ШКОЛА ИСКУССТВ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
«СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
Руководитель ОП | Директор Департамента Философии и религиоведения (название кафедры) |
_____________ Мезенцев И.В. (подпись) (Ф.И.О. рук. ОП) | ______________ Леонидова В.В. (подпись) (Ф.И.О. зав. каф.) |
«_____»___________________2018 г. | «______»_________________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
направление подготовки 48.03.01 Теология
профиль «Культура православия»
Форма подготовки очная
курс 1 семестр 2
лекции 18 час.
семинарские занятия 36 час.
лабораторные работы не предусмотрены
в том числе с использованием МАО лек. 18 /сем. 36 час.
всего часов аудиторной нагрузки 54 час.
в том числе с использованием МАО 54 час.
самостоятельная работа 54 час.
в том числе на подготовку к экзамену не предусмотрено
контрольные работы (количество) не предусмотрены
курсовая работа / курсовой проект не предусмотрены
зачет 2 семестр
экзамен не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых ДВФУ, утвержденных приказами ректора от …
Рабочая программа обсуждена на заседании Департамента истории и археологии, протокол № 13 от «20» июля 2018 г.
Директор Департамента истории и археологии: к.и.н., доцент Щербина П.А.
Составители: к.и.н., профессор Ковалёва З.А. (курс-лидер), к.и.н., доцент Щербина П.А., к.и.н., профессор Плохих С.В., к.и.н., доцент Исаев А.А., ст. преподаватель Ботнарь А.П.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I . Рабочая программа пересмотрена на заседании департамента:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Директор департамента истории и археологии _______________________
(подпись)
II . Рабочая программа пересмотрена на заседании департамента:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Директор департамента истории и археологии _______________________
(подпись)
Аннотация
«История» является учебной дисциплиной, формирующей общекультурные компетенции по образовательным программам высшего образования.
Дисциплина «История» разработана для студентов направления подготовки 48.03.01 Теология (Культура православия).
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 час.), семинарские занятия (36 час.), самостоятельная работа (54 час.). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «История» дает научные представления об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, месте и своеобразии России в мировой цивилизации и предусматривает изучение студентами ключевых проблем исторического развития человечества с древнейших времен и до наших дней с учетом современных подходов и оценок. Особое внимание уделяется новейшим достижениям отечественной и зарубежной исторической науки, дискуссионным проблемам истории, роли и месту исторических личностей. Значительное место отводится сравнительно-историческому анализу сложного исторического пути России, характеристике процесса взаимовлияния Запад-Россия-Восток, выявлению особенностей политического, экономического и социокультурного развития российского государства. Актуальной проблемой в изучении истории является объективное освещение истории XX века, который по масштабности и драматизму не имеет равных в многовековой истории России и всего человечества. В ходе изучения курса рассматриваются факторы развития мировой истории, а также особенности развития российского государства. Знание важнейших понятий и фактов всеобщей истории и истории России, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира понимать роль и значение истории в жизни человека и общества, влияние истории на социально-политические процессы, происходящие в мире.
Дисциплина «История» базируется на совокупности исторических дисциплин, изучаемых в средней школе. Одновременно требует выработки навыков исторического анализа для раскрытия закономерностей, преемственности и особенностей исторических процессов, присущих как России, так и мировым сообществам. Знание исторических процессов является необходимым для последующего изучения дисциплины «Философия».
Целью изучения дисциплины «История» является формирование целостного, объективного представления о месте России в мировом историческом процессе, закономерностях исторического развития общества.
Задачи:
- формирование знания о закономерностях и этапах исторического процесса; основных событиях и процессах истории России; особенностях исторического пути России, её роли в мировом сообществе; основных исторических фактах и датах, именах исторических деятелей.
- формирование умения самостоятельно работать с историческими источниками; критически осмысливать исторические факты и события, излагать их, отстаивать собственную точку зрения по актуальным вопросам отечественной и мировой истории, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.
- формирование навыков выражения своих мыслей и мнения в межличностном общении; навыками публичного выступления перед аудиторией.
- формирование чувства гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историческому наследию.
