В подростковом возрасте резко возрастает интерес к собственному «Я», стремление познать, себя, свои возможности, силы, способности. Самосознание предполагает самооценку. Самооценка собственной личности у подростка начинается с изучения окружающих: он внимательно присматривается к своим товарищам, к взрослым, прислушивается к тому, как другие оценивают те или иные поступки и качества людей, и как бы проецируют эту оценку на самого себя. Однако в силу недостаточности знаний, жизненного опыта самооценка ребят 11 —15 лет, как правило, несовершенна.
Учитывать данную особенность личности подростков особенно важно в спортивной деятельности. От того, насколько правильно тренер оценит возможности юных спортсменов, во многом зависит их отношение к своим результатам, к победам и неудачам. В силу того что подростки склонны переоценивать значение успеха или неуспеха, может быстро закрепиться самоуверенность, зазнайство или постоянная неуверенность в своих силах. В более старшем возрасте это может вызвать значительные субъективные трудности, мешающие спортивному совершенствованию.
; Интенсивное развитие самосознания в подростковом возрасте порождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми, выносливыми, мужественными. Реальные возможности воспитать у себя качества сильной воли мальчики, например, видят в занятиях боксом, борьбой, фут-
150*
болом, хоккеем. Вот почему в этом возрасте основным мотивом занятий физической культурой и спортом является опосредованный мотив — желание стать физически сильным и волевым. Этот мотив можно легко использовать для овладения разнообразными и сложными двигательными навыками.
Важная особенность личности подростка — стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять свое место в обществе, и прежде всего в среде сверстников. Поэтому большое значение в жизни подростков имеет коллектив, в котором они учатся, занимаются спортом или каким-либо другим любимым делом. У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Чтобы не уронить себя в их глазах, завоевать их уважение, подросток способен на поступки, требующие больших психических напряжений. Вместе с тем он предъявляет повышенные требования к членам своего коллектива, не прощая товарищу проступки, затрагивающие честь коллектива. ; Но не всегда подростки правильно понимают сущность дружбы, чести и других нравственных понятий, что может привести к защите товарища, совершившего дурной проступок, к круговой поруке и т. д. Незрелость нравственного сознания проявляется в отсутствии стойких нравственных убеждений. Упорно отстаивая свои моральные убеждения, подросток легко может им изменить, перейдя в другой коллектив, который предъявляет иные моральные требования к своим членам. Различными средствами (беседами, разъяснениями, примерами) нужно добиваться правильного понимания подростками основных нравственных понятий, формируя на их основе полноценное общественное мнение коллектива. Всю воспитательную работу с подростками следует проводить через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива. Умело используя его мнение, педагог может добиться выполнения своих требований даже от наименее дисциплинированных учеников.
Коллектив подростков имеет более сложную структуру, чем коллектив младших школьников. Отношения в нем складываются по принципу «деловой зависимости», а также симпатии, антипатии, доверия, уважения, равнодушия и т. п. Место каждого члена коллектива в этой системе отношений во многом зависит от нравственно-психологических качеств — мужества, стойкости, готовности к взаимопомощи, поддержке, способности быть хорошим другом и т. п. А то или иное положение в коллективе определяет различную степень эмоционального благополучия в нем каждого подростка. Оказавшись отвергнутым в классе, он стремится найти свое место в другой группе сверстников. Нередко именно такие подростки приходят в спортивные секции, стремясь удовлетворить остро переживаемую потребность в признании товарищей. Эти ребята требуют особого внимания со стороны тренера, нуждаются в поддержке.
Занятия спортом в секциях, в ДЮСШ — одно из действенных
151
средств перевоспитания «трудных» подростков. Различают несколько групп «трудных». Трудновоспитуемые—подростки, равнодушно относящиеся к учебе, периодически нарушающие дисциплину. Они бывают грубы, нечестны. Эти отклонения чаще всего связаны с некоторым отставанием в психическом развитии, излишней ранимостью, болезненным самолюбием и некоторыми другими личностными особенностями. Педагогически запущенные— это подростки, отрицательно относящиеся к учебе и любой общественно полезной деятельности. Они систематически нарушают дисциплину, нормы морали {прогуливают, дерутся, курят, употребляют спиртные напитки), грубы, ленивы, жестоки. Педагогическая запущенность является, как правило, следствием неблагополучия в семье, когда родители не обращают внимания на воспитание детей. Подростки-правонарушители — это те, кто совершает периодически правонарушения (мелкое воровство, хулиганство), состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Несовершеннолетние преступники — подростки, совершающие уголовные преступления. Правонарушители и преступники отличаются ярко выраженным асоциальным поведением, первопричиной которого являются аморальные семьи, пагубно влияющие на формирование личности ребенка.
Среди «трудных» первые две группы составляют большинство. Это подростки, которые чаще всего отвергаются коллективом класса. От перехода в группу социально опасных сверстников их может уберечь активное привлечение к занятиям спортом. Перевоспитание подростка должно опираться на положительные качества его личности, которые могут ярко проявиться, когда он почувствует доброжелательное отношение к себе, увидит реальные перспективы для самовыражения и самоутверждения.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.