Занятие 2. «Ремесло историка» (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар-обсуждение в группах
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Откуда мы знаем о прошлом – способы и формы сохранения исторической памяти; приемы получения и анализа исторической информации
2. Понятие «исторический источник»
3. Типы и виды источников по истории России
4. Письменные источники – основа исторических исследований
а) летопись как источник по истории Древней Руси (на примере Повести временных лет)
б) законодательство как исторический источник (на примере Конституции СССР 1936 г.)
в) делопроизводственные документы как исторический источник (на примере протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б))
г) материалы личного происхождения как исторический источник (на примере дневников Николая II )
д) акты как исторический источник (на примере купчей на семью крестьянина)
Занятие 3. Древнерусское государство: особенности социально-экономического и политического развития в IX – XII вв. (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинара-коллоквиума
Вопросы, выносимые для рассмотрения:
1. Какие причины обусловили колонизацию Великой Русской равнины славянскими народами?
2. Дайте характеристику природно-климатических, геополитических и других факторов, определивших особенности национального характера, жизненного уклада народов, населяющих территорию и сущность будущего государства.
3. Выявите основные предпосылки образования Древнерусского государства.
4. Историк Аверинцев С.С. оценил роль христианства в истории Руси следующим образом: «Только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения… она стала культурой в полном значении этого слова».
Прокомментируйте высказывание и выскажите свою точку зрения на роль христианства в истории Русского государства.
Занятие 4. Русь между Востоком и Западом (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Можно ли рассматривать раздробленность Руси в начале XII в. как закономерный этап исторического процесса?
2. Чем объяснить отличительные особенности социально-экономического и политического устройства русских земель в период раздробленности?
3. XIII век, как в истории Руси, так и в истории Запада, оказался переломным. Для Европы переломный момент заключался в активном ее продвижении по пути прогрессивного развития. Русь оказалась перед проблемой: как сохраниться и выжить? Причем, угроза была реальной как с Востока, так и с Запада. Используя исторические знания, объясните, почему угроза с Запада была более опасной для Руси, нежели с Востока?
4. Охарактеризуйте особенности взаимоотношений между русскими землями и Золотой Ордой (социально-политическое развитие и управление, судьба православной церкви).
Занятие 5. Формирование единого русского государства. Московское государство в эпоху Ивана III и Ивана IV (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар–круглый стол
Вопросы, выносимые для обсуждения на круглом столе:
1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки объединения русских земель в единое государство.
2. Преобразовательная деятельность Ивана III. Почему его при жизни называли Великим?
3. «Избранная рада» и опричнина, их роль в решении задач централизации.
4. Российское самодержавие: предпосылки, сущность, особенности.
Занятие 6. XVII век в истории России (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинара-коллоквиума
Вопросы, выносимые для рассмотрения:
1. Смута в Российском государстве: причины и сущность. Альтернативы смутного времени.
2. Российская государственность в эпоху первых Романовых. Проблема выбора пути общественного развития России в XVII в.: самодержавие или сословно-представительная монархия?
Занятие 7. Этапы и особенности российской модернизации в X VIII в. (2 час.), с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Уровень социально-экономического и политического развития Московской Руси на рубеже XVII - XVIII вв., острая необходимость модернизации страны.
2. Сравнительно-исторический анализ модернизационных процессов в эпоху правления Петра I и Екатерины II во внутренней политике, экономике, внешней политике, духовной жизни.
3. Чем объяснить противоречивые оценки петровских преобразований?
4. Можно ли считать, что преобразования второй половины XVIII в. углубили цивилизационный раскол общества?
Занятие 8. XIX век в мировой и отечественной истории (4 час.), с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах
Вопросы, выносимые на обсуждение:
Дата: 2019-04-23, просмотров: 311.