Для успешного изучения дисциплины «История» у обучающихся должны быть сформированы следующие предварительные компетенции:
- знание основных фактов всемирной и отечественной истории;
- умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- владение культурой мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
В результате изучения данной дисциплины у обучающихся формируется следующие общекультурные компетенции:
Код и формулировка компетенции |
Проблемная лекция
Хронологические рамки Средневековья. Происхождение понятия «Средние века». Особенности периода: феодальный способ производства и, как следствие, новые социально-классовые отношения: собственники земли – феодалы и крестьяне; укрепление статуса религии, становление христианства важнейшим фактором европейской культурной общности и превращение его в одну из мировых религий.
Историческая судьба Византийской империи. Причины и последствия крестовых походов. Централизация и формирование национальных культур. Возникновение сословно-представительных учреждений в Европе, появление университетов. Европейские страны в XVI - XVII вв.
Исторические предпосылки новых явлений:
- возрождение, Реформация и Контрреформация;
- изобретение книгопечатания и роль Библии;
- завоевание и колонизация европейцами американского континента;
- буржуазные революции (Нидерланды, Англия), укрепившие в общественном менталитете мысль о том, что власть обязана опираться на закон.
Особенности русского Средневековья. Факторы, повлиявшие на исторические процессы средневековой Руси: природно-климатический, геополитический, конфессиональный, национальный и фактор социальной организации.
Различные точки зрения историков на период «Средневековья»: Савицкий, Соловьев, Гумилев, Янин, Каргалов и др. Русь в межцивилизационном пространстве.
Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока. Монгольская экспансия: причины и результаты. Дискуссия о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Русь, Орда и Литва. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Становление и развитие Московского государства. Реформы Ивана III. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Проблемная лекция
Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Создание колониальных империй. Особенности развития европейских государств в эпохи Возрождения и Реформации. Различия между католичеством, православием и протестантизмом.
Развитие капиталистических отношений в странах Европы. Особенности европейского абсолютизма Абсолютизм и восточная деспотия.
Поиск альтернативных путей социально-политического развития страны при Иване Грозном. Реформы 50-х гг. XVI в., их значение для усиления централизации государства. Сословно-представительная монархия в России. Становление царской деспотии. Успехи (присоединение Поволжья) и провалы (Ливонская война) во внешней политике. Опричнина: причины, цели, последствия. Особенности российской колонизации.
«Смутное время» в России: предпосылки, противоречия и кризис государства. Новые явления в политической жизни России в период Смуты. Итоги и последствия Смуты. Начало династии Романовых. Особенности социально-экономического и политического развития России в XVII в. Усиление централизации государства и возрастание его роли. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Социальная структура общества. Зарождение буржуазных отношений. Социальные конфликты в XVII в. Колонизация Сибири и Дальнего Востока.
Европейская реформация и церковная реформа в России. Раскол русской православной церкви. Влияние раскола на национальный характер и политическую культуру русского человека. Политический строй и административное устройство Московского государства. Особенности и основные тенденции развития российской культуры в XVII в.
Проблемная лекция
Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Развитие капитализма в метрополии и колониях. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Международные отношения на рубеже XIX – начала XX вв. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Национально-освободительное движения в странах Азии: причины движущие силы и проблемы. Россия в контексте мировых проблем начала ХХ в.
Россия в начале XX столетия. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Социально – экономическое развитие. Территория и население. Политический строй. Социальный строй. Промышленный подъём. Концентрация производства и рабочей силы. Формирование монополий. Концентрация банковского дела. Сращивание промышленного и банковского капитала, образование финансовой олигархии.
Рост промышленности и городов. Российская буржуазия и пролетариат. Противоречия российского монополистического капитализма. Рабочий вопрос. Социальные конфликты. «Полицейский социализм».
Сельскохозяйственное производство. Факторы, обусловившие медленное развитие капиталистических отношений в деревне. Экономическое и правовое положение крестьянства. Земельный вопрос в политике правительства Николая II.
Историческая обусловленность перестройки отношений собственности в сельском хозяйстве. Выработка концепции новой аграрной реформы в правительственных кругах на рубеже ХIХ - ХХ вв. (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка и провидение аграрной реформы П.А.Столыпиным. Переселенческая политика. Противоречивость, значение и итоги столыпинской реформы.
