Этапы формирования компетенции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОК-9 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знает закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории Умеет критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений Владеет навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России

Для формирования вышеуказанных компетенций в рамках дисциплины «История» применяются следующие методы активного/интерактивного обучения:

Лекционные занятия: лекция-беседа, проблемная лекция, лекция-презентация с обсуждением.

Семинарские занятия: круглый стол, дискуссия, диспут, коллоквиум, обсуждение в группах, публичная презентация.

I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Лекционные занятия (18 час.)

Раздел I . «Ремесло историка» и особенности исторического знания (4 час.)

Тема 1. Место истории в системе наук (2 час.)

Лекция-презентация с обсуждением

Понятие истории. Значение познания прошлого. Становление истории как научной дисциплины. Рождение «истории» в Античности. Геродот. От описания к объяснению. Современное понимание предмета и объекта исторической науки. Место теории в исторической науке.

Сущность формационного и цивилизационного подходов. Понятие «исторический источник», его место в историческом исследовании. Система архивного хранения документов в России.

Структура исторической науки. Методологический поворот в истории в ХХ в. Междисциплинарность и компаративистика.

«Новая история». Основные направления современной исторической науки. История в системе научного знания: межпредметные связи.

Тема 2. Основные характеристики мировых цивилизаций. Этапы образования государств. (2 час.)

Проблемная лекция

Новые оценки и подходы к осмыслению исторического процесса. Термин «цивилизация» и типология цивилизаций по Данилевскому Н., Тойнби А., Шпенглеру О.

Принципы выделения цивилизаций и их типологии.

Восточный и античный типы цивилизационного развития. Великое переселение народов в III – VI вв. Падение Римской империи. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.

Типы цивилизаций в современной науке: непрогрессивный тип развития, восточный тип, западный тип цивилизации, техногенная цивилизация, глобальная цивилизация.

Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, психологическая, марксистская, органическая и другие.

Типы общностей в догосударственный период. Особенности становления европейских государств. Властные традиции и институты в государствах Европы, роль военного вождя.

Этнокультурные и социально-экономические и политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков.

Раздел II . Россия и мир в X – XIX вв. (6 час.)

Тема 1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России (2 час.)

Проблемная лекция

Хронологические рамки Средневековья. Происхождение понятия «Средние века». Особенности периода: феодальный способ производства и, как следствие, новые социально-классовые отношения: собственники земли – феодалы и крестьяне; укрепление статуса религии, становление христианства важнейшим фактором европейской культурной общности и превращение его в одну из мировых религий.

Историческая судьба Византийской империи. Причины и последствия крестовых походов. Централизация и формирование национальных культур. Возникновение сословно-представительных учреждений в Европе, появление университетов. Европейские страны в XVI - XVII вв.

Исторические предпосылки новых явлений:

- возрождение, Реформация и Контрреформация;

- изобретение книгопечатания и роль Библии;

- завоевание и колонизация европейцами американского континента;

- буржуазные революции (Нидерланды, Англия), укрепившие в общественном менталитете мысль о том, что власть обязана опираться на закон.

Особенности русского Средневековья. Факторы, повлиявшие на исторические процессы средневековой Руси: природно-климатический, геополитический, конфессиональный, национальный и фактор социальной организации.

Различные точки зрения историков на период «Средневековья»: Савицкий, Соловьев, Гумилев, Янин, Каргалов и др. Русь в межцивилизационном пространстве.

Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока. Монгольская экспансия: причины и результаты. Дискуссия о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Русь, Орда и Литва. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Становление и развитие Московского государства. Реформы Ивана III. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.