Основные принципы руководства в современных условиях - принципы справедливости и демократизма. Переплетаясь между собой, они реализуются в конкретных нормах поведения руководителя:
· вежливость;
· доброжелательность и приветливость;
· предупредительность и тактичность;
· корректность;
· скромность;
· толерантность;
· критичность и самокритичность;
· справедливость;
· требовательность;
· обязательность и точность.
«Правила поведения» для директора:
· убеждая сотрудника, не торопитесь применять власть, пока не исчерпаны все остальные средства;
· не делайте замечаний подчиненным в присутствии посторонних;
· объектом критики должна быть плохо выполненная работа, а не работник;
· будьте объективны в оценке предложений, исходящих даже от неприятного вам лица;
· будьте внимательны к «бесполезным» предложениям: грубо отвергнуть их сегодня - значит, лишиться возможности получить полезный совет завтра;
· если хотите, чтобы подчиненные обладали качествами, необходимыми для дела, выработайте их сначала у себя;
· распоряжения лучше отдавать не в виде приказаний, а в виде просьбы или пожелания;
· помните, что от вашего настроения и поведения зависят настроение, поведение и работоспособность других;
· будьте начальником лишь на работе.
Этика «вертикальных» отношений предъявляет требования не только к поведению руководителя. Другая сторона общения «по вертикали» — нормы отношения подчиненных к руководителю.
«Правила поведения» для подчиненных:
· дисциплинированность, вежливость, чувство субординации;
· инициативность и самостоятельность суждений;
· смелость и твердость в защите собственного мнения;
· недопустимость слепого повиновения, заискивания, подхалимажа;
· доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности;
· умение подчинить свой личный или узкопрофессиональный интерес более широкому видению руководителем общих задач коллектива.
Литература для самостоятельной работы
1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразоват. школ. - М.,2001.
2. Кухарев Н.В. Директор учится…Обратная связь в педагогической системе. - Мн., 1989.
3. Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. - Мн., 1991.
Лекция № 7.
Тема: Этика педагога и ученого в системе высшего образования.
План.
1. Специфика вузовского образования.
2. Этика и культура педагогического общения в вузе.
3. Моральные нормы-регулятивы поведения педагога как ученого.
4. "Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских
научных коллективах.
Основные понятия: моральные нормы-регулятивы, "моральные кодексы" ученых,
Специфика вузовского образования
Педагогика высшей школы имеет свои этические аспекты, окрашенные специфическими особенностями. Этика отношений и поведения преподавателя вуза включает несколько блоков.
I. Этика отношения к своему труду, включающая: осознание ответственности перед
студентами, коллегами, своей отраслью научного знания; выбор стратегии и тактики
обучения; использование собственного научного опыта в качестве информации для
слушателей и др. В отношении вузовского педагога к учебному процессу на первый план выдвигаются такие требования, как свобода творчества, соединение в одно целое своей научной и учебной деятельности, более персонифицированная ответственность за результаты обучения студентов.
II. Этика взаимоотношений преподавателя и студента, отношения между ними
устанавливаются несколько иные, более демократичные, чем в школе между учителем и
учеником.
Ш. Этика взаимодействия педагогов в процессе достижения общей цели — передачи студентам надежных знаний и становления их как будущих коллег самих преподавателей.
IV. Этика научного творчества, востребованная особым положением вузовского педагога, который обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 663.