Как рефлексия по поводу моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особая необходимость в профессиональной этике возникает, когда:

1) деятельность специалистов направлена непосредственно на человека, на определение и изменение его жизненного сценария;

2)  специалисты находятся в непрерывном общении с другими людьми, воздействуя на их внутренний мир;

3) при этом велика степень индивидуализации труда специалиста, а, соответственно, и степень профессионального риска.

На этом основании выделяются следующие виды профессиональных этик:

- этика врачей,

- педагогов,

- работников правоохранительных органов,

- юристов,

- инженерно-технических работников,

- журналистов,

- ученых,

- социальных работников,

- психологов,

- работников сервиса,

- библиотечных работников,

- финансовых служащих и др. (См. сайт http://profcodex.com).

Для данных профессий этика имеет огромное значение, так как нравственный уровень таких специалистов во многом определяют качество их работы и конечный результат.

 

3. Особенности, назначение, общие и частные характеристики профессиональных этик

 

Анализ литературы по профессиональной этике позволяет сделать следующие выводы по поводу особенностей профессиональной этики:

1) она представляет особенную форму моральной регуляции в профессиональных сообществах;

2) она ценностно и нормативно обусловлена, что находит свое выражение в форме этических документов;

3) она имеет ситуативный характер, обусловленный конфликтом ценностей и соответствующей дилеммой морального выбора.

4) она представляет собой социальный институт морали, что подразумевает наличие особых органов, например, этических центров, этических комитетов и т.д.

Назначение профессиональной этики сводится к следующему:

 

1. она мотивирует работников и тем самым стимулирует процесс производства;

2. при помощи специфических моральных ценностей она защищает интересы профессии и профессионала перед обществом;

3. защищает интересы отдельного работника в группе, регулируя их отношения через систему ценностей и санкций;

4. защищает от группового эгоизма, когда в условиях конкуренции представители каждой профессии пытаются доказать свою исключительную значимость.

 

При этом всем профессиональным этикам свойственны общие характеристики:

1. Наиболее значимыми признаками «морального измерения» всех профессий являются:

1) самоопределение при выборе профес­сии;

2) идея профессионального призвания и служения;

3) свобода и автономия в профессии;

4) альтруистичес­кая мотивация профессиональной деятельности;

5) разработка этических кодексов и создание этических комитетов.

 

2. Общим является и такое свойство, как корпоративность. В литературе понятия профессиональной и корпоративной этики порой смешиваются. В связи с этим необходимо пояснить их различие.

Корпоративная (организационная) этика – это система моральных принципов и норм, оказывающих регулирующее воздействие на отношения представителей различных профессий, объединенных общностью трудового коллектива, работающих в одной организации, корпорации. Круг этических отношений, регулируемых корпоративной этикой, более узок, включает в себя прежде всего отношения внутри коллектива.

Корпоративность может проявляться как:

1. наличие «внешней» стороны корпоративности, которая проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, играющих роль профессиональных символов.

2. сохранение и культивирование профессио­ нальных тайн и секретов от «непосвященных»;

3. проявление корпоративной («цеховой») солидарности – помощь и защита «своих» в любых условиях;

 

В зависимости от самоидентификации специалиста (с организацией-работодателем или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет либо кодекс корпоративной этики, либо кодекс профессиональной этики.

Частные характеристики профессиональных этик вытекают из содержания и специфики профессий и выражаются в основном в требованиях по отношению к специалистам.

Например, специфика профессионально-этических требований некоторых видов профессий типа «человек–человек» заключается в следующем:

Деловая этика:

- безусловное уважение к человеку, добросовест­ность, честность, порядочность, культура общения;

- запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Врачебная этика:

- поддержание телесного и духов­ного здоровья пациентов;

- сохранение врачебной тайны;

- недопустимость экспериментирования в лечеб­ных учреждениях.

Этика правоохранительных органов:

- неподкупность, верность духу и букве закона;

- соблюдение принципа равенства всех перед законом;

- презумпция невиновности;

- использование силы закона не только для на­казания, но и для воспитания, исправления пра­вонарушителя.

Этика социального работника:

- уважение личности клиента, его права на принятие самостоятельного решения;

- активизация личности клиента, оказание ему бескорыстной помощи в преодолении кризисной ситуации;

- конфиденциальность;

- порядочность.

Этика в сфере сервиса:

- культура общения, честность;

- недопустимость круговой поруки, протекцио­низма и др.

 

Предписания профессиональной морали (в отличие от права) не имеют жесткого обязательного (императивного) характера. Они несут в себе именно ориентиры для индивида, рекомендации, способные регулировать его поведение через самостоятельный моральный выбор на основе доброй воли. Причем это удается настолько, насколько позволяют:

1) общий уровень нравственной культуры специалиста,

2) достигнутый им уровень профессионализма,

3) реальные условия деятельности.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 407.