Тема 1. Профессиональная этика в системе этического знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к зачету

 

1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика».

2. Понятие профессиональной этики, краткая история становления и её разновидности.

3. Особенности, назначение , общие и частные характеристики профессиональных этик.

4. Цель и задачи учебного курса «Педагогическая этика»

5. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие и частные принципы профессиональной этики.

6. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

7. Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности.

8. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Соответствие педагога требованиям современной школы.

9. Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали". Специфика и "барьеры" общения "по вертикали".

10. Отношения в системе "педагог – педагог”. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога.

11. Формальные и неформальные отношения в коллективе. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

12. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.

13. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения.

14. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога.

15. Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе.

16. Общение в профессиональной деятельности педагога. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы общения.

17. Культура общения: понятие, признаки, структура.

18. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.

19. Антикультура в общении. "Дефектные уровни" и "барьеры" общения.

20. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Основные принципы и нормы этикета.

21. Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, знакомство). Манеры, жесты, мимика, позы.

22. Культура речи и речевой этикет. Культура в одежде.

23. Простейшие правила поведения в общественных местах.

Тема 1. Профессиональная этика в системе этического знания

Этика общения, этика делового общения, этикет.

 

Таким образом, соподчинение рассмотренных понятий может быть выражено категориальным рядом: этика ® прикладная этика ® профессиональная этика.

Профессиональная этика в системе прикладного этического знания.

Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Частные принципы профессиональной этики. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

Раздел 2.

Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции.

Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности. Социальные задачи отбора (селекции), хранения (консервации) и передачи (трансляции) знания. Опасность личного консерватизма педагога. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.

Раздел 3.

Раздел 4.

Раздел 5.

Этика педагога и ученого в системе высшего образования.

Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобода действий, особенности взаимоотношений со студентами. Демократизация современного вузовского образования и переход от парадигмы "обучения" к парадигме "учения" будущих специалистов.

Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого: соблюдение научной объективности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и трудов предшественников. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причины конфликтов: разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление "варягов". Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе: умение поставить задачу, аргументировано убеждать, распределять "роли" в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. "Искусство руководства" научными сотрудниками. "Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах.

Раздел 6.

Раздел 7.

Лекция № 1.

План.

1. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.

2. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.

3. Частные принципы профессиональной этики.

4. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

Основные понятия: профессиональная этика, профессиональный долг, профессиональные деонтологии, моральные кодексы, корпоративность.

 

Лекция № 2.

Тема: Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции.

План.

1. Специфика педагогической деятельности.

2. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности.

3. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности.

4. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.

Основные понятия: этика отношения педагога к своему труду, этика отношений «по вертикали», этика отношений «по горизонтали», этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур.

Лекции № 3-4.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - учащийся".

План.

1. Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали".

2. Принципы межличностных отношений педагогов и учащихся.

3. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.

 

Основные понятия: межличностные отношения, морально-психологическая культура педагога, эмпатия.

 

Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали"

Более всего профессиональная этика необходима педагогу в его общении «по вертикали» (в системе «педагог—учащийся»), и «по горизонтали» (в системе «педагог—педагог»). Общение в этих двух плоскостях является показателем профессиональной куль­туры педагога и предъявляет к нему особые требования.

Основополагающими факторами современной школьной ре­формы провозглашены принципы демократизации и гуманиза­ции. Мы готовим детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуаль­ность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскре­пощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности.

Лекция № 5.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - педагог".

План.

1. Общие нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений.

2. Специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе.

3. Принципы и нормы отношений «по горизонтали».

Основные понятия: деловое общение, моральная регуляция, морально-психологический климат.

Лекция № 6.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - педагог".

План.

1. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения
в педагогическом коллективе.

2. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный.

3. Морально-этические аспекты деятельности руководителя и подчиненного.

Основные понятия: административные отношения управления, административные отношения подчинения, авторитарный стиль управления, демократический стиль управления, либеральный стиль управления.

Отношения "по вертикали" - административные


Лекция № 7.

Тема: Этика педагога и ученого в системе высшего образования.

План.

1. Специфика вузовского образования.

2. Этика и культура педагогического общения в вузе.

3. Моральные нормы-регулятивы поведения педагога как ученого.

4. "Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских
научных коллективах.

Основные понятия: моральные нормы-регулятивы, "моральные кодексы" ученых,

Специфика вузовского образования

Педагогика высшей школы имеет свои этические аспекты, окрашенные специфическими особенностями. Этика отношений и поведения преподавателя вуза включает несколько блоков.

I. Этика отношения к своему труду, включающая: осознание ответственности перед
студентами, коллегами, своей отраслью научного знания; выбор стратегии и тактики
обучения; использование собственного научного опыта в качестве информации для
слушателей и др. В отношении вузовского педагога к учебному процессу на первый план выдвигаются такие требования, как свобода творчества, соединение в одно целое своей научной и учебной деятельности, более персонифицированная ответственность за результаты обучения студентов.

II. Этика взаимоотношений преподавателя и студента, отношения между ними
устанавливаются несколько иные, более демократичные, чем в школе между учителем и
учеником.

Ш. Этика взаимодействия педагогов в процессе достижения общей цели — передачи студентам надежных знаний и становления их как будущих коллег самих преподавателей.

IV. Этика научного творчества, востребованная особым положением вузовского педагога, который обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.







Лекция № 8.

План.

1. Общение как нравственная ценность. Понятие и сущность культуры общения.

2. Нравственная протокультура и «дефекты» общения.

3. Морально-психологические «барьеры» общения.

Основные понятия: общение, культура общения, «дефекты» общения, «барьеры» общения.

 

Лекции № 9-10.

План.

1. Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета.

2. Общие принципы и нормы этикетной культуры.

3. Правила этикета в конкретных ситуациях.

4. Этикет в речевой деятельности.

5. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде.

Основные понятия: этикет, этикетная культуры, речевая деятельность.

Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета

Этикет - совокупность правил поведения, регламентирующих, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно, он определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Этикету присущ ряд особенностей. Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная культура - внутренняя духовность, доброта, порядочность - из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот,  изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.

Этикет - это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — человек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты».

Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д.

Нормы этикета носят условно-согласительный характер, характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета - предложить людям такие формы - стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).

Этикет отражает также специфические национальные особенности, поскольку различные народы вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют историческим условиям жизни разных народов.

Требования этикета не являются абсолютными, они относительны и носят исторический характер; их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств.

Вопросы к зачету

 

1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика».

2. Понятие профессиональной этики, краткая история становления и её разновидности.

3. Особенности, назначение , общие и частные характеристики профессиональных этик.

4. Цель и задачи учебного курса «Педагогическая этика»

5. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие и частные принципы профессиональной этики.

6. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

7. Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности.

8. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Соответствие педагога требованиям современной школы.

9. Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали". Специфика и "барьеры" общения "по вертикали".

10. Отношения в системе "педагог – педагог”. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога.

11. Формальные и неформальные отношения в коллективе. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

12. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.

13. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения.

14. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога.

15. Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе.

16. Общение в профессиональной деятельности педагога. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы общения.

17. Культура общения: понятие, признаки, структура.

18. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.

19. Антикультура в общении. "Дефектные уровни" и "барьеры" общения.

20. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Основные принципы и нормы этикета.

21. Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, знакомство). Манеры, жесты, мимика, позы.

22. Культура речи и речевой этикет. Культура в одежде.

23. Простейшие правила поведения в общественных местах.

Тема 1. Профессиональная этика в системе этического знания

Дата: 2019-04-22, просмотров: 1355.