Этнонациональная политика: от государственной к гражданской ориентированности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В самом общем виде этнонац. политику можно определить как целенаправленную деятельность по регулированию полит. проблем, связанных с реальным, ожидаемым или мнимым положением социальных групп по этнич. и нац. признакам. Называя, таким образом, эту политику по решению национальных и этнических проблем, мы разделяем мнение К. Султанова, что «этническое вкл. в себя то, что можно назвать вневременным субстратом жизни народа, онтологически значимой основой, которая сохраняется в потоке исторических изменений. Национальное – это определенное состояние этноса, одна из фаз его развития, предполагающая превращение народа из природно-этнографического материала в субъект истории». Поэтому, называя политику этнонациональной, мы подчеркиваем органи­ческое единство вечного, непреходящего и в то же время социально значимого, отражающего состояние и динамику развития народа в данный исторический и соц.-эк. отрезок времени.

Немаловажное значение в таком наименовании поли­тики играет и та неоднозначность, которая используется при употреблении слов «национальная», «национальный», «национальное». В большинстве стран Запада под ней понимается реализация интересов государства, направ­ленных на обеспечение эффективного функционирования данного политического устройства. В российском же лек­сиконе эта политика отождествлялась с определенными акциями по решению сугубо тех проблем, которые затраги­вали только интересы народов, народностей, национальных меньшинств, а также различных этнических групп.

Этнонац. политика, имеет две стороны:

1) осуществление гос-вом этой политики;

2) формы полит. участия в этой политике различных этнонациональных организа­ций, объединений, движений и инициатив как представителей гражданского общества.

Что касается государства, то среди структурных элементов этнонациональных отношений особое звучание получают процессы, которые в той или иной мере выходят на проблемы власти, формы и методы ее осуществления, определяя направления ее изменений и ее возможную модернизацию.

Влияние этнонац. фактора ос. проявляется в усл. обострения борьбы за суверенитет и гос. независимость, в процессе выработки политики о будущности нац. культуры и самобытности народов. Этот фактор актуален для всех уровней власти, в т.ч. и для органов местного самоуправления, ибо они имеют непосредственный контакт со всеми формами проявления этнических взаимодействий. А т.к. в любых странах мира, в том числе и в России, трудно отыскать мононациональные адм. образования, то несомненно, что этнополитика – это удел и повседневная деятельность и забота руководителей всех без исключения уровней управления. И для всех из них нужна концепция этнонациональной политики, при помощи которой решаются эти чрезвычайно сложные проблемы политических отношений. В целом государственная этнонац. политика представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения (согласие, подчинение, господство и конфликт) между различными национальными и этническими сообществами.

Что касается этнонациональных общественных организаций и сообществ, то они участвуют в реализации этой политики опосредованно, косвенно. Но их роль нередко более значима, чем деятельность официальных государственных структур, которые не в состоянии учесть и отражать все многообразие отношений, которые возникают в процесс этнонациональных отношений. Этнонациональная политика – это ее творцы (прямые и косвенные), средства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различной национальной и этнической принадлежности осуществляется посредством политических, социальных и духовных атрибутов (формы правления, культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев).

Однако следует отметить, что это участие может быть не только конструктивным. Более того, оно является проблемным, если этнонациональные организации и сообщества претендуют на участие в политической власти или добиваются ее. Тогда возникает немало коллизий по поводу подобных устремлений. И задача состоит в том, как в наиболее эффективной форме сочетать политические, гражданские и этнические интересы во имя многонационального народа, который стал характеристикой многих стран. И особенно это касается России, в которой, по данным переписи 2010 г., живет св. 180 национальных и этнических групп. И многие из этих групп имеют организации, образования и движения, которые стремятся выразить те или иные интересы этих групп.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 200.