Расстановка политических сил. Программные требования основных российских политических партий, их стратегия и тактика.
Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. Пересмотр внешнеполитического курса России после 1907 г. Образование двух военно-политических блоков в Европе - Тройственного союза и Антанты. Противоречия России с Австро-Венгрией на Балканах и Ближнем Востоке. Балканы - «пороховой погреб Европы». Балканский кризис 1914 г. Начало Первой мировой войны. Первая мировая война как кризис западной цивилизации. Причины и характер мировой войны. Силы сторон, планы России. Отношение к войне в русском обществе. Дипломатия военного времени 1914 - 1917 гг. Восточный фронт 1914 - 1916 гг.
Социально-экономическая и политическая ситуация в России в конце 1916 – начале 1917 гг. Вторая революция в России. Причины падения самодержавия. Сущность двоевластия. Кризисы Временного правительства. Приход к власти большевиков, причины их победы. Становление советской власти. Учредительное собрание, причины его разгона.
Распад российской империи, образование независимых государств на ее территории. Доктрина мировой пролетарской революции. Становление централизованной системы власти. Свертывание многопартийности, форм советской демократии.
Выход России из мировой войны. Брестский мир. Влияние социалистической революции в России на мировое развитие.
Гражданская война и иностранная интервенция, этапы, цели и средства войны. Политика военного коммунизма. Образование ДВР. Победа сторонников советской власти в гражданской войне. Эволюция идеологии основных политических сил и последствия гражданского противостояния в России.
Лабораторные работы
Не предусмотрены
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История» представлено в Приложении 1 и включает в себя:
- план-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине, в том числе примерные нормы времени на выполнение по каждому заданию;
- характеристика заданий для самостоятельной работы обучающихся и методические рекомендации по их выполнению;
- требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы;
- критерии оценки выполнения самостоятельной работы.
Оценочные средства
V. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=488656
2. Кузнецов И.Н. История. Учебник / И.Н. Кузнецов. – М.: «Дашков и К», 2017. – 576 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=415074
3. Назырова Е.А. Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А. Назырова. − М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. − 239 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=470930
4. Семёнов В.П. История: Россия и мир. Учебник / В.П. Семёнов- М.: КНОРУС, 2018. – 544 с. https://www.book.ru/book/927634/view2/1
5. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для студентов неисторических специальностей / В.В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2015. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:780572&theme=FEFU
6. Шестаков Ю.А. История. Учебное пособие / Ю.А. Шестаков. М.: ИНФРА-М, 2017. – 248 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=900918
Дополнительная литература:
1. Боффа Дж. История Советского Союза: [пер. с ит.]. в 2 т.: т. 1. От революции до Второй мировой войны; Ленин и Сталин, 1917-1941 / Джузеппе Боффа; [общ. ред. Е. А. Амбарцумова]. – М.: Международные отношения,1994.–629с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:40136&theme=FEFU
2. Боффа Дж. История Советского Союза: [пер. с ит.]. в 2 т.: т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы; Сталин и Хрущев, 1941-1964 / Джузеппе Боффа. – М.: Международные отношения, 1994. – 632 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:40138&theme=FEFU
3. Война и общество в XX веке: в 3 кн.: кн. 2. Война и общество накануне и в период Второй мировой войны / Российская академия наук, Институт всеобщей истории, Ассоциация историков Второй мировой войны; сост. О.А. Ржешевский; отв. ред. Е.Н. Кульков. – М.: Наука, 2008. – 676 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:288221&theme=FEFU
4. История международных отношений и внешняя политика России в Новое время. XVI - начало XIX века: Учебное пособие / М.Ю. Золотухин, В.А. Георгиев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 351 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=396705
5. История международных отношений и внешней политики России в Новое время (XIX век): Уч. пос. / М.Ю. Золотухин, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=487377
6. История России в новейшее время 1985 – 2009 гг.: учебник / [А. Б. Безбородов, Н. В. Елисеева, Т. Ю. Красовицкая и др.]; отв. ред. А. Б. Безбородов; Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт. – М.: Проспект, 2010. – 440 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:296472&theme=FEFU
7. Карипов Б.Н. Модели политических изменений в России (вторая половина XIX — начало XX века) [Электронный ресурс]: монография/ Карипов Б.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13071.html
8. Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в ХХ веке. М.: РОССПЭН, 2001. 224 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:16869&theme=FEFU
