком подходе могут быть выделены три основные темы философского познания.

Прежде всего философы стремились осмыслить, что такое МИР, в котором мы живем. М. Хайдеггер, например, «предельными» вопросами считает, что такое мир, конечность, уединение.

Эта тема конкретизируется в вопросах: «Есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен он или бесконечен? Един или множественен? Что такое пространство и время? Мир – хаос, как представлялось в мире, или же он Космос, т.е. в нем существует закономерность и порядок? В чем различие чувственно воспринимаемого бытия и понимаемой умозрительно реальности?»

Таковы лишь отдельные проблемы бытия как одного из аспектов философского мировоззрения.

Во-вторых, наряду с темой мира в философии рано обозначилась тема ЧЕЛОВЕКА. Немецкий философ И. Кант свел ее к четырем вопросам: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что есть человек? Свободен он или не свободен? Может ли он повлиять на ход событий? Существует ли прогресс общества, в котором он жил и живет? Имеются ли какие-либо объективные законы общества? Что такое истина, красота, добро, справедливость?

Эти и подобные вопросы особенно актуальны в переломные эпохи истории, когда рушатся привычные формы общественной жизни, выдвигаются новые цели, обостряются социальные противоречия.

Особый интерес имеет осмысление самой системы «мир-человек, человек – мир», результаты и перспективы взаимодействия человека с окружающим миром. Круг вопросов, касающихся взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека, человека и космоса образуют третью важную проблему философии.

Что касается основного вопроса, то И. Кант основной упор делал на вопрос: «Что есть человек?» Однако в марксистской философии этот вопрос всей, в особенности новейшей, философии, – писал в связи с этим Ф. Энгельс, – «есть вопросе об отношении мышления к бытию». Энгельс видел в основном вопросе философии две стороны, что первично – определяющее: сознание или материальный мир? И вторая сторона основного вопроса – о познаваемости мира, что образует стержневую проблему большинства философских исследований.[5]

Рассматривая отношение к внешнему миру исторически, философы стремились понять, что является первичным: сознание или внешний по отношению к нему материальный мир? Те из философов, которые считали, что сознание представляет собой продукт видоизменения или развития внешнего мира, что оно возникает лишь на определенном этапе развития и представляет собой результат взаимодействия различных материальных явлений, назывались материалистами (от лат. materia – вещество, первичное начало).

Философы, придерживающиеся противоположных взглядов и полагавшие, что сознание является первичным, изначальным, а внешний мир – вторичным, назывались идеалистами, и притом объективными, т.к. признавали наличие какого-то универсального, например божественного сознания, изначальных идей существовавших вне и независимо не только от материи, но и от сознания человека. Последнее рассматривалось лишь как частное проявление особого мирового сознания. Особую разновидность идеализма представляет субъективный идеализм, утверждавший невозможность доказать ни существование материи, ни существование объективного мирового сознания, духа, идей, и полагающий, что точно и без всяких сомнений можно признать только наличие индивидуального (субъективного) сознания, а все остальное можно допустить лишь как результат его деятельности, плод воображения.

Сами взгляды философов неоднократно менялись, менялись и формы их выражения, причем ни одно из этих основных философских направлений, в том числе и идеализм, нельзя подтвердить или опровергнуть каким-то чисто словесным аргументом, объявив их заблуждениями, ошибками и т.д.

В рамках каждого из этих направлений выдвигались серьезные философские аргументы и заслуживающие внимания глубокие и социально значимые учения.

Вторая сторона основного вопроса философии выходит на познавание мира. Она по существу тесно связана с первой и образует стержневую проблему большинства философских исследований. Вопрос о познаваемости мира можно сформулировать и так: дают ли наши знания необходимые сведения об окружающем мире и о самом человеке? Можем ли мы точно определить и исчерпывающе познать окружающий мир и самих себя или же это невозможно, и наши знания иллюзорны и ограничены? При ответе на вопрос познаваем ли мир – большинство философов отвечают положительно. Различия между ними проявляются только в разной трактовке того, каким образом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 165.