Этнонациональное самосознание каждого народа представляет собой уникальное явление и требует обстоятельного и гл. анализа. В его осн. лежит нац. идентичность и приверженность национальным ценностям. «Реальности нации» утверждают себя как существенно необходимые, поскольку индивидуальная социальная идентичность невозможна без идентичности национальной. В свое время за годы Советской власти быстрая интернационализация уклада жизни, угроза исчезновения этнической самобытности поставили под сомнение естественность этого процесса. Неудивительно, что некоторые этносы стали искать свою идентичность на другом уровне. Сильная корреляция «этнонациональное самосознание» с переменной «гражданское сознание» может привести к выводу, что первое усиливается за счет второго и что «этнизация» самосознания – своего рода лишь бегство от национальной ассимиляции, национальной нивелировки.
Интенсивный процесс апелляция к прошлому, нежели к настоящему, происходит в силу того, что для нового поколения история своего народа, ее содержание гарантирует сохранение самобытного уклада жизни: для людей прошлое привлекательнее, уникальнее, чем новые ценности, присущие современности. Эмоциональная, аффективная связь с прошлым – едва ли не самая прочная основа «мы-идентичности» людей, составляющих нацию. Можно сказать, и в этом прав В.А. Тишков, что «культурная сложность» жизни многих стран мира, многих его регионов противостоит процессу глобализации с его неистребимой тенденцией к унификации всех и всего.
Отношение людей к «национальному» стало к кон. 1980-х гг. радикальным. В этнонациональном самосознании зачастую стали преобладать эмоциональность и иррациональность. В нем превалировали «аффективные компоненты» и недоставало рассудочности и прагматизма. Это создает вероятность появления у значительной части населения эффекта «слепой лояльности», рецидивов негативных настроений, в том числе таких малоизученных соц.-псих. явлений, как этноцентризм, этноэгоизм, этнофобия, бытовой шовинизм.
Особую тему представляет нац. самосознание русского народа. Специфичность этой проблемы обусловлена многими факторами.
Во-первых, историческими, ибо Русь (Россия), долгое вр. развивавшаяся в рамках одного этноса, постепенно стала вкл. территории других этносов, по большей части немногочисленных и значительно уступающих по общему развитию русской нации.
Во-вторых, очень мн. народы в течение длит. периода совместного существования на базе своей и русской культуры образовали такой сплав духовности, который можно квалифицировать как своеобразный синтез взаимного обогащения.
В-третьих, неопределенность нац. самобытности многих народов нашла отражение в нерешенном до конца впр. при употреблении понятий «русские» и «россияне».
В целом русский народ при всех издержках и националистических всплесках обладает достаточно стойким иммунитетом против абсолютизации своего влияния и игнорирования прав и культуры других народов. Может быть, поэтому русский национализм никогда не достигал высот большой политической и социальной силы, подминающей под себя интересы других народов. Русские по своей сути, образу жизни и установкам были и пока продолжают быть наиболее интернационалистски настроенным народом, открытым всему миру и поэтому сравнительно слабо реагирующим на ущемление отдельных его возможностей и прав. Этому в немалой степени способствовала и господствующая и в царской России, и в Советском Союзе идеология бескорыстной и безвозмездной помощи многим национально-государственным образованиям.
Но все серьезно изменилось в связи с распадом СССР. После его крушения потенциал русского национализма заметно вырос, многие русские помимо их воли в один момент в новых независимых государствах превратились в представителей национального меньшинства. Да и в самой России в ряде национальных республик открыто происходило ущемление прав русского населения, что было в той или иной степени связано с местными националистическими и антимосковскими настроениями.
В этих усл. национальные и националистические настроения идеологически стали более перспективными, а пропаганда национальных интересов и, соответственно, национальной государственности (суверенитета) стала привлекательной. Этническая толерантность русских стала уменьшаться, хотя и по-прежнему оставалась высокой. Мало изменилась ситуация в конце 1990 – нач. 2000-х гг., хотя число обвиняемых в поддержке такого заявления, как фашизм, существенно уменьшилось (табл. 1).
Таблица 1
Дата: 2019-04-23, просмотров: 275.