9. Лукьянов А.И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики) [Электронный ресурс]: курс лекций / А.И. Лукьянов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=203060
10. Мастюгина Т.М. Национальная политика в России: XVI – начало XXI века [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.С. Перепелкин, В.Г. Стельмах, Т.М. Мастюгина. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=444765
11. Никулин В.Н. Смута в России. Конец XVI - начало XVII вв. Часть 2 [Электронный ресурс]: биографический справочник / Никулин В.Н. − Электрон. текстовые данные. − Калининград: Российский государственный университет им. Иммануила Канта, 2010. − 189 c. − Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23929.html
12. Петровская И.Ф. За научное изучение истории России! О методах и приемах исторических исследований: Критико-методологический очерк. СПб., 2009. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20316.html
13. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти, 1945-1991 / Р.Г. Пихоя. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 681 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:14287&theme=FEFU
14. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учебное пособие / С.Л. Анохина и др; Под ред. Я.А. Пляйса. - 3-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 512 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=427584
15. Россия в ХХ веке. Историки мира спорят / [отв. ред. И. Д. Ковальченко]; Российская академия наук, Институт российской истории. – М.:Наука,1994.–751с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:109556&theme=FEFU
16. Россия в ХХ веке: Реформы и революции в 2 т.: т. 1 / Российская академия наук, Институт российской истории, Научный совет по истории социальных реформ, движений и революций; под общ. ред. Г.Н. Севостьянова.–М.:Наука,2002.–657с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:98846&theme=FEFU
17. Россия в ХХ веке: Реформы и революции. в 2 т.: т. 2 / Российская академия наук, Институт российской истории, Научный совет по истории социальных реформ, движений и революций; под общ. ред. Г.Н. Севостьянова.– М.: Наука, 2002. – 543 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:98847&theme=FEFU
18. Соколов А.К. Курс советской истории 1941-1991: [учебное пособие] / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова; под ред. А. К. Соколова. – М.: Высшая школа, 1999. – 414 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:9451&theme=FEFU
19. Фролов В.П. Глоссарий по истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Фролов В.П. − Электрон. текстовые данные. − М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. − 64 c. − Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16396.html
20. Хорходнина Т.И. История и архивы. М.: РГГУ, 1994. 358 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:40159&theme=FEFU
21. Чикалов Р.А. Новая история стран Европы и Северной Америки (1815 - 1918) [Электронный ресурс]: учебник / Р.А. Чикалов, И.Р. Чикалова. - Минск: Выш. шк., 2013. - 686 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509032
22. Шаповалова Л.Д. Государство и общественные объединения России в XX – начале XXI вв. [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Д. Шаповалова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 160 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=417614
23. Яник А.А. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985–1999) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: МГУ имени М.В.Ломоносова (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), 2012. – 761 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71812
VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «История» структурирован по хронологическому и тематическому принципам, что позволяет систематизировать учебный материал, а также подчёркивает связь с другими дисциплинами.
В процессе изучения материала учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, выполнение тестовых заданий, контрольные работы.
Лекционные занятия ориентированы на освещение наиболее сложных тем разделов курса и призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов.
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, основные даты следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников, и тем самым, отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.
Темы семинарских занятий акцентированы на наиболее принципиальных и проблемных вопросах мировой и отечественной истории.
Подготовку к каждому семинарскому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме практического занятия и по возможности подготовить по нему презентацию. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении контрольных работ.
Внеаудиторная самостоятельная работа по отдельным разделам и темам дисциплины осуществляется по рекомендованным преподавателем материалам. Она нацелена на углубление и закрепление знаний студентов по истории, развитие их практических навыков исторического анализа при характеристике общественно-политических, социально-экономических проблем прошлого и настоящего; направлена на развитие интеллектуальных умений, развитие общекультурных и профессиональных компетенций, развитие творческого потенциала личности студента.
