В подростковом возрасте эмоциональные переживания качественно изменяются, так как изменяются и сами отношения подростка с окружающим миром. Более сложными становятся отношения со взрослыми, со сверстниками, особенно со сверстниками другого пола. По-новому подростки начинают относиться к учебной деятельности и самим себе. Все это является источником разнообразных, сложных, нередко противоречивых переживаний. Вместе с тем, несмотря на общий более высокий уровень развития эмоциональной сферы в этот период, проявления эмоций недостаточно устойчивы. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам — страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств.
Учитывая эти возрастные особенности, надо так организовать занятия на уроках физической культуры и на тренировках, чтобы они проходили на общем оптимальном эмоциональном фоне и доставляли подростку удовольствие. Как показывают наблюдения, в зависимости от программного материала уроки сопровождаются эмоциональными состояниями различной интенсивности. \ Уроки с элементами спортивных игр вызывают сильное эмоциональное возбуждение, которое снижается медленно и может отрицательно сказаться на уроке, следующем за уроком физической культуры. Поэтому необходимо в конце занятия включать на 3—4 мин пси-
148
хорегулируклцие средства на расслабление и снятие возбуждения. Систематически применять их рекомендуется и в работе с юными спортсменами, особенно в период интенсивных тренировочных нагрузок, которые могут вызвать стойкое отрицательное отношение к занятиям.
Уроки с элементами гимнастики иногда проходят недостаточно эмоционально, что снижает интерес к ним. На этих уроках необходимо применять психорегулирующие приемы на активизацию, возбуждение стенических эмоций.
Волевые проявления в среднем школьном возрасте значительно отличаются от этих проявлений у младших школьников. Интенсивное накопление знаний, расширение познавательных возможностей, опыт общения с людьми, критическое отношение к окружающему миру, повышение личной ответственности за свои поступки — все эти факторы определяют развитие воли у подростков. Они высоко ценят волевые качества в людях, могут по достоинству оценить предъявляемые им требования, а убедившись в их справедливости, необходимости и целесообразности, с готовностью и даже удовольствием подчиняются этим требованиям.
В то же время подростки часто бывают недисциплинированны, отступают от цели, не доводят дело до конца. Обычно это связано с непоследовательностью и несогласованностью требований со стороны взрослых, неспособностью к высоким волевым напряжениям, если взрослые необоснованно освобождают подростков от трудных и ответственных заданий. Кроме того, при сильном возбуждении у подростков проявляются несдержанность, нетерпеливость, резкость. У некоторых нередко наблюдается негативизм — желание поступать вразрез с требованиями взрослых, что является следствием неблагоприятных отношений с ними, когда активность и самостоятельность постоянно наталкиваются на недоверие, запрет. В силу недостатка знаний и жизненного опыта подростки не всегда понимают сущность отдельных волевых качеств, не могут правильно выбрать средство их воспитания, не всегда отличают упрямство от настойчивости, торопливость от решительности, лихачество и озорство от смелости.
На занятиях физической культуры и спортом очень важно учитывать как положительные, так и отрицательные стороны воли подростка, тем более что занятия физическими упражнениями являются прекрасным средством воспитания положительных волевых качеств. Возраст 11—14 лет очень благоприятный для воспитания смелости, решительности, инициативности.
Основным средством специализированного развития волевых качеств юных спортсменов является систематическое выполнение упражнений, требующих проявления специфических для данного вида спорта волевых усилий. Это главным образом упражнения, направленные на улучшение физического развития, овладение техникой и тактикой, т. е. упражнения, повседневно выполняемые юными спортсменами на тренировочных занятиях. Эти упражнения необходимо своевременно усложнять, учитывая физическое развитие занимающихся.
149
Важным условием воспитания волевых качеств подростков является неуклонная и высокая требовательность к ним, опирающаяся на строгий контроль за точностью и качеством выполняемых упражнений. Подросток способен подчиниться самым строгим требованиям, если считает их справедливыми.
Большое значение для воспитания волевых качеств в процессе физического воспитания и занятий спортом имеет умелое применение таких средств, как убеждение в необходимости выполнения предъявляемых требований, разъяснение их значения, поощрение за проявление твердой воли, порицание за проявленную слабость воли. После выполнения, заданий следует давать оценку действиям занимающихся, учитывая не только технику выполнения упражнения, решение тактических задач, но и проявление тех или иных волевых качеств.
Необходимой составной частью волевой подготовки юных спортсменов является образовательная работа. Необходимо давать подросткам систематические знания о сущности волевых качеств, приводить яркие примеры волевых поступков в различных видах спорта, учить оценивать проявления волевых качеств у товарищей.
Для большинства подростков характерна субъективная переоценка степени развития у них волевых качеств. Поэтому очень важно научить их правильно оценивать свои волевые качества и стимулировать серьезную работу по воспитанию воли.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.