Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры — нравственная «протокультура» порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе. Для их предупреждения или преодоления необходимо знание основных «дефектных» уровней общения:
· нравственный вакуум;
· отсутствие нравственной инициативы;
· нравственный камуфляж;
· нравственный анахронизм;
· нравственная регрессия;
· нравственная глухота;
· нравственный примитивизм;
· нравственная нетерпимость.
Рассмотренные выше дефектные уровни есть проявление антикультуры в общении. Более того, они выступают основой антиобщения, поскольку препятствуют коммуникации, делают ее невозможной.
Морально-психологические «барьеры» общения
«Барьеры» общения - особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению:
· барьер страдания, горя;
· барьер гнева;
· барьер страха;
· барьер стыда и вины;
· барьер установки;
· барьер презрения;
· барьер отвращения, брезгливости;
· барьер настроения;
· барьер речи.
Неумение слушать проявляется в том, что, слушая собеседника, человек:
· спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;
· не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;
· перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;
· отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;
· считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;
· заранее настраивается на несогласие с оппонентом.
Литература для самостоятельной работы
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.
2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2002.
3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
4. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 1997.
5. Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 1991.
Лекции № 9-10.
Тема: Этикет в профессиональной культуре педагога.
План.
1. Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета.
2. Общие принципы и нормы этикетной культуры.
3. Правила этикета в конкретных ситуациях.
4. Этикет в речевой деятельности.
5. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде.
Основные понятия: этикет, этикетная культуры, речевая деятельность.
Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета
Этикет - совокупность правил поведения, регламентирующих, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно, он определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.
Этикету присущ ряд особенностей. Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная культура - внутренняя духовность, доброта, порядочность - из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.
Этикет - это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — человек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты».
Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д.
Нормы этикета носят условно-согласительный характер, характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета - предложить людям такие формы - стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.
Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).
Этикет отражает также специфические национальные особенности, поскольку различные народы вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют историческим условиям жизни разных народов.
Требования этикета не являются абсолютными, они относительны и носят исторический характер; их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 899.