Виды самостоятельной работы:
- подготовка к семинарским занятиям;
- написание исторического эссе (темы предусматривают раскрытие роли личности в истории)
VII. мАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Сведения о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса: лекционные и практические занятия по дисциплине «История» проходят в аудиториях, оборудованных компьютерами типа Lenovo C360G-i34164G500UDK с лицензионными программами MicrosoftOffice 2010 и аудио-визуальными средствами проектор Panasonic DLPProjectorPT-D2110XE, плазма LG FLATRON M4716CCBAM4716CJ. Для выполнения самостоятельной работы студенты в жилых корпусах ДВФУ обеспечены Wi-Fi.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Владивосток
2018
План-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине
№ п/п | Дата/сроки выполнения | Вид самостоятельной работы | Примерные нормы времени на выполнение | Форма контроля |
1. | 1 неделя | Самостоятельная работа по дисциплине | 1,5 | УО-1 собеседование |
2. | 2 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 5 | УО-1 собеседование, ПР-3подготовка эссе |
3. | 3 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 5 | УО-1, собеседование, УО-2 коллоквиум, ПК-3подготовка эссе |
4. | 4 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 5 | УО-2 коллоквиум, ПК-3подготовка эссе |
5. | 5 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 5 | УО-1 собеседование, ПК-3 представление эссе |
6. | 6 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
7. | 7 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
8. | 8 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
9. | 9 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
10. | 10 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
11. | 11 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
12. | 12 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
13. | 13 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
14. | 14 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
15. | 15 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
16. | 16 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
17. | 17 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
18. | 18 неделя | Подготовка к семинарскому занятию | 2,5 | УО-1 собеседование |
Формы контроля самостоятельной работы.
1. Обсуждение результатов выполненной работы на семинарском занятии, консультации.
2. Устный опрос.
3. Проверка написания исторического эссе.
4. Зачёт.
Критерии оценки выполнения самостоятельной работы
Критериями оценок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Самостоятельная работа нацелена на углубление и закрепление знаний студентов по истории, развитие их практических навыков исторического анализа, способности использования знаний, умений исторического анализа при характеристике общественно-политических, социально-экономических проблем прошлого и настоящего; направлена на развитие интеллектуальных умений, развитие общекультурных и профессиональных компетенций, развитие творческого потенциала личности студента.
Самостоятельная работа включает в себя два вида деятельности студентов. Это: подготовка к семинарским занятиям и написание исторического эссе (темы предусматривают раскрытие роли личности в истории).
Подготовка к семинарским занятиям
В процессе подготовки к семинарским занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Семинарские занятия по дисциплине «История» будут проводиться с использованием следующих методов активного/интерактивного обучения:
- Круглый стол – темы 5 и 11
- Дискуссия – темы 10 и 13
- Диспут – темы 9 и 14
- Коллоквиум – темы 3 и 6
- Обсуждение в группах – темы 2, 4,7, 8, 12
- Публичная презентация – тема 15.
Круглый стол
В данном семинаре могут принять участие специалисты-ученые, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т.п. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара (преподавателем) и приглашенными специалистами студенты обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Такие семинары демонстрируют демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению.
Как правило, круглый стол начинается с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (одно-два выступления по 7-10 мин., на каждый вопрос). После этого студенты (или специалисты при их присутствии) отвечают на вопросы, которые преподаватель поручил в процессе подготовки круглого стола и/или во время его. В ходе обсуждения этих вопросов студенты вступают в диалог с преподавателем (и/или приглашенными специалистами при их присутствии), выражают свое отношение к рассматриваемым проблемам. Преподаватель (и/или специалисты при их присутствии) также получают возможность представить свою точку зрения на указанную проблему. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, степень участия студентов в обсуждении.
Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам и высказать, в свою очередь, их понимание студентом.
Дискуссия
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование исторического познания по средствам совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических исторических проблем. Таким образом, дискуссионный метод выступает в качестве средства не только обучения, но и воспитания. Принцип единства обучения и воспитания, казалось бы, предопределяет тесную взаимосвязь уровней нравственного и интеллектуального развития.
На семинаре-дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих лекциях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать.
