ОК-9 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Для формирования вышеуказанных компетенций в рамках дисциплины «История» применяются следующие методы активного/интерактивного обучения:
Лекционные занятия: лекция-беседа, проблемная лекция, лекция-презентация с обсуждением.
Семинарские занятия: круглый стол, дискуссия, диспут, коллоквиум, обсуждение в группах, публичная презентация.
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Лекционные занятия (18 час.)
Раздел I . «Ремесло историка» и особенности исторического знания (4 час.)
Тема 1. Место истории в системе наук (2 час.)
Лекция-презентация с обсуждением
Понятие истории. Значение познания прошлого. Становление истории как научной дисциплины. Рождение «истории» в Античности. Геродот. От описания к объяснению. Современное понимание предмета и объекта исторической науки. Место теории в исторической науке.
Сущность формационного и цивилизационного подходов. Понятие «исторический источник», его место в историческом исследовании. Система архивного хранения документов в России.
Структура исторической науки. Методологический поворот в истории в ХХ в. Междисциплинарность и компаративистика.
«Новая история». Основные направления современной исторической науки. История в системе научного знания: межпредметные связи.
Тема 2. Основные характеристики мировых цивилизаций. Этапы образования государств. (2 час.)
Проблемная лекция
Новые оценки и подходы к осмыслению исторического процесса. Термин «цивилизация» и типология цивилизаций по Данилевскому Н., Тойнби А., Шпенглеру О.
Принципы выделения цивилизаций и их типологии.
Восточный и античный типы цивилизационного развития. Великое переселение народов в III – VI вв. Падение Римской империи. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Типы цивилизаций в современной науке: непрогрессивный тип развития, восточный тип, западный тип цивилизации, техногенная цивилизация, глобальная цивилизация.
Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, психологическая, марксистская, органическая и другие.
Типы общностей в догосударственный период. Особенности становления европейских государств. Властные традиции и институты в государствах Европы, роль военного вождя.
Этнокультурные и социально-экономические и политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков.
Раздел II . Россия и мир в X – XIX вв. (6 час.)
Тема 1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России (2 час.)
Проблемная лекция
Хронологические рамки Средневековья. Происхождение понятия «Средние века». Особенности периода: феодальный способ производства и, как следствие, новые социально-классовые отношения: собственники земли – феодалы и крестьяне; укрепление статуса религии, становление христианства важнейшим фактором европейской культурной общности и превращение его в одну из мировых религий.
Историческая судьба Византийской империи. Причины и последствия крестовых походов. Централизация и формирование национальных культур. Возникновение сословно-представительных учреждений в Европе, появление университетов. Европейские страны в XVI - XVII вв.
Исторические предпосылки новых явлений:
- возрождение, Реформация и Контрреформация;
- изобретение книгопечатания и роль Библии;
- завоевание и колонизация европейцами американского континента;
- буржуазные революции (Нидерланды, Англия), укрепившие в общественном менталитете мысль о том, что власть обязана опираться на закон.
Особенности русского Средневековья. Факторы, повлиявшие на исторические процессы средневековой Руси: природно-климатический, геополитический, конфессиональный, национальный и фактор социальной организации.
Различные точки зрения историков на период «Средневековья»: Савицкий, Соловьев, Гумилев, Янин, Каргалов и др. Русь в межцивилизационном пространстве.
Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока. Монгольская экспансия: причины и результаты. Дискуссия о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Русь, Орда и Литва. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Становление и развитие Московского государства. Реформы Ивана III. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.