Данный семинар-дискуссия содержит элементы «мозгового штурма». Участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяют главные, обсуждают и развивают, оценивают возможности их доказательства или опровержения.
Преподаватель по мере надобности вводит в дискуссию любую ролевую позицию. Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта), с тем, чтобы большее число студентов получили соответствующий опыт.
Во время семинара-дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях. На таких занятиях необходим доверительный тон общения со студентами, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу студентов, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.
Семинар-диспут
На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Перед обучающимися заранее ставится проблема (проблемы), выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.
На обсуждение выносятся, как правило, 3 - 4 вопроса. В соответствии с ними создаются "малые полемические группы" - по две на каждый вопрос или в целом учебная группа делится на две части. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации.
Успех здесь во многом зависит от преподавателя - руководителя семинара, который выступает в качестве режиссера, от его умения создать на занятии психологический комфорт, обстановку свободы и раскованности участников семинара, от строгого соблюдения этики дискуссии. Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др. Семинар-диспут требует основательной подготовки от всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподаватель оценивает результаты дискуссии, работу на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности.
В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение проблемных вопросов совместно с преподавателем.
Коллоквиум
Слово коллоквиум происходит от латинского colloqium и означает «беседа». Так называется способ промежуточной оценки знаний студента, с помощью которого можно понять, насколько хорошо студенты усваивают материал курса. В ходе коллоквиума могут также проводиться письменные работы. К каждому коллоквиуму студент заранее получает перечень вопросов, по которым будет проходить беседа или письменная контрольная работа. Если коллоквиум предполагает разговор-беседу в студенческой аудитории, то в ходе обсуждения студент должен обосновать, аргументировать свою точку зрения.
Обсуждение в группах
На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Перед обучающимися заранее ставится проблема (проблемы), выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.
На обсуждение выносятся, как правило, 3-4 вопроса. В соответствии с ними создаются "малые полемические группы" - по две на каждый вопрос или в целом учебная группа делится на две части. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации.
Успех здесь во многом зависит от преподавателя - руководителя семинара, который выступает в качестве режиссера, от его умения создать на занятии психологический комфорт, обстановку свободы и раскованности участников семинара, от строгого соблюдения этики дискуссии. Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др. Семинар-диспут требует основательной подготовки от всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподаватель оценивает результаты дискуссии, работу на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности.
В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение проблемных вопросов совместно с преподавателем.
Публичная презентация
Тема публичной презентации должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать в заключении выводы, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы, отработку навыков ораторства, умения отстаивать собственное мнение в ходе дискуссии. Докладчики должны знать и уметь: сообщать новую информацию; использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия; дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко выполнять установленный регламент (не более 10 минут); иметь представление о композиционной структуре доклада и др.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.
2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).
3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.
4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.
5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.
6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).
7. Проверить визуальное восприятие презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма –визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.
Практические советы по подготовке презентации
- готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал;
- слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто;
- текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;
- рекомендуемое число слайдов 17-22;
- обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников;
- раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление: люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием; раздаточный материал важно раздавать в конце презентации; раздаточный материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.
Историческое эссе
Помимо подготовки к семинарским занятиям важную часть самостоятельной работы студентов по дисциплине «История» составляет написание исторического эссе. Эссе – творческая письменная работа, раскрывающая как уровень знания автором истории с фактографической стороны, так и склонность автора к творческому, анализу исторических фактов, явлений и процессов.
Эссе посвящено раскрытию роли личности в истории.
Студент по-своему усмотрению выбирает любую личность из российской или мировой истории и пишет по этой личности историческое эссе.
Структура эссе:
В эссе обязательно должны быть три раздела
1. Время жизни исторического деятеля. Что повлияло на становление личности, ее взглядов (очень кратко)? Характеристика исторических условий, в которых происходила деятельность исторической личности (кратко).
2. Деятельность исторической личности: сформулируйте направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни); назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия личности между его целями и средствами их достижения. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей; покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни).
3. Оценка результатов деятельности исторической личности: дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.); назовите альтернативные оценки данного исторического персонажа, существующие в исторической науке; выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков, оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса – обязательно нужно аргументировать мнение).
Объем исторического эссе – 2-4 стр. Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5 интервала на листах формата А4 (210 х 297 мм); шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.; поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см); выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк. На первой странице перед текстом эссе в правом верхнем углу должны быть указаны ФИО и группа автора, строкой ниже с выравниваем по центру тема эссе (жирным шрифтом). Внизу текста необходимо указать список литературы, которую вы использовали при написании эссе.
Образец:
Иванов И.И., гр. Б3105а
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине «История»
направление подготовки 48.03.01 Теология
профиль «Культура православия»
Форма подготовки очная
Владивосток
2018
Паспорт ФОС
Код и формулировка компетенции |
ОК-9
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Для текущей аттестации при изучении дисциплины «История» используются следующие оценочные средства:
1) Устный опрос (УО):
·Собеседование (УО-1)
·Коллоквиум (УО-2)
·Круглый стол, дискуссия (УО-4)
2) Письменные работы (ПР):
·Эссе (ПР-3)
№ п/п | Контролируемые разделы / темы дисциплины |
Оценочные средства | |||||||
текущий контроль | промежуточная аттестация | ||||||||
ОК-9 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | знает (пороговый уровень) | закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории | знание современных научных методов познания мира; знание основных тенденций развития мирового исторического процесса; знание основных этапов и процессов в истории России знание новейших достижений отечественной и зарубежной исторической науки, дискуссионных проблем российской истории. | способность назвать основные тенденции развития мировой истории и истории России, особенные и общие черты в сравнении с мировыми тенденциями, основные исследовательские подходы к изучению истории России, основные дискуссионные проблемы истории России. | |||||
умеет (продвинутый) | критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений | умение аналитически работать с литературой по курсу, систематизировать полученную информацию | способность последовательно, грамотно и оценочно изложить аргументы, приведенные в литературе | ||||||
владеет (высокий) | навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России | владение общенаучными методами в изучении истории России; владение навыками ведения дискуссии, навыками публичного выступления | способность сформулировать и аргументировать собственную позицию по рассматриваемым проблемам; способность объяснить значимость процессов и явлений истории России для современного развития России |
Методические рекомендации, определяющие процедуры оценивания результатов освоения дисциплины
Промежуточная аттестация студентов. Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «История» проводится в соответствии с локальными нормативными актами ДВФУ и является обязательной.
Содержание критериев
Максимальное количество баллов за семинарские занятия зависит от количества занятий и составляет 60% от всех видов работы. (Например, количество занятий -18, 18 умножаем на 3, получаем- 48 баллов = 60%).
ШКОЛА ИСКУССТВ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
«СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
Руководитель ОП | Директор Департамента Философии и религиоведения (название кафедры) |
_____________ Мезенцев И.В. (подпись) (Ф.И.О. рук. ОП) | ______________ Леонидова В.В. (подпись) (Ф.И.О. зав. каф.) |
«_____»___________________2018 г. | «______»_________________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
направление подготовки 48.03.01 Теология
профиль «Культура православия»
Форма подготовки очная
курс 1 семестр 2
лекции 18 час.
семинарские занятия 36 час.
лабораторные работы не предусмотрены
в том числе с использованием МАО лек. 18 /сем. 36 час.
всего часов аудиторной нагрузки 54 час.
в том числе с использованием МАО 54 час.
самостоятельная работа 54 час.
в том числе на подготовку к экзамену не предусмотрено
контрольные работы (количество) не предусмотрены
курсовая работа / курсовой проект не предусмотрены
зачет 2 семестр
экзамен не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых ДВФУ, утвержденных приказами ректора от …
Рабочая программа обсуждена на заседании Департамента истории и археологии, протокол № 13 от «20» июля 2018 г.
Директор Департамента истории и археологии: к.и.н., доцент Щербина П.А.
Составители: к.и.н., профессор Ковалёва З.А. (курс-лидер), к.и.н., доцент Щербина П.А., к.и.н., профессор Плохих С.В., к.и.н., доцент Исаев А.А., ст. преподаватель Ботнарь А